Семья как фактор социализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:33, доклад

Описание работы

C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.
Таким образом, личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО СКД.docx

— 62.36 Кб (Скачать)

- Возрастание продолжительности  жизни, увеличение числа пожилых  людей (к нашей стране, к сожалению,  указанная тенденция не относится)  на фоне снижения рождаемости,  весьма характерно для современного  российского общества. Таким образом,  в семье на одного ребенка  приходится четверо прародителей – бабушек и дедушек. Это обстоятельство сдвигает “центр тяжести” забот семьи – родителям приходится заботиться о собственных пожилых родителях. Особенностью положения семьи в нашей стране является взаимность помощи и забот в семье: бабушки и дедушки-пенсионеры помогают работающим детям в воспитании внуков, ведении хозяйства и т.д.

- Диспропорция продолжительности  жизни мужчин и женщин. В пожилом  возрасте и старости наблюдается  значительное преобладание женского  населения, много вдов. Возникает  особая психологическая проблема  –разрешение задачи переживания утраты супруга и самоопределения женщины в условиях вдовства. В нашем обществе такое самоопределение нередко лежит в плоскости утверждения бабушки в новой роли – “незаменимого члена семьи” своих детей – неформального главы семьи, основного воспитателя внуков, организатора быта и “домоправительницы" и хозяйки дома и т.д. Подобная экспансия прародителя в отношении семейных ролей, традиционно исполняемых самими супругами, приводит к размыванию границ семейной системы (или подсистем семьи) и нарушению ролевого функционирования семьи.

- Увеличение числа разводов  – примерно 1/З всех семей пережили развод. Психологическая «стоимость» развода необыкновенно велика. По стрессогенности развод занимает второе место (!) после смерти близкого человека. Полная психологическая реабилитация личности и преодоление негативных эмоциональных последствий развода констатируется лишь спустя 1 - 3 года после развода;

- Возрастание числа детей,  воспитывающихся без семьи или  в условиях депривации общения с водителями и близкими взрослыми: сироты, воспитанники интернатов, круглосуточных детских садов, беспризорники и т.д. Эта тенденция характерна для российского общества, а также для стран с низким жизненным уровнем; переживающих значительные социальные потрясения, войны, перевороты, революции.

- Возрастание числа несовершеннолетних  родителей – подростковое родительство. В ряде стран, например в США государством и общественными организациями несовершеннолетним беременным школьницам и матерям-подросткам оказывается значительная социальная и психологическая поддержка. В России еще только осуществляются первые шаги в направлении развития специальной социальной и психологической службы поддержки несовершеннолетних родителей. В силу этого у нас много «отказных детей», т.е. детей, от ответственности за воспитание которых матери отказываются еще в родильных домах.

- Рост числа преступлений  на семейно-бытовой почве. Акты  насилия и агрессии в семье  перестают быть экстраординарными  явлениями, а часто превращаются  в ужасающую реальность повседневного  существования семьи. Супруги  отвергают принцип «Лучше по-человечески  расстаться, чем не по-человечески  быть вместе», и, перейдя Рубикон  от любви к ненависти, переходят  к открытым проявлениям агрессивности  и насилия. Проблема насилия  в семье, особенно насилия родителей  в отношении ребенка привела  к появлению в англоязычной  литературе термина "chl1d abused" – ребенок, подвергшийся жестокому обращению. Вопрос о том, что именно включать в содержание понятия "жестокое обращение", остается открытым. В зависимости от степени благополучия общества психологи предлагают причислять к жестокому обращению широкий спектр проявлений родительского поведения: от прямой физической агрессии, сексуального насилия, неудовлетворения основных жизненных (витальных) потребностей ребенка до холодного отношения родителя к ребенку, недостатка эмоциональной близости и привязанности к ребенку. В последнем случае возникает дискуссионный вопрос о том, является ли отсутствие любви родителя к ребенку актом насилия? Известно, что родитель, не испытывающий чувства любви к ребенку зачастую сам глубоко страдает от чувства вины, сознания своей “ущербности и неполноценности” и сам нуждается в психологической помощи и поддержке, в полной мере являясь жертвой своей “нелюбви” к ребенку.

- Увеличение числа бездетных  семей, в которых статус “семья  без детей” является сознательным  выбором супругов. Нередко отложенное  решение супругов иметь детей,  обусловленное задачами завершения  профессионального образования,  осуществления карьеры, трудными  финансово-экономическими условиями  существования семьи или жилищными  проблемами перерастает в окончательно  решение жить без детей, “ради  себя", в конечном счете, приводит  к сознанию недостаточной самореализованности и глубокому личностному кризису. Совершенно иные проблемы вынуждены решать супруги, в силу медицинских причин не имеющие возможности иметь детей – проблемы длительного и далеко не всегда эффективного лечения от бесплодия, усыновления детей, воспитания приемных детей. Отметим, что развитие репродуктивной медицины в значительной степени способствует решению указанных выше проблем.

- Последняя тенденция,  не столь явно выраженная пока  еще в российском обществе, но  все более и более набирающая  силу, - это явление так называемых  «двухкарьерных» семей, т.е. семей, где оба супруга, а не только муж, как в традиционной семье, ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации. В двухкарьерных семьях особое значение приобретает вопрос о распределении ролей и власти в семье, вопрос о лидерстве, демократизме и взаимозаменяемости в распределении семейных ролей, общности семейных и личностных ценностей, наличии ресурсов поддержки семьи в решении ряда вопросов – воспитания детей, реализации хозяйственно-бытовой функции семьи и пр.

Наряду с объективно существующими  тенденциями развития семьи, отражающими  необходимость пересмотра роли женщины  в современном обществе, учета  вклада в совокупную общественную практику, демографических изменений и  прогрессивного развития культурных норм и ценностей в отношении личности и общения, существует мифологизация семьи и процессов ее развития. «Мифы о семье” содержащиеся в общественном сознании, искажают и нeaдeкватно интерпретируют происходящие изменения в семье как социо-культурном институте, приводят к обесцениванию семьи и, в силу этого, представляют известную помеху сознания и функционирования гармоничной семьи. Наиболее распространенными мифами: обусловленными временной дестабилизацией семьи являются миф "крушения семьи как социального института", миф "вырождения настоящих мужчин" (Обозова А.Н., 1984) и миф "маскулинизации женщин".

1. ”Семья изжила себя  как социальный институт» - миф  о крушении семьи основан на  фактах постепенной передачи  семьей своих функций другим  социальным институтам и возрастающей  эффективности реализации функций  семьи каждым из супругов в  отдельности, независимо друг  от друга. Действительно, хозяйственно-бытовая функция теперь может с успехом осуществляться самостоятельно каждым из супругов, воспитательная функция реализуется матерями (или реже отцами) с помощью системы общественного воспитания, а, если повезет, то и с реальным участием прародителей, исчезло табу на свободные сексуальные отношения и супруг или супруга перестают быть единственным сексуальным партнером друг для друга, общение реализуется, в кругу коллег по профессии и единомышленников и даже репродуктивная функция может быть с успехом реализована и в отсутствии супруга путем искусственного зачатия или привлечения “матери”-донора. Кажется, нет ни одной функции семьи, которая не могла бы быть реализована, в отсутствие супружеского союза с другими партнерами. Возрастание числа разводов, рост лиц зрелого возраста, не вступающих в брак, дает основания сторонникам теории крушения семьи строить мрачные прогнозы об исчезновении семьи как социального института. В противовес семье предлагаются другие формы. отношений между партнерами – так называемый «свободный союз» - гражданский брак, или вариант “воскресного папы". Однако, за последние годы наметился явный, безусловно, положительный сдвиг в пользу выбора семьи как оптимальной формы партнерского союза с целью обеспечения необходимых условий личностного роста и саморазвития. Ценность семьи возрастает, рейтинг семьи растет.

Два последующих мифа питаются из одного источника, тесно связаны  между собой, взаимно дополняя друг друга. «Настоящие мужчины перевелись», - утверждают представительницы прекрасной половины человечества. «Женщины уже  больше не женщины, это скорее мужчины  в юбках – ни нежности, ни терпимости, ни заботы", - вторят им представители  сильного пола. Подтверждением этому  расхожему мнению становится и создание нового образа моды в одежде, прическе, поведении, образе жизни, привычках  и пристрастиях: образа unisех, принципиально не делающего различии между мужчинами и женщинами, юношами и девушками. Причиной рождения мифов о стирании граней между представителями полов является неадекватное противопоставление маскулинности и феминности вплоть до их прямой противоположности. В действительности же "чисто феминных" или чисто маскулинных" типов личности не существует. Личность андрогинна – сочетая в различных пропорциях феминные и маскулинные качества. Современная женщина, раздвигая границы традиционно отведенного ей социального пространства и утверждая себя в новых социальных ролях, заставляет общество пересмотреть прежнюю систему представлений о "предназначении и уделе" женщин.

Мифы об упадке и крушении семьи отражают неспособность определенных слоев общества увидеть за негативными  внешними симптомами изменения жизни  семьи сущность происходящих изменений  – формирования качественно новых  отношений в рамках института  семьи, обусловленных изменением места  и роли женщины в производстве и обществе, отношений, основанных на уважении права каждого из супругов на индивидуацию и полную личностную самореализацию в профессиональной и общественной жизни. Развитие семьи переживает на данном историческом этапе кризис, разрешение которого обусловит рождение нового типа семьи, отличительными особенностями которой станут новая функционально-иерархическая структура и новый тип отношений между супругами.

Современная семья в различных  вариантах своей жизнедеятельности  обнаруживает негативную симптоматику кризиса, послужившую основанием для  создания мифа о "крахе" семьи. Примерами  таких «отклонений» в функционировании семьи, не выходящими, тем не менее, за пределы социальной "нормы" существования" семьи как семейною института, являются следующие наблюдаемые  явления. В достаточно большом числе  случаев семейного бюджета как  такового не существует, супруги осуществляют свои расходы врозь, соответственно доходам каждого члена семьи. Общего “семейного кошелька " нет, хотя финансовая помощь более обеспеченного  супруга менее обеспеченному практикуется точно также, как практикуется целевое выделение денег на воспитание ребенка. Еще один пример – "отложенное"' на неопределенное время родительство или семья без детей, где важнейшая функция семьи оказывается невостребованной супругами. Наконец, примером "нестандартного” поведения семьи, отвергающего важнейшую семейную функцию – сексуально-эротическую, может быть так называемая «открытая» семья. "Открытая'' семья, т.е. семья с неопределенными размытыми границами семейной системы, это семья, в которой отсутствуют ограничения на внебрачные сексуальные связи, где есть признанные супругами любовники и любовницы. Очевидно, что в этом случае супружеская измена носит ординарный характер, и потому внебрачные связи как таковые супругами изменой не считаются и не являются в такой семье ни причиной развода, ни поводом для семейных конфликтов Развитие репродуктологии позволяет супругам в отдельности успешно решать и другую традиционно важную функцию семьи – функцию продолжения рода. Все эти факты приводят к выводу о том. Что, если из функций семьи ”вычесть” все перечисленные функции, то основу жизнедеятельности семьи составят функция эмоциональной поддержки и принятия, а также функция воспитания детей, конечно, при условии наличия их в семье, Именно эти две функции определят, по всей вероятности специфику семьи ближайшегоo будущего.

Семья как социально-культурный институт

 

Исторически семья по своей  сути была и остается начальной структурной  единицей общества и одновременно традиционно  ведущим социально-культурным институтом. Она представляет собой первичный  социально-культурный коллектив детей  и взрослых, естественную среду их духовного развития.

Прямо или косвенно центр  тяжести социально-культурной деятельности затрагивает весь общественный функционал семьи, в структурную архитектонику  которого входят такие функции, как  репродуктивная и экономическая, воспитательная и хозяйственно-бытовая. В общественной социально-культурной практике не могут  игнорироваться многие другие ролевые  функции семьи: эмоциональная, сексуальная, рекреативная и досуговая. Социально-культурная среда дает возможность каждой из семей проявить свой социальный статус, осуществить первичный социальный контроль, всегда оставаться центром духовного общения, формирования полезных взаимодействий.

Многие духовные и эстетические нормы и ценности переносятся  на семейно-бытовую среду, на создание благоприятной морально-психологической  обстановки в ближайшем окружении  каждого ребенка, подростка, взрослого. Это приводит к улучшению общей  досуговой ситуации, снижению правонарушений, насыщению содержания досуга новыми, нетрадиционными формами, сближению семей, установлению более тесных дружеских отношений в социуме. Семейному досугу свойственно отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, свобода выбора видов и способов досуговой деятельности. Социально-культурная деятельность позволяет раскрыть и освоить огромный духовный, воспитательный потенциал, заложенный в самой природе семейной общности.

Семья занимает важнейшее  место в социальных связях человека. История развития общества - это  история развития семьи и как  социального института, который  эволюционирует и претерпевает существенные изменения вместе с обществом. Сегодня  семья - ведущий социально-культурный институт, призванный быть действенным  инструментом гуманизации, консолидации общества, социализации личности, преодоления межнациональных конфликтов, достижения гражданского согласия. В процессе социально-культурной деятельности нельзя не учитывать многообразие типов современной семьи: полные и неполные, многодетные, одно-, двухдетные, бездетные; молодые и «патриархальные» (включающие несколько поколений); неблагополучные («трудные»), нездоровые, маргинальные семьи; асоциальные семьи; межнациональные и моноэтнические. Для каждого типа семьи существуют определенные критерии выявления и отбора.

Перед обществом стоит  актуальная задача: полноценно включить семью в воспитательно-образовательную  систему. В последние десятилетия  оказались ослабленными семейно-бытовые  отношения, семья лишилась исторически  сложившегося фундамента в духовном, нравственном воспитании детей. Зачастую дети оторваны от семейных забот, от трудовых и нравственных традиций семьи, что  приводит к потере духовной близости между детьми и родителями, усугубляет последствия тяжелых социально-бытовых  условий. Были утрачены идеи народной педагогики. Идеи добра, гуманизма, почтительного  отношения к старшему поколению, бережного отношения к памяти предков заменялись педагогикой  мероприятий для детей, но без  семьи, без жителей социума. Развлекательно-образовательная  система воспитания не всегда способствовала включению в жизнь общества. Семья  оказалась отстраненной от участия  в воспитательном процессе, организованном социально-культурными институтами. Микросреда, община, которая веками была главной социальной воспитывающей  силой, и сегодня недостаточно влияет на развитие детей. В связи с этим теряются такие общечеловеческие ценности, как гордость, честь, достоинство, добро, сострадание, целомудрие, патриотизм, взаимопомощь между соседями и др. Встает проблема возвращения семье  изначального предназначения - быть духовным наставником и воспитателем детей.

Информация о работе Семья как фактор социализации