Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:51, курсовая работа
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую их комбинацию, которая оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение.
Введение…………………………………………………………………………..
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы школьной тревожности.
1.1. Исследование проблемы тревожности в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………………….6
1.2. Виды тревожности, ее причины появления и развития у детей ………..19
1.3. Специфика тревожности младших школьников…………………………27
Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению школьной тревожности.
2.1. Описание психодиагностического исследования. ………………………35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………..
2.3 Выводы и рекомендации…………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………50
Список литературы…………………………………
Московский гуманитарно-экономический институт
Волгоградский
филиал
Курсовая работа
По дисциплине Психодиагностика
На тему:
«Школьная тревожность
в начальных классах».
Выполнил:
студент группы П-5-08
Ильина
Д.В.
Проверил
научный руководитель:
Волгоград 2011
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы школьной тревожности.
1.1. Исследование
проблемы тревожности в зарубежной и отечественной
психологии……………………………………………………
1.2. Виды тревожности, ее причины появления и развития у детей ………..19
1.3. Специфика
тревожности младших школьников…………………………27
Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению школьной тревожности.
2.1. Описание психодиагностического исследования. ………………………35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………..
2.3 Выводы и
рекомендации………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую их комбинацию, которая оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. Тревожность – очень широко распространенный психологический феномен нашего времени, поэтому данной проблеме посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии, над которой работали такие психологи как: Фрейд, Хорни, Роджерс, Петровский, Прихожан, Мерлин, Александровский, Личко, Лусканова и многие другие.
Психологи заметили, что школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога - фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется от деятельности, либо ставит все на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматывается, что "проваливается" в других ситуациях. И все это усиливает страх неудачи, тревожность возрастает, становясь постоянной помехой.
И родителям и учителям хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных детей. А ведь школьная пора - основная и основополагающая часть детства: это время формирования личности, выбора жизненного пути, овладения социальными нормами и правилами. Если же лейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и формируется тревожная, мнительная личность. Общение со сверстниками и учителями приобретает тягостный, вынужденный характер. Интеллектуальное развитие школьника с повышенным уровнем тревожности не сочетается с развитием творческих способностей, оригинальностью мышления, любознательности, так как творческий человек - это человек свободный, рискующий, который не боится предложить новый, нетрадиционный взгляд или решение, хочет идти своим путем, покушается на общепринятое. Тревожные же люди - рабы давно принятых зачастую устаревших, но зато многократно проверенных жизнью вариантов.
На сегодняшний день существует целый ряд терминов для обозначения эмоциональных нарушений ребенка-школьника: школьная тревожность, школьная дезадаптация, школьный невроз, страх школы и т.д. Нельзя не признать, что современная школа и характер обучения в том виде, в каком он имеет место во многих школах, содержит множество факторов, способных вызвать, развить и углубить тревогу у учащегося.
Тревога, дезорганизует не только учебную деятельность, она начинает разрушать личностные структуры. Поэтому знания условий и природы возникновения повышенной тревожности, могут способствовать снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста.
В данной работе были определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
Цель: изучение тревожности младших школьников.
Объект: дети начальных классов с разным уровнем тревожности.
Предмет: проявление тревожности детей начальных классов.
Гипотеза: в связи с поступлением ребенка в школу, изменением его жизнедеятельности, социальных отношений, возрастанием психической нагрузки при способствовании негативно воздействующих внутренних и внешних факторов развития на начальном этапе обучения повышается риск возникновения тревожности.
Задачи исследования:
- проанализировать проблему тревожности в психолого-педагогической литературе;
- выявить уровень тревожности у детей начальных классов;
- продиагностировать состояние школьной тревожности у учащихся 3-го класса;
Методы исследования: тестирование.
База:
исследование проводилось в МОУ СОШ №
128 г.Волгограда. В исследовании принимали
участие учащиеся 3-го «А» класса (21
человек).
Глава I.
Теоретические основы изучения проблемы
школьной тревожности
1.1.
Исследование проблемы
тревожности в зарубежной
и отечественной психологии
Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.
Основатель психоанализа З. Фрейд [75] утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений – инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. З. Фрейд считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы и тревожность.
Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формы проявления. Однако в новых формах они наталкиваются на запреты цивилизации, и человек вынужден маскировать и подавлять свои влечения. Драма психической жизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественный выход из этого положения Фрейд видит в сублимировании «либидиозной энергии», то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности.
В индивидуальной психологии А. Адлер[4] предлагает новый взгляд на происхождение неврозов. По мнению Адлера, в основе невроза лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определенной позиции в группе людей, которую индивид в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий не мог добиться, то есть отчетливо видно, что в основе невроза лежат ситуации, в которых человек в силу тех или иных обстоятельств, в той или иной мере испытывает чувство тревоги.
Адлер выдвигает три условия, которые могут привести к возникновению у ребенка неправильной позиции и стиля жизни. Эти условия следующие:
Адлер был первым, кто описал трудности и тревогу ребенка, связанные с недостаточностью органов, и искал пути их преодоления.
Недостатком Адлеровской концепции является не сделанное различие между беспокойством адекватным, обоснованным и неадекватным, поэтому нет четкого представления о тревожности как специфическом состоянии, отличном от других сходных состояний.
Проблема тревожности стала предметом специального исследования у неофрейдистов и, прежде всего у К. Хорни [79].
В теории Хорни главные источники тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений.
В книге «Невротическая личность нашего времени» Хорни насчитывает 11 невротических потребностей [80]:
К. Хорни считает, что при помощи удовлетворения этих потребностей человек стремится избавиться от тревоги, но невротические потребности ненасыщаемы, удовлетворить их нельзя, а, следовательно, от тревоги нет путей избавления.
В большой степени К. Хорни близок С. Салливен [71]. Он известен как создатель «межличностной теории». Личность не может быть изолирована от других людей, межличностных ситуаций. Ребенок с первого дня рождения вступает во взаимоотношение с людьми и в первую очередь с матерью. Все дальнейшее развитие и поведение индивида обусловлено межличностными отношениями. Салливен считает, что у человека есть исходное беспокойство, тревога, которая является продуктом межличностных (интерперсональных) отношений.
Информация о работе Школьная тревожность в начальных классах