Школьная тревожность в начальных классах

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую их комбинацию, которая оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы школьной тревожности.
1.1. Исследование проблемы тревожности в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………………………………….6
1.2. Виды тревожности, ее причины появления и развития у детей ………..19
1.3. Специфика тревожности младших школьников…………………………27
Глава II. Экспериментальное исследование по выявлению школьной тревожности.
2.1. Описание психодиагностического исследования. ………………………35
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………………..
2.3 Выводы и рекомендации…………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………50
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая~1 рс.doc

— 368.00 Кб (Скачать)

2. Число совпадений  по каждому из 8 факторов тревожности,  выделяемых в тексте. Уровень  тревожности выделяется так же, как и в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Факторы № вопросов
1. Общая  тревожность в школе 2,4,7,12,16,21,23,26,28,46,47,48,49,50,51,5253,54,55,56,57,58
2. Переживание  социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 
3. Фрустрация потребности в достижении успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43
4. Страх  самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45
5. Страх  ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3, 8, 13, 17, 22
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9, 14, 18, 23, 28
8. Проблемы  и страхи в отношениях с  учителями 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47
 

 Ключ  к вопросам:

«+» – да 
«–» –  нет

1 19 37 55
2 20 + 38 + 56
3 21 39 + 57
4 22 + 40 58
5 23 41 +    
6 24 + 42    
7 25 + 43 +    
8 26 44 +    
9 27 45    
10 28 46    
11 + 29 47    
12 30 + 48    
13 31 49    
14 32 50    
15 33 51    
16 34 52    
17 35 + 53    
18 36 + 54    
 
 

Результаты

1) Число несовпадений  знаков («+» – Да, «–» – Нет)  по каждому фактору (– абсолютное  число несовпадений в процентах: < 50%; ≥50%; ≥75%).

Для каждого  респондента.

2) Представление  этих данных в виде индивидуальных  диаграмм.

3) Число несовпадений  по каждому измерению для всего  класса: – абсолютное значение  – < 50%; ≥50%; ≥75%.

4) Представление  этих данных в виде диаграммы.

5) Количество  учащихся, имеющих несовпадений  по деленному фактору ≥50% и  ≥75% (для всех факторов),

6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7) Полная информация  о каждом учащемся (по результатам  теста).

Содержательная  характеристика каждого синдрома (фактора).

  1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
  4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью раскрытия, предъявления себя другим, демонстрации возможностей.
  5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.
  6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
  8. Проблемы и страхи в отношении с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

Результаты  исследования учащихся по методике Филлипса. 

Таблица 1

УЧЕНИКИ Общая тревожность  в школе % Переживание социального  стресса % Фрустрация  потребности в достижении успеха % Страх самовыражения % Страх ситуации проверки знаний % Страх несоответствовать  ожиданиям окружающих % Низкая физиологическая  сопротивляемость % Проблемы и  страхи в отношениях с учителями% Уровень    школьнойтревожности %

 

Илья А. 59 64 38 67 33 80 40 75 57
Коля  В. 27 36 23       50 67 0 60 38 28
Сергей Д. 68 64 54 100 83 40 60 63 67
Глеб П. 32 45 62 66 17 40 20 50 45
Толя Н. 45 36 62 66 66 60 20 63 48
Кирилл В. 45 27 46 33 67 40 20 75 38
Валера Г. 9 27 31 17 17 20 0 25 21
Настя П. 68 55 62 83 67 40 80 63 60
Лиза И. 55 64 46 67 67 60 0 75 53
Валя  Д. 23 55 31 33 60 60 0 50 33
Роман Н. 23 45 46 17 33 60 100 63 33
Антон Г. 23 36 46 17 17 80 0 50 33
Никита Л. 36 27 38 33 66 60 60 38 36
Егор Р. 23 36 54 17 50 40 60 63 33
Егор М. 50 45 31 67 50 60 40 38 47
Вика Ф. 32 64 38 67 50 40 20 25 47
Лена К. 64 64 62 50 100 80 60 63 62
Саша Р. 91 46 54 67 83 80 60 63 71
Вера  М. 59 45 54 83 83 100 40 75 59
Никита Н. 32 45 46 50 67 20 80 50 43
Луиза С. 9 45 15 33 17 0 0 25 21
ОБЩИЙ %  
ПО КЛАССУ
НОРМА ПОВЫШЕННАЯ 
ТРЕВОЖНОСТЬ
ВЫСОКАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ
67% 33% 0%
 
 
 
 
 

Диаграмма результатов исследования уровня тревожности 3-го «А» класса

 

       На основании данных проведенной диагностики можно говорить о повышенной школьной тревожности у следующих ребят:  
Илья А., Сергей Д., Настя П., Лиза И., Лена К., Саша Р., Вера М., что составляет 33% от количества учеников в классе.

       Используя данную методику можно рассмотреть каждый параметр в отдельности, который определенным образом наталкивает на выявление причин возникновения тревожности. 
       Так, у Ильи А. выявлены высокие показатели таких факторов как - страх несоответствовать ожиданиям окружающих, проблемы и страхи в отношениях с учителями, страх самовыражения, переживание социального стресса. 
У Сергея Д.- страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, переживание социального стресса, проблемы и страхи в отношениях с учителями, низкая стрессоустойчивость 
У Насти П.- фрустрация потребности в достижении успеха, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, переживание социального стресса, проблемы и страхи в отношениях с учителями, низкая стрессоустойчивость. 
У Лизы И. - страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, переживание социального стресса, проблемы и страхи в отношениях с учителями. 
У Лены К. - страх ситуации проверки знаний,  фрустрация потребности в достижении успеха, переживание социального стресса, проблемы и страхи в отношениях с учителями, низкая стрессоустойчивость. 
У Саши Р.- страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, проблемы и страхи в отношениях с учителями, низкая стрессоустойчивость. 
У Веры М.- страх несоответствовать ожиданиям окружающих, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, проблемы и страхи в отношениях с учителями.
 

2.3 Выводы и рекомендации. 

       На основании результатов данного исследования можно сделать следующие выводы.

       Анализируя результат данного исследования, можно заметить, что у наибольшего количества детей младшего школьного возраста фактором высокой тревожности оказался страх не соответствовать ожиданиям окружающих и страх ситуации проверки знаний. 
       Следовательно, повышенная тревожность данных младших школьников связана со страхом несоответствовать ожиданиям окружающих и страхом ситуации проверки знаний. 
Необходимо учитывать данные особенности учеников в своей работе, с целью снижения и нормализации уровня общей школьной тревожности, повышения школьной мотивации, обеспечения личностного развития, улучшения успеваемости, психологического климата в классном коллективе.

         Рекомендации по результатам проведенного диагностического исследования уровня школьной тревожности 3 «А» класса:

1. Избегать излишне эмоциональных реакций по поводу неудач учеников, сравнения учеников друг с другом, т.к. это способствует возникновению страхов, повышению тревожности, снижению уровня школьной мотивации, возникновению у детей мотива избегания неудачи, формированию заниженной самооценки, неврозов, ухудшению взаимоотношений между учителем и учеником. Для создания у детей ситуации успеха, лучше стараться показывать положительную динамику в результатах отдельного ученика, объяснять причины неудач, чётко разъяснять систему требований и оценивания, учить детей преодолевать трудности, извлекая уроки из неудач, чтобы избегать их в дальнейшем, поощрять детей в практике задавания вопросов и т.д.

2. При работе с такими детьми необходимо помнить, что любой ответ у доски, повышенное внимание, приводит их  в состояние стресса. Поэтому нужно стараться создать на уроке максимально безопасную с психологической точки зрения атмосферу взаимоуважения: пресекать попытки унижения, давления, насмешек со стороны детей, способствовать повышению самооценки и уверенности в себе путём поощрения и подчёркивания положительных моментов в работе. Очень важно наладить доверительные отношения с такими детьми, использовать индивидуальные беседы с целью коррекции излишней тревожности и страха самовыражения.

3. При работе с детьми, испытывающими социальный стресс, необходимо в первую очередь наладить контакт с ними и установить доверительные отношения. Нужно постараться выяснить, какие проблемы тревожат ребёнка, предложить свою помощь.

4. Для улучшения психологического климата в классе необходимо проводить внешкольные мероприятия, привлекать детей группы риска к участию в жизни класса, школы, выполнению поручений, способствовать самораскрытию, самоутверждению, авторитета  среди одноклассников.

5. Рекомендуется  коррекционная работа с психологом.

Родителям ребят рекомендуется: по возможности чаще с детьми устраивать совместные праздники, вместе с семьёй совершать просто прогулки на воздухе иигры, посещать бассейн, т.п. 
Чаще разговаривать с ребенком, интересоваться его школьной жизнью, стимулировать ребенка к выражению своих переживаний. 
Всячески поддерживать ребенка, стараться избегать резких категоричных высказываний.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Школьная тревожность в начальных классах