Шпаргалка по "Антропологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 15:03, шпаргалка

Описание работы

1.Основные направления и методы антропологии. 2

2.Австралопитек грацильный: хронология и география распространения. 3

3.Австралопитек массивный: морфологические особенности. 4

4.Австралопитековые: хронология и география распространения, морфологические особенности. 4

5.Антропогенез: основные этапы социального развития. 5

6.Ключевые этапы становления человечества. Проблема прародины современного человека. 5

7.Краткий обзор ископаемых гоминид. Ключевые теории антропогенеза. 7

8.Культура неандертальцев как этап антропогенеза и социогенеза. 8

9.Место человека в системе животного мира по данным различных наук. Варианты систематики. 9

10.Место человека в системе животного мира. Основные этапы антропогенеза. 9

11.Неандертальцы: хронология и география распространения, морфологические особенности. 10

12.Отряд приматов, его отличительные особенности и место в нем человека. 11

13.Проблема прародины современного человека. Ключевые теории антропогенеза. 12

14.Ранние этапы эволюции гоминид. Первые представители рода Homo в Восточной Африке. 12

15.Роль прямохождения в антропогенезе. 14

16.Человек прямоходящий. Проблема прародины Homo sapiens. Теория полицентризма. 15

17.Человек умелый. Олдувайская культура. Этапы социогенеза. 16

18.Эволюция предшественников Homo sapiens. Проблема прародины современного человека. 16

19.Географическая локализация и краткое описание основных рас. 18

20.Значение экологических и социальных факторов среды в развитии полиморфизма Homo sapiens. 19

21.Историческое и современное распространение основных человеческих рас. 20

22.Механизмы и факторы расообразования. 22

23.Морфологическое описание больших рас. Основные признаки для разграничения. 22

24.Понятие о расах. Моногенизм и полигенизм. 23

25.Понятие об этносе. Использование данных антропологии современного и древнего населения для решения проблем происхождения народов. 23

26.Расы и народы. Основные отличия в представлениях. 25

27.Расы и расизм. Историография проблемы. 26

28.Расы человека. Теории формирования рас. 27

29.Роль естественного отбора в образовании расовых признаков и адаптивных типов. 27

30.Свойства расовых признаков. Характеристика трех основных рас. 28

31.Адаптивные черты в характеристике человеческих рас. 29

32.Этнос. Основополагающие характеристики. 30

33.Адаптация и акклиматизация. 30

34.Адаптация человека в различных экологических нишах Земли. Хронология адаптивных типов. 31

35.Адаптивные типы, их характеристика. 32

36.Экстремальные экологические ниши и адаптивные типы. 33

37.Рост и развитие детей в различных экологических нишах. 35

38.Генетические основы конституции. Медицинские аспекты проблемы. 35

39.Долгожители. Проблемы старения; факторы, влияющие на продолжительность жизни 36

40.Закономерности географической изменчивости морфологических и физиологических признаков у человека. 37

41.Конституциональные схемы Кречмера и Шелдона. 39

42.Конституциональные схемы. Приведите примеры некоторых из них (для мужчин, женщин, детей) см 41 41

43.Морфологические и функциональные аспекты конституции. 41

44.Психологические аспекты конституции. Вклад Кречмера и Шелдона. 42

45.Психотипы и соматотипы по Шелдону. Современные исследования. 43

46.Психофизиологические и психологические аспекты конституции. 44

47.Санитарная конституциология. 46

48.Строение тела и характер. 47

49.Экологические аспекты исследования конституции. 47

50. Акселерация. Эпохальные колебания темпов развития. 49

51.Биологический возраст. Особенности онтогенеза современного человека. 49

52.Перипубертатный период. Основные морфологические и физиологические характеристики. 50

53.Рост и развитие детей и подростков. 50

54.Специфика и периодизация постнатального онтогенеза человека. 51

55. Старение и продолжительность жизни. Основные гипотезы. 52

Работа содержит 1 файл

Ответы антропология.docx

— 269.23 Кб (Скачать)

  Однако  в 14 лет все показатели физического  развития становятся выше у мальчиков. Эти различия связаны с тем, что  девочки на 2 года раньше мальчиков  вступают в отроческий возраст, у  них раньше наступает так называемый пубертатный «скачок роста», т. е. значительное ускорение роста и  веса, У девочек он наблюдается  в возрасте от 10,5 до 13 лет, у мальчиков  — от 12,5 до 15. Пубертатный «скачок  роста» предваряет наступление полового созревания. Происходит развитие и  повышение деятельности желез внутренней секреции, половых органов. Половое  созревание наступает у девочек  в 12,5— 13 лет, у мальчиков — в 14 — 15 лет. В этом возрасте у девочек  начинаются менструации, у мальчиков  появляются поллюции.

  У подростков завершается анатомическое  развитие нервной системы. К 13 — 14 годам  заканчивается формирование двигательного  анализатора, что имеет огромное значение для формирования выносливости, ловкости, необходимых в трудовой деятельности.

  Вызванный эндокринной стимуляцией рост скелетной  мускулатуры существенно отражается на мышечной силе. Так, если в 10 лет мальчики сжимают кистевой динамометр с силой 16 кг, то в 15 лет этот показатель равен 35 кг; у девочек сила кисти руки увеличивается за этот же период в  среднем с 12,5 до 28 кг. Следует отметить, что у девушек мышечная сила достигает  своего максимального развития к 15 годам. Характерная для подростков угловатость, неуклюжесть и неловкость (что объясняется более быстрым  ростом костей и мышц в длину и  временным отставанием их развития в толщину) проходят у юношей после 15 лет, у девушек— несколько раньше.

  У подростков быстро растет сердце. Ни к  одной системе организма в  подростковом и юношеском возрасте не предъявляется таких высоких  требований, как к сердечнососудистой. Вес сердца с 10 до 16 лет удваивается, а объем увеличивается примерно в 2,4 раза. Изменяется и сердечная  мышца (миокард), становится мощнее, способна выбрасывать в сосуды при сокращении большее количество крови. В возрасте от 9 до 17 лет ударный объем сердца, т. е. количество крови, выбрасываемое  сердцем за одно сокращение, возрастает у мальчиков с 37 до 70 мл, а у  девочек — с 35 до 60 мл. Частота  сердечных сокращений в покое  постепенно снижается. В 15 лет пульс  у мальчиков равен 70, а у девочек  — 72 уд/мин, к 18 годам уменьшается  соответственно до 62 и 70 уд/мин, т. е. становится таким же, как у взрослых. Однако снижение частоты сердцебиений происходит неравномерно, и связано это с  темпами роста и полового созревания. Он заканчивается у юношей к 18 — 19, у девушек — к 16— 17 годам. К  этому времени полностью формируются  пропорции тела, завершается рост и окостенение скелета. За период полового созревания у юношей вес  тела увеличивается в среднем  на 34 кг, рост — на 35 см, окружность грудина 25 см; у девушек соответственно на 25 кг, на 28 см и на 18 см. Эти изменения  связаны с напряженной деятельностью  систем и органов, регулирующих процессы роста и обеспечивающих нормальную жизнедеятельность организма. В  то же время сами регулирующие системы (прежде всего нервная и эндокринная) продолжают собственное развитие и  формирование 

54.Специфика и периодизация постнатального онтогенеза человека.

  В процессе историко-эволюционного формирования человека менялся и его онтогенез. Основные изменения индивидуального развития: удлинение утробного периода, возрастание продолжительности детства, отсрочка времени полового созревания, выделение особого периода, переходного от половой зрелости к пожилому возрасту (климакса), увеличение общей длительности жизни. Эти черты онтогенеза в более слабой степени свойственны и узконосым обезьянам. В 60-х гг. XX в. в работах А.В. Нагорного и учеников его школы была предложена общая фундаментальная схема, по которой полный цикл индивидуального развития млекопитающих и человека разделяется на два знакомых нам крупных этапа: пренатальный (внутриутробный) и постнатальный (внеутробный), а последний подразделен на следующие периоды:

  • период роста - формирование морфологических, физиологических и биохимических особенностей организма;
  • период зрелости - все особенности организма достигают своего полноценного (дифинитивного) развития и остаются в основном неизменными;
  • период старости - уменьшение размеров тела и ослабление физиологических функций.

Детальная схема  онтогенеза человека представлена В.В. Бунаком в 1965 г. По ней всё развитие человека разделено на три крупные стадии:

  • прогрессивная - включает в себя внутриутробный период, детство и юность, в течение прогрессивной стадии идет собственно продольный рост тела и функциональных параметров;
  • стабильная - идет увеличение жирового слоя, продолжается нарастание веса тела, уровень функциональных показателей стабилен;
  • регрессивная - происходит падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменение покровов тела, осанки, скорости движений.
 
 

Схема, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам  возрастной морфологии, физиологии и биохимии (Москва, 1965 г)

Новорожденные от рождения до 10 дней Период вскармливания ребенка молозивом. Начало ускорения роста в длину. Часто падение веса тела.

Грудной возраст от 10 дней до 1 года Начало питания "зрелым" молоком. Прорезавание первых молочных зубов (с 6 месяцев); период макисмальной интенсивности ростового процесса, начало выпрямления тела (формирования изгибов позвоночника), сидение, стояние и первые шаги. Начало познавательного развития (осматривание и узнавание), подражание, призывающие жесты. "Детская" речь.

Раннее  детство 1-3 года Завершение прорезавания первой генерации зубов. Падение интенсивности роста. Узнавание картинок, фантазирование, одушевление предметов, выбор объекта привязанности и выделение "Я". Взрослая речь.

Первое  детство 4-7 лет Часто фиксируется первый ростовой скачек. С 6 лет начало прорезывания постоянных зубов. В самом конце периода первые проявления полового диморфизма и начало половой идентификации (осознание пола). Наглядно символическое мышление, освоение пространства и понятия последовательности времени. Основы этики и группового поведения. Осознанное упорство. Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.

Второе  детство 8-12 лет 8-11 лет Прорезывание постоянных зубов (кроме третьих маляров - "зубов мудрости"). Начало развития вторичных половых признаков (половое созревание) и активизация ростового процесса. Переход от наглядно-образного к логически-оперативному мышлению, истинные волевые акты и социальная адаптация. Развитие внимания и произвольной памяти. Избирательное рисование и перспектива. Подростковый возраст 13-16 лет 12-15 лет Пубертатный спурт - второй (истинный) ростовой скачек. Половое созревание и усиленный рост тела в длину. Все это определяет крупнейшие морфо-функциональные сдвиги, затрагивающие все системы организма. В самом начале - словесное выражение абстрактного мышления. Интенсивное интеллектуальное развитие (самоанализ, самовоспитание), высокая половая идентификация, личностная и эмоциональная нестабильность.

Юношеский возраст 17-21 лет 16-20 лет Окончание интенсивного роста и формирования организма (дифинитивное состояние). Начало периода стабилизации личности, самоопределения и формирования мировоззрения. При этом часто социальная активность выражается в деструктивных проявлениях.

Первый  зрелый возраст 22-35 лет 21-35 лет и Второй зрелый возраст 36-60 лет 36-55 лет

Собственно зрелость - относительная стабильность дифинитивных параметров организма, окончание формирования "типично женских" и "типично  мужских" черт строения и психики. Ведущее значение приобретает циркадная, бициркадная, недельная, сезонная и  др. ритмичность физиологических  функций. В конце периода - окончание  женского репродуктивного цикла - менопауза  и комплекс психо-физиологических  изменений (климакс).

Пожилой возраст 61-74 лет 56-74 лет и Старческий возраст 75-90 лет

Продолжение периода  оптимальной социальной активности. Начало и развитие инволютивных изменений  организма в том числе истинный отрицательный рост. Падение адаптационных  возможностей. Дезинтеграция функций  организма на всех уровнях организации. Обычно, окончание мужского репродуктивного  периода. Структурные и функциональные изменения центральной нервной  системы, а в конце этапа, обычны яркие признаки "психического старения".

Долгожители старше 90 лет Доживших до этого периода характеризует относительная стабильности всех параметров на достигнутом качественном и количественном уровне, в том числе за счет компенсаторных (компенсаторно-старческих) процессов. Нейтральное детство - время от рождения до 7 лет, когда мальчики и девочки мало отличаются друг о друга по темпам роста.

55. Старение и продолжительность жизни. Основные гипотезы.

  МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ Гипотеза, согласно которой причиной старения являются изменения генетического аппарата клетки, является одной из наиболее признанных в современной геронтологии.

  Молекулярно-генетические теории подразделяются на две большие  группы. Одни ученые рассматривают  возрастные изменения генома как  наследственно запрограммированные. Другие считают, что старение – результат  накопления случайных мутаций. Отсюда следует, что процесс старения может  являться или закономерным результатом  роста и развития организма, или  следствием накопления случайных ошибок в системе хранения и передачи генетической информации.

  Теломерная  теория В 1961 году американский геронтолог Л. Хейфлик установил, что человеческие фибробласты – клетки кожи, способные к делению, – «в пробирке» могут делиться не более 50 раз. В честь первооткрывателя это явление назвали «пределом Хейфлика». Оловников, используя данные о принципах синтеза ДНК в клетках, предложил гипотезу, по которой «предел Хейфлика» объясняется тем, что при каждом клеточном делении хромосомы немного укорачиваются. У хромосом имеются особые концевые участки – теломеры, которые после каждого удвоения хромосом становятся немного короче, и в какой-то момент укорачиваются настолько, что клетка уже не может делиться. Тогда она постепенно теряет жизнеспособность – именно в этом, согласно теломерной теории, и состоит старение клеток. Открытие в 1985 г. фермента теломеразы, достраивающего укороченные теломеры в половых клетках и клетках опухолей, обеспечивая их бессмертие, стало блестящим подтверждением теории Оловникова.

  Элевационная (онтогенетическая) теория. 1950-е годы. В.М. Дильман. Идея о существовании единого регуляторного механизма, определяющего закономерности возрастных изменений различных гомеостатических (поддерживающих постоянство внутренней среды) систем организма. Основным звеном механизмов как развития, так и последующего старения организма является. Главная причина старения – это возрастное снижение чувствительности гипоталамуса к регуляторным сигналам. Именно этот процесс приводит к возрастным изменениям функций репродуктивной системы и гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, обеспечивающей необходимый уровень вырабатываемых корой надпочечников глюкокортикоидов – «гормонов стресса», суточные колебания их концентрации и повышение секреции при стрессе, и, в конечном итоге, к развитию состояния так называемого «гиперадаптоза».

  Старение  и связанные с ним болезни  – это побочный продукт реализации генетической программы онтогенеза – развития организма.

  Адаптационно-регуляторная теория( В.В. Фролькис в 1960-70-х гг) основана на распространенном представлении о том, что старость и смерть генетически запрограммированы. «Изюминка» теории Фролькиса состоит в том, что возрастное развитие и продолжительность жизни определяются балансом двух процессов: наряду с разрушительным процессом старения развертывается процесс «антистарения», для которого Фролькис предложил термин «витаукт». Этот процесс направлен на поддержание жизнеспособности организма, его адаптацию, увеличение продолжительности жизни.

  Существенным  компонентом теории Фролькиса является разработанная им генорегуляторная гипотеза, по которой первичными механизмами  старения являются нарушения в работе регуляторных генов, управляющих активностью  структурных генов и, в результате, интенсивностью синтеза закодированных в них белков. Возрастные нарушения  генной регуляции могут привести не только к изменению соотношения  синтезируемых белков, но и к экспрессии ранее не работавших генов, появлению  ранее не синтезировавшихся белков и, как результат, к старению и  гибели клеток.

  В.В.Фролькис полагал, что генорегуляторные механизмы  старения являются основой развития распространенных видов возрастной патологии – атеросклероза, рака, диабета, болезней Паркинсона и Альцгеймера. В зависимости от активации или  подавления функций тех или иных генов и будет развиваться  тот или иной синдром старения, та или иная патология.

  СТОХАСТИЧЕСКИЕ (ВЕРОЯТНОСТНЫЕ) ТЕОРИИ Согласно этой группе теорий, старение – результат случайных процессов на молекулярном уровне. Об этом мы говорили выше: многие исследователи считают, что старение – это следствие накопления случайных мутаций в хромосомах в результате изнашивания механизмов репарации ДНК – исправления ошибок при ее копировании во время деления клеток.

  Теория  свободных радикалов. Практически одновременно выдвинутая Д.Харманом (1956) и Н.М.Эмануэлем (1958), свободнорадикальная теория объясняет не только механизм старения, но и широкий круг связанных с ним патологических процессов. Согласно этой теории, причиной нарушения функционирования клеток являются необходимые для многих биохимических процессов свободные радикалы – активные формы кислорода, синтезируемые главным образом в митохондриях – энергетических фабриках клеток.

Информация о работе Шпаргалка по "Антропологии"