Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 16:47, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Возрастная психология".
1. Предмет психологии развития и возрастной психологии. Место психологии развития и возрастной психологии в системе психологических дисциплин.
Возрастная психология делает акцент на возрастных особенностях психики, а психология развития - изучает сам процесс психического развития.
Возрастная психология определяется как наука о фактах и закономерностях психического развития здорового человека.
Составляющими предмета возрастной психологии являются:
· изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой (количественные, эволюционные, революционные, ситуационные)
· понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека.
· закономерности, механизмы и движущие силы психического развития.
Связь ВП с другими науками: в общей психологии исследуются психические функции - восприятие, мышление, речь, память, внимание, воображение. В возрастной психологии прослеживается процесс развития каждой психической функции на разных возрастных этапах.
В психологии человека рассматриваются такие личностные образования, как мотивация, самооценка и уровень притязаний, ценностные ориентации, мировоззрение и т.д., а возрастная психология отвечает на вопросы, когда эти образования появляются у ребенка, каковы их особенности в определенном возрасте.
Связь возрастной психологии с социальной показывает зависимость развития и поведения ребенка от особенностей тех групп, в которые он входит: от семьи, группы детского сада, школьного класса, подростковых компаний.
Возрастная и педагогическая психология смотрят на процесс взаимодействия ребенка и взрослого с разных сторон: возрастная психология с точки зрения ребенка, педагогическая - с точки зрения воспитателя, учителя.
Соотношение
понятий: Понятие возрастной психологии
в принципе уже понятия психологии развития,
поскольку развитие здесь рассматривается
всего лишь как функция или хронологического
возраста, или возрастного периода. Психология
развития связана не только с изучением
возрастных этапов человеческого онтогенеза,
но рассматривает разнообразные процессы
макро- и микропсихического развития вообще.
Поэтому, строго говоря, возрастная психология
может быть только частью психологии развития,
хотя иногда они используются как синонимы.
Предмет психологии развития -- закономерные
изменения человеческой психики во времени,
влекущие за собой новые изменения, и связанные
с этим факты и явления психической жизни.
2. Теоретические и практические задачи психологии развития и возрастной психологии.
Теоретические задачи:
1. Проблема движущих сил, источников и мехонизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека
2. Проблема периодизации психич-го развития в онтогенезе
3. Проблема возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов
4. Проблема возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний
5. Проблема возрастного развития личности и др.
Практические задачи:
1. Контроль за ходом психического развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях
2. Определение возрастных норм психич.функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека
3. Возрастная и клиническая диагностика
4.Психологическое сопровождение, помощь в кризисные периоды жизни чел-ка
5. Организация учебно-образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др.
3. Стратегии и методы исследования психического развития ребенка в психологии развития и возрастной психологии.
Классификация Б.Г.Ананьева: Организационные методы: Лонгитюдное исследование; метод продольных срезов (когда нужно изучить изменения психики на протяжении некоторого времени у одних и тех же людей); поперечные срезы, продольные срезы (здесь берутся люди одного возраста и сравниваются разные возрастные параметры, исслед-ются группы, а не индивид); комплексное изучение. Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы(естесств-ый, лабораторный, полевой и т.д.), формирующие эксперименты; биографический метод (особенности онтогенеза); анкетирование, тесты, интервью, беседа. Обрабатывающие методы: Стат-обработка (колич-ая,качественная). Интерпретационные методы: Генетический анализ (возраст.изменчивость), структурный анализ (микроанализ на ур-не одного возраста).
Две стратегии исследования психического развития: Констатирующая стратегия исследования исходит из представления о развитии как стихийном процессе, где объект развития- индивид. Любое вмешательство извне нарушает ход развития. Поэтому позиция исследователя внешняя, он только констатирует изменения. Формирующая стратегия следует из нового взгляда на развитие как процесс, осуществляющийся в форме присвоения ребенком социокультурного опыта в общении и сотрудничестве со взрослым. Решающее значения для развития приобретает обучение. Объект развития не индивид, а ребенок в системе соц-ых отношений.
4. Исторический анализ понятия детства.
Для понимания истории детства большое значение имеет теория «несовпадения точек созревания», созданная Л.С. Выготским. Он выделил в развитии ребенка 3 точки: социального созревания, полового созревания и органического созревания. Между этими точками существует противоречие. У «примитивных» народов точки полового и социального созревания совпадают, а органическое созревание продолжается.
Вся история детства определяется законами развития общественного производства, законами противостояния физического и умственного труда и перспективами преодоления противоположностей двух его форм.
Средние века:
· не было осознания специальной природы детства;
· ребенок принадлежит обществу взрослых.
Классицизм:
· нет особого места детским образам;
· интересует всеобщее, образцовое в людях, детство предстает как возрастное уклонение от нормы.
Просветители:
· ребенок - объект воспитания
· детство, отрочество, юность - не этапы жизни, а только подготовка к ней
Романтизм:
· устанавливается культ ребенка
· внимание направлено к тому, что будет утеряно взрослыми
· не реальный живой ребенок, а отвлеченный символ невинности, близости к природе и чувственности.
Реализм:
· появляются образы бедных, обездоленных детей, лишенных домашнего очага, жертв семейной и школьной тирании.
5. Биогенетические концепции развития
Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч. Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие, генезис, подчиняется определенному закону. Затем Э. Геккель и И. Мюллер сформулировали знаменитый биогенетический закон: в ходе внутриутробного развития животное или человек повторяет кратко те стадии, которые проходит данный вид в своем филогенезе.
С. Холл сформулировал подобный закон для после-утробного развития. Теории психического развития, связанные с идеей повторяемости в этом развитии истории человечества, принято называть теориями рекапитуляции, они опираются на идею преформизма.
С появлением трудов Э. Торндайка и И. П. Павлова перестала господствовать идея связывания психического развития только с развертыванием инстинктов. И. П. Павлов показал, что существуют и приобретенные формы поведения, в основе которых лежит условный рефлекс или ряд условных рефлексов. Развитие человека стало сводиться к проявлениям инстинктов и дрессуре. Опыты В. Келера на обезьянах привели к открытию интеллекта у человекоподобных обезьян. На этой почве стали появляться теории, согласно которым психика в своем развитии проходиттри этапа: инстинкта, дрессуры и интеллекта. Эти взгляды хорошо прослеживаются в теории развития К. Бюлера. Он связывал три ступени развития, их возникновение не только с созреванием мозга и усложнением отношений с окружающей средой, но и с развити-
6. Подходы к решению проблемы условий и движущих сил развития в зарубежной психологии( С.Холл, А.Геззел, К.Бюллер, гештальтпсихология, В.Штерн, А.Валлон).
С.Холл считал, что ребенок в своем развитии повторяет развитие человеческого рода.
Формулируя общий закон детского развития, А Геззел обратил внимание на снижение темпа развития с возрастом. Чем младше ребенок, тем быстрее происходят изменения в его поведении. Но что стоит за этим изменением, А.Геззел так и не ответил. Метод, которым он пользовался, в результате сводил к росту.
К.Бюллер предложил теорию 3 ступеней развития. Эта концепция базируется на 3 понятиях, обозначающих ступени развития, таких как: инстинкт, дрессура, интеллект. Основная движущая сила развития поведения, по К.Бюллеру, - переход удовольствия «с конца на начало».
А.Валлон постулировал, что для выявления причин развития ребенка необходимо изучать возникающие в ходе его развития: конфликты, противоречия. Одно из ключевых противоречий психического развития состоит в том, как соотносятся душа и тело, телесное и психическое, как происходит переход от органического к психическому. По мнению А.Валлона, психика не может быть сведена к органике и в то же время не может быть объяснена без нее.
В.Штерн считал, что психическое развитие - результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни.
7. Концепция психического развития в бихевиоризме. Законы научения. Методы исследования (И.П.Павлов, Дж.Уотсон, ЭТорндайк, Б.Скиннер).
Методы бихериоризма: объективное наблюдение, эксперимент.
На развитие бихевиоризма повлияли следующие идеи И.П.Павлова: характерности приспособительной деятельности для всего живого, условного рефлекса и связи зависимых и независимых переменных.
В ранних исследованиях научения на передний план выступила идея сочетания стимула и реакции, условных и безусловных стимулов: был выделен временной параметр этой связи. Возникла ассоцианистическая концепция научения. Ее авторы - Дж.Уотсон, Э.Газри.
Концепция научения возникла, когда внимание исследователей привлекли функции безусловного стимула в установлении новой ассоциативной стимульно-реактивной связи. В ней главный акцент был сделан на значении подкрепления. Авторы концепции: ЭТорндайк и Б.Скиннер.
Законы научения Торндайка:
Закон готовности, предполагающий наличие у индивида готовности к подкреплению определенным видом стимула.
Закон подкрепления или эффекта - научение происходит только при условии подкрепления новой реакции.
Закон упражнения или повторения
новой формы поведения для ее подкрепления.
8. Эволюция теории соц.научения: 1 поколение - Н.Миллер, Дж.Доллард, Р.Сирс; 2 поколение - А.Бандура, Дж.Гервиц; 3 поколение - Ж.Аронфрид, Ю.Бронфенбреннер. Осн.эксперементальные исследования.
Первое поколение
Н.Миллер, Дж.Доллард рассматривали клинический материал. Поведение является следствием первичных (врожденных) побуждений - голод, жажда, боль. Все они могут быть удовлетворены, но не угашены. Подкрепление - то, что усиливает тенденцию к повторению ранее возникшей реакции. Научение - усиление связи между ключевым стимулом и ответом, который он вызывает благодаря подкреплению. Если в репертуаре поведения человека нет соответствующей реакции, то её можно приобрести, наблюдая поведение модели. Придается большое значение механизированному научению путем проб и ошибок. С помощью подражания уменьшается кол-во ошибок. Механизмы у человека и животного одинаковые.
Второе поколение
А. Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Научение через наблюдение, имитацию и идентификацию - третья форма научения. Одно из проявлений имитации - идентификация. Это процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, выступающей в качестве модели. Имитация приводит к тому, что ребенок может вообразить себя на месте модели, испытать сочувствие, соучастие, симпатию к этому человеку.