Шпаргалка по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 00:49, шпаргалка

Описание работы

1. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО АНАНЬЕВУ.
2. ПОНЯТИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЕЕ НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ В ИССЛЕДОВАНИИ
3. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПОНЯТИЯ ДОКУМЕНТ, ПРОБЛЕМА ДОСТОВЕРНОСТИ ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
5. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ДОКУМЕНТОВ
21. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ, ИХ ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

Работа содержит 1 файл

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО.docx

— 76.60 Кб (Скачать)

Первое "золотое  правило" в работе с документами (да и вообще со всякой информацией)-четко различать описания событий и их оценку. Мнения и оценки потенциально обладают меньшей достоверностью по сравнению с фактуальной информацией. Нередко в документе отсутствует детальная характеристика ситуации, о которой высказано мнение или оценка. Но именно конкретная ситуация дает ключ к расшифровке смысла высказанных оценок и мнений.

Далее следует  выяснить, каким намерением руководствовался составитель документа, что поможет  выявить умышленные или непроизвольные искажения.

Очень важно  знать, каков метод получения  первичных данных, использованный составителем документа. Всем известно, что сведения "из первых рук" надежнее, чем информация из неопределенного источника, а  записи по свежим впечатлениям отличаются от описания тех же событий спустя какое-то время.

Если документ содержит статистическую группировку  данных, следует в первую очередь  выявить основание классификации. В соответствии с целью исследования возможны перегруппировки данных по иным основаниям.

Наконец чрезвычайно  важно хорошо уяснить общую обстановку, в которой составлялся документ: располагала ли она к объективности (независимо от целевых намерений  автора) или диктовала смещение информации в какую-то сторону."

В социологической  литературе документация, подлежащая анализу, делится на две большие  группы: личные документы и документы  официальные.

Особую осторожность должен проявлять исследователь  при работе с личными документами. При работе с официальными документами  у исследователя также возникает  ряд трудностей. Попытаемся рассмотреть  процесс анализа личных и официальных  документов.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ДОКУМЕНТОВ

Существуют  различные классификации документов:

1. С точки  зрения целевого назначения различают:

а) целевые документы: выбирает сам социолог;

б) наличные документы: есть в наличии.

2. По степени  персонификации:

а) личные: заявления, письма, характеристики и т. д.;

б) безличные: например, статистические данные.

3. В зависимости  от статуса источника:

а) официальные;

б) неофициальные.

4. По источнику  информации:

а) первичные: составленные на базе прямого наблюдения или опроса;

б)  вторичные:  обработка,  обобщение,  описание,  сделанное  на  основе

первичных источников.

 

СУЩНОСТЬ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА, ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ

Количественный  анализ (контент-анализ).

Наиболее  существенным  ограничением,  связанным  с   использованием традиционных методов анализа таких документов, как газеты  и  тому  подобные источники, является возможность субъективных влияний на результаты  анализа, т.  е.  влияние  установок   исследователя,   его   интересов,   сложившихся стереотипных   представлений   о   предмете   анализа.   Данный   недостаток преодолевается методиками  формализованного  анализа,  которые  основаны  на статистическом учёте различных объективных характеристик  текста.  Например, частота публикаций в газете материалов по определённой  теме,  число  строк, отводимых редакцией отдельным темам, рубрикам, авторам,  частота  упоминаний проблем, терминов, имён, географических названий и т. п.

Контент-анализ- это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного  текста на бумаге или записи на каких-либо иных физических носителях.

Анализ основан  на единообразных стандартизированных  правилах  поиска, учёта и подсчёта количественных показателей изучаемых характеристик текста.

Его суть заключается  в том, чтобы найти и использовать  для  подсчёта такие признаки документа,  которые  отражали  бы  определённые  существенные стороны его содержания. Контент-анализ  целесообразно  использовать  при   наличии   больших текстовых  массивов  с  чёткой  структурой,  определяемой   коммуникативными намерениями авторов текста.

Этапы применения контент-анализа

Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального  носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо  использование методики контент-анализа.

Первый этап. Определение совокупности изучаемых  источников или сообщений с помощью  набора заданных критериев, которым  должно отвечать каждое сообщение:

заданный тип  источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)

один тип  сообщений (статьи, заметки, плакаты);

заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);

сопоставимый  размер сообщений (минимальный объем  или длина)

частота появления  сообщений,

способ распространения  сообщений;

место распространения  сообщений;

время появления  сообщений.

При необходимости  можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются  чаще всего.

Второй этап. Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях  можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу  и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.

Третий этап. Выявление единиц анализа. Ими могут  быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о  каком-либо предмете. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной  единицы анализа:

она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;

она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;

она должна легко  идентифицироваться;

число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.

Если в качестве единицы анализа избирается тема, то она также выделяется в соответствии с некоторыми правилами:

Тема не может  выходить за пределы абзаца.

Новая тема возникает, если происходит смена:

воспринимающего,

действующего,

цели,

категории.

Существуют  также и специальные методики контент-анализа, адаптированные к  нуждам исторических и историко-философских  исследований.

Четвертый этап. Выделение единиц счета, которые  могут совпадать со смысловыми единицами  или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа  сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

физическая  протяженность текстов;

площадь текста, заполненная смысловыми единицами;

число строк (абзацев, знаков, колонок текста);

длительность  трансляции по радио или ТВ;

метраж пленки при аудио- и видеозаписях,

количество  рисунков с определенным содержанием, сюжетом и прочее.

В некоторых  случаях исследователи используют и другие элементы счета. Принципиальное значение на этом этапе контент-анализа  имеет строгое дефинирование его операторов.

Пятый этап. Непосредственно  процедура подсчета. Она в общем  виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных  таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов.

Шестой этап. Интерпретация полученных результатов  в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются  такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть  или скрыть его автор. Возможно выявление  процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или  явления.

 

ВЫРАБОТКА КАТЕГОРИЙ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НИМ

Параметры и  категории Контент-анализа - основные элементы  категориальной модели предмета контент-анализа  (см.). Параметры  анализа представляют предмет анализа  (исследования) в наиболее общем виде. Вместе с тем разработка параметров предмета анализа является начальной точкой построения его модели, поскольку лишь только после этого возможна детализация модели на уровне категорий анализа. Можно выделить четыре класса  параметров анализа: предмет содержания текста  - элемент действительности, попавший в зону внимания коммуникатора,  отраженный в содержании текста; отношение  коммуникатора к предмету содержания текста, к-рое включает все возможные типы отношения (напр., объем, внимания, степень благожелательности и т.п.); модальность отношения коммуникатора к предмету содержания текста, она фиксирует способы выражения отношения коммуникатора к предмету содержания текста; тип коммуниканта, т.е. непосредственного создателя текста сообщения. Указанные классы  параметров при соответствующей разработке конкретных параметров и категорий могут представить предмет анализа в виде системы.

Однако группы параметров "отношение" и "модальность  выражения отношения разработаны  еще настолько слабо, что практически  невозможно говорить о том, что они  могут быть элементами системной  модели. Поэтому требование системности  целесообразно применять лишь по отношению к разработке модели предмета содержания текста, к-рый является важнейшим элементом категориальной модели. В этой модели можно выделить главный параметр, являющийся организационным центром модели. Остальные параметры лишь характеризуют его, являются параметрами-характеристиками. Параметры анализа в зависимости от числа оснований, по к-рым классифицируются внутри их категории,  могут быть одномерными и многомерными. Типичным одномерным параметром, напр., является параметр "тип автора материала", если он характеризуется категориями "журналисты" и "внештатные авторы", однако если мы используем еще и признак пола, то параметр становится двухмерным. В зависимости от сложности входящих в них категорий параметры подразделяются на иерархические и неиерархические. В иерархич. параметре каждая категория  представляется "деревом", имеющим несколько ярусов категорий различн. степени сложности. Можно сказать, что простые категории образуют структуру сложной категории. Способ получения знания о сложных категориях при помощи изучения простых категорий называется способом интегрирования категорий анализа. Этот способ имеет одно важное достоинство. Часто сложные категории невозможно закодировать при помощи такой единицы анализа,  как суждение. Способ интегрирования позволяет это сделать.

В зависимости  от характера наполнения их категориями  параметры подразделяются на исчерпывающие (полностью измеряющие все аспекты  соответствующих признаков) и неисчерпывающие (измеряющие лишь нек-рые аспекты признака). Категории анализа могут быть подразделены (классифицированы) на три типа: по степени их конструктивизации, по характеру их связи с элементами содержания и по "междисциплинарности". Степень конструктивизации характеризуется абстрактностью категории. Эксплицитные категории в этом плане  являются наименее абстрактными, их конструирование часто заключается в простом копировании наиболее значимых признаков содержания текста. Смысл второго из указанных оснований классификации типов категорий анализа состоит в возможности соотнесения категории и содержания текста. Чем менее абстрактна категория, тем легче задать ее поисковый образ.  В простейшем случае образ сводится к перечислению определенного списка слов. Под "междисциплинарностью"  имеется в виду связь категорий анализа с различн. научн. дисциплинами. Стандартизация параметров и категорий анализа обеспечивает сравнимость рез-тов, получаемых различн. исследователями, и накопление знаний о различн. объектах исследования. Основными причинами, препятствующими прогрессу  в стандартизации, являются: отсутствие специальных социологич. теорий, связанных с созданием, распространением и потреблением  текстов различн. характера и типа (напр., текстов средств массовой информации и пропаганды и др.), недостаточно четкая экспликация параметров и категорий в различн. исследованиях, эмпиричность значительной части категорий.

В России плодотворная работа  в области стандартизации параметров и категорий анализа осуществлена в рамках проекта  "Обществ. мнение"  под руководством  Б. А. Грушина. Особенность этой работы состоит в том, что часть параметров, разработанных в связи с анализом содержания текстов средств массовой информации и пропаганды, инвариантна различн. типам получения информации. В частности, ряд параметров позволяет не только анализировать поведение  коммуникатора, но также получать данные  о структурных элементах обществ. системы. Эти параметры ориентированы на деятельност-ный подход  к изучаемым объектам. Они позволяют зафиксировать ряд элементов действительности, в т. ч. и соц. структуры, к-рые непосредственно связаны с деятельностью  коммуникатора: сфера обществ. жизни, локальность сферы обществ. жизни, профессия  субъектов соц. деятельности, герои содержания, характеризуемые набором признаков (пол, возраст, образование  и др.). Все указанные параметры анализа непосредственно связаны с жизнью  об-ва. Их представление в содержании текстов средств массовой информации и пропаганды связано с выполнением последними своих важнейших функций. Вместе с тем эти параметры служат основой категоризации элементов действительности, производимой журналистами при создании текстов, и, следовательно, являются параметрами поведения коммуникаторов. Другая часть параметров, использованных в проекте, может быть рассмотрена в качестве стандартных (при использовании их совместно с указанными) при изучении поведения коммуникатора: хронология событий, освещаемых в тексте, оперативность и степень новизны информации, тип отношения авторов к освещаемым событиям.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологии"