Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:12, реферат

Описание работы

Проблемным на сегодняшний день является взаимоотношения в семье и обществе. Эту проблему в состоянии решить социальная педагогика. Она как интегративная наука, объединяющая педагогику с социологией, социальной психологией, биологическими и антропологическими науками не только активно объединяет развивающегося индивида с социальными институтами, но и проникает в усложняющуюся и во многом ещё не раскрытую, и по этому и «загадочную» природу человека, его поразительных и не всегда предсказуемых возможностей. Понятие «Социальная педагогика » впервые было введено в научный оборот Германским педагогом А. Дистервергом, исследовавшим роль культурной среды в процессе воспитания и роль самодеятельности в развитии творческой активности ребенка. На основании этого им был сделан вывод о необходимости разделения функции обучения и воспитания в развитии ребенка.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Семья как жизнедеятельная система…………………………………4
2. Социально- педагогические аспекты развития личности……….…11
3. Понятие социальной защиты………………………………………...15
4. Конкурентные подходы к системе социальной защиты
в современных условиях……………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………..24
Список литературы……

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

 Резко упала рождаемость а России по сравнению с послевоенным периодом. Начиная с 80-х годов, растет внебрачная рождаемость. Одновременно отмечается рост числа искусственных абортов. Со второй половины 80-х годов фиксируется снижение ожидаемой продолжительности жизни. И этот процесс не останавливается до сих пор.

 Острейшей социальной проблемой для страны стала материнская смертность. Она в 15-20 раз превышает показатели многих развитых стран. Если в России на 100000 новорожденных приходиться 50,8 материнских смертей, то в Скандинавии – 2,8 в Великобритании –7 в США – 9. В целом рост смертности от неестественных причин вызван обострением социальной напряженности в стране, межнациональными конфликтами, ухудшением качества питания, экологическими и технологическими катастрофами.

 Таким образом, серьезной социально-экономические  и духовно- нравственные трудности нашей жизни являются существенными факторами которые дестабилизируют традиционные семейные отношения, усиливают их неустойчивость.

 Отсутствует и должная подготовка подрастающих поколений к семейной жизни, которая  бы способствовала достижению горении в брачных отношениях. Наше общество, как никогда ранее, заинтересованно в прочной семье, здоровой физически, духовно и нравственно, в устранении многих перекосов, допущенных в отношении семьи в прошлом.

 Поэтому сегодня особенно важна работа всех государственных и не государственных структур, общественных организаций по укреплению семьи и оказанию всемерной помощи в улучшении материальных, жилищных и бытовых условий с целью обеспечения должного уровня жизни семьи и более полной реализации её воспитательных функций.

Многие  специалисты считают, что в России необходимо разработать национальную программу помощи семье, которая  включала бы следующие компоненты:  исследовательский, политический, правовой, образовательный и информационный.

 Исследовательский компонент предлагает проведение конкретных исследований проблем семьи, сбор, обработку  и уточнение данных о семье  в официальной статистике, публикации экспертов.

 Политический  компонент – пропаганду существующих реальной политики, оказывающей влияние на институт семьи; выявление недостатков в семейной политике; разработку конкретных планов для реализации новой политики в отношении семьи.

 Правовой  компонент предусматривает надзор существующего законодательства  в стране, его реформирования и подготовку новых законов, направленных на поддержание и укрепление семьи.

 Образовательный компонент содержит проведение конференций, семинаров, «круглых столов» и других акций по проблемам семьи и  семейной политики.

 Информационный  компонент включает данные, представленные другими странами, выделяя широкий набор наиболее важных проблем и приоритетов. Среди них: безработица членов семьи и проблема трудоустройства; низкие доходы членов семьи; насилие по отношению к женщинам и детям;  эксплуатация и заброшенность детей; равные права мужчин и женщин; положение женщин в семье; отношения «детей и отцов»; ухудшение экологической среды и семья и другие.

 Все эти проблемы актуальны и сегодня  для многих стран мира, а для  России в особенности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Социально – педагогические аспекты развития личности. 

 Важной  категорией для понимания процесса развития ребенка во времени служит введенная Л.С. Выгодским понятие  социальной ситуации развития – определенного  соотношения условий социальной среды и внутренних условий формирования личности.

 Развитие  в подходе Л.С. Выгодского характеризуется  наличием качественных новообразований, которые подчинены своему ритму  и на различных этапах требует  особой меры. Поэтому реальным основанием периодизации развития являются внутренние изменения самого развития. В культуре, современной Л.С Выгодскому, да и в настоящее время, существует две полярные ( и множество находящихся между ними ) концепций развития:

  1. Развитие как реализация, комбинирования и модификация врожденных, унаследованных задатков;
  2. Развитие как непрерывных процесс самодвижения, характеризующийся, в первую очередь, непрестанным возникновением и образованием нового не существовавшего не прежних стадиях.

 Главными  критериями развития выступают новообразования, характеризующие сущность каждого возраста. При этом под возрастным новообразованием понимается новый тип строения личности и его деятельности, психологические, социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка и его отношение к окружающей среде (социальной и физической), его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

 Л.С. Выгодскому принадлежит идея о неравномерности  процесса развития, о двух его типах:

  • Медленное, постепенное накапливание изменений – литический период;
  • Резкие, бурные взломы кризисы развития.
 

 Кризис, по Л.С. Выгодскому, является необходимым  периодом развития, в ходе которого происходит разрушение старых и образование  новых форм, которые будут существовать на протяжении последующего литического периода развития. Поэтому во время кризисного этапа на протяжении относительно коротко промежутка времени (месяц, год) происходят резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Развитие принимает бурный, стремительный, катастрофический характер.

 Основными чертами кризисных этапов развития, отличаемых исследователями, являются:

  • Нечеткость границ периода;
  • Относительная трудновоспитуемость детей в состоянии кризиса;
  • Негативных характер развития, на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания того, что образовалось на предыдущих стадиях.
 

 Значит,  самым существенным содержанием  развития в кризисе будет возникновение  новообразований, носящих переходный характер. Эти новообразования не входят в интегральную структуру будущей личности и отмирают вместе с наступлением следующего возраста.

 Таким образом, главным критерием и  основанием периодизации детского развития выступают новообразования, относящиеся  к сфере деятельности, отношений и освоенных ребенком социальных пространств.

 Уровень достигнутого развития характеризуется  таким понятием как возраст –  целостное динамическое образование, которое определяет роль и удельный вес каждой частной линии, компонента развития. Личность, развиваясь, изменяется как целая в своем внутреннем строении и движении, изменение каждой части личности определяется законами изменения целого.

 Развитие  характеризуется определенной динамикой  – совокупностью всех тех законов, которыми определяется период возникновения, изменения и сцепления структурных новообразований каждого возраста.

 Для понимания особенностей развития на различных этапах и его механизмов необходимо учитывать социальную ситуацию развития – своеобразное, специфическое  для данного возраста, исключительное, естественное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

 Социальная  среда по Л.С. Выгодскому является источником возникновения всех специфических  человеческих свойств личности, развитие ребенка, которое совершается в процессе реального взаимодействия идеальных и наличных форм. Их понимания сути социальной ситуации развития и роли социальной среды следует существование оптимальных возрастных периодов, индивидуальных для каждого ребенка, для обучения различным видам деятельности. Обучение, каким образом, опирается не столько на уже созревшие функции и свойства ребенка, сколько не созревающие, находящиеся в зоне ближайшего развития. Ребенок развивается в самом процессе обучения, а не завершает известный цикл развития. Процесс обучения как сотрудничество ребенка со взрослым есть частный случай взаимодействия идеальной, предлагаемой взрослым и наличной форм жизнедеятельности.

 Идеи  Л.С. Выгодского, продолжение и развитие его последователями Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, Б.Д. Элькониным и другими, позволили построить следующую типологию возрастов, содержание ведущих деятельностей и кризисов. 

 Таблица 1                  Этапы возрастного развития личности.

Возраст Ведущая

деятельность

На что направлена

( тип  отношений)

Пространство

развития

Психологическое

новообразование

0-2 месяца Кризис  новорожденности
2 месяца-

1 год  - младенчество

Непосредственное

Эмоциональное

общение

Сенсомоторное

Развитие  отношения

Ребенок- родитель,

Объект - субъект

Семья, кроватка,

Перемещение

на руках  матери

Потребность в

Общении с другими

Людьми  и эмоцио-

нальное отношения

1 год Кризис  одного года – появление предметно-манипулятивных действий
1-3 года  – раннее

детство

Предметно-

Орудийная деятельность

Манипуляции с  предметом и речь;

Отношение

Ребенок –родитель.

Семья и ближайшие  родственники,

Квартира  как зона

изучения

Речь и наглядно-

Действительное  мышление

3 года Кризис  трех лет
4-6 лет  – дошколый

возраст

Ролевая игра Межличностные

Отношения

Ребенок - родитель

Семья, детсад, двор, как внешние ограничения  и не самостоятельность в выборе границ Потребность в  общественно значимой и общественно-оцениваемой  деятельности
7 лет Кризис  семи лет
7-12 лет

младший школьный

возраст

Учение Первичное знание.

Ученик-учитель

Объект-субъект

Семья, школа (класс), двор как «чужое пространство» Произвольное  психическое явление форм внутреннего  плана  действия. Рефлексия
13 лет Кризис  тринадцати лет ( подростковый )
14-17 лет Общественно полезное, учебная, организационная

Трудовая  деят-сть и общение

Отношения в  различныз соц. Системах

Человек-человек

(субъект-  субъективный)

Школа как «  Целое», двор или улица; Секция, клуб и др. сфера не формального общения. Стремление  к взрослости и самостоятельности; Критическое отношение к действительности; Образ «Я», самооценка
17 лет Кризис  семнадцати лет ( юношеский возраст)
 
 

Понимание возрастного развития как процесса освоения новых деятельностей (игровая  – учебная – общение - труд.) получила широкое распространение в российской педагогике и психологии. Но одновременно - и это нам представляется важным – развитие есть овладение новыми пространствами – как по глубине ( семья – класс – школа – двор – город - мир), так по содержанию. Освоение отношений происходит параллельно и проходит следующие этапы: ребенок – родитель; ученик – учитель; человек – человек; человек- мир.

Эти три  процесса (овладение деятельностями, пространствами и отношениями) протекают  одновременно и освоение новой деятельности есть результат и одновременно предпосылка овладения новыми пространствами и отношениями.

Для понимания  особенностей взросления ребенка в  современном обществе задача школы  в обеспечении этого процесса необходимо, прежде всего, проанализировать современную социальную ситуацию взросления. Она имеет системный характер, иерархическое строение и может быть рассмотрена, по крайней мере, на трех уровнях.

  1. Общемировой, цивилизационный, характеризующий человеческое сообщество, в рамках которого формируется детство. Этот уровень отмечен глубочайшим системным кризисом, хватившим такие сферы, как экология, демография, геополитика, национальные отношения и т. п.
  2. Внутренний, свойственный именно нашей стране, проходящей очередной «Революционный» этап своего развития, о посредующей влияние «Верхнего», общемирового уровня.
  3. В результате произошли серьезные имения на ближайшем к растущему человеку – индивидуально-личностном уровне, в пространстве его непосредственного развития – семье, школе, компании сверстников.
 
 
 
 
 
 

     3.Понятие социальной защиты.

     Системный кризис в российском обществе требует  и системного перехода к анализу  его конкретных причин и поиску выхода из сложившейся ситуации. Эта проблема должна расцениваться как общенациональная задача социальной безопасности народа, требующая выдвижения вопросов социального обеспечения обслуживания на первое место. Нужна система государственных гарантий, подкрепленная кадрами и достаточными финансовыми средствами, способная обеспечить комплексную социальную поддержку каждому человеку, взрослому и ребенку, с момента рождения до смерти во всех случаях, когда в силу обстоятельств, не зависящих от него, он в ней нуждается.

Информация о работе Семья как социальный институт и субъект воспитания в обществе