Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:51, курсовая работа
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую их комбинацию, которая оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение.
Введение…………………………………………………………………………..
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы школьной тревожности.
1.1. Исследование проблемы тревожности в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………………….6
1.2. Виды тревожности, ее причины появления и развития у детей ………..19
1.3. Специфика тревожности младших школьников…………………………27
Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению школьной тревожности.
2.1. Описание психодиагностического исследования. ………………………35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………..
2.3 Выводы и рекомендации…………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………50
Список литературы…………………………………
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности выделяется так же, как и в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы | № вопросов |
1. Общая тревожность в школе | 2,4,7,12,16,21,23,26,28,46,47, |
2. Переживание социального стресса | 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 |
3. Фрустрация потребности в достижении успеха | 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 |
4. Страх самовыражения | 27, 31, 34, 37, 40, 45 |
5. Страх ситуации проверки знаний | 2, 7, 12, 16, 21, 26 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 3, 8, 13, 17, 22 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 9, 14, 18, 23, 28 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 |
Ключ к вопросам:
«+» – да
«–» – нет
1 | – | 19 | – | 37 | – | 55 | – |
2 | – | 20 | + | 38 | + | 56 | – |
3 | – | 21 | – | 39 | + | 57 | – |
4 | – | 22 | + | 40 | – | 58 | – |
5 | – | 23 | – | 41 | + | ||
6 | – | 24 | + | 42 | – | ||
7 | – | 25 | + | 43 | + | ||
8 | – | 26 | – | 44 | + | ||
9 | – | 27 | – | 45 | – | ||
10 | – | 28 | – | 46 | – | ||
11 | + | 29 | – | 47 | – | ||
12 | – | 30 | + | 48 | – | ||
13 | – | 31 | – | 49 | – | ||
14 | – | 32 | – | 50 | – | ||
15 | – | 33 | – | 51 | – | ||
16 | – | 34 | – | 52 | – | ||
17 | – | 35 | + | 53 | – | ||
18 | – | 36 | + | 54 | – |
Результаты
1) Число несовпадений
знаков («+» – Да, «–» – Нет)
по каждому фактору (–
Для каждого респондента.
2) Представление
этих данных в виде
3) Число несовпадений
по каждому измерению для
4) Представление этих данных в виде диаграммы.
5) Количество учащихся, имеющих несовпадений по деленному фактору ≥50% и ≥75% (для всех факторов),
6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
Результаты
исследования учащихся по методике Филлипса.
Таблица 1
|
Диаграмма результатов исследования уровня тревожности 3-го «А» класса
На основании данных проведенной диагностики
можно говорить о повышенной школьной
тревожности у следующих ребят:
Илья А., Сергей Д., Настя П., Лиза И., Лена
К., Саша Р., Вера М., что составляет 33% от
количества учеников в классе.
Используя данную методику можно рассмотреть
каждый параметр в отдельности, который
определенным образом наталкивает на
выявление причин возникновения тревожности.
Так, у Ильи А. выявлены
высокие показатели таких факторов как
- страх несоответствовать ожиданиям окружающих,
проблемы и страхи в отношениях с учителями,
страх самовыражения, переживание социального
стресса.
У Сергея Д.- страх самовыражения, страх
ситуации проверки знаний, переживание
социального стресса, проблемы и страхи
в отношениях с учителями, низкая стрессоустойчивость
У Насти П.- фрустрация потребности в достижении
успеха, страх самовыражения, страх ситуации
проверки знаний, переживание социального
стресса, проблемы и страхи в отношениях
с учителями, низкая стрессоустойчивость.
У Лизы И. - страх самовыражения, страх
ситуации проверки знаний, переживание
социального стресса, проблемы и страхи
в отношениях с учителями.
У Лены К. - страх ситуации проверки знаний,
фрустрация потребности в достижении
успеха, переживание социального стресса,
проблемы и страхи в отношениях с учителями,
низкая стрессоустойчивость.
У Саши Р.- страх самовыражения, страх ситуации
проверки знаний, проблемы и страхи в отношениях
с учителями, низкая стрессоустойчивость.
У Веры М.- страх несоответствовать ожиданиям
окружающих, страх самовыражения, страх
ситуации проверки знаний, проблемы и
страхи в отношениях с учителями.
2.3
Выводы и рекомендации.
На основании результатов данного исследования можно сделать следующие выводы.
Анализируя результат данного исследования,
можно заметить, что у наибольшего количества
детей младшего школьного возраста фактором
высокой тревожности оказался страх не
соответствовать ожиданиям окружающих
и страх ситуации проверки знаний.
Следовательно, повышенная
тревожность данных младших школьников
связана со страхом несоответствовать
ожиданиям окружающих и страхом ситуации
проверки знаний.
Необходимо учитывать данные особенности
учеников в своей работе, с целью снижения
и нормализации уровня общей школьной
тревожности, повышения школьной мотивации,
обеспечения личностного развития, улучшения
успеваемости, психологического климата
в классном коллективе.
Рекомендации по результатам проведенного диагностического исследования уровня школьной тревожности 3 «А» класса:
1. Избегать излишне эмоциональных реакций по поводу неудач учеников, сравнения учеников друг с другом, т.к. это способствует возникновению страхов, повышению тревожности, снижению уровня школьной мотивации, возникновению у детей мотива избегания неудачи, формированию заниженной самооценки, неврозов, ухудшению взаимоотношений между учителем и учеником. Для создания у детей ситуации успеха, лучше стараться показывать положительную динамику в результатах отдельного ученика, объяснять причины неудач, чётко разъяснять систему требований и оценивания, учить детей преодолевать трудности, извлекая уроки из неудач, чтобы избегать их в дальнейшем, поощрять детей в практике задавания вопросов и т.д.
2. При работе с такими детьми необходимо помнить, что любой ответ у доски, повышенное внимание, приводит их в состояние стресса. Поэтому нужно стараться создать на уроке максимально безопасную с психологической точки зрения атмосферу взаимоуважения: пресекать попытки унижения, давления, насмешек со стороны детей, способствовать повышению самооценки и уверенности в себе путём поощрения и подчёркивания положительных моментов в работе. Очень важно наладить доверительные отношения с такими детьми, использовать индивидуальные беседы с целью коррекции излишней тревожности и страха самовыражения.
3. При работе с детьми, испытывающими социальный стресс, необходимо в первую очередь наладить контакт с ними и установить доверительные отношения. Нужно постараться выяснить, какие проблемы тревожат ребёнка, предложить свою помощь.
4. Для улучшения психологического климата в классе необходимо проводить внешкольные мероприятия, привлекать детей группы риска к участию в жизни класса, школы, выполнению поручений, способствовать самораскрытию, самоутверждению, авторитета среди одноклассников.
5. Рекомендуется
коррекционная работа с
Родителям
ребят рекомендуется: по возможности
чаще с детьми устраивать совместные праздники,
вместе с семьёй совершать просто прогулки
на воздухе иигры, посещать бассейн, т.п.
Чаще разговаривать с ребенком, интересоваться
его школьной жизнью, стимулировать ребенка
к выражению своих переживаний.
Всячески поддерживать ребенка, стараться
избегать резких категоричных высказываний.
Информация о работе Школьная тревожность в начальных классах