Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:33, доклад
C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.
Таким образом, личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе.
Особую актуальность в
организации семейного досуга микрорайона
приобретает родительская общественность.
В этом отношении наряду с родительскими
комитетами в учебно-воспитательных
учреждениях заслуживает
Эффективность использования социального потенциала семьи во многом зависит от уровня педагогической культуры родителей. Повышению его способствуют усилия школы, социальных служб, клуба, библиотеки и других центров. Педагогически оправданной и востребованной остается идея объединения усилий всех социально-культурных институтов в педагогическом просвещении родителей, в организации психолого-педагогических семинаров в жилой среде. К их работе привлекаются учителя школ, социальные педагоги, воспитатели дошкольных учреждений, психологи, медики, юристы, работники внешкольных учреждений, преподаватели и студенты вузов. Целенаправленная, планомерная работа семинара с четко разработанной программой и учетом возрастных особенностей детей и подростков позволит охватить значительное количество родителей, будет способствовать повышению их педагогической культуры.
В психолого-педагогической подготовке нуждаются, наряду с родителями, и организаторы семейного досуга: социальные работники, социальные педагоги, культурологи, социологи. Кроме того, производственники, студенты, пенсионеры, работающие с детьми и подростками, также испытывают затруднения в своей педагогической деятельности. Они могут получить ответы на интересующие их вопросы в консультационном пункте. Такой пункт создается при школе, досуговом центре, подростковом клубе или библиотеке. Работа консультационного пункта строится по двум основным направлениям: подбор специальной литературы, методических материалов, пособий для систематического использования; консультации специалистов в определенные часы (воспитатели-общественники или родители могут проконсультироваться у специалистов по вопросам семейного досуга, педагогического общения). В связи с широким распространением неформальных досуговых объединений и движений особое внимание в оказании психолого-педагогической помощи социальным работникам следует обратить на методику досуговых занятий с подростковыми и молодежными группами.
Человек с момента своего рождения погружается в мир культуры ,
где накоплен и закодирован национальный и общечеловеческий опыт.Очевидно, что не существует универсального человека - есть человек,представитель той или иной национальности, того или иного этноса, потому ребёнок вначале приобщается к этнической культуре и именно через неё познаёт общечеловеческую куль
туру. Приобщение к ней, приобретение социального опыта, социальной информации, т.е. социализация, происходит через освоение многообразных ценностей . С учётом этого можно определить их роль в современном обществе. Опираясь на усвоенные, человек создаёт новые ценности, что, в свою очередь, влияет на дальнейшее развитие общества. Разрушение ценностной основы неминуемо ведёт к кризису как отдельного человека, таки общества в целом.
Россию, населяют граждане различного этнического происхождения.
Каждый из этносов обладает собственным языком,уникальной культурой,
Своими ценностями, включёнными в систему общечеловеческих ценностей, традициями,историей, вплетённой в общую для всех россиян историю, особенностями жизнедеятельности. Это многообразие составляет поликультурное общество, в котором мы живём, в котором предстоит жить подрастающему поколению. Система образования должна принимать активное участие в подготовке личности к жизнедеятельности в поликультурном обществе. На наш взгляд, в учебновоспитательном пространстве образовательных учреждений необходимо выделить формирование у подрастающего поколения ценностей этнической культуры , причём процесс этот необходимо начинать ещё в дошкольном возрасте и продолжать на всех ступенях образования.
Детство - благоприятная пора для воспитания нравственных качеств
личности, приобщения к ценностям национальной культуры , воспитания толерантности, уважения к другим культурам, отличным от собственной.
Важно уже с младшего школьноговозраста учить умению раскодиро
вать ценности, выраженные в культуре. Это умение поможет человеку в
дальнейшем понять и принять общечеловеческую культуру, не преувели
чивая и не умаляя при этом роль культуры как своего, так и другого
народа нашего полиэтнического общества. Необходима специальная ор
ганизация этого процесса, поскольку социальный опыт, заложенный в
культуре, не наследуется человеком,а усваивается в процессе образова
ния. Издревле в национальной одежде отражались семейные ценности.
В этой связи выделим основные задачи педагога: донести до сознания
детей ценности, передаваемые из поколения в поколение; научить их
понимать чаяния, мечты народа, отражённые в произведениях нацио
нальной культуры; рассмотреть ценности, запечатлённые в национальной
женской одежде, бережно изготавливаемой и хранимой до настоящего
времени в некоторых семьях.
1 Харчев А.Г. Брак и семья в СССР.-М.-1989
2 Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. -М, 1910