Сензитивный период для развития и укрепления характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:30, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотрение теоретических положений, касающихся вопроса о сензитивных периодах для развития и укрепления характера человека.
Главная задача работы – выявить особенности указанных периодов развития, обозначить их значение в развитии человека, сформулировать соответствующие выводы.

Содержание

Введение
1 Сущность и понятие сензитивного периода……...…………………………...4
2 Характеристика сензитивных периодов……………………………………….5
2.1 Сензитивный период развития речи………………………………………7
2.2 Сензитивный период восприятия порядка………………..……….…….10
2.2.1 Порядок в окружающей среде……………………………………….11
2.2.2 Порядок во времени……………………………………………….....12
2.2.3 Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку….……..13
2.3 Сензитивный период сенсорного развития……………………….……..14
2.4 Сензитивный период восприятия маленьких предметов………………15
2.5 Сензитивный период развития движений и действий….………………16
2.6 Сензитивный период развития социальных навыков…………………..17
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат (Сензитивный период).docx

— 41.11 Кб (Скачать)

В возрасте 3,5-4 лет:

  • ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Это означает, что с помощью речи он решает свои проблемы и может, например, попросить закрыть окно. Ребенок осознает силу собственной мысли, грамотно выраженной с помощью речи и поэтому понятной окружающим;
  • дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков - буквами, с удовольствием обводят буквы из шершавой бумаги и т.д.;
  • они могут работать с подвижным алфавитом, выкладывая друг рядом с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания - вплоть до простых слов.

Поэтому в возрасте 4-4,5 лет выглядит совершенно естественным следующий серьезный шаг в речевом развитии ребенка: он начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики. И это при том, что его никто не учил письму. Шла косвенная подготовка его интеллектуальных и двигательных способностей (подробнее об этом - в следующем разделе).

Наконец, в возрасте около 5 лет ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития. Поскольку процесс письма - это выражение особым образом собственных мыслей, а процесс чтения предполагает помимо различения букв и умения складывать их в слова еще и понимание мысли других людей, которая стоит за этими словами. А это сложнее, чем выражать собственные мысли.

Если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сензитивного периода, т.е. под принуждением (учиться читать, писать и пр.), то к результату они приходят позже или не приходят совсем.

 

2.2 Сензитивный период восприятия порядка

 

Этот сензитивный период подробно не описан нигде, кроме работ М. Монтессори. Вспомним ее известную фразу: "Истинная сущность разума состоит в придании порядка хаотичным впечатлениям, исходящим от окружающего мира".

Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей интенсивности его протекания наступает в среднем около 2-2,5 лет.

Сразу необходимо отметить, что для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. "Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы - вода, в которой  она плавает. В раннем детском  возрасте человеческий дух берет  из окружающего мира ориентирующие  элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром".

Мы можем лишь приблизительно представить, что творится с ребенком при отсутствии порядка, если вспомним, как сложно было менять привычный  уклад жизни, привычные ориентиры  в связи с переходом к рыночной экономике. Но у нас была семья, профессия  и пр., и это позволило худо-бедно  удержаться на плаву. У ребенка же изначально нет ничего стабильного.

Помочь ребенку разобраться  в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Он не только обосновывает господство человека над вещами, но и способствует тому, что на его  основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом. Происходит это в результате присвоения, обращения внешнего порядка во внутренний. Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок - порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции поведения в целом - будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая его среда в возрасте от 0 до 3 лет.

В возрасте 2-2,5 лет ребенок испытывает характерную любовь, точнее, настоящую страсть к соблюдению привычного для него порядка, громко выражая свое негодование в том случае, если он нарушается взрослыми. А поскольку это происходит почти постоянно, то и сложился у нас образ 2,5-летнего ребенка как капризного, непонятно чего требующего существа.

А ему насущно необходим  порядок, и особенно в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении), во времени, в поведении взрослых по отношению к нему.

Рассмотрим подробнее  требования к соблюдению порядка  в каждой из этих трех сфер.

 

2.2.1 Порядок в окружающей среде

 

Необходимо организовать окружающую ребенка среду (чаще всего - предметы в его квартире) таким  образом, чтобы она соответствовала  основным закономерностям в соотношении  между предметами: посуда - на кухне, обувь - в прихожей, одежда - в шкафу, игрушки - всегда на своем месте в  специальном ящике; кроме того, ребенок  спит, ест на одном и том же месте, имеет собственный уголок, ест из собственной посуды и все  такое прочее. То есть создается  своеобразная "подготовленная среда" (аналогичная той, которая формируется  в школе), демонстрирующая культурно  обоснованное соотношение между  предметами, вещами в быту.

Ребенок очень радуется, если снова и снова находит  знакомые ему вещи на одном и том  же месте. И поэтому необходимо, чтобы  каждое утро он видел, например, свои игрушки  аккуратно уложенными и в одном  и том же месте - даже если вечером  они были разбросаны. В этом возрасте бессмысленно требовать от ребенка  соблюдать порядок самому, ибо  он только еще формирует собственный  образ порядка. И помочь ему в  этом могут родители, поддерживая  внешний порядок вокруг него.

Кроме того, ребенку в  этом возрасте очень трудно привыкать  к изменившейся окружающей среде (речь идет о переезде на другое место  жительства, о первом походе в детский  сад и т.п.). Такой стресс впоследствии обычно не проходит бесследно.

Не менее важен для  ребенка и порядок в отношении  людей к предметам.

И опять-таки желательно, чтобы  это отношение было культурно  обусловлено: действительно, обычно принято  на стуле сидеть; за столом - есть, обращаясь  со столовыми приборами соответствующим  образом; дверь открывать рукой, а не ногой; кофе пить на кухне, а  не в постели и т.д.

Для соблюдения этого родителям  приходится наступить на горло собственной  безалаберности, перестать вольно обращаться с различными вещами, предметами домашнего обихода и освоить (иногда - заново) общепринятые способы действия с ними, постепенно становясь "профессионалами" в воспитании собственного ребенка.

 

2.2.2 Порядок во времени

 

Для ребенка чрезвычайно  важно прочувствовать ритм своего дня. У каждого он свой и устанавливается  обычно в течение первого года жизни путем совместной активности и уступок с обеих сторон - со стороны ребенка и со стороны  родителей: необходимо, чтобы режим  дня устраивал всех. После этого  задача родителей заключается в  том, чтобы на протяжении второго  и третьего года жизни ребенка  поддерживать этот индивидуальный режим.

Осознать собственный  ритм дня - это значит запустить ход "внутренних часов"; прочувствовать, что существует великий закон  времени, который важнее субъективных желаний и капризов. В частности, мама или папа, если они работают, не могут прийти домой раньше определенного  времени, как бы того ни хотел ребенок, - но, с другой стороны, и ребенок  имеет право знать точное время  их прихода и быть уверенным в  их пунктуальности.

Есть еще один аспект, касающийся соблюдения порядка во времени - точнее, порядка в последовательности событий. Например, последовательности в событиях при чтении уже известных ребенку сказок. Многие из нас замечали, что в этом возрасте частенько ребенок выказывает неудовольствие, если рассказчик делает ошибку в последовательности событий, особенно если что-то придумывается заново. Малыш не против творчества взрослых вообще - ему лишь нужно приобрести устойчивость в мире; и если Красная Шапочка ведет себя, как всегда, - значит, можно быть уверенным в завтрашнем дне.

 

2.2.3 Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку

 

Для ребенка такого возраста наиболее важно прочувствовать порядок  в следующих аспектах поведения  взрослых по отношению к нему:

Требования, которые предъявляют  взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от их настроения. Желательно, чтобы они были обоснованными: в идеале - обоснованными научно (знанием об индивидуальном протекании сензитивных периодов собственного ребенка, например), в реальности - обоснованными хотя бы здравым смыслом (пониманием, что нельзя от ребенка требовать того, чего он по возрасту еще не в состоянии сделать).

Требования к ребенку  должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую  последовательность; в идеале - образовывать поведенческий алгоритм. В последнем случае после многократных повторений одной и той же последовательности действий (например, связанных с отходом ко сну: умыться, расстелить постель, раздеться, уложить аккуратно одежду и пр.) этот алгоритм становится внутренней собственностью ребенка, и взрослому достаточно лишь дать общее название ("Готовимся ко сну") для того, чтобы ребенок без унизительного подстегивания словами (он сам знает, что делать дальше!) мог действовать самостоятельно.

Требования, которые предъявляются  ребенку, должны соблюдаться самими взрослыми, поскольку все равно  ребенок научится тому, что видит.

В заключение отметим, что  уровень сформированности у ребенка "чувства порядка" является одним из основных критериев готовности к детскому саду. Мы видим, что ответственность за это лежит на родителях: насколько грамотно и полно они смогли удовлетворить (интуитивно или осознанно) при создании окружающей среды естественную тягу ребенка к порядку. Сложившийся у ребенка к 3 годам внутренний образ порядка и будет в дальнейшей его жизни образцом. Стоит ли впоследствии искать иные причины того, что в группе ребенок, несмотря на профессиональную работу учителя, с трудом, иногда годами, учится поддерживать внешний порядок. Это же касается уровня "внутреннего порядка" (порядка в мыслях, поступках и пр.).

В сложных случаях (отставание в развитии, педагогическая запущенность и т.д.) ребенку 3 лет и старше перед поступлением в группу необходимо пройти курс индивидуальной терапии, задача которой - подготовка ребенка к детскому саду. С помощью специальных методов терапевту удается максимально использовать "излет" уже прошедшего сензитивного периода.

 

2.3 Сензитивный период сенсорного развития

 

Он длится в среднем от 0 до 5,5 лет. Конечно, здоровый ребенок в принципе может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и пр. Но высокий уровень развития органов чувств и определенная степень их дифференцированности возможны лишь при специальной тренировке. Сенсорный материал предоставляет оптимальную возможность для этого.

С помощью специальной  методики работы с сенсорным материалом развивается также стереогностическое чувство (термин М. Монтессори), с помощью которого при определенном уровне развития органов чувств человек способен распознавать сущность некоторого предмета по его тяжести, температуре, величине, структуре поверхности без задействования зрения (иногда в жизни это бывает необходимо). И тренировка этого чувства происходит, например, когда ребенок с завязанными глазами пытается вставить на свое место в блоке разные по величине цилиндры.

Содержание этого длительного  сензитивного периода составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов, хотя все это связано со зрением.

В каком порядке чередуются эти более короткие периоды?

На этот вопрос в принципе есть два ответа. Первый предполагает создание теоретической модели на основе среднестатистических данных, воспользоваться  которой в практике воспитания достаточно сложно: все дети - разные.

Второй ответ заключается в самой организации деятельности группы в детском саду. Речь идет о так называемой свободной работе детей, когда они имеют возможность и умение свободно реализовывать свою познавательную активность.

Говоря проще, в условиях свободного выбора и при умении выбирать (о чем дол жен позаботиться учитель) ребенок может сам подойти  к тому материалу, который внутренне  необходим ему именно сейчас. В  этих условиях учитель, наблюдая за выбором  ребенка, имеет возможность определить уровень его актуального развития и наметить перспективы работы в  зоне его ближайшего развития, заранее  предлагая ребенку познакомиться  с соответствующим дидактическим  материалом.

 

2.4 Сензитивный период восприятия маленьких предметов

 

Этот период длится в  среднем от 1,5 до 5,5 лет. Его трудно не заметить, и часто он доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. с угрозой для собственного здоровья. Действительно, обычно взрослые не видят в этом интересе ничего полезного и не предоставляют ребенку возможность овладения адекватными способами реализации этой познавательной потребности.

А на самом деле ребенка  интересует проблема целого и части; он получает удовольствие от того, что  на его глазах при ударе об пол  фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более  мелких частей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей.

И взрослые в силах придать  позитивный оттенок этому процессу, предоставив ребенку соответствующие  условия. Например, с помощью специальных упражнений: нанизывания на нитку более или менее мелких предметов (плодов каштана, бобов с проделанными в них отверстиями и т.п.); разборки и сборки моделей из конструктора (что позволяет ребенку прочувствовать не только процесс деления целого на составные части, но и сложения из этих частей целого).

Информация о работе Сензитивный период для развития и укрепления характера