Школьная тревожность в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую их комбинацию, которая оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы школьной тревожности.
1.1. Исследование проблемы тревожности в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………………….6
1.2. Виды тревожности, ее причины появления и развития у детей ………..19
1.3. Специфика тревожности младших школьников…………………………27
Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению школьной тревожности.
2.1. Описание психодиагностического исследования. ………………………35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………..
2.3 Выводы и рекомендации…………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………50
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая~1 рс.doc

— 368.00 Кб (Скачать)

Заключение 

    В данной работе, в первую очередь, мы сочли необходимым рассмотреть  материалы, касающиеся теоретических  основ проявления такого качества личности, как тревожность, у детей младшего школьного возраста, это связано, прежде всего, с попыткой проанализировать формирование тревожности и ее влияние на становление личности ребёнка.

    Анализ  педагогической и психологической  литературы показал, что основными  причинами школьной тревожности  могут быть:

    - конфликт между потребностями ребенка;

    - противоречивые требования со стороны родителей;

    - неадекватными требованиями, несоответствующими  возможностям ребенка;

    - конфликт воспитательной системы  школы и семьи;

    - негибкая, догматическая система  воспитания в семье и в школе;

    - ориентация ребенка не на процесс  учения, а на его результат.

    Для преодоления школьной тревожности  нужно помочь детям найти пути преодоления их трудностей. Тревога  становится конструктивной, если ребенок  понимает, что любая ошибка, совершена  ли она при решении школьной задачи или в реальной жизни, - это не катастрофа, а стимул для дальнейшего поиска. А опыт ошибок и неудач в жизни человека играет не меньшую роль, чем опыт побед и радостных переживаний.

    Таким образом, цель - не избавить ребенка  от всех тревог, а научить его разбираться в причинах своих переживаний, не впадать в отчаяние в сложной ситуации, а искать и находить решение задач, которые будет перед ним ставить жизнь.

      Изученные в процессе подготовки данной работы материалы позволяют сделать  вывод, что в связи с поступлением ребенка в школу, изменением его жизнедеятельности, социальных отношений, возрастанием психической нагрузки при способствовании негативно воздействующих внутренних и внешних факторов развития на начальном этапе обучения повышается риск возникновения тревожности. По результатам исследования видно, что определенное количество учащихся на начальном этапе обучения характеризуется наличием повышенной тревожности.

         Таким образом, полученные сведения являются основой для дальнейших исследований по данной проблеме, в том числе убеждают, что установление основных причин повышенной тревожности играют большую роль в организации профилактики и преодолении детской тревожности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Абрамова Г.С. “Введение в практическую психологию” – Екатеринбург: “Деловая книга”, Москва: Издательский центр “Академия”, 1995
  2. Альманах психологических тестов. М., "КПС", 1996, С. 165.
  3. Андрусенко В.А. Социальный страх. М., 1984.
  4. Бабич Н.И. “Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников” // Вопросы психологии. – 1990 - №2.
  5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование) М., Просвещение, 1968 с. 231-235
  6. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
  7. Дети с аффективным поведением – М., Просвещение, 1966 – с. 48-55.
  8. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л.,1988.
  9. Козлова Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 1997 – с. 16-20
  10. Кочубей Б., Новикова Е. Детские тревоги: в школе и дома// Семья и шк ола, 1988-№ 7.
  11. Краткий психологический словарь. М., 1983.
  12. Луньков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома, М. 1995.
  13. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей //
  14. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие 248 с., обл., 2004 г. Изд. Речь
  15. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – кн. 3: Психодиагностика. Введение в научно – психологическое исследование с элементами математической статистики – 3-е изд. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998. – 632 с.
  16. Овчарова Р.П. Справочная книга школьного  психолога. М., 1996.
  17. Популярная психология для родителей; 2-е изд., испр.. Под ред. А. С. Спиваковской.- СПб: Союз, 1997 г.
  18. Примак Л.П. Общение с собой. Начала психологии активности. – М.: Политиздат, 1991
  19. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж. «Психологическая наука и образование» 1998, №2.
  20. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990 – 494 с.
  21. Психология. Учебник. – М.: “Проспект”, 1998. – 291-294 с.
  22. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В2 кн. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Гуманит. Центр ВЛАДОС, 1998:- кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. 480 с.: ил.
  23. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под ред. Дубровиной И. В. – Москва: Академия, 1995. – 168 с.
  24. Савина Е. Тревожные дети // Дошк. воспитание – 1996 - №4 – с. 11-14
  25. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин – Минск; Харвест, 1997 – 800 с.
  26. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 1996
  27. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. ред. Т.В. /. Бурменской – М.: Изд-кая группа “Прогресс”, 1993 – с. 33 – 48.
  28. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М.: ВЛА ДОС, 1995 – 544 с.

    29.Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. М., 1982.

Информация о работе Школьная тревожность в начальных классах