Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 00:49, шпаргалка

Описание работы

1. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО АНАНЬЕВУ.
2. ПОНЯТИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ В ИССЛЕДОВАНИИ
3. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОНЯТИЯ ДОКУМЕНТ, ПРОБЛЕМА ДОСТОВЕРНОСТИ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
5. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ДОКУМЕНТОВ
21. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ, ИХ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

Работа содержит 1 файл

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО.docx

— 76.60 Кб (Скачать)

 

АНКЕТИРОВАНИЕ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОПРОСА, ВИДЫ АНКЕТИРОВАНИЯ

Анкетирование-  вид  опроса,  в  котором  респондент  самостоятельно заполняет анкету.

Анкета- опросный лист,  самостоятельно  заполняемый  опрашиваемым  по правилам.

По числу  опрашиваемых различают:

1. Групповое  анкетирование.

2. Индивидуальное  анкетирование.

По месту  проведения выделяют:

1. Анкетирование  дома.

2. Анкетирование  на работе.

3. Анкетирование  в целевых аудиториях.

По способу  распространения анкет:

1. Раздаточная  анкета: раздаётся респондентам  самим анкетёром.

2. Почтовая анкета: рассылается по почте.

3. Прессовая  анкета: публикуется в прессе.

Основное   достоинство   группового   анкетирования    связано    с организационной доступностью и оперативностью опроса. Анкеты  заполняются  в

присутствии анкетёра и возвращаются ему сразу после  заполнения.  Эта  форма опроса обеспечивает  почти  стопроцентный  возврат  и  краткие  сроки  сбораданных.

При использовании  индивидуального анкетирования  с помощью раздаточной анкеты анкетёр  либо  вручает  анкету  респонденту,  договариваясь  о  сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив  правила  заполнения  и  цели опроса, ожидает заполнения анкеты.

 

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНКЕТНОГО ОПРОСА, ИНСТРУМЕНТАРИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ АНКЕТИРОВАНИЯ

При проведении анкетного опроса проходится три  этапа :

1) подготовительный  этап (включающий разработку программу  опроса, составление плана и сетевого  графика робот, проектирование  инструментария, его пилотажная  проверка, размножение инструментария, составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц участвующих  в опросе, подбор и подготовка  интервьюеров, анкетеров, решение  организационных проблем).

2) оперативный  этап – сам процес анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления;

3) результирующий  этап – обработка полученной  информации. Исходя  из стр-ры метода, определяется его хар-ка, которая вкл в себя ряд требований,

предъявляемых к исходным документам анкетного опроса, к анкетеру, к респонденту и к самому инструментарию (к анкете, опросному листу).

Основным средством  коммуникации при проведении опроса является анкета. Как составление  анкеты, так и способы работы с  ней имеют свои методические приемы и хар-ки, соблюдение которых является необходимым условием успешной реализации этого метода, нацеленного на получение достоверной информации.

 

ИНТЕРВЬЮ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОПРОСА, ЕГО ФУНКЦИИ, КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ИНТЕРВЬЮ

Интервью.  Как  метод  сбора  информации  интервью  во  многом  лишено перечисленных выше недостатков,  но  платой  за  это  является  сравнительно высокая стоимость.

Интервью- проводимая по определённому  плану  беседа,  предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом,  причём  запись  ответов  ведётся либо  интервьюером,  либо  на  какой  либо  носитель  информации  (например, диктофон).

Выделяют несколько  видов интервью, в зависимости  от  того,  насколько стандартизирована ситуация беседы.

Стандартизированное интервью с закрытыми  вопросами  применяется  для опроса значительной совокупности людей (несколько сотен  или  тысяч),  когда содержательная структура проблемы определена.

Стандартизированное  интервью  с  открытыми  вопросами  предоставляет респонденту больше самостоятельности в формулировке  ответов  и  требует  от интервьюера их максимально подробной и точной регистрации.

Направленное  (фокусированное)  интервью.   План   такого   интервью предусматривает  только  перечень  вопросов,  которые  следует   обязательно

рассмотреть во время беседы. Но последовательность и  формулировка  вопросов могут меняться в зависимости от конкретной ситуации.

Свободное интервью предполагает предварительную разработку  примерных основных направлений беседы  с  респондентом.  Формулировка  вопросов  и  их последовательность  складываются  в   процессе   интервью   и   определяются индивидуальными особенностями опрашиваемого.

Функции интервью:

а)      получение информации;

б)      воздействие на респондента.

 

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА НАБЛЮДЕНИЯ, ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ. ПРИМЕНЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИССЛЕДОВАНИЯ

Наблюдение   в   социологии-   метод   сбора    информации    путём непосредственного изучения социального явления в его естественных условиях.

Существует  ряд особенностей этого метода:

1. Связь наблюдателя  с объектом наблюдения.

2. Наблюдатель  не лишён человеческой черты- эмоциональности восприятия.

3. Сложность  повторного наблюдения.

Достоинства  и  недостатки  метода  наблюдения.  Главное   достоинство состоит в том, что он даёт возможность уловить детали данного  явления,  его

многогранность.     Гибкость метода- ещё одно качество, имеющее немаловажное значение  при изучении социальных явлений.    И, наконец, дешевизна- обычный атрибут, присущий этому методу.

Среди недостатков прежде всего следует отметить качественный  характер выводов, которые можно получить в результате наблюдения. Метод  редко  может быть применён к наблюдению больших совокупностей.  Однако  наиболее  крупный недостаток   связан   с   возможностью   привнесения    определённой    доли субъективности  в  существо  метода  и  меньшими,  чем  в  других   случаях, возможностями широкого обобщения результатов исследования.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ НАБЛЮДЕНИЯ

В зависимости  от  степени  стандартизации  техники  наблюдения  можно выделить две основные разновидности этого метода.

Стандартизированная   техника   наблюдения   предполагает   наличие предварительно детально разработанного списка  событий,  признаков,  которые

предстоит наблюдать; определение условий и ситуаций  наблюдения;  инструкции для наблюдателей; единообразные  кодификаторы  для  регистрации  наблюдаемых явлений.

Нестандартизированное (неструктурированное) наблюдение. В этом случае исследователь  определяет  лишь  общие  направления   наблюдения,   согласно которым результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в  процессе наблюдения или позднее по памяти.

Формы и приёмы фиксации результатов наблюдателя-  бланки  и  дневники наблюдения, фото-, кино-, видео- и радиоаппаратура.

В зависимости  от роли наблюдателя в изучаемой  ситуации  различают  4 вида наблюдения:

1.  Полное  участие   наблюдателя   в   ситуации:   предполагает   включение   наблюдателя  в  изучаемую  группу  как  полноправного  её  члена.   Роль

наблюдателя неизвестна членам группы.

2.  Участник  ситуации  как   наблюдатель:   характеризуется   включённостью наблюдателя в группу, однако подразумевается, что всем  участникам  ясна

его роль как  исследователя.

3.  Наблюдатель  как  участник:  означает,  что  наблюдатель-  прежде  всего  исследователь и, взаимодействуя с участниками социального  процесса,  не

претендует  быть действительным его участником.

4. Полностью  наблюдатель: исследователь выполняет  лишь функцию  наблюдателя, не взаимодействуя с участниками ситуации, оставаясь вне поля их зрения.

 

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ НАБЛЮДЕНИЯ, ПРОГРАММА ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ НАБЛЮДЕНИЯ

Процедура наблюдения. Процесс исследования социального  явления методом наблюдения условно  можно представить  в  виде  следующей  последовательности шагов:

- формулировка  проблемы,  описание  объекта  наблюдения,  определение задач;

- определение  единиц  наблюдения  и  индикаторов  изучаемых  аспектов поведения;

- разработка  языка  и  системы  понятий,  в  терминах  которых  будут описываться  результаты  наблюдения;  определение  выборочных   процедур   с

ситуациях, когда имеется возможность сделать отбор из множества наблюдений;

- подготовка  технических документов для фиксации  наблюдаемого  явления (карточки, бланки протоколов, кодировочные бланки и т. п.);

- запись результатов  наблюдений;

- анализ и  интерпретация данных;

- подготовка  отчёта и выводов по итогам  исследования.

 

ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТА. ВИДЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ, ИХ СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

Эксперимент — метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.

Для эксперимента характерны:

1. Активная позиция  самого исследователя.

Исследователь может вызывать психическое явление  столько раз, сколько необходимо для проверки выдвинутой гипотезы.

2. Создание заранее  продуманной искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство  проявляется лучше всего и  его можно точнее и легче  оценивать.

При экспериментальных  исследованиях важно, чтобы все  испытуемые были равны по возрасту, здоровью, мотивам участия и др. Мотивы участия варьируются только в том случае, когда изучается  именно их влияние на то или иное психическое явление.

Достоверность проверяемой гипотезы достигается  либо при многократном повторении опытов, либо за счет достаточного количества испытуемых с последующей математической обработкой.

Основные особенности  эксперимента сохраняются во всех его  видах.

ЛАБОРАТОРНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ осуществляется чаще всего в специально оборудованном помещении с помощью различных приборов и приспособлений.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. Для снятия отрицательного влияния на испытуемого условий лаборатории разработан эксперимент, который проводится в естественных условиях группы, учебной мастерской и т.д., т.е. ребенку предлагают выполнять обычные для него действия со знакомыми картинками, числами, словами, предметами и пр. К тому же исследователь до начала своей работы знакомится с детьми, принимает активное участие в их жизни. В связи с этим занятия, проводимые экспериментатором, не вызывают настороженности.

Лабораторный  и естественный эксперименты могут  быть:констатирующими, направленными на установление фактического состояния и уровня тех или иных особенностей психического развития к моменту проведения исследования, и формирующими, направленными на изучение психического явления непосредственно в процессе активного формирования тех или иных психических особенностей. Если происходит обучение каким-либо знаниям, навыкам, умениям, то формирующий эксперимент — обучающий. Если происходит формирование тех или иных свойств личности, то формирующий эксперимент — воспитывающий.

 

МЕТОДЫ ОТБОРА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ГРУПП, ПЛАНИРОВАНИЕ И ЛОГИКА ЭКСПЕРИМЕНТА

Эксперименты  различаются как по характеру  экспериментальной ситуации, так  и по логической структуре доказательства гипотез.

По характеру  экспериментальной ситуации эксперименты делятся на «полевые» и лабораторные. В полевом эксперименте объект исследования находится в

естественных  условиях своего функционирования. В условиях лабораторного эксперимента экспериментальная ситуация, а часто и сами экспериментальные группы формируются искусственно. Поэтому члены группы, как правило, осведомлены об эксперименте.

По логической структуре доказательства гипотез  различают линейный и параллельный эксперименты:

1. Линейный эксперимент  отличается тем, что анализу  подвергается одна и та же  группа, являющейся контрольной  (её первоначальное состояние),

экспериментальной (её состояние после изменения  каких-либо её характеристик). То есть ещё до начала эксперимента чётко  фиксируются все контрольные,

факторные и  нейтральные характеристики изучаемого объекта.

2. В параллельном  эксперименте одновременно участвуют  две группы: контрольная и экспериментальная.  Их состав должен быть идентичен  по всем контрольным, а также  по нейтральным характеристикам,  которые могут повлиять на  исход эксперимента. Характеристики  контрольной группы остаются  постоянными в течение всего  периода эксперимента, а экспериментальной  – изменяются.

Метод попарного  отбора используется преимущественно  в параллельном эксперименте. Суть его заключается в следующем. Из генеральной совокупности

выбираются  две группы таким образом, чтобы  они были идентичны по нейтральным  и контрольным, но различались по факторным характеристикам. После  этого для обеих групп одинаковые условия, а через некоторое время  замеряется эффект эксперимента путём  фиксации и сравнения параметров контрольных признаков в обеих  группах.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"