Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:51, курсовая работа
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую их комбинацию, которая оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение.
Введение…………………………………………………………………………..
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы школьной тревожности.
1.1. Исследование проблемы тревожности в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………………….6
1.2. Виды тревожности, ее причины появления и развития у детей ………..19
1.3. Специфика тревожности младших школьников…………………………27
Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению школьной тревожности.
2.1. Описание психодиагностического исследования. ………………………35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………..
2.3 Выводы и рекомендации…………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………50
Список литературы…………………………………
Заключение
В данной работе, в первую очередь, мы сочли необходимым рассмотреть материалы, касающиеся теоретических основ проявления такого качества личности, как тревожность, у детей младшего школьного возраста, это связано, прежде всего, с попыткой проанализировать формирование тревожности и ее влияние на становление личности ребёнка.
Анализ педагогической и психологической литературы показал, что основными причинами школьной тревожности могут быть:
- конфликт между потребностями ребенка;
- противоречивые требования со стороны родителей;
- неадекватными требованиями, несоответствующими возможностям ребенка;
-
конфликт воспитательной
- негибкая, догматическая система воспитания в семье и в школе;
-
ориентация ребенка не на
Для преодоления школьной тревожности нужно помочь детям найти пути преодоления их трудностей. Тревога становится конструктивной, если ребенок понимает, что любая ошибка, совершена ли она при решении школьной задачи или в реальной жизни, - это не катастрофа, а стимул для дальнейшего поиска. А опыт ошибок и неудач в жизни человека играет не меньшую роль, чем опыт побед и радостных переживаний.
Таким образом, цель - не избавить ребенка от всех тревог, а научить его разбираться в причинах своих переживаний, не впадать в отчаяние в сложной ситуации, а искать и находить решение задач, которые будет перед ним ставить жизнь.
Изученные в процессе подготовки данной работы материалы позволяют сделать вывод, что в связи с поступлением ребенка в школу, изменением его жизнедеятельности, социальных отношений, возрастанием психической нагрузки при способствовании негативно воздействующих внутренних и внешних факторов развития на начальном этапе обучения повышается риск возникновения тревожности. По результатам исследования видно, что определенное количество учащихся на начальном этапе обучения характеризуется наличием повышенной тревожности.
Таким образом, полученные сведения являются
основой для дальнейших исследований
по данной проблеме, в том числе убеждают,
что установление основных причин повышенной
тревожности играют большую роль в организации
профилактики и преодолении детской тревожности.
Список литературы
29.Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. М., 1982.
Информация о работе Школьная тревожность в начальных классах