Школьная тревожность в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую их комбинацию, которая оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы школьной тревожности.
1.1. Исследование проблемы тревожности в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………………….6
1.2. Виды тревожности, ее причины появления и развития у детей ………..19
1.3. Специфика тревожности младших школьников…………………………27
Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению школьной тревожности.
2.1. Описание психодиагностического исследования. ………………………35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………..
2.3 Выводы и рекомендации…………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………50
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая~1 рс.doc

— 368.00 Кб (Скачать)

Московский  гуманитарно-экономический институт

Волгоградский филиал 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

По дисциплине Психодиагностика

На тему: «Школьная тревожность в начальных классах».  
 
 
 
 
 

Выполнил: студент группы П-5-08 

Ильина  Д.В. 

Проверил  научный руководитель:   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Волгоград 2011

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..

Глава I. Теоретические основы изучения проблемы школьной тревожности.

1.1. Исследование проблемы тревожности в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………………….6

1.2. Виды тревожности, ее причины появления и развития у детей ………..19

1.3. Специфика тревожности младших школьников…………………………27 

Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению школьной тревожности.

2.1. Описание психодиагностического исследования. ………………………35

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………..

2.3 Выводы и  рекомендации…………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………50

Список  литературы………………………………………………………………55 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую их комбинацию, которая оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. Тревожность – очень широко распространенный психологический феномен нашего времени, поэтому данной проблеме посвящено значительное количество исследований в психологии, медицине, физиологии, философии, социологии, над которой работали такие психологи как: Фрейд, Хорни, Роджерс, Петровский, Прихожан, Мерлин, Александровский, Личко, Лусканова и многие другие.

      Психологи заметили, что школьное обучение (познание нового, проверка полученных навыков  и умений) всегда сопровождается повышением тревожности у детей. Более того, некоторый оптимальный уровень тревоги активизирует обучение, делает его эффективнее. Здесь тревога - фактор мобилизации внимания, памяти, интеллектуальных способностей. Но когда уровень тревожности превышает этот оптимальный предел, человека охватывает паника. Стремясь избежать неуспеха, он устраняется от деятельности, либо ставит все на достижение успеха в конкретной ситуации и так изматывается, что "проваливается" в других ситуациях. И все это усиливает страх неудачи, тревожность возрастает,  становясь постоянной помехой.

      И родителям и учителям хорошо известно, сколь мучительно протекают годы учебы для тревожных детей. А  ведь школьная пора -  основная и  основополагающая часть детства: это  время формирования личности, выбора жизненного пути, овладения социальными нормами и правилами. Если же лейтмотивом переживаний школьника оказываются тревога и неуверенность в себе, то и формируется тревожная, мнительная личность. Общение со сверстниками и учителями приобретает тягостный, вынужденный характер. Интеллектуальное развитие школьника с повышенным уровнем тревожности не сочетается с развитием творческих  способностей, оригинальностью мышления, любознательности, так как творческий человек - это человек свободный, рискующий, который не боится предложить новый, нетрадиционный взгляд или решение, хочет идти своим путем, покушается на общепринятое. Тревожные же люди - рабы давно принятых зачастую устаревших, но зато многократно проверенных жизнью вариантов.

      На  сегодняшний день существует целый ряд терминов для обозначения эмоциональных нарушений ребенка-школьника: школьная тревожность, школьная дезадаптация, школьный невроз, страх школы и т.д. Нельзя не признать, что современная школа и характер обучения в том виде, в каком он имеет место во многих школах, содержит множество факторов, способных вызвать, развить и углубить тревогу у учащегося.

      Тревога, дезорганизует не только учебную  деятельность, она начинает разрушать  личностные структуры. Поэтому знания условий и природы возникновения повышенной тревожности, могут способствовать снижению тревожности и формированию адекватного поведения у детей младшего школьного возраста.

    В данной работе были определены цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.

Цель: изучение тревожности младших школьников.

Объект: дети начальных классов с разным уровнем тревожности.

Предмет: проявление тревожности детей начальных классов.

Гипотеза: в связи с поступлением ребенка в школу, изменением его жизнедеятельности, социальных отношений, возрастанием психической нагрузки при способствовании негативно воздействующих внутренних и внешних факторов развития на начальном этапе обучения повышается риск возникновения тревожности.

      Задачи  исследования:

   - проанализировать проблему тревожности в психолого-педагогической литературе;

   - выявить уровень тревожности у детей начальных классов;

   - продиагностировать состояние школьной тревожности  у учащихся 3-го класса;

      Методы исследования: тестирование.

База: исследование проводилось в МОУ СОШ № 128 г.Волгограда. В исследовании принимали участие учащиеся  3-го «А» класса (21  человек). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические основы изучения проблемы школьной тревожности  

     1.1. Исследование проблемы тревожности в зарубежной и отечественной психологии 

      Понимание тревожности было внесено в психологию психоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривали тревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человеку состояние.

      Основатель  психоанализа З. Фрейд [75] утверждал, что человек имеет несколько врожденных влечений – инстинктов, которые являются движущей силой поведения человека, определяют его настроение. З. Фрейд считал, что столкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы и тревожность.

      Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новые формы проявления. Однако в новых формах они наталкиваются на запреты цивилизации, и человек вынужден маскировать и подавлять свои влечения. Драма психической жизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественный выход из этого положения Фрейд видит в сублимировании «либидиозной энергии», то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности.

      В индивидуальной психологии А. Адлер[4] предлагает новый взгляд на происхождение  неврозов. По мнению Адлера, в основе невроза лежат такие механизмы, как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определенной позиции в группе людей, которую индивид в силу каких-либо индивидуальных особенностей или социальных условий не мог добиться, то есть отчетливо видно, что в основе невроза лежат ситуации, в которых человек в силу тех или иных обстоятельств, в той или иной мере испытывает чувство тревоги.

      Адлер выдвигает три условия, которые  могут привести к возникновению у ребенка неправильной позиции и стиля жизни. Эти условия следующие:

  1. Органическая, физическая неполноценность организма. Дети с этими недостатками бывают целиком заняты собой, если их никто не отвлечет, не заинтересует другими людьми. Сравнение себя с другими приводит этих детей к чувству неполноценности, приниженности, страданию, это чувство может усиливаться благодаря насмешкам товарищей, особенно это чувство увеличивается в трудных ситуациях, где такой ребенок будет себя чувствовать хуже, чем обычный ребенок. Но сама по себе неполноценность не является патогенной. Даже больной ребенок чувствует способность изменить ситуацию. Результат зависит от творческой силы индивидуума, который может иметь разную силу и по-разному проявляться, но всегда определяющей целью.

     Адлер был первым, кто описал трудности и тревогу ребенка, связанные с недостаточностью органов, и искал пути их преодоления.

  1. К таким же результатам может привести и избалованность. Возникновение привычки все получать, ничего не давая в обмен. Легко доступное превосходство, не связанное с преодолением трудностей, становится стилем жизни. В этом случае все интересы и заботы также направлены на себя, нет опыта общения и помощи людям, заботы о них. Единственный способ реакции на трудность – требования к другим людям. Общество рассматривается такими детьми как враждебное.
  2. Отверженность ребенка. Отверженный ребенок не знает, что такое любовь и дружеское сотрудничество. Он не видит друзей и участия. Встречаясь с трудностями, он переоценивает их, а так как не верит в возможность преодолеть их с помощью других и поэтому не верит в свои силы. Он не верит, что может заслужить любовь и высокую оценку путем действий, полезных людям. Поэтому он подозрителен и никому не доверяет. У него нет опыта любви к другим, потому что его не любят, и он платит враждебностью. Отсюда – необщительность, замкнутость, неспособность к сотрудничеству.

      Недостатком Адлеровской концепции является не сделанное различие между беспокойством адекватным, обоснованным и неадекватным, поэтому нет четкого представления о тревожности как специфическом состоянии, отличном от других сходных состояний.

      Проблема  тревожности стала предметом  специального исследования у неофрейдистов и, прежде всего у К. Хорни [79].

      В теории Хорни главные источники  тревоги и беспокойства личности коренятся не в конфликте между  биологическими влечениями и социальными запретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений.

      В книге «Невротическая личность нашего времени» Хорни насчитывает 11 невротических потребностей [80]:

  1. Невротическая потребность в привязанности и одобрении, желание нравиться другим, быть приятным.
  2. Невротическая потребность в «партнере», который исполняет все желания, ожидания, боязнь остаться в одиночестве.
  3. Невротическая потребность ограничить свою жизнь узкими рамками, оставаться незамеченным.
  4. Невротическая потребность власти над другими посредством ума, предвидения.
  5. Невротическая потребность эксплуатировать других, получать лучшее от них.
  6. Потребность в социальном признании или престиже.
  7. Потребность личного обожания. Раздутый образ себя.
  8. Невротические притязания на личные достижения, потребность превзойти других.
  9. Невротическая потребность в самоудовлетворении и независимости, необходимости ни в ком не нуждаться.
  10. Невротическая потребность в любви.
  11. Невротическая потребность в превосходстве, совершенстве, недосягаемости.

     К. Хорни считает, что при помощи удовлетворения этих потребностей человек стремится избавиться от тревоги, но невротические потребности ненасыщаемы, удовлетворить их нельзя, а, следовательно, от тревоги нет путей избавления.

     В большой степени К. Хорни близок С. Салливен [71]. Он известен как создатель  «межличностной теории». Личность не может быть изолирована от других людей, межличностных ситуаций. Ребенок с первого дня рождения вступает во взаимоотношение с людьми и в первую очередь с матерью. Все  дальнейшее развитие и поведение индивида обусловлено межличностными отношениями. Салливен считает, что у человека есть исходное беспокойство, тревога, которая является продуктом межличностных (интерперсональных) отношений.

Информация о работе Школьная тревожность в начальных классах