Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 16:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Возрастная психология".
Инв олюционные изменения - утрата ранее сформиро-ванных психических свойств и качеств, имевших место в предыдущих периодах развития.
Гетерохронное развитие - разновременное проявление психических качеств в онтогенезе. Одни функции опережают другие в развитии, другие отстают.
Биологическоеразвитие- развитие, детерминируемое наследственными и врожденными факторами.
Социальное развитие- развитие человека под взаимосвязанным влиянием природной и социальной среды, исторического развития общества, национальной принадлежности личности и др.
Специальное развитие - развитие психических функций, процессов, свойств личности в условиях профессиональной подготовки.
Становление личности выступает как особый тип развития, имеющий свои тенденции, перспективы развертывания, самоопределения, самореализации, включающий в себя все виды названных типов развития
17. Проблема периодизации психического развития и подходы к ее решению в отечественной психологии (Л.С. Выготский, Д.Б Эльконин, Д.И.Фельдштейн, А.В.Петровский).
Периодизация - разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.
Л.С.Выготский различал три группы периодизации: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам развития. Для первой группы периодизация на основе внешнего, но связанного с процессом развития критерия. Во второй группе - используется не внешний, а внутренний критерий - какая-либо одна сторона развития. В третьей группе периодизации предпринята попытка выделить периоды развития на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина.
Возрастная периодизация Л.С. Выготского: кризис новорожденности - младенческий возраст (2 месяца - 1 год) - кризис 1 года - раннее детство (1 - 3 года) - кризис 3 лет - дошкольный возраст (3 - 7 лет) - кризис 7 лет - школьный возраст (8 - 12 лет) - кризис 13 лет - пубертатный возраст (14 - 17 лет) - кризис 17 лет.
Д.Б. Эльконин. Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера Личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов служат кризисы - переломные моменты в развитии ребенка.
А.В. Петровским была предложена психол. концепция развития Личности и возрастной периодизации, рассматривающая процесс развития Личности как подчиненный закономерности единства непрерывности и прерывности. Единство этих двух условий обеспечивает целостность процесса развития Личности как процесс интеграции в различных социальных группах
18. Проблема периодизации психического развития и подходы к ее решению в зарубежной психологии (общая характеристика).
Существуют
разные возрастные периодизации развития.
В них выделяют разные периоды, эти периоды
по-разному называются, различны возрастные
границы, т.к. их авторы в основу заложили
разные критерии.
Все схемы периодизации
Выготский разделил на три группы по
их теоретическим основаниям.
I. Соотнесение психического развития ребенка с другим процессом. Критерий -- внешний по отношению к развитию признак (периодизация Г. С. Холла, основанная на выделении образовательных ступеней).
Периодизация
Рене Заззо (системы воспитания и
обучения совпадают с этапами детства):
II. Критерий -- один признак, абстрагированный из целостного развития (периодизация 3.Фрейда на основе психосексуального развития, теория Ж. Пиаже на основе развития интеллекта). Недостатки таких периодизаций в утрате целостности развития, в потере показательности единственного признака, лежащего в основе развития.
З.Фрейд
считал главным источником, двигателем
человеческого поведения бессознательное,
насыщенное сексуальной энергией. Детская
сексуальность понимается 3. Фрейдом
широко, как все, приносящее телесное удовольствие,
- поглаживания и т.д.
Стадии развития интеллекта
по Ж. Пиаже. Процесс развития интеллекта
представляет собой смену трёх больших
периодов, в течение которых происходит
становление трёх основных интеллектуальных
структур. Сначала формируются сенсомоторные
структуры - системы последовательно выполняемых
материальных действий. Затем возникают
структуры конкретных операций - системы
действий, выполняемых в уме, но с опорой
на внешние, наглядные данные. Еще позже
происходит становление формально - логических
операций.
Периодизация Колберга
основана на изучении уровня морального
развития человека. Выявленные в исследованиях
Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного
развития соответствуют библейским представлениям
об ориентации человека на страх, стыд
и совесть при выборе поступка.
III. Внутренние закономерности провеса
развития как основа периодизации (А.
Гезелл -- изменение темпа развития).
19 Периодизация психического развития Л. С. Выготского
Рассматривая вопрос периодизации психического развития, Л. С. Выготский отмечал, что необходимо выделить объективные основания, указывающие на изменение возраста и перехода ребенка на новый этап развития. Он ввел понятия «психологические новообразования» и «социальная ситуация развития» (характер отношений между ребенком и обществом, которые складываются в данный период).
Л. С. Выготский считал, что исследование переходов от одного периода развития к другому дает возможность раскрыть внутренние противоречия развития. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л. С. Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Выготского, и составляет главное содержание критических возрастов.
Выделяя два пути развития: критический (возникает внезапно, протекает бурно) и литический (спокойный), Выготский заметил, что критический период имеет позитивные сдвиги - переход от одних форм поведения к но-. вым формам. Он выделил в нем три этапа:
Критический период может быть просто переходным при соответствующей ситуации развития и изменении отношений со взрослыми.
Л. С. Выготский выделял в качестве критических периодов детства возраст около 1 года, 3 года, 6-7лет, период новорожденности и подростковый период.
Чередование стабильных и критических периодов по Л. С. Выготскому
Кризис новорожденности. Младший возраст (2 месяца - 1 год). Противоречия между максимальной социальностью младенца и минимальными возможностями общения.
Кризис 1 года. Раннее детство (1-3 года). Деятельность «серьезная игра», предметно-орудийная. Появляются жест, ходьба, речь.
Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3-7 лет). Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение «Я сам».
Кризис 7 лет. Школьный возраст (8-12 лет). Утрата детской непосредственности из-за дифференциации внутренней и внешней жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка.
Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14-18 лет). Чувство взрослости - ощущение своей личности, развитие самосознания.
20. Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина
При построении периодизации Д. Б. Эльконин основывался на следующем:
Отсюда вся психическая жизнь ребенка рассматривается как процесс непрерывной смены деятельностей, причем на каждом возрастном этапе выделяется «ведущая деятельность», с усвоением структур которой связаны главнейшие психологические новообразования данного возраста. Внутри системы ведущей деятельности Д. Б. Эльконин об-, наруживает скрытое диалектическое противоречие между двумя аспектами ведущей деятельности - операционально-техническим, относящимся к развитию подсистемы «ребенок - вещь», и эмоционально-мотивационным, связанным с развитием подсистемы «ребенок - взрослый». В общей последовательности ведущих деятельностей попеременно чередуются деятельности с преимущественным развитием то одной, то другой стороны.
Каждая эпоха детства состоит из закономерно связанных между собой двух периодов. В первом периоде идет усвоение задач, мотивов, норм человеческой деятельности и развитие мотивационно-потребностной сферы, во втором - усвоение способов действий с предметами и формирование операционально-технических возможностей. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционально-техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они сформировались.
1 эпоха. Младенчество (до 1 года) - ведущая деятельность - непосредственно-эмоциональное общение.
iiRj
детство - предметно-манипулятивная деятельность.oo
2 эпоха. Дошкольный возраст - ролевая игра.
Мла/ЦАй цюльчик - учебная деятельность.
3эпоха. Подросток- интимно-личностноеобщение.
Старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность.
21. Периодизация психического развития по Д.И. Фельдштейну.
Д.И. Фельдштейн вводит представление о чередующемся развитии двух личностных позиций ребенка: Я в обществе и Я и общество. Первая позиция характеризуется преобладанием процесса социализации. Новые отношения с людьми делают неопределенными контуры личности ребенка, он податливо отзывается на влияние общества. Вторая позиция выступает как процесс индивидуализации. Ее содержанием является осознание себя в качестве субъекта общественных отношений. Позиция субъекта, согласно Фельдштейну, возникает уже у трехлетнего ребенка, в шесть лет она сменяется его установкой на новые социализирующие воздействия. Однако у подростка в период от 10 до 15 лет, на основе развития сознания и самосознания, вновь преобладает позиция Я и общество.
В целом в исследованиях подчеркивается, что на протяжении всего развития личности в онтогенезе имеют место различные уровни социальной зрелости личности, но главные узлы этого развития отражаются в трех этапах:
1. До трех лет, когда малыш осознает наличие других людей.
2. С трех лет, когда ребенок осознает свое Я. Самоутверждается Я сам, осваивает нормы человеческих отношений, пытаясь уже ориентироваться на оценку взрослых, что в первую очередь определяется потребностью в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.
3. С десяти лет, когда подросток стремится утвердить свое Я в системе общественных отношений. Этот этап уже предполагает и осознание общения, и самоуправление в процессе общения, т.е. развитую личность.
Именно уровни
социального развития наиболее благоприятны
для формирования личности, ее стержневых
качеств, а значит, для системы воспитательных
воздействий, которые должны обеспечить
школа и общество в целом.
22. Этапы социализации в концепции А. В. Петровского