Сензитивный период для развития и укрепления характера

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:30, реферат

Описание работы

Цель данной работы – рассмотрение теоретических положений, касающихся вопроса о сензитивных периодах для развития и укрепления характера человека.
Главная задача работы – выявить особенности указанных периодов развития, обозначить их значение в развитии человека, сформулировать соответствующие выводы.

Содержание

Введение
1 Сущность и понятие сензитивного периода……...…………………………...4
2 Характеристика сензитивных периодов……………………………………….5
2.1 Сензитивный период развития речи………………………………………7
2.2 Сензитивный период восприятия порядка………………..……….…….10
2.2.1 Порядок в окружающей среде……………………………………….11
2.2.2 Порядок во времени……………………………………………….....12
2.2.3 Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку….……..13
2.3 Сензитивный период сенсорного развития……………………….……..14
2.4 Сензитивный период восприятия маленьких предметов………………15
2.5 Сензитивный период развития движений и действий….………………16
2.6 Сензитивный период развития социальных навыков…………………..17
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат (Сензитивный период).docx

— 41.11 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Брянская государственная  инженерно-технологическая академия

 

 

Кафедра инженерной психологии, педагогики и права

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Психология»

на тему: «Сензитивный период для развития и укрепления характера»

 

 

 

 

Выполнила:

ст-ка СФ гр. ЭУН-501

Топурия Т.Г.

Проверила:

Ляхова  О.Н.

 

 

 

 

Брянск 2012

Содержание

Введение

1 Сущность и понятие сензитивного периода……...…………………………...4

2 Характеристика сензитивных периодов……………………………………….5

2.1 Сензитивный период развития речи………………………………………7

2.2 Сензитивный период восприятия порядка………………..……….…….10

2.2.1 Порядок в окружающей среде……………………………………….11

2.2.2 Порядок во времени……………………………………………….....12

2.2.3 Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку….……..13

2.3 Сензитивный период сенсорного развития……………………….……..14

2.4 Сензитивный период восприятия маленьких предметов………………15

2.5 Сензитивный период развития движений и действий….………………16

2.6 Сензитивный период развития социальных навыков…………………..17

Заключение

Список  литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие человека – многогранный, богатый событиями процесс, от характеристик  которого зависит итоговое состояние  личности, её мировоззрение, особенности  социальных отношений. 
Существует множество психологических исследований, убедительно доказывающих, что при обеспечении систематического индивидуального подхода к человеку на протяжении всего его жизненного пути – и в критические, и в позитивные моменты, можно получить высокие результаты развития. В психологической науке такая индивидуализация определяется как организация жизнедеятельности человека, при которой выбор способов, приемов, темпа воздействия на него учитывает индивидуальные различия, уровень проявления их в различные по характеристикам периоды жизнедеятельности. Все соответствующие рекомендации ориентированы на некий общий образ ребенка.

Учитывая вышесказанное, можно  заключить: интереснейшая тема современной  психологии – сензитивные периоды развития. Стоит отметить, что тема эта остаётся популярной со времени становления психологии. 
Изначально известно, что формирование, развитие, совершенствование человека не может проходить постоянно гладко, без каких – либо психических пертурбаций – тем интереснее изучение критических периодов развития; в тоже время отдельные моменты жизни характеризуются как наиболее успешные – это повышает интерес к изучению сензитивных периодов.

Цель данной работы – рассмотрение теоретических положений, касающихся вопроса о сензитивных периодах для развития и укрепления характера человека.

Главная задача работы – выявить  особенности указанных периодов развития, обозначить их значение в  развитии человека, сформулировать соответствующие  выводы. 

 

 

1 Сущность и понятие сензитивного периода

 

Сензитивными  (встречается также сенситивными) периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и пр. - вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени. Сензитивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т.д.

Человеку никогда более  не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий  сензитивный период. Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно - независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.

Взрослый извне не может  повлиять на время возникновения  и длительность сензитивных периодов, но имеет, по крайней мере, следующие возможности:

  • взрослый может (а, точнее, обязан) знать о существовании таких периодов в развитии ребенка, знать их особенности, поскольку в противном случае рискует посвятить свою жизнь борьбе с естеством ребенка, которую искренне считает педагогикой;
  • взрослый может наблюдать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного сензитивного периода, что необходимо для точной оценки актуального уровня развития ребенка;
  • взрослый может предвидеть наступление следующего сензитивного периода и подготовить соответствующую окружающую среду (дидактический материал), чтобы ребенок имел то, в чем особенно нуждается в данный момент. С этой точки зрения "подготовленная среда" - школа является оптимальным решением вопроса - в ней вокруг ребенка всегда есть все, что ему может понадобиться для реализации любых его познавательных интересов.

2 Характеристика сензитивных периодов

 

Они универсальны, т.е. возникают  в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.

Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребенка. Отсюда выглядит дикой сама идея фронтального подхода к обучению детей (особенно в возрасте до 6 лет), а также наличие всех образовательных программ, помимо индивидуальных: во-первых, биологический возраст 5 лет отнюдь не означает, что ребенок психологически соответствует этому возрасту; во-вторых, среднестатистические сроки начала и динамика протекания некоего сензитивного периода совершенно не гарантируют, что каждый ребенок проходит его именно в таком режиме.

Отсюда следует необходимость  диагностики развития детей, т.е. определения  индивидуальных особенностей развития ребенка.

Протекание каждого сензитивного периода характеризуется:

  • более или менее медленным (пологим) началом, которое заметить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребенком в "зоне его ближайшего развития";
  • этапом наибольшей интенсивности (точкой максимума, или плато), который наблюдать наиболее просто;
  • более или менее медленным (пологим) спадом интенсивности.

Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и то же время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.

Ребенок от 0 до 3 лет (М. Монтессори характеризовала его как духовный эмбрион) представляет собой, образно говоря, сверхчувствительный резонатор эмоций родителей - в основном матери. Его "впитывающее сознание", как губка, вбирает в себя способы эмоционального реагирования взрослых по отношению к событиям, которые происходят в мире. Поэтому наиболее подходящей окружающей средой, способствующей оптимальному детскому развитию в этом возрасте, является, безусловно, родительский дом и родительская забота.

В обычной, житейской ситуации этот процесс пускается взрослыми  на самотек, хотя им предоставлена уникальная возможность целенаправленно воспользоваться  знаниями о нем. Например, в той  форме, которую предложила М. Монтессори, - как с помощью создания "подготовленной среды", так и с помощью специальных упражнений в навыках практической жизни. И если необходимость "подготовки ребенка к школе" осознается родителями, воспитателями и учителями достаточно хорошо, то многие из них и не представляют, что столь же важная задача заключается в подготовке ребенка к детскому саду. Речь здесь ни в коем случае не идет о некоторых знаниях, которыми надо "напичкать" ребенка перед школой или детским садом. А о том, чтобы знать и учитывать внутренние законы его развития и не нарушать их, например, преждевременным направлением ребенка в детский сад, когда необходимый уровень жизненного опыта, самостоятельности им еще не достигнут, когда не сформировалось у него чувство порядка.

В возрасте 3-6 лет ребенок является строителем самого себя. Именно на это время выпадают периоды максимальной интенсивности сензитивных периодов в его развитии - речевого, сенсорного, социального, двигательного. Причем при благоприятных условиях развитие органов чувств по степени и уровню дифференцированности может достигнуть предела человеческих возможностей. То есть ближе к концу этого периода с помощью своих органов чувств ребенок может познавать окружающий мир на уровне взрослого, точнее - намного тоньше (если опять-таки не пускать этот процесс на самотек, а предоставить ребенку возможность упражнять свои органы чувств с помощью сенсорного материала).

Естественно, что наиболее подходящие условия для развития ребенка в этом возрасте предоставляет "подготовленная среда" детского сада, где всегда есть все необходимые составляющие: сенсорный, речевой материал, двигательная зона и, наконец, другие дети, имеющие возможность свободно выражать свои познавательные импульсы и несущие в группу несчетное количество ситуаций, которые могут стать прекрасным материалом для упражнений навыков социального поведения.

Перейдем к характеристике основных сензитивных периодов в развитии детей от 0 до 6 лет.

 

2.1 Сензитивный период развития речи

 

Этот сензитивный период длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет (вспомним естественную потребность матерей разговаривать со своим еще не родившимся ребенком, петь ему песни).

Охарактеризуем наиболее важные этапы внутри данного периода  с указанием приблизительного возраста их наступления.

В возрасте от 0 до 4,5 месяца:

  • ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное. Напомним, что в этом возрасте сознание ребенка еще не может выделить в отдельные картины образ мира, образ себя и образ своего взаимодействия с миром. Все впечатления ребенка об окружающем его мире спутаны в единый клубок, в котором, однако, ярко выделяется красная нить - речь;
  • поэтому дети способны смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи. Если этого не происходит, существует вероятность того, что у младенца есть проблемы со слухом, и этот симптом - веская причина для обращения к врачу;
  • дети учатся подражать звукам, в это время они постоянно выплевывают что-нибудь, надувают пузыри из слюней, что является прекрасным свидетельством начала тренировки мышц речевого аппарата;
  • ребенок самостоятельно начинает располагать произносимые им звуки друг за другом, выстраивая их разнообразные последовательности, вслушиваясь в мелодию родного языка.

В возрасте около 1 года:

  • ребенок сознательно выговаривает первое слово, впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли;
  • но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может воспользоваться этим "знанием" из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может.

Выход из данной ситуации выглядит естественным - с указанного возраста и примерно до 2-2,5 лет происходит лавинообразное нарастание словаря  ребенка.

В возрасте около 1,5 лет:

  • ребенок начинает выражать свои чувства, желания. Это прекрасный возраст, когда он непосредственно, без обиняков говорит о том, чего хочет и чего не желает; говорит на языке чувств, используя ориентационную механику "приятно - неприятно" вместо "правильно - неправильно". Первый способ ориентации в мире является естественным для человека, второй навязывается ребенку в ходе "воспитания";
  • ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение. Лишь из-за нехватки некоторых слов создается ложное впечатление о наличии специфического "детского" языка с особыми грамматическими нормами.

Отсюда следуют два важных вывода.

Первый связан с категорическим запретом на "сюсюканье" взрослого с ребенком, на придумывание родителями для общения специального упрощенного "детского" языка. Наоборот, в этом возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой. Как никогда более ребенок нуждается в том, чтобы ему как можно больше рассказывали историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка; историй, являющихся образцами хорошего стиля и различных по жанру.

Второй вывод связан с принципиальной возможностью дальнейшего речевого развития ребенка в двуязычной среде, когда он имеет возможность осваивать сразу два языка. Причем можно быть уверенным, что внутренней путаницы с языками не произойдет, и русские слова в немецких грамматических конструкциях использоваться не будут.

В возрасте 2,5-3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая речь - прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или непоследовательность в его мыслях, ибо все то, о чем он в настоящий момент думает, сразу же проговаривается. Это не слишком длительный этап в речевом развитии: постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека в дальнейшем можно будет судить лишь косвенным образом.

Информация о работе Сензитивный период для развития и укрепления характера