Шпаргалка по "Антропологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 15:03, шпаргалка

Описание работы

1.Основные направления и методы антропологии. 2

2.Австралопитек грацильный: хронология и география распространения. 3

3.Австралопитек массивный: морфологические особенности. 4

4.Австралопитековые: хронология и география распространения, морфологические особенности. 4

5.Антропогенез: основные этапы социального развития. 5

6.Ключевые этапы становления человечества. Проблема прародины современного человека. 5

7.Краткий обзор ископаемых гоминид. Ключевые теории антропогенеза. 7

8.Культура неандертальцев как этап антропогенеза и социогенеза. 8

9.Место человека в системе животного мира по данным различных наук. Варианты систематики. 9

10.Место человека в системе животного мира. Основные этапы антропогенеза. 9

11.Неандертальцы: хронология и география распространения, морфологические особенности. 10

12.Отряд приматов, его отличительные особенности и место в нем человека. 11

13.Проблема прародины современного человека. Ключевые теории антропогенеза. 12

14.Ранние этапы эволюции гоминид. Первые представители рода Homo в Восточной Африке. 12

15.Роль прямохождения в антропогенезе. 14

16.Человек прямоходящий. Проблема прародины Homo sapiens. Теория полицентризма. 15

17.Человек умелый. Олдувайская культура. Этапы социогенеза. 16

18.Эволюция предшественников Homo sapiens. Проблема прародины современного человека. 16

19.Географическая локализация и краткое описание основных рас. 18

20.Значение экологических и социальных факторов среды в развитии полиморфизма Homo sapiens. 19

21.Историческое и современное распространение основных человеческих рас. 20

22.Механизмы и факторы расообразования. 22

23.Морфологическое описание больших рас. Основные признаки для разграничения. 22

24.Понятие о расах. Моногенизм и полигенизм. 23

25.Понятие об этносе. Использование данных антропологии современного и древнего населения для решения проблем происхождения народов. 23

26.Расы и народы. Основные отличия в представлениях. 25

27.Расы и расизм. Историография проблемы. 26

28.Расы человека. Теории формирования рас. 27

29.Роль естественного отбора в образовании расовых признаков и адаптивных типов. 27

30.Свойства расовых признаков. Характеристика трех основных рас. 28

31.Адаптивные черты в характеристике человеческих рас. 29

32.Этнос. Основополагающие характеристики. 30

33.Адаптация и акклиматизация. 30

34.Адаптация человека в различных экологических нишах Земли. Хронология адаптивных типов. 31

35.Адаптивные типы, их характеристика. 32

36.Экстремальные экологические ниши и адаптивные типы. 33

37.Рост и развитие детей в различных экологических нишах. 35

38.Генетические основы конституции. Медицинские аспекты проблемы. 35

39.Долгожители. Проблемы старения; факторы, влияющие на продолжительность жизни 36

40.Закономерности географической изменчивости морфологических и физиологических признаков у человека. 37

41.Конституциональные схемы Кречмера и Шелдона. 39

42.Конституциональные схемы. Приведите примеры некоторых из них (для мужчин, женщин, детей) см 41 41

43.Морфологические и функциональные аспекты конституции. 41

44.Психологические аспекты конституции. Вклад Кречмера и Шелдона. 42

45.Психотипы и соматотипы по Шелдону. Современные исследования. 43

46.Психофизиологические и психологические аспекты конституции. 44

47.Санитарная конституциология. 46

48.Строение тела и характер. 47

49.Экологические аспекты исследования конституции. 47

50. Акселерация. Эпохальные колебания темпов развития. 49

51.Биологический возраст. Особенности онтогенеза современного человека. 49

52.Перипубертатный период. Основные морфологические и физиологические характеристики. 50

53.Рост и развитие детей и подростков. 50

54.Специфика и периодизация постнатального онтогенеза человека. 51

55. Старение и продолжительность жизни. Основные гипотезы. 52

Работа содержит 1 файл

Ответы антропология.docx

— 269.23 Кб (Скачать)

50. Акселерация. Эпохальные колебания темпов развития.

  АКСЕЛЕРАЦИЯ  (от лат. acceleratio — ускорение). Термин «предложен немецким врачом Koch в 1935 году.

  В антропологии — ускорение роста  и полового созревания детей и  подростков по сравнению с предшествующими  поколениями.

  Сущность  акселерации состоит в более  раннем достижении определенных этапов биологического (физического и полового и др. ) развития и завершении созревания организма. В качестве основных проявлений акселерации Ю. Е. Вельтищев, Г. С. Грачева (1979) рассматривают:

  большую длину и массу тела новорожденных  в настоящее время по сравнению  с аналогичными величинами новорожденных 20—30-х годов нашего века; в настоящее  время рост годовалых детей в  среднем на 4—5 см, а масса тела на 1—2 кг больше, чем 50 лет назад.

  более раннее прорезывание первых зубов, смена  их на постоянные происходит на 1—2 года раньше, чем у детей прошлого столетия;

  более раннее появление ядер окостенения  у мальчиков и девочек, а в  целом окостенение скелета у  девочек заканчивается на 3 года, а у мальчиков — на 2 года раньше, чем в 20— 30-е годы нашего столетия;

  более раннее увеличение длины и массы  тела детей дошкольного и школьного  возраста, причем, чем старше ребенок, тем в большей степени он отличается по размерам тела от детей прошлого столетия;

  увеличение  длины тела у нынешнего поколения  на 8—10 см по сравнению с предшествующим;

  половое развитие мальчиков и девочек  заканчивается на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века.

  Истинная  акселерация сопровождается увеличением  продолжительности жизни и репродуктивного  периода взрослого населения 

  На  основании учета соотношений  антропометрических показателей и  уровня биологической зрелости выделяются гармонический и дисгармонический типы акселерации. К первому относятся  те дети, у которых антропометрические показатели и уровень биологической  зрелости выше средних значений для  этой возрастной группы, ко второму  типу - дети, у которых отмечается усиленный рост тела в длину без  одновременного ускорения полового развития или раннее половое созревание без усиленного роста в длину.

  Эпохальные  колебания темпов развития

  В древности и раннем средневековье  сроки полового созревания европейских  женщин приходились обычно на 12-15 лет, то есть как во многих современных  европейских странах; к началу 19 в. этот показатель существенно увеличился — до 16-18 лет, а в дальнейшем стал снижаться; к 70-80-м годам 20 в. он стабилизировался во многих европейских странах, однако не исключены его дальнейшие колебания.

51.Биологический возраст. Особенности онтогенеза современного человека.

  Биологический возраст — время, прошедшее (прожитое) для конкретного организма с  момента рождения.

  Обычно  применяется в противопоставление психологическому или физиологическому возрасту

  Краткое описание:

  Биологический возраст - фундаментальная характеристика индивидуальных темпов развития. Основные критерии биологического возраста: морфологические, физиологические, биохимические, психофизиологические, психологические. Критерии "морфологической  зрелости".

  Закономерности  постнатального роста и созревания свойственны всем людям без исключения, хотя существует значительная индивидуальная          (и популяционная) изменчивость в  отношении времени прохождения  тех или иных  стадий, темпов роста  и созревания, а также сроков достижения и величины дефинитивных размеровХорошо известно, что в любой группе детей  одинакового паспортного (хронологического) возраста есть такие, которые кажутся  намного взрослее, и наоборот.

  . «Биологический возраст» можно  определить как степень соответствия (несоответствия) морфофункционального  статуса данного индивида некоему  среднему уровню развития в  той или иной «референтной»  группе (возрастно-половой, этнотерриториальной  и т.д.). Таким образом, биологический  возраст  дает оценку индивидуального  возрастного статуса. 

  Признаки, используемые для оценки биологического возраста, должны удовлетворять целому ряду требований . Прежде всего, они  должны отражать четкие возрастные изменения, которые поддаются описанию или  измерению. Способ оценки этих изменений  не должен наносить вред здоровью испытуемого  и вызывать у него неприятные ощущения. И, наконец, он должен быть пригоден для  скрининга большого количества индивидуумов.

  Зубной  возраст определяется на основании  числа прорезавшихся и находящихся  в состоянии замены молочных зубов  у ребенка, а у взрослых ─ по состоянию стертости постоянных зубов.

  При определении возрастных изменений  физиологических и биохимических  процессов обращают внимание на темпы  обмена. С прекращением ростовых процессов  основной обмен снижается.

  При осмотре кожных покровов обращают внимание на варикозные расширения и другие отклонения.

  Морфологическая зрелость оценивается на основании  развития опорно-двигательного аппарата ─ мышечной силы, статической выносливости, частоты и координации движений.

  О психофизиологической зрелости судят  по результатам выполнения тестов Керна  ─ Ирасека.

  Основные  особенности онтогенеза человека на современном этапе его биосоциального развития.

  Акселерация относится к числу важнейших  проявлений так называемого «секулярного тренда» («вековой тенденции»), который  охватывает целый комплекс морфофункциональных  сдвигов в биологическом статусе  человека, характерных для прошлого столетия: удлинение продолжительности жизни, увеличение размеров тела взрослых мужчин и женщин, перестройку структуры заболеваемости и др.

  Как достаточно сложное явление акселерация  не может сводиться к действию какой-либо одной причины. Предложенные многочисленные гипотезы по сути охватывают почти все биологические  и  социальные факторы, которые вообще могут влиять на онтогенез.

  Проявление  секулярного тренда затрагивают  и другой важнейший этап онтогенеза – старение, от длительности и характера  протекания которого в значительной степени зависит и сама продолжительность  жизни. Индивидуальные темпы старения, как и развития, могут существенно  различаться у людей одинакового  хронологического возраста.

  Спецификой  этого периода является отсутствие абсолютного эталона старости в  отличие от периода развития, по окончании которого устанавливается  «оптимальная физиологическая норма» (20-25 лет). Вопрос же о «норме старения»  решается неоднозначно. Наряду с точкой зрения, что темпы старения, как  и развития, наследственно запрограммированы, и каждому периоду онтогенеза соответствует своя возрастная норма, указывается и на редкость случаев  естественного старения и невозможность  его четкого разграничения с  патологическими проявлениями и  «болезнями компенсации».

  Весьма  существенна роль и многих внешних  факторов, прежде всего социальных и социально опосредованных (питание, стресс, психологическая и медицинская  сферы) 

52.Перипубертатный период. Основные морфологические и физиологические характеристики.

  Перипубертатный период и становление репродуктивной системы

  Период  полового созревания, или перипубертатный  период  с точки зрения масштабности биологических перестроек, является одним из наиболее значимых этапов онтогенеза. Он включает в себя две  стадии: раннюю (препубертатную) и зрелую (собственно пубертатную).

       Препубертатный период  начинается  в 6-7 лет у девочек, 7-8 лет у  мальчиков и длится 3-4 года. Этот  этап видоспецифичен для человека  и, возможно, встречается только  у шимпанзе.

       Важнейшим событием этапа является  созревание андрогенной зоны  надпочечников, продуцирующей мужские  половые гормоны (андрогены). Происходит  возрастание уровня секреции  надпочечниковых андрогенов.

       Ответом на эти эндокринные  сдвиги становится интенсификация  роста тела и органов, стимуляция  скелетного и полового созревания, то есть, знакомый нам, первый  ростовой скачек. Происходит удлинение  конечностей, изменение морфологии  черепа, формирование отчетливого  рельефа мышц, уплощение поперечного  сечения туловища и уменьшение  жировой прослойки.

       Весь цикл дальнейших изменений  в репродуктивной системе связан  с функционированием системы  гипоталамус-гипофиз-гонады, под контролем  которой находятся многие функции  организма и, прежде всего,  биологические ритмы.

      Созревание этой системы является  ключевым событием пубертатного  периода . Обычно, он начинается  в 9-11 лет у девочек и 10-12 лет  у мальчиков и завершается  примерно в 17-18 лет.

  • Предполагается, что пубертас непосредственно связан с двумя событиями:

  o возрастным понижением чувствительности гипоталамуса к влиянию циркулирующих в крови половых гормонов;

  o повышением чувствительности гонад к гонадотропинам гипофиза.

       К началу пубертатного периода  увеличивается секреция релизинг-факторов (РФ), которые поступают в переднюю  долю гипофиза и стимулируют  выделение гонадотропинов (ФСГ, ЛГ  и ГСИК).

       Важно, что в пубертатном периоде  происходит интенсивное созревание  основных регуляторов жизненных  функций организма и, прежде  всего, нейроэндокринной системы.  Сам ход процесса развития  обусловлен действием отлаженной  саморегулирующейся системы, благодаря  которой реализуется индивидуальный  генетический материал.

       Наиболее существенные морфофункциональные  сдвиги растущего организма происходят  под воздействием и контролем  со стороны половых гормонов, соматотропина (СТГ), инсулина и  инсулиноподобных факторов роста  (ИФР1), кортизола, тиреоидных гормонов  и других регуляторов, определяющих  рост, обмен веществ, развитие  половых признаков, пропорции,  функциональные параметры, а также  развитие мозга и многие характеристики  поведения.

53.Рост и развитие детей и подростков.

  В раннем детстве, то есть в первые три  года жизни, развитие организма и  психическое ребенка идет очень  быстро и тем быстрее, чем меньше ребенок.

  Например, рост ребенка в первый год жизни  увеличивается с 49-50см до 73-75 см, то есть на 23-25 см, в течение второго года в среднем на 10 см, а в течение  третьего года - уже только на 8 см. Так  же, постепенно замедляясь, происходит и нарастание веса ребенка. При нормальном питании материнским молоком  и при правильном воспитании вес  здорового ребенка в первые три  месяца жизни увеличивается ежедневно  на 25-28г и ежемесячно на 800г. К пятимесячному  возрасту здоровый ребенок удваивает  свой вес, к году - утраивает.

  Раннее  детство 1-3 года Завершение прорезавания первой генерации зубов. Падение  интенсивности роста. Узнавание  картинок, фантазирование, одушевление  предметов, выбор объекта привязанности  и выделение "Я". Взрослая речь.

  Первое  детство 4-7 лет Часто фиксируется  первый ростовой скачек. С 6 лет начало прорезывания постоянных зубов. В самом  конце периода первые проявления полового диморфизма и начало половой  идентификации (осознание пола). Наглядно символическое мышление, освоение пространства и понятия последовательности времени. Основы этики и группового поведения. Осознанное упорство. Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.

  Второе  детство 8-12 лет 8-11 лет Прорезывание постоянных зубов (кроме третьих  маляров - "зубов мудрости"). Начало развития вторичных половых признаков (половое созревание) и активизация  ростового процесса. Переход от наглядно-образного  к логически-оперативному мышлению, истинные волевые акты и социальная адаптация. Развитие внимания и произвольной памяти. Избирательное рисование  и перспектива.

  В 10-летнем возрасте физическое развитие мальчиков и девочек примерно одинаково,но в 11 лет девочки опережают  своих сверстников по росту (на 1,6 см) и весу (на 1,7 кг) . В 12 лет девочки  опережают мальчиков по всем показателям: по длине тела (на 3,1 см), весу (на 2,9 кг), окружности и экскурсии грудной  клетки (на 4,5 и 0,7 см). В 13 лет эта разница  еще увеличивается.

Информация о работе Шпаргалка по "Антропологии"