Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:02, шпаргалка
Работа содержит ответы на 20 вопросов по дисциплине "Психологическое консультирование".
Главная цель психолога-консультанта заключается в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои проблемы со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые будучи источником трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы взаимодействия является прежде всего изменение установок клиента как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультационной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.
Задачей здесь будет доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации. Эта задача порождает еще одну - изучение индивидуально-психологических особенностей клиента, чтобы, исходя из них, правильно доводить эту информацию, учитывать, что и в какой форме человек готов принять.
Основная задача консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту в выявлении своих внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию. Консультант также должен помочь клиенту понять, каким он хочет стать. Клиентам во время консультирования следует искренне оценивать свое поведение, стиль жизни и решить, каким образом и в каком направлении они хотели бы изменить качество своей жизни.
Задачи консультанта:
Рассмотрим пятишаговую модель процесса интервью, используемого в качестве основного метода консультирования.
1-я фаза – установление взаимопонимания.
Главной предпосылкой эффективного интервью является открытость диалога, для чего требуется, как минимум, контакт и взаимопонимание между участниками.
Для достижения контакта необходимо, чтобы клиент поверил в доброжелательность и благорасположенность к нему консультанта и захотел поделиться информацией, а также личными, иногда весьма мучительными, переживаниями. Установление взаимопонимания начинается со знакомства. Во время знакомства при обращении к клиенту благоразумнее называть его по имени или же уточнить, какое обращение он предпочитает.
Создается возможность для разговора о себе, то есть задается предмет взаимодействия – клиент и события его жизни.
Одно из средств для достижения взаимопонимания – проведение «разминки». Непродолжительная беседа на нейтральную тему создает благоприятную атмосферу для обсуждения проблем.
Эта
стадия интервью заканчивается,
2-я фаза – изучение проблемы.
После того, как клиент подготовлен к работе, следует начать изучать проблему. Интервьюируемый начинает рассказывать о ней. Задача консультанта заключается в том, чтобы разговорить собеседника, выразить понимание и получить информацию, необходимую для составления ясной картины имеющихся у него трудностей и факторов, их обусловивших.
На
второй стадии интервью
Примерно 15–20 минут идет подробный рассказ клиента о себе.
Консультанта
занимают следующие вопросы:
3-я фаза – принятие решения.
На
третьей стадии интервью
Консультанту
очень важно обговорить с
Позитивное
обсуждение может быть не
4-я фаза – обсуждение запасных вариантов решения проблемы.
Четвертая фаза
интервью – выработка альтернативных
решений. Обсуждение с клиентом разных
вариантов решения его
Консультант,
работая с альтернативными
5-я фаза – подведение итогов консультирования.
Пятый, последний этап интервью, – обобщение консультантом в форме резюме результатов взаимодействия с клиентом. Задача консультанта – способствовать формированию активной позиции клиента в решении проблемы.
Целесообразно
на этом этапе попросить
В заключение беседы консультант прощается с клиентом, обещая потенциально будущую встречу.
7. Личность эффективного консультанта
МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО КОНСУЛЬТАНТА включает:
1. Аутентичность. Имеется в виду, что человек жаждет быть и является сам собой в противовес расходованию энергии на проигрывание ролей и создание внешнего фасада, вместо того, чтобы использовать ее на решение реальных проблем. Дж. Бьюдженталь [2001, с. 42 - 43] отождествляет слово «аутентичность» с близким словом «присутствие». В этом качестве он выделяет две стороны:
- Доступность. Обозначает степень того, насколько человек допускает, чтобы происходящее в данной ситуации имело для него значение, воздействовало на него.
- Экспрессивность. Обозначает степень, в которой человек склонен позволять другому (другим) действительно узнать себя в данной ситуации. Это включает в себя самораскрытие без маскировки каких-то субъективных переживаний.
2. Открытость собственному опыту. Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.
3. Развитое самопознание. Чем больше консультант знает о самом себе, тем больше он поймет своих клиентов. Этому способствует умение слышать то, что творится внутри нас.
4. Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. Как в профессиональной работе, так и в личной жизни консультанту не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.
5. Толерантность к неопределенности. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать — все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами.
6. Принятие личной ответственности. Имеется в виду то, что критика не вызывает у такого человека механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни.
7. Стремление к глубине межличностных отношений. Обычно этому препятствуют: страх потерять свободу, быть более уязвимым, страх непринятия другим положительных чувств, отклонение их. Для того, чтобы эти факторы не мешали стремлению к развитию глубоких межличностных отношений, в среде, где живет психолог-консультант, необходимо стараться создавать такую атмосферу, чтобы люди избегали осуждения, «наклеивания ярлыков». Шабалина В. В. [1998, с.17 - 18] предлагает интересный прием для того, чтобы блокировать у некоторых людей тенденцию к осуждению, «наклеиванию ярлыков», деланию из других «козлов отпущения». В момент подобных действий рекомендуется спросить у человека, их совершающего, что в данный момент происходит с его чувствами, переключить его внимание с другого на самого себя, свои чувства. Если он от этого получает удовольствие, то, может быть, проблема в нем?
8. Постановка реалистичных целей. Имеется в виду, что человек вследствие неудач или удач не торопится слишком повышать или понижать планку притязаний, ни один консультант не всемогущ. Порой необходимо отказаться от нереального стремления стать чересчур совершенным, что ведет к чувству вины. Следует не винить себя за ошибки, а делать полезные выводы. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой лишь достижимые цели.
9. Эмпатия постижение эмоционального состоянии, проникновение, вчувствование в переживания другого человека.
Таким образом, как подытоживает Кочюнас Р.-А. Б. [1999], эффективный консультант – это, прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее будет у него стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. В консультировании, как и в жизни, следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Кочюнас Р.-А. Б. полагает, что появление у клиента перечисленных выше черт зрелой личности, которые хотелось бы видеть у консультанта, может рассматриваться как весомый критерий эффективности консультирования.
8. Понятие
психологического
Психологическое консультирование как профессия является относительно новой областью психологической практики, выделившейся из психотерапии. Некоторая неопределенность предмета психологического консультирования отражается в разнообразии определений. Так, лицензионная комиссия Ассоциации служащих и менеджеров США, выдающая разрешения на частную практику, предлагает следующее определение: "Консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений". Н. Burks и В. Steffire (1979) предложили несколько более широкое определение консультирования: "Консультирование — это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования — помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера". Имеется много сходных определений, и все они включают несколько основных положений:
Информация о работе Шпаргалка по "Психологическому консультированию"