Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 15:03, шпаргалка
1.Основные направления и методы антропологии. 2
2.Австралопитек грацильный: хронология и география распространения. 3
3.Австралопитек массивный: морфологические особенности. 4
4.Австралопитековые: хронология и география распространения, морфологические особенности. 4
5.Антропогенез: основные этапы социального развития. 5
6.Ключевые этапы становления человечества. Проблема прародины современного человека. 5
7.Краткий обзор ископаемых гоминид. Ключевые теории антропогенеза. 7
8.Культура неандертальцев как этап антропогенеза и социогенеза. 8
9.Место человека в системе животного мира по данным различных наук. Варианты систематики. 9
10.Место человека в системе животного мира. Основные этапы антропогенеза. 9
11.Неандертальцы: хронология и география распространения, морфологические особенности. 10
12.Отряд приматов, его отличительные особенности и место в нем человека. 11
13.Проблема прародины современного человека. Ключевые теории антропогенеза. 12
14.Ранние этапы эволюции гоминид. Первые представители рода Homo в Восточной Африке. 12
15.Роль прямохождения в антропогенезе. 14
16.Человек прямоходящий. Проблема прародины Homo sapiens. Теория полицентризма. 15
17.Человек умелый. Олдувайская культура. Этапы социогенеза. 16
18.Эволюция предшественников Homo sapiens. Проблема прародины современного человека. 16
19.Географическая локализация и краткое описание основных рас. 18
20.Значение экологических и социальных факторов среды в развитии полиморфизма Homo sapiens. 19
21.Историческое и современное распространение основных человеческих рас. 20
22.Механизмы и факторы расообразования. 22
23.Морфологическое описание больших рас. Основные признаки для разграничения. 22
24.Понятие о расах. Моногенизм и полигенизм. 23
25.Понятие об этносе. Использование данных антропологии современного и древнего населения для решения проблем происхождения народов. 23
26.Расы и народы. Основные отличия в представлениях. 25
27.Расы и расизм. Историография проблемы. 26
28.Расы человека. Теории формирования рас. 27
29.Роль естественного отбора в образовании расовых признаков и адаптивных типов. 27
30.Свойства расовых признаков. Характеристика трех основных рас. 28
31.Адаптивные черты в характеристике человеческих рас. 29
32.Этнос. Основополагающие характеристики. 30
33.Адаптация и акклиматизация. 30
34.Адаптация человека в различных экологических нишах Земли. Хронология адаптивных типов. 31
35.Адаптивные типы, их характеристика. 32
36.Экстремальные экологические ниши и адаптивные типы. 33
37.Рост и развитие детей в различных экологических нишах. 35
38.Генетические основы конституции. Медицинские аспекты проблемы. 35
39.Долгожители. Проблемы старения; факторы, влияющие на продолжительность жизни 36
40.Закономерности географической изменчивости морфологических и физиологических признаков у человека. 37
41.Конституциональные схемы Кречмера и Шелдона. 39
42.Конституциональные схемы. Приведите примеры некоторых из них (для мужчин, женщин, детей) см 41 41
43.Морфологические и функциональные аспекты конституции. 41
44.Психологические аспекты конституции. Вклад Кречмера и Шелдона. 42
45.Психотипы и соматотипы по Шелдону. Современные исследования. 43
46.Психофизиологические и психологические аспекты конституции. 44
47.Санитарная конституциология. 46
48.Строение тела и характер. 47
49.Экологические аспекты исследования конституции. 47
50. Акселерация. Эпохальные колебания темпов развития. 49
51.Биологический возраст. Особенности онтогенеза современного человека. 49
52.Перипубертатный период. Основные морфологические и физиологические характеристики. 50
53.Рост и развитие детей и подростков. 50
54.Специфика и периодизация постнатального онтогенеза человека. 51
55. Старение и продолжительность жизни. Основные гипотезы. 52
Моноцентризм предполагает существование какого-то одного центра, где современный человек возник и откуда затем расселился по всей остальной планете. В течение многих лет теорию моноцентризма отстаивали очень крупные и авторитетные ученые. К чисто научным соображениям здесь примешивались и политические мотивы. Дело в том, что противоположная теория, полицентризм, утверждая независимое возникновение современного человека в нескольких центрах, одновременно постулировала и независимое возникновение человеческих рас. Это утверждение, в свою очередь, создавало теоретическую базу для расистских построений о "высших" и "низших" расах, о расовой неполноценности целых народов и обосновывало дискриминацию по расовому признаку. В обстановке напряженной борьбы с расистскими "теориями" доказательство происхождения современного человека в одном районе Земли означало одновременно доказательство единства происхождения всех современных рас.
Существуют факты, которые эта теория никак не может объяснить. Прежде всего, это данные о непрерывной преемственности населения на обширных пространствах Земли, не входивших, согласно гипотезе моноцентризма, в область прародины современного человека. Как теперь известно, и Азия, и Европа были заселены уже на стадии архантропов . Нет никаких данных, которые бы свидетельствовали о внезапном исчезновении древнейшего населения этих районов и смене его современным человеком. Такой "разрыв постепенности" наблюдается, пожалуй, только в Европе, между неандертальцами и кроманьонцами . Именно существование этого разрыва и породило "неандертальскую проблему" и многочисленные гипотезы о судьбе европейских неандертальцев.
Если представить, что человек современного типа вышел откуда-то из Африки и затем очень быстро заселил весь мир, остается совершенно непонятным, куда подевались потомки местных архантропов и палеоантропов . Трудно допустить, что они все оказались вне эволюции и не оставили следа в современном населении планеты. Кроме того, существует множество данных об определенной преемственности между древним и современным населением отдельных районов. Так, например, несмотря на некоторые отличия, европейские кроманьонцы в целом все же напоминают европеоидов. На территории Азии уже у синантропов обнаруживаются некоторые морфологические черты, которые сближают их с монголоидами: лопатообразность верхних боковых резцов, небольшой рост. Монголоидные особенности, хотя и не очень сильно выраженные, встречаются и на более поздних верхнепалеолитических черепах с территории Азии - на мужском черепе из Верхней пещеры Чжоукоудянь и фрагменте черепа из нижнего горизонта стоянки Афонтова гора в Красноярске. Недалеко от Иркутска раскопаны древнейшие в Сибири верхнепалеолитические стоянки - Мальта и Буреть. Найденные на этих стоянках статуэтки также отличаются монголоидными чертами.
Преемственность антропологических особенностей населения от древности до современности прослеживается и на других континентах.
Все
эти данные довольно трудно объяснить
с позиций моноцентризма, но они
не противоречат теории полицентризма,
допускающей эволюцию современного человека
и одновременное формирование человеческих
рас на всей обитаемой территории Земли.
7.Краткий
обзор ископаемых гоминид.
Ключевые теории антропогенеза.
Гоминиды –
самое высокоорганизованное семейство
человекообразных обезьян. Включает современного
человека, его предшественников – палеоантропов
и архантропов, а также, по мнению большинства
ученых, - австралопитековых. Некоторые
ученые ограничивают семейство гоминид
лишь собственно людьми, начиная с архантропов.
Сторонники расширенной трактовки семейства
включают в него два подсемейства: австралопитековые
и собственно люди (Homininae) с одним родом
человек (Homo) и тремя видами – человек
умелый (H. habilis), человек прямоходящий (H.
erectus) и человек разумный (H. sapiens). По мнению
многих авторов, Homo sapiens разделяется на
два подвида – неандерталец (H.s. neanderthalensis)
и современный человек (H.s. sapiens). Некоторые
исследователи к роду Homo относят питекантропа,
неандертальца и современного человека
как отдельные виды. По господствующему
представлению о происхождении гоминид
они – ветвь высших приматов, которая
после отделения ее от общего с понгидами
ствола привела к возникновению Homo sapiens.
Наиболее принятым в современной науке является выделение в семействе гоминид (Hominidae) двух подсемейств:
Теории антропологии
Попытку объяснить происхождение видов предпринял Чарльз Дарвин (1809-1882), английский естествоиспытатель, создатель теории эволюции. Он является автором многих трудов: "Происхождение видов путём естественного отбора" (1859), обобщив результаты собственных наблюдений и достижения современной ему биологии и селекционной практики; "Происхождение человека и половой отбор" (1871) обосновал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка. По теории эволюции, которую предложил Ч. Дарвин, многообразие видов растений и животных, населяющих Землю, является результатом частых, абсолютно случайных мутаций, которые, суммируясь за тысячелетия, через так называемые «переходные звенья» приводят к появлению новых видов. Затем в действие вступает естественный отбор.
Межвидовая борьба истребляет или оттесняет на периферию виды, неприспособленные к условиям жизни в данной биологической «нише» при данных внешних условиях, в то же время, позволяя бурно развиваться видам, которые по чистой случайности оказались лучше приспособлены для выживания. В научном мире есть группа ученых, занимающихся проблемой возникновения человека, которая на основе теории Дарвина создала науку антропологию, имеющую такое понятие, как «антропогенез». Антропогенезом ученые-дарвинисты называют процесс выделения человека из мира животных.
Ими было предположено, что отдаленными предками человека являются человекообразные обезьяны, прошедшие несколько стадий развития на пути к формированию конечного результата. Эволюционная теория антропогенеза имеет обширный набор разнообразных доказательств - палеонтологических, археологических, биологических, генетических, культурных, психологических и других. Однако многие из этих доказательств могут трактоваться неоднозначно, что позволяет противникам эволюционной теории оспаривать ее. Согласно этой теории линия эволюции человека выстраивается следующим образом: «Человек умелый» (австралопитек) – «Человек прямоходящий» (питекантроп) – « Человек неандертальский» (палеоантроп) - «Человек разумный» (кроманьонец).
Не противоречит теории эволюции теория ученого А.Харди, который считает, что человек произошел от водной обезьяны. Главное заключается в том, что теория А. Харди даёт простой и разумный ответ на основной вопрос. Она естественным образом объясняет причины происхождения вертикальной походки человека. Это её несомненное преимущество над официальной версией. Это главное, но не единственное преимущество теории водной обезьяны по сравнению с орудийно-трудовой теорией.
Объяснение в рамках теории водной обезьяны причины возникновения вертикальной походки простое, логичное и соответствует реально наблюдаемым фактам. Ходить по дну водоёма, конечно же, удобнее на двух ногах.
Вертикальная походка позволяет заходить в более глубокие места и обследовать большие площади водоёма. Поэтому у прямоходящей обезьяны, которая бродила по мелководью в поисках пропитания, существенно увеличивалась зона поиска и сбора корма.
В условиях водной среды, с помощью эффекта гидроневесомости, гораздо легче освоить прямохождение, чем на суше.
Для защиты от чрезмерного перегрева человек потеет, при этом через кожу выводится вода и соль, и если своевременно не восполнять их запасы, то человек достаточно быстро погибает. Механизм абсолютно губительный в условиях жарких саванн Африки и совершено естественный, если человек находится в морской воде.
Теперь понятно, почему человеческий предок потерял сплошной волосяной покров и приобрел взамен подкожную жировую прослойку. В водной среде волосы представляют помеху для плаванья.
Теория творения Креационизм (от англ. creation — создание) — философско-методологическая концепция, в рамках которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как намеренно созданные неким сверхсуществом или божеством. Последователи креационизма разрабатывают совокупность идей — от сугубо богословских и философских до претендующих на научность, хотя в целом современное научное сообщество относится к таким идеям критически.
Живучесть теории эволюции объясняют следующими факторами:
Опираясь на данные факты, и несостоятельность теорий, некоторые ученные, их последователи и просто люди интересующиеся создали новую теорию, теорию внешнего вмешательства и теорию пространственных аномалий.
Согласно теории внешнего вмешательства появление людей на Земле так или иначе связано с деятельностью иных цивилизаций. В простейшем варианте ТВВ считает людей прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время.
Последователи теории пространственных аномалий трактуют антропогенез как элемент развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады Материя - Энергия - Аура, характерный для многих планет Земной Вселенной и ее аналогов в параллельных пространствах. Концепция гипотезы пространственных аномалий заключается в следующем: в гуманоидных вселенных на большинстве пригодных для жизни планет биосфера развивается по одному и тому же пути, запрограммированному на уровне Ауры - информационной субстанции. При наличии благоприятных условий этот путь приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа. Если же условия не благоприятны, то планета остается бесплодной. В принципе эта гипотеза является своеобразным гибридом между Дарвиновской теорией и божественным вмешательством. С одной стороны, она не исключает развитие путем эволюции, а с другой - признает существование высшей силы, которая наряду со случайными факторами управляет эволюционным процессом. И вполне возможно, что именно гипотеза пространственных аномалий, как одно из ответвлений теории внешнего вмешательства, окажется наиболее близкой к истине. Во всяком случае, сейчас очень многие представители различных научных направлений сходятся на том, что причину происхождения человека нужно искать не только на Земле, но и в высших сферах, например в космосе.
Неандертальцы
жили около 300-24 тысяч лет назад. Обладали
средним ростом (около 165 см) и массивным
телосложением. Объёмом черепной коробки
(1400—1600 см³ и выше) они даже превосходили
современных людей. Лобная доля неандертальцев,
отвечающая за социальное поведение, была
сравнительно слабо развита. Возможно,
это приводило к большей
Неандертальцы
занимались собирательством и охотой.
Хотя существуют версии, что они
не столько охотились, сколько подбирали
падаль, убитую другими хищниками. Жили
в небольших родовых общинах,
величиной в 2-4 семьи, в которых
существовало чёткое разделение работы
по возрастному и половому признаку.
Неандертальцы хоронили умерших. В
гроте Ля-Шапель-о-Сен во Франции
было обнаружено неглубокое захоронение
со скелетом в эмбриональной позиции,
покрытым красной накидкой. Рядом
с телом были оставлены инструменты,
цветы, яйца и мясо, что свидетельствует
о вере в загробную жизнь и
наличии религиозно-магической практики.
Европейские неандертальцы
Современные ученые больше не считают неандертальцев предками современных людей, поскольку многие тысячи лет эти два вида сосуществовали вместе. В 2006 команде ученых удалось расшифровать гены неандертальцев, в результате чего выяснилось, что генетическое расхождение между современными людьми и неандертальцами составляет 500 тысяч лет. Однако некоторые ученые полагают, что могло иметь место смешение между неандертальцами и современными людьми.
Существует три версии исчезновения неандертальцев: Гибель от холода. Вырождение от каннибализма. Вытеснение людьми современного типа