Сензитивный период для развития и укрепления характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:30, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотрение теоретических положений, касающихся вопроса о сензитивных периодах для развития и укрепления характера человека.
Главная задача работы – выявить особенности указанных периодов развития, обозначить их значение в развитии человека, сформулировать соответствующие выводы.

Содержание

Введение
1 Сущность и понятие сензитивного периода……...…………………………...4
2 Характеристика сензитивных периодов……………………………………….5
2.1 Сензитивный период развития речи………………………………………7
2.2 Сензитивный период восприятия порядка………………..……….…….10
2.2.1 Порядок в окружающей среде……………………………………….11
2.2.2 Порядок во времени……………………………………………….....12
2.2.3 Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку….……..13
2.3 Сензитивный период сенсорного развития……………………….……..14
2.4 Сензитивный период восприятия маленьких предметов………………15
2.5 Сензитивный период развития движений и действий….………………16
2.6 Сензитивный период развития социальных навыков…………………..17
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат (Сензитивный период).docx

— 41.11 Кб (Скачать)

 

2.5 Сензитивный период развития движений и действий

 

Длится в среднем от 1 года до 4 лет, и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все воспитательные приемы и методы (включая классно-урочную систему), ограничивающие свободу движений ребенка в указанном возрасте, без преувеличения являются преступлением против его естественного развития. Отсюда же следует вывод о вреде для развития ребенка малоактивного образа жизни, который присущ многим современным семьям (увлечение просмотром телевизионных передач и пр.).

Протекание этого сензитивного периода также неоднородно: в течение его имеются моменты времени, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях. И если в начале периода ребенка интересуют именно движения (у него есть потребность ощутить возможности своего тела, для чего он пытается, например, открыть дверь толчком ноги или сдвинуть тяжелые вещи, а мытье стола вызывает удовольствие благодаря самому процессу, а не результату), то впоследствии его начинают интересовать все более и более сложные действия, для выполнения которых необходимо обладать определенным уровнем координации, свободы и выразительности движений.

Следует отметить, что естественное стремление ребенка много двигаться, безусловно, учтено Марией Монтессори при создании ее методики работы с дидактическим материалом. Например, место для работы с материалом выбирается достаточно далеко от полки, где он обычно хранится, чтобы ребенок имел возможность перед работой удовлетворить свою потребность в движении, перенося материал и его отдельные части.

Отсутствие парт и наличие  специальной двигательной зоны, где  ребенок в любой момент, не мешая  другим, может снять в движении излишнее напряжение, еще раз подтверждают ту особую роль, которую отводит  М. Монтессори удовлетворению естественной потребности ребенка в двигательной активности.

 

2.6 Сензитивный период развития социальных навыков

 

В возрасте 2,5-6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными (невежливыми) способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на заборах и ребята, которые в открытую курят на остановках. Всем нам приходилось встречаться с этим: ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.

Это время, когда ребенку  необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок  в этом возрасте быстро усваивает  формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить  другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и т.д.

Для овладения вежливыми  формами общения служат упражнения в навыках социальной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Знание законов возрастной сензитивности может способствовать оптимизации процесса обучения учащихся с различным уровнем психического развития. Учет возрастной сензитивности необходим при взаимодействии, как с одаренными, так и со слабоуспевающими учащимися.

Сензитивные периоды могут быть отмечены в развитии отдельных психических функций, деятельности в целом, способностей и даже в развитии личности. Употребление термина «период» предполагает наличие неких ограничений, пределов, верхних и нижних границ сензитивности. В данные периоды должно быть некое «влияние», т.е. социальное воздействие, без которого невозможны никакие изменения. За границами сензитивности влияния на психику становятся или нейтральными, т.е. перестают действовать вообще, или, напротив, оказывают негативное воздействие на ход психического развития. 

Знание сензитивных развития психических способностей и функций позволяет лучше понять ход развития человека и вовремя провести диагностику и коррекция отставания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Клиническая психология. Под ред.  Б.Д. Карвасарского. – С-Пб.: Питер, 2004. – 960 с.

2. Кон И.С. Психология ранней  юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.

3. Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому» // Составители М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов (сборник фрагментов из переведенных книг М. Монтессори и статей российских авторов о педагогике М. Монтессори). ИД «Карапуз». М. 2000.

4. Мухина В. С. Психология дошкольника. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ. Под ред. Л. А. Венгера. М, Просвещение, 1975.

5.Немов Р.С. Психология. Книга 1. – М.: Владос, 1998. – 688 с.

6. Психология. Под ред. В.Н.Дружинина. – С-Пб.: Питер, 2000. – 608 с.

7. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – С-Пб.: Питер, 2000. – 656 с.

8. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – С-Пб.: Питер, 1999. – 752 с.


Информация о работе Сензитивный период для развития и укрепления характера