Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:02, шпаргалка
Работа содержит ответы на 20 вопросов по дисциплине "Психологическое консультирование".
Основоположник клиент-
каждая личность обладает безусловной
ценностью и заслуживает
каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;
каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.
Таким образом, определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.
Психоконс-ие – это область практической психологии, суть которой заключается в оказании психологом-консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения. Главной идеей, лежащей в основе ПК. явл мысль о том, что практически любой психически здоровый человек в состоянии справиться со своими проблемами. Клиент, в силу различных причин, может не всегда осознавать истинную причину проблемы, наилучшие способы ее разрешения это помощь специалиста. ПК отличается от др видов псих помощи тем, что клиенту отводится более активная роль. Если при психокоррекции и психотерапии ответственность несет психолог, то здесь основная психокоррек-ая работа проводится клиентом. Психолог отвечает за правильность своих выводов о сути проблемы и за проф обоснованность рекомендаций по разрешению данной проблемы.
9. Методы воздействия, применяемые в консультировании
Методы воздействия, применяемые психологами разных школ в ходе интервью, могут быть самые разные. Остановимся на их краткой характеристике, используя для этого таблицу (Абрамова, 2001):
Методы воздействия
Метод |
Описание метода |
Функция метода во время беседы |
Интерпре-тация |
Новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психолога, это основа методов воздействия. |
Альтернативное видение |
Директива (указание) |
Может быть пожелание, указание на действие или хитроумная техника на основе теории. |
Ясно показывает желаемое для психолога действие, предполагается, что клиент выполнит указ. |
Совет (информация) |
Домашнее задание, пожелание, общие идеи о том, как действовать, думать, вести себя. |
Давать полезную информацию. |
Самораскры-тие |
Психолог делится личным опытом и переживаниями, либо разделяет нынешние чувства клиента. |
Связан с приемом обратной связи, построен на «Я-предложениях» психолога. Способствует установлению раппорта. |
Обратная связь |
Дает возможность понять, как его воспринимает психолог и окружающие. |
Дает конкретные данные для самовосприятия. |
Логическая последова-тельность |
Объясняет клиенту логические последствия его мышления и поведения «Если, то...». |
Дает клиенту точку отсчета для понимания своих переживаний и действий, позволяет предвидеть результаты действий. |
Воздействую-щее резюме |
Часто используется в конце беседы, чтобы суммировать суждения психолога, чаще всего используется в комбинации с выводами и резюмирующими высказываниями клиента. |
Проясняет, что психолог и клиент добились в ходе беседы. Подводится итог того, что сказал психолог. Призвано помочь клиенту перенести эти обобщения из интервью в реальную жизнь. |
Открытые вопросы |
«Кто?»- факты, «Как?»- чувства. «Почему?» - причина, «Можно ли?» - общая картина. |
Выяснение основных фактов, облегчающих разговор. |
Закрытые вопросы |
Содержат частицу «ли», отвечают кратко. |
Сокращают длинный монолог. |
Пересказ |
Повторение сущности слов клиента и его мыслей, используя его ключевые слова. |
Активизирует обсуждение, показывает уровень понимания. |
Отражение чувств |
Обращает внимание на эмоциональное содержание интервью. |
Поясняет эмоциональную |
Резюме |
В сжатом виде повторяет основные факты и чувства клиента. |
Полезно повторять периодически во время интервью. Поясняет направление беседы. |
10. Цели и принципы психоаналитического консультирования
Глубинная психология или психодинамическая теория, основоположником которых был 3. Фрейд, в настоящее время существует во множестве модификаций и представлена работами А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни, К. Юнга и др.
Основным пунктом теории 3.Фрейда является концепция бессознательного. Понятие бессознательного позволяет описать сложность и неоднозначность жизни человека.
Главной задачей психоанализа является
выявление и изучение подсознательной
сферы, которая управляет человеком.
Психолог, работая с клиентом с
позиции психодинамической
Цели психоаналитического кон-я: перевести в сознание вытесненный бессознательный метериал, помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты, реконструировать базисную личность.
Принципы:
11. Понятие эффективного консультирования
Эффективное консультирование представляет
собой определенным образом структурированное,
свободное от предписаний взаимодействие,
которое позволяет клиенту достичь осознания
самого себя настолько, что это дает ему
возможность сделать позитивные шаги
в свете его новой ориентации.
12. Цели и принципы консультирования по терапии Адлера
Цели:
Принципы:
13. Требования к эффективному консультанту
1) требования к психологическим особенностям личности консультанта
2) требования к профессиональной подготовке консультанта
Базовые умения консультанта:
1. Представление о
2. "Шкала межличностного
а) уровень слушания: молчание, невербальная поддержка рассказа клиента, повторение сказанного клиентом, резюмирование, вербальное вдохновление клиента на развитие рассказа, отражение очевидного, уточняющие высказывания, открытые вопросы,
б) уровень углубления: открытые вопросы, внимание к аспектам, фактическое информирование, немедленное структурирование, предложение равнозначных альтернатив, общее структурирование, предложение тем для обсуждения, среднесфокусированные вопросы,
в) уровень инструктирования: среднесфокусированные вопросы, рациональные рекомендации, поддержка, разубеждение клиента относительно его сомнений и страхов, обучение, проявление альтернатив разной степени ценности, ограниченное направление, узкие вопросы,
г) уровень требования: узкие вопросы, настаивание, одобрение, конфронтация, подкрепление или неодобрение, принятие на себя ответственности за действие или поступок, команда, отвержение.
3. Работа с сопротивлением: понятие о сопротивлении, готовность клиента как условие успешности работы с сопротивлением, типичные формы проявления сопротивления, некоторые функции сопротивления. Пути обращения с сопротивлением: указание на проявления сопротивления, достижение понимания эффектов сопротивления, демонстрация альтернатив, преодоление сопротивления, результаты работы с сопротивлением.
3) этические требования.
1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.
2. Ориентация на нормы и ценности клиента.
3. Запрет давать советы. Советуя, консультант берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действительности.
4. Анонимность. Любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Исключением являются лишь случаи, представляющие непосредственную угрозу для чьей-либо жизни.
5. Разграничение личных и профессиональных отношений. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга, и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.
14. Цели
и принципы бихевиорального
Основные цели бихевиорального консультирования:
Принципы:
15. Синдром сгорания и его профилактика
Обычно «синдром сгорания» представляют как негативные изменения в состоянии и личности консультанта , как нечто чуждое, что наносит вред консультанту и его работе.
Синдром "сгорания" в самом общем виде можно определить как неадаптивную реакцию на стресс, возникающий в результате профессиональной деятельности.
Когда говорят "сидром сгорания",
имеют в виду конкретные изменения
отношения специалиста к
Во время своей работы консультант
находится далеко не в комфортных
условиях. Здесь имеются ввиду
не только физиологические факторы,
связанные с нездоровыми
Для профилактики синдрома сгорания важна работа по формированию способности обращения к ресурсным состояниям собственной личности. Для терапевта важно собственное мировоззрение, обеспечивающее успех в работе, способность восстановить собственные душевные и духовные силы. Анализ таких подходов позволил обнаружить набор вариантов, осознанно или неосознанно используемых для восстановления. Их можно подразделить на общие и специальные.
К общим относятся:
~Возможность свободно
~Возможность выполнять только свои желания, где одно из самых частых - побыть в покое.
~Важна возможность вернуться
в прошлое. Многие в прошлом
находят ресурсные состояния
и конфликты, разрешение
~Особенно важно получение
~Возможность переключиться и
погрузиться. Временно
Информация о работе Шпаргалка по "Психологическому консультированию"