Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 16:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Возрастная психология".
Согласно А. В. Петровскому социальная ситуация развития, или шире - социальная среда, может быть стабильной или изменяющейся, что означает относительную стабильность и изменения в той социальной общности, в которой находится ребенок, человек.
Вхождение ребенка как социального существа в жизнь этой общины предполагает прохождение трех фаз: адаптации к действующим в этой общности нормам, формам взаимодействия, деятельности; индивидуализации как удовлетворения «потребности индивида в максимальной персонализации» и интергации личности в этой общности.
Если индивидуализация характеризуется «поиском средств и способовдля обозначения своей индивидуальности», с тем чтобы снять противоречие между этим стремлением и результатом адаптации (стал такой же, как все в общности»), то интеграция «детерминируется противоречиями между сложившимся на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным своими особенностями и значимыми для него отличиями в общности и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишьтедемонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют ее ценностям, способствуют успеху совместной деятельности» (Петровский А. В.). Совместная деятельность, осуществляемая в рамках ведущей деятельности, заданной «конкретной социальной ситуацией развития, в которой совершается его (ребенка) жизнь», является одним из основных условий развития личности в любой социальной ситуации.
23. Классический психоанализ З.Фрейда. Основные понятия, структура и динамика личности. Развитие детского психоанализа в работах М.Клен и А.Фрейд.
З.Фрейд разработал метод психоанализа, который позволил создать структурную теорию личности, в основе которой лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества.
Развитие личности состоит в становлении ее структуры:
ИД - Оно - природное начало, телесные влечения (сексуальность по Фрейду - любая телесная потребность
ЭГО - Я - прижизненное образование.
СУПЕРЭГО - Сверх я - формируется при жизни под влиянием общества. Социальная подструктура - совесть, ценности, мораль, идеалы. Первые образцы - родители
Со своими сотрудниками М.Клен начала психоанализ маленьких детей в возрасте 2 лет. Она использовала игру в куклы в качестве заместителя свободных ассоциаций взрослых.
В своей психоаналитической практике А.Фрейд дополнила обычный подход «через речь» изучением невербального поведения ребенка. Игра детей также считалась важным компонентом в исследовании скрытых переживаний ребенка. Позднее, в зарубежной психологии игровая терапия стала стандартной процедурой детской психоаналитической практики.
З.Фрейд трактовал отношения ребенок-общество (взрослый) и вывел основные принципы: Общество - источник всевозможных травм; Отношения «ребенок-взрослый», «ребенок-общество» с самого начала антагонистические; Проблема включения ребенка в общество - проблема социализации личности.
24. Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона. Осн.понятия. Стадии психосоциального развития. Жизненные кризисы и способы их преодоления.
Центральным положением теории Э.Эриксона развития явилось то, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания.
Эпигенетический принцип определяет последовательность стадий развития личности. Эпигенез - наличие целостного врожденного плана, определяющего основные стадии развития (органов, лич.структуры). Постулируется наличие критических периодов для возникновения и развития личностных структур. Каждая стадия основана на предыдущей, существуют сенситивные периоды к развитию какого- то определенного свойства личности.
Развитие - процесс преодоления закономерно возникающих на каждой возрастной стадии психосоциальных кризисов. Суть кризиса в выборе между альтернативными путями развития - формирование позитивного новообразования либо деструктивного, мешающего становлению эго-идентичности.
Каждая стадия сопровождается кризисом - поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивидууму на этой стадии. Каждый кризис содержит и позитивный и негативный компоненты, в зависимости от того, насколько удовлетворительно он разрешается.
Каждая стадия характеризуется модусом - способом функционирования личности, ее образом действия и отношением к миру.
Эриксон разделил жизнь человека на
восемь отдельных стадий психосоциального
развития эго.
стадия | возраст | Психосоц-ый кризис | Сильная.сторона |
оральная | 0-1 год | Базовое доверие - недоверие | Надежда |
анальная | 1-3 года | Автономия - стыд и сомнение | сила воли |
фаллическая | 3-6 лет | Инициативность - вина | цель |
латентная | 6-12 лет | Трудолюбие - некомпетентность | компетентность |
Подростк. возраст | 12-19 (20) лет | Гармоничная идентичность - диффузная идентичность | верность |
молодость | 20-35 лет | Близость - изоляция | любовь |
зрелость | 35-60 лет | Продуктивность - застой | забота |
старость | 60 и старше | Эго-интеграция - отчаяние | мудрость |
25. Исходные принципы и основные понятия теории интеллектуального развития ребенка Ж.Пиаже. Понятие эгоцентризма и эгоцентрической речи. Стадии интеллектуального развития ребенка в концепции Ж.Пиаже.
Теорию детского мышления Пиаже строил на основе логики и биологии. Он исходил из идей о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. Этапы психического развития - это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основа этой схемы - логическое мышление.
По Пиаже, субъекту свойственны 2 ф-ции: организация - определенная структура поведенческого акта; адаптация - активное взаимодействие организма со средой, в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде.
Процесс развития - чередование ассимиляции и аккомодации. До определенного предела ребенок старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную.
Равновесие - означает такое соотношение между ассимиляцией и аккомодацией, при котором наступает адаптация.
Эгоцентризм проявляется в неумении воспринять иную точку зрения. Эгоцентризм -- это совокупность докритических, объективных позиций в познании мира.
В речи ребенка очень часто встречается местоимение 'я'. Не вся спонтанная речь ребенка эгоцентрична. Существует некий коэффициент эгоцентрической речи -- отношение числа эгоцентрических высказываний к числу спонтанных.
Стадии развития интеллекта по Ж. Пиаже.
Сначала формируются сенсомоторные структуры
- системы последовательно выполняемых
материальных действий. Затем возникают
структуры конкретных операций - системы
действий, выполняемых в уме, но с опорой
на внешние, наглядные данные. Еще позже
происходит становление формально - логических
операций. Основной критерий - интеллект.
· сенсомоторный интеллект (от рождения до 2 лет)
· дооператорный интеллект (2 - 7 лет)
· конкретные операции (7 - 12 лет)
· формальные
операции (от 12 лет).
26. Периодизация психического развития по Л.Колбергу
Выявленные
в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней
нравственного развития соответствуют
библейским представлениям об ориентации
человека на страх, стыд и совесть при
выборе поступка.
I уровень: Страх наказания (до 7 лет).
1. Страх перед правом силы.
2. Страх быть обманутым и недополучить
благ.
II уровень: Стыд перед окружающими людьми
(13 лет).
3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением.
4. Стыд общественного осуждения, негативной
оценки больших социальных групп.
III уровень: Совесть (после 16 лет).
5. Желание соответствовать своим нравственным
принципам.
6. Желание соответствовать своей системе
нравственных ценностей.
27. Закономерности психического развития.
Психическое развитие - закономерное изменение психических явлений во времени, выражающееся в их количественных, качественных и структурных преобразованиях (А. В. Петровский).
Развитие идет при взаимодействии трех факторов: генетического (наследственного), социальной среды, обстоятельства жизни.
Существует несколько подходов к пониманию ведущего фактора в психическом развитии:
1. Биогенетическое направление. Психическое развитие - результат преобразований заложенных задатков. Соответственно развитие идет по законам биологического созревания организма. Определяющим фактором являются генетические предпосылки. Один из сторонников этого подхода - С.Холл.
2.Социогенетическое направление. Психическое развитие - результат влияния общества, социальной среды. Главное в человеке - его опыт, а опыт зависит от социальной среды. Сторонниками этого подхода можно назвать таких психологов как Э. Дюркгейм, Г. Тард.
3. Эпигенетическое
направление. Психическое развитие
- результат влияния как генетического,
так и социального факторов. Одним из первых
о значении влияния двух факторов говорил
В. Штерн, предложивший принцип конвергенции
- соединения биологической и социальной
линий развития.