Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
60.Самосовершенствование личности в системе современного образования.
Самосовершенствование
- цель жизнедеятельности человека.
Пути и способы саморазвития и
самосовершенствования
Личность - социальное существо, включенное в общественные отношения, участвующие в общественном развитии и выполняющее определенную общественную роль.
Личностью человек может стать только в социальной среде.
Если рассматривать личность как результат развития, то следует отметить, что только на определенном уровне психического развития челове становится личностью. Этот уровень характеризуется появлением определенной направленности личности, собственных взглядов и отношений, собственных требований, оценок и самооценок.
Среди характеристик личности XXI века приоритетное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность в обществе. Среди характеристик личности XXI века приоритетное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованность и конкурентоспособность в обществе.
Ведущими характеристиками конкурентоспособной личности являются:
четкость целей и ценностных ориентаций,
трудолюбие,
творческое отношение к делу,
способность к риску,
независимость,
способность к непрерывному самообразованию и профессиональная компетентность.
Под самовоспитанием понимают активно-творческое отношение к себе, "достраивание" самого себя, направленное на совершенствование определенных личностных качеств, нейтрализацию несовершенств своей личности. Отправной точкой самовоспитания, личностного роста являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотношение, самооценка.
Самосовершенствование-это процесс повышения уровня своей компетентности и конкурентоспособности, развития значимых качеств личности в соответствии с требованиями социума и личной программой саморазвития. Самосовершенствование-это процесс повышения уровня своей компетентности и конкурентоспособности, развития значимых качеств личности в соответствии с требованиями социума и личной программой саморазвития.
В любой деятельности можно выделить две стороны - адаптивную и творческую. Творческая является определяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людей останавливаются в своем развитии на уровне адапционных процессов, то есть процессов приспосабливания к условиям существования.
Повседневная
работа требует от человека длительного
интеллектуального напряжения, волевых
усилий, эмоционального напряжения. Человек,
контролирующий свои действия и поступки,
является хозяином своей жизни, судьбы,
карьеры. Для него присущи такие
качества как храбрость, сострадание,
терпение.
58. Методы, формы и средства осуществления воспитательного процесса.
Метод
воспитания - это способы воздействия
на сознание, волю, чувства, поведение
воспитанников с целью
Метод воспитания - это способ действия воспитателя. Воспитатель может действовать по-разному:
-
«воздействовать на ребенка», и
тогда маленький человек будет
представляться ему «мягким
- «противодействовать», то есть искоренять что-то дурное в ребенке, бороться с его представлениями и взглядами;
-
«содействовать», значит
- «взаимодействовать», то есть сотрудничать, действовать одновременно с ребенком, «рука в руку» (C.А.Смирнов).
Метод воспитания в педагогике рассматривается как способ достижения заданной цели на основе организации педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя и воспитанника.
Педагог в воспитательной деятельности опирается на лучшие качества личности школьника, развивать их, постоянно укрепляя уверенность воспитанника в себе, в своих возможностях.
Каждый
метод реализуется в
Правила выбора методов обусловлены целью и задачами воспитания, возрастными, индивидуальными и личностными особенностями школьников:
- гуманизм отношений педагога к воспитанникам;
-системный
подход к выбору методов
- выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия и средства его осуществления.
Метод воспитания зависит от социального окружения, уровня развития коллектива, в который входят воспитанники.
Под «формой» понимается внешнее выражение какого-либо содержания. «Форма воспитательной работы» - это способ организации и выражения содержания воспитательного процесса.
Формы воспитательной работы делятся на мероприятия, дела, игры (Е.В. Титов).
Мероприятия - это занятия, события, ситуации, организованные педагогами в соответствии с целью и задачами воспитательной деятельности.
Дела - общая деятельность, важные события, осуществляемые членами какого-либо коллектива.
Игры - это воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения.
По времени проведения формы делятся на :
- кратковременные,
- продолжительные,
- традиционные.
По видам деятельности различаются:
- формы учебные,
- трудовые,
- спортивные,
- художественной деятельности.
По способу влияния педагога:
- непосредственные,
- опосредованные.
По субъекту организации:
-
деятельность организуется
- деятельность организуется на основе сотрудничества,
-
инициатива в организации
Классификация форм воспитания взаимосвязаны, но в зависимости от выбранного педагога подхода и та же форма может быть отнесена к той или иной классификации.
Организационные формы часто заимствуются воспитателем из других непедагогических сфер социальной жизни («олимпиада», КВН, конференции) или вырабатываются в самой педагогике («трудовой десант», «орлятский огонек», урок, профориентационные игры). Педагогическая интерпретация формы сводится к тому, чтобы сделать ее обязательным условием саморазвития, самовоспитания, придать ей онтологический смысл. В любой организационной форме педагогический смысл имеет лишь то, что произошло, что изменилось в жизненном мире воспитанника, в его духовном
Искусство
учителя заключается в том, чтобы
с высоты своей образованности, жизненной
мудрости, опираясь на выводы психологии
и педагогики, творчески используя их
в своей повседневной работе, чутко понимать
этот мир, побуждать, а не принуждать своих
учеников на овладение новыми знаниями,
на добрые дела и поступки.
10.Различные теоретические воззрения на природу психики.
В родовом обществе господствовало мифологическое представление о душе. Каждая конкретная чувственно воспринимаемая вещь наделялась сверхъестественным двойником – душой (или многими душами). Такой взгляд называется анимизмом (от лат. «анима» – душа). Окружающий мир воспринимался как зависящий от произвола этих душ. Поэтому первоначальные воззрения на душу относятся не столько к истории психологического знания как такового, сколько к истории общих воззрений на природу.
Анимизм – вера в скрытый за видимыми вещами сонм духов (душ) как особых «агентов» или «призраков», которые покидают человеческое тело с последним дыханием (например, по мнению философа и математика Пифагора) и, будучи бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Древние греки называли душу словом «психе», которое и дало имя науке. В нем сохранились следы из начального понимания связи жизни с ее физической и органической основой (русские слова: «душа, дух» и «дышать», «воздух»).
Принципиально новый подход выразило сменившее анимизм учение о всеобщей одушевленности мира – гилозоизм, в котором природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью. Решительные изменения произошли первоначально не столько в фактическом составе знания, сколько в его общих объяснительных принципах. Те сведения о человеке, его телесном устройстве и психических свойствах, которые создатели древнегреческой философии и науки почерпнули в учениях мыслителей Древнего Востока, воспринимались теперь в контексте нового, освобождавшегося от мифологии миропонимания.
Гилозоисту Гераклиту(конец VI – начало V в. до н. э.) космос представлялся в виде «вечно живого огня», а душа («психея») – в виде его искорки. Таким образом, душа включена в общие закономерности природного бытия, развиваясь по тому же закону (Логосу), что и космос, который один и тот же для всего сущего, не создан никем из богов и никем из людей, но который всегда был, есть и будет «вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».
Идея Гераклита о том, что от закона Логоса зависит ход вещей, получила развитие у Демокрита (ок. 460–370 гг. до н. э.).
Основу его теории составляет концепция, согласно которой весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц – атомов. Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа также материальна и состоит из мелких круглых атомов, наиболее подвижных, ибо они должны сообщить активность инертному телу. Душа является источником активности, энергии для тела. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа.
Школа Гиппократа (ок. 460–377 гг. до н. э.) рассматривала жизнь как изменяющийся процесс. Среди ее объяснительных принципов мы встречаем воздух в роли силы, которая поддерживает неразрывную связь организма с миром, приносит извне разум, а в мозгу выполняет психические функции. Единое материальное начало в качестве основы органической жизни отвергалось. Если бы человек был единым, то он никогда бы не болел, а если бы болел, то исцеляющее средство должно было бы быть единым.
Учение
о единой стихии, лежащей в основе
многообразия вещей, Гиппократ заменял
учением о четырех жидкостях(
1.Предмет, функции, цель и задачи учебной дисциплины «Психология и педагогика».
Гуманитарная интеллектуальная традиция исторически свойственна российскому образованию. Ныне оно строится на основе достижений мировой цивилизации и образования, интересов граждан России и потребностей создания в ней общественных условий, отвечающих идеалам гуманизма, подлинной демократии, свободы, уважения и защиты прав граждан. Образованный человек должен хорошо разбираться в жизни общества, строящегося на таких началах, принимать решения и совершать дела, отвечающие его писаным и неписаным законам. Цель изучения учебной дисциплины «Психология и педагогика» в высшем образовательном учреждении: повышение образованности молодых специалистов в вопросах научной психологии и педагогики, психологических и педагогических вопросах их самореализации и самоутверждения в жизни и профессиональной деятельности.