Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 15:03, шпаргалка
1.Основные направления и методы антропологии. 2
2.Австралопитек грацильный: хронология и география распространения. 3
3.Австралопитек массивный: морфологические особенности. 4
4.Австралопитековые: хронология и география распространения, морфологические особенности. 4
5.Антропогенез: основные этапы социального развития. 5
6.Ключевые этапы становления человечества. Проблема прародины современного человека. 5
7.Краткий обзор ископаемых гоминид. Ключевые теории антропогенеза. 7
8.Культура неандертальцев как этап антропогенеза и социогенеза. 8
9.Место человека в системе животного мира по данным различных наук. Варианты систематики. 9
10.Место человека в системе животного мира. Основные этапы антропогенеза. 9
11.Неандертальцы: хронология и география распространения, морфологические особенности. 10
12.Отряд приматов, его отличительные особенности и место в нем человека. 11
13.Проблема прародины современного человека. Ключевые теории антропогенеза. 12
14.Ранние этапы эволюции гоминид. Первые представители рода Homo в Восточной Африке. 12
15.Роль прямохождения в антропогенезе. 14
16.Человек прямоходящий. Проблема прародины Homo sapiens. Теория полицентризма. 15
17.Человек умелый. Олдувайская культура. Этапы социогенеза. 16
18.Эволюция предшественников Homo sapiens. Проблема прародины современного человека. 16
19.Географическая локализация и краткое описание основных рас. 18
20.Значение экологических и социальных факторов среды в развитии полиморфизма Homo sapiens. 19
21.Историческое и современное распространение основных человеческих рас. 20
22.Механизмы и факторы расообразования. 22
23.Морфологическое описание больших рас. Основные признаки для разграничения. 22
24.Понятие о расах. Моногенизм и полигенизм. 23
25.Понятие об этносе. Использование данных антропологии современного и древнего населения для решения проблем происхождения народов. 23
26.Расы и народы. Основные отличия в представлениях. 25
27.Расы и расизм. Историография проблемы. 26
28.Расы человека. Теории формирования рас. 27
29.Роль естественного отбора в образовании расовых признаков и адаптивных типов. 27
30.Свойства расовых признаков. Характеристика трех основных рас. 28
31.Адаптивные черты в характеристике человеческих рас. 29
32.Этнос. Основополагающие характеристики. 30
33.Адаптация и акклиматизация. 30
34.Адаптация человека в различных экологических нишах Земли. Хронология адаптивных типов. 31
35.Адаптивные типы, их характеристика. 32
36.Экстремальные экологические ниши и адаптивные типы. 33
37.Рост и развитие детей в различных экологических нишах. 35
38.Генетические основы конституции. Медицинские аспекты проблемы. 35
39.Долгожители. Проблемы старения; факторы, влияющие на продолжительность жизни 36
40.Закономерности географической изменчивости морфологических и физиологических признаков у человека. 37
41.Конституциональные схемы Кречмера и Шелдона. 39
42.Конституциональные схемы. Приведите примеры некоторых из них (для мужчин, женщин, детей) см 41 41
43.Морфологические и функциональные аспекты конституции. 41
44.Психологические аспекты конституции. Вклад Кречмера и Шелдона. 42
45.Психотипы и соматотипы по Шелдону. Современные исследования. 43
46.Психофизиологические и психологические аспекты конституции. 44
47.Санитарная конституциология. 46
48.Строение тела и характер. 47
49.Экологические аспекты исследования конституции. 47
50. Акселерация. Эпохальные колебания темпов развития. 49
51.Биологический возраст. Особенности онтогенеза современного человека. 49
52.Перипубертатный период. Основные морфологические и физиологические характеристики. 50
53.Рост и развитие детей и подростков. 50
54.Специфика и периодизация постнатального онтогенеза человека. 51
55. Старение и продолжительность жизни. Основные гипотезы. 52
АКСЕЛЕРАЦИЯ (от лат. acceleratio — ускорение). Термин «предложен немецким врачом Koch в 1935 году.
В антропологии — ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями.
Сущность акселерации состоит в более раннем достижении определенных этапов биологического (физического и полового и др. ) развития и завершении созревания организма. В качестве основных проявлений акселерации Ю. Е. Вельтищев, Г. С. Грачева (1979) рассматривают:
большую длину и массу тела новорожденных в настоящее время по сравнению с аналогичными величинами новорожденных 20—30-х годов нашего века; в настоящее время рост годовалых детей в среднем на 4—5 см, а масса тела на 1—2 кг больше, чем 50 лет назад.
более раннее прорезывание первых зубов, смена их на постоянные происходит на 1—2 года раньше, чем у детей прошлого столетия;
более раннее появление ядер окостенения у мальчиков и девочек, а в целом окостенение скелета у девочек заканчивается на 3 года, а у мальчиков — на 2 года раньше, чем в 20— 30-е годы нашего столетия;
более раннее увеличение длины и массы тела детей дошкольного и школьного возраста, причем, чем старше ребенок, тем в большей степени он отличается по размерам тела от детей прошлого столетия;
увеличение длины тела у нынешнего поколения на 8—10 см по сравнению с предшествующим;
половое развитие мальчиков и девочек заканчивается на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века.
Истинная
акселерация сопровождается увеличением
продолжительности жизни и
На
основании учета соотношений
антропометрических показателей и
уровня биологической зрелости выделяются
гармонический и
Эпохальные колебания темпов развития
В древности и раннем средневековье сроки полового созревания европейских женщин приходились обычно на 12-15 лет, то есть как во многих современных европейских странах; к началу 19 в. этот показатель существенно увеличился — до 16-18 лет, а в дальнейшем стал снижаться; к 70-80-м годам 20 в. он стабилизировался во многих европейских странах, однако не исключены его дальнейшие колебания.
Биологический возраст — время, прошедшее (прожитое) для конкретного организма с момента рождения.
Обычно
применяется в
Краткое описание:
Биологический возраст - фундаментальная характеристика индивидуальных темпов развития. Основные критерии биологического возраста: морфологические, физиологические, биохимические, психофизиологические, психологические. Критерии "морфологической зрелости".
Закономерности постнатального роста и созревания свойственны всем людям без исключения, хотя существует значительная индивидуальная (и популяционная) изменчивость в отношении времени прохождения тех или иных стадий, темпов роста и созревания, а также сроков достижения и величины дефинитивных размеровХорошо известно, что в любой группе детей одинакового паспортного (хронологического) возраста есть такие, которые кажутся намного взрослее, и наоборот.
.
«Биологический возраст» можно
определить как степень
Признаки, используемые для оценки биологического возраста, должны удовлетворять целому ряду требований . Прежде всего, они должны отражать четкие возрастные изменения, которые поддаются описанию или измерению. Способ оценки этих изменений не должен наносить вред здоровью испытуемого и вызывать у него неприятные ощущения. И, наконец, он должен быть пригоден для скрининга большого количества индивидуумов.
Зубной
возраст определяется на основании
числа прорезавшихся и
При
определении возрастных изменений
физиологических и
При осмотре кожных покровов обращают внимание на варикозные расширения и другие отклонения.
Морфологическая
зрелость оценивается на основании
развития опорно-двигательного аппарата
─ мышечной силы, статической выносливости,
частоты и координации
О психофизиологической зрелости судят по результатам выполнения тестов Керна ─ Ирасека.
Основные
особенности онтогенеза человека на
современном этапе его
Акселерация
относится к числу важнейших
проявлений так называемого «секулярного
тренда» («вековой тенденции»), который
охватывает целый комплекс морфофункциональных
сдвигов в биологическом
Как достаточно сложное явление акселерация не может сводиться к действию какой-либо одной причины. Предложенные многочисленные гипотезы по сути охватывают почти все биологические и социальные факторы, которые вообще могут влиять на онтогенез.
Проявление
секулярного тренда затрагивают
и другой важнейший этап онтогенеза
– старение, от длительности и характера
протекания которого в значительной
степени зависит и сама продолжительность
жизни. Индивидуальные темпы старения,
как и развития, могут существенно
различаться у людей
Спецификой
этого периода является отсутствие
абсолютного эталона старости в
отличие от периода развития, по
окончании которого устанавливается
«оптимальная физиологическая норма»
(20-25 лет). Вопрос же о «норме старения»
решается неоднозначно. Наряду с точкой
зрения, что темпы старения, как
и развития, наследственно
Весьма
существенна роль и многих внешних
факторов, прежде всего социальных
и социально опосредованных (питание,
стресс, психологическая и медицинская
сферы)
Перипубертатный период и становление репродуктивной системы
Период полового созревания, или перипубертатный период с точки зрения масштабности биологических перестроек, является одним из наиболее значимых этапов онтогенеза. Он включает в себя две стадии: раннюю (препубертатную) и зрелую (собственно пубертатную).
Препубертатный период начинается
в 6-7 лет у девочек, 7-8 лет у
мальчиков и длится 3-4 года. Этот
этап видоспецифичен для
Важнейшим событием этапа
Ответом на эти эндокринные
сдвиги становится
Весь цикл дальнейших
Созревание этой системы
• Предполагается, что пубертас непосредственно связан с двумя событиями:
o возрастным понижением чувствительности гипоталамуса к влиянию циркулирующих в крови половых гормонов;
o повышением чувствительности гонад к гонадотропинам гипофиза.
К началу пубертатного периода
увеличивается секреция
Важно, что в пубертатном
Наиболее существенные
В раннем детстве, то есть в первые три года жизни, развитие организма и психическое ребенка идет очень быстро и тем быстрее, чем меньше ребенок.
Например, рост ребенка в первый год жизни увеличивается с 49-50см до 73-75 см, то есть на 23-25 см, в течение второго года в среднем на 10 см, а в течение третьего года - уже только на 8 см. Так же, постепенно замедляясь, происходит и нарастание веса ребенка. При нормальном питании материнским молоком и при правильном воспитании вес здорового ребенка в первые три месяца жизни увеличивается ежедневно на 25-28г и ежемесячно на 800г. К пятимесячному возрасту здоровый ребенок удваивает свой вес, к году - утраивает.
Раннее детство 1-3 года Завершение прорезавания первой генерации зубов. Падение интенсивности роста. Узнавание картинок, фантазирование, одушевление предметов, выбор объекта привязанности и выделение "Я". Взрослая речь.
Первое детство 4-7 лет Часто фиксируется первый ростовой скачек. С 6 лет начало прорезывания постоянных зубов. В самом конце периода первые проявления полового диморфизма и начало половой идентификации (осознание пола). Наглядно символическое мышление, освоение пространства и понятия последовательности времени. Основы этики и группового поведения. Осознанное упорство. Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.
Второе детство 8-12 лет 8-11 лет Прорезывание постоянных зубов (кроме третьих маляров - "зубов мудрости"). Начало развития вторичных половых признаков (половое созревание) и активизация ростового процесса. Переход от наглядно-образного к логически-оперативному мышлению, истинные волевые акты и социальная адаптация. Развитие внимания и произвольной памяти. Избирательное рисование и перспектива.
В 10-летнем возрасте физическое развитие мальчиков и девочек примерно одинаково,но в 11 лет девочки опережают своих сверстников по росту (на 1,6 см) и весу (на 1,7 кг) . В 12 лет девочки опережают мальчиков по всем показателям: по длине тела (на 3,1 см), весу (на 2,9 кг), окружности и экскурсии грудной клетки (на 4,5 и 0,7 см). В 13 лет эта разница еще увеличивается.