Шпаргалка по "Психологическому консультированию"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:02, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 20 вопросов по дисциплине "Психологическое консультирование".

Работа содержит 1 файл

билеты.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Основоположник клиент-центрированной терапии известный американский психотерапевт С. Rogers выделил три  основных принципа этого направления:

каждая личность обладает безусловной  ценностью и заслуживает уважения как таковая;

каждая личность в состоянии  быть ответственной за себя;

каждая личность имеет право  выбирать ценности и цели, принимать  самостоятельные решения.

Таким образом, определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении  человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Тем более важно признать, что любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.

 

Психоконс-ие – это область практической психологии, суть которой заключается в оказании психологом-консультантом психологической помощи клиенту в ходе специально организованной беседы, направленной на осознание клиентом сути проблемы и способов ее разрешения. Главной идеей, лежащей в основе ПК. явл мысль о том, что практически любой психически здоровый человек в состоянии справиться со своими проблемами. Клиент, в силу различных причин, может не всегда осознавать истинную причину проблемы, наилучшие способы ее разрешения это помощь специалиста. ПК отличается от др видов псих помощи  тем, что клиенту отводится более активная роль. Если при психокоррекции и психотерапии ответственность несет психолог, то здесь основная психокоррек-ая работа проводится клиентом. Психолог отвечает за правильность своих выводов о сути проблемы и за проф обоснованность рекомендаций по разрешению данной проблемы.

9. Методы воздействия, применяемые в консультировании

Методы воздействия, применяемые  психологами разных школ в ходе интервью, могут быть самые разные. Остановимся  на их краткой характеристике, используя  для этого таблицу (Абрамова, 2001):

Методы воздействия

Метод

Описание метода

Функция метода во время беседы

Интерпре-тация

Новое видение ситуации на основе теории или личного опыта психолога, это основа методов воздействия.

Альтернативное видение реальности, способствует изменению настроения и поведения клиента.

Директива (указание)

Может быть пожелание, указание на действие или хитроумная техника на основе теории.

Ясно показывает желаемое для психолога  действие, предполагается, что клиент выполнит указ.

Совет (информация)

Домашнее задание, пожелание, общие  идеи о том, как действовать, думать, вести себя.

Давать полезную информацию.

Самораскры-тие

Психолог делится личным опытом и переживаниями, либо разделяет  нынешние чувства клиента.

Связан с приемом обратной связи, построен на «Я-предложениях» психолога. Способствует установлению раппорта.

Обратная

связь

Дает возможность понять, как  его воспринимает психолог и окружающие.

Дает конкретные данные для самовосприятия.

Логическая последова-тельность

Объясняет клиенту логические последствия  его мышления и поведения «Если, то...».

Дает клиенту точку отсчета для понимания своих переживаний и действий, позволяет предвидеть результаты действий.

Воздействую-щее резюме

Часто используется в конце беседы, чтобы суммировать суждения психолога, чаще всего используется в комбинации с выводами и резюмирующими высказываниями клиента.

Проясняет, что психолог и клиент добились в ходе беседы. Подводится итог того, что сказал психолог. Призвано помочь клиенту перенести эти  обобщения из интервью в реальную жизнь.

Открытые вопросы

«Кто?»- факты, «Как?»- чувства. «Почему?» - причина, «Можно ли?» - общая картина.

Выяснение основных фактов, облегчающих  разговор.

Закрытые вопросы

Содержат частицу «ли», отвечают кратко.

Сокращают длинный монолог.

Пересказ

Повторение сущности слов клиента  и его мыслей, используя его  ключевые слова.

Активизирует обсуждение, показывает уровень понимания.

Отражение чувств

Обращает внимание на эмоциональное  содержание интервью.

Поясняет эмоциональную подоплеку  ключевых фактов, помогает открывать  чувства.

Резюме

В сжатом виде повторяет основные факты и чувства клиента.

Полезно повторять периодически во время интервью. Поясняет направление  беседы.


 

10. Цели и принципы психоаналитического консультирования

Глубинная психология или психодинамическая  теория, основоположником которых был 3. Фрейд, в настоящее время существует во множестве модификаций и представлена работами А. Адлера, Э. Эриксона, Э. Фромма, К. Хорни, К. Юнга и др.

Основным пунктом теории 3.Фрейда является концепция бессознательного. Понятие бессознательного позволяет  описать сложность и неоднозначность жизни человека.

Главной задачей психоанализа является выявление и изучение подсознательной  сферы, которая управляет человеком. Психолог, работая с клиентом с  позиции психодинамической теории, стремится к тому, чтобы клиент осознал свои подсознательные процессы и научился воздействовать на них. Психические процессы, протекающие на бессознательном уровне, должны быть максимально глубоко раскрыты и представлены сознанию для интеграции в экзистенциальную организацию. В этом случае считается, что цель взаимодействия психолога и клиента достигнута.

Цели психоаналитического  кон-я: перевести в сознание вытесненный бессознательный метериал, помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты, реконструировать базисную личность.

Принципы:

        1. сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства
        2. основу структуры личности составляют три инстанции: Ид, Эго, Супер-Эго
        3. поведение мотивируется агрессивными и сексуальными побуждениями
        4. патология возникает из-за вытесненных в детском возрасте конфликтов
        5. нормальное развитие основывается на своевременном чередований стадий сексуального развития и их интеграции

 

11. Понятие эффективного консультирования

Эффективное консультирование представляет собой определенным образом структурированное, свободное от предписаний взаимодействие, которое позволяет клиенту достичь осознания самого себя настолько, что это дает ему возможность сделать позитивные шаги в свете его новой ориентации.  

12. Цели  и принципы консультирования по терапии Адлера

Цели:

        1. трансформировать цели жизни клиента
        2. помочь ему сформировать социально значимые цели
        3. скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми

Принципы:

        1. Акцентируется позитивная природа человека.
        2. Каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни, человек творит свою судьбу.
        3. Поведение человека мотивируется стремлением к достижению целей и социальным интересом.
        4. Жизненные трудности способствуют формированию неблагоприятного стиля жизни.
        5. Нормальное развитие личности предполагает адекватные жизненные цели

 

13. Требования к эффективному консультанту   

1) требования к психологическим особенностям личности консультанта

  2) требования к профессиональной подготовке консультанта

Базовые умения консультанта:

1. Представление о коммуникативных  уровнях в повседневном и консультативном  взаимодействии: формальный уровень, уровень поддержания контакта, стандартный, критический, интимный. Критический и интимный уровни взаимодействия как уровни, ведущие к изменениям клиента. Пути углубления консультативного контакта: передача клиенту ответственности за развитие беседы, прояснение неявно выражаемого, углубление и развитие значимых тем.

2. "Шкала межличностного давления" в консультативном процессе: слушание, углубление, инструктирование, требование. Общая характеристика каждого  уровня шкалы. Умения и приемы, используемые консультантом на каждом из уровней шкалы:

а) уровень слушания: молчание, невербальная поддержка рассказа клиента, повторение сказанного клиентом, резюмирование, вербальное вдохновление клиента на развитие рассказа, отражение очевидного, уточняющие высказывания, открытые вопросы,

б) уровень углубления: открытые вопросы, внимание к аспектам, фактическое  информирование, немедленное структурирование, предложение равнозначных альтернатив, общее структурирование, предложение  тем для обсуждения, среднесфокусированные вопросы,

в) уровень инструктирования: среднесфокусированные  вопросы, рациональные рекомендации, поддержка, разубеждение клиента относительно его сомнений и страхов, обучение, проявление альтернатив разной степени  ценности, ограниченное направление, узкие вопросы,

г) уровень требования: узкие вопросы, настаивание, одобрение, конфронтация, подкрепление или неодобрение, принятие на себя ответственности за действие или поступок, команда, отвержение.  

3. Работа с сопротивлением: понятие о сопротивлении, готовность клиента как условие успешности работы с сопротивлением, типичные формы проявления сопротивления, некоторые функции сопротивления. Пути обращения с сопротивлением: указание на проявления сопротивления, достижение понимания эффектов сопротивления, демонстрация альтернатив, преодоление сопротивления, результаты работы с сопротивлением.  

3) этические требования.

1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.

2. Ориентация на нормы и ценности клиента.

3. Запрет давать советы. Советуя, консультант берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого и его адекватного отношения к действительности.

4. Анонимность. Любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Исключением являются лишь случаи, представляющие непосредственную угрозу для чьей-либо жизни.

5. Разграничение личных и профессиональных отношений. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга, и консультант уже не может сохранить объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

 

14.  Цели  и принципы бихевиорального консультирования

Основные цели бихевиорального консультирования:

  • Устранение дефицита в поведенческих реакциях.
  • Усиление адаптивного поведения.
  • Ослабление или устранение неадекватного поведения.
  • Устранение изнурительных реакций тревоги.
  • Развитие способности расслабляться.
  • Развитие способности самоутверждаться.
  • Развитие способности к саморегулированию.

Принципы:

        1. Человек — продукт среды и одновременно ее творец.
        2. Поведение формируется в процессе обучения.
        3. Нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации.
        4. Проблемы возникают в результате плохого обучения

 

15. Синдром сгорания и его профилактика

Обычно «синдром сгорания» представляют как негативные изменения в состоянии и личности консультанта , как нечто чуждое, что наносит вред консультанту и его работе.

Синдром "сгорания" в самом  общем виде можно определить как  неадаптивную реакцию на стресс, возникающий  в результате профессиональной деятельности.

Когда говорят "сидром сгорания", имеют в виду конкретные изменения  отношения специалиста к предмету профессиональной деятельности и к  самому себе:

  • эмоциональное истощение, чувство личной несостоятельности, краха;
  • нежелание работать, потеря квалификации, смена профессии; усталость, подмена продуктивной работы фор-мальным исполнением своих обязанностей; - сомнения в необходимости и полезности своей специаль-ности для общества: "Это никому не нужно и все усилия бесполезны".

Во время своей работы консультант  находится далеко не в комфортных условиях. Здесь имеются ввиду  не только физиологические факторы, связанные с нездоровыми условиями  труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на слуховой и голосовой аппарат  и т.д. Прежде всего, речь идет о психологических и организационных трудностях, связанных с консультированием, а именно: экстренный характер работы, необходимость все время «быть в форме», невозможность выбора клиентов, невозможность эмоциональной разрядки и многие другие . Одна из функций организма (тела и психики) заключается в том, чтобы смягчать эти факторы, избегать их или вовремя сигнализировать о приближающихся проблемах. Это принято называть защитными механизмами.

Для профилактики синдрома сгорания важна работа по формированию способности обращения к ресурсным состояниям собственной личности. Для терапевта важно собственное мировоззрение, обеспечивающее успех в работе, способность восстановить собственные душевные и духовные силы. Анализ таких подходов позволил обнаружить набор вариантов, осознанно или неосознанно используемых для восстановления. Их можно подразделить на общие и специальные.

К общим относятся:

~Возможность свободно выражать  чувства и эмоции, выплескивать  их. Каждый терапевт может получать  от своих пациентов негативные чувства, которые имеют свойства контагиозности, накопления и вытеснения. Поэтому так важно свободное выражение своих чувств (как положительных, так и отрицательных).

~Возможность выполнять только  свои желания, где одно из  самых частых - побыть в покое.

~Важна возможность вернуться  в прошлое. Многие в прошлом  находят ресурсные состояния  и конфликты, разрешение которых  приводит к восстановлению и  развитию собственной личности.

~Особенно важно получение гарантий  на будущее. Уверенность в завтрашнем дне зачастую является необходимым условием восстановления и развития ментальной экологии.

~Возможность переключиться и  погрузиться. Временно выполнять  другую роль, выйти за пределы  иерархии, стать анонимом. Очень  эффективным здесь представляется карнавал, когда каждый человек может исполнять какую-то интересную для него роль, выйти за границы своей обыденной жизни. Традиции периодической алкоголизации до выраженных форм опьянения представляют собой принятый вариант переключения и погружения. Хотя такой химический стресс могут позволить себе далеко не все профессионалы.

Информация о работе Шпаргалка по "Психологическому консультированию"