- Возрастание продолжительности
жизни, увеличение числа пожилых
людей (к нашей стране, к сожалению,
указанная тенденция не относится)
на фоне снижения рождаемости,
весьма характерно для современного
российского общества. Таким образом,
в семье на одного ребенка
приходится четверо прародителей –
бабушек и дедушек. Это обстоятельство
сдвигает “центр тяжести” забот семьи
– родителям приходится заботиться о
собственных пожилых родителях. Особенностью
положения семьи в нашей стране является
взаимность помощи и забот в семье: бабушки
и дедушки-пенсионеры помогают работающим
детям в воспитании внуков, ведении хозяйства
и т.д.
- Диспропорция продолжительности
жизни мужчин и женщин. В пожилом
возрасте и старости наблюдается
значительное преобладание женского
населения, много вдов. Возникает
особая психологическая проблема
–разрешение задачи переживания утраты
супруга и самоопределения женщины в условиях
вдовства. В нашем обществе такое самоопределение
нередко лежит в плоскости утверждения
бабушки в новой роли – “незаменимого
члена семьи” своих детей – неформального
главы семьи, основного воспитателя внуков,
организатора быта и “домоправительницы"
и хозяйки дома и т.д. Подобная экспансия
прародителя в отношении семейных ролей,
традиционно исполняемых самими супругами,
приводит к размыванию границ семейной
системы (или подсистем семьи) и нарушению
ролевого функционирования семьи.
- Увеличение числа разводов
– примерно 1/З всех семей пережили
развод. Психологическая «стоимость»
развода необыкновенно велика. По стрессогенности
развод занимает второе место (!) после
смерти близкого человека. Полная психологическая
реабилитация личности и преодоление
негативных эмоциональных последствий
развода констатируется лишь спустя 1
- 3 года после развода;
- Возрастание числа детей,
воспитывающихся без семьи или
в условиях депривации общения с
водителями и близкими взрослыми: сироты,
воспитанники интернатов, круглосуточных
детских садов, беспризорники и т.д. Эта
тенденция характерна для российского
общества, а также для стран с низким жизненным
уровнем; переживающих значительные социальные
потрясения, войны, перевороты, революции.
- Возрастание числа несовершеннолетних
родителей – подростковое родительство.
В ряде стран, например в США государством
и общественными организациями несовершеннолетним
беременным школьницам и матерям-подросткам
оказывается значительная социальная
и психологическая поддержка. В России
еще только осуществляются первые шаги
в направлении развития специальной социальной
и психологической службы поддержки несовершеннолетних
родителей. В силу этого у нас много «отказных
детей», т.е. детей, от ответственности
за воспитание которых матери отказываются
еще в родильных домах.
- Рост числа преступлений
на семейно-бытовой почве. Акты
насилия и агрессии в семье
перестают быть экстраординарными
явлениями, а часто превращаются
в ужасающую реальность повседневного
существования семьи. Супруги
отвергают принцип «Лучше по-человечески
расстаться, чем не по-человечески
быть вместе», и, перейдя Рубикон
от любви к ненависти, переходят
к открытым проявлениям агрессивности
и насилия. Проблема насилия
в семье, особенно насилия родителей
в отношении ребенка привела
к появлению в англоязычной
литературе термина "chl1d abused"
– ребенок, подвергшийся жестокому обращению.
Вопрос о том, что именно включать в содержание
понятия "жестокое обращение", остается
открытым. В зависимости от степени благополучия
общества психологи предлагают причислять
к жестокому обращению широкий спектр
проявлений родительского поведения:
от прямой физической агрессии, сексуального
насилия, неудовлетворения основных жизненных
(витальных) потребностей ребенка до холодного
отношения родителя к ребенку, недостатка
эмоциональной близости и привязанности
к ребенку. В последнем случае возникает
дискуссионный вопрос о том, является
ли отсутствие любви родителя к ребенку
актом насилия? Известно, что родитель,
не испытывающий чувства любви к ребенку
зачастую сам глубоко страдает от чувства
вины, сознания своей “ущербности и неполноценности”
и сам нуждается в психологической помощи
и поддержке, в полной мере являясь жертвой
своей “нелюбви” к ребенку.
- Увеличение числа бездетных
семей, в которых статус “семья
без детей” является сознательным
выбором супругов. Нередко отложенное
решение супругов иметь детей,
обусловленное задачами завершения
профессионального образования,
осуществления карьеры, трудными
финансово-экономическими условиями
существования семьи или жилищными
проблемами перерастает в окончательно
решение жить без детей, “ради
себя", в конечном счете, приводит
к сознанию недостаточной самореализованности
и глубокому личностному кризису. Совершенно
иные проблемы вынуждены решать супруги,
в силу медицинских причин не имеющие
возможности иметь детей – проблемы длительного
и далеко не всегда эффективного лечения
от бесплодия, усыновления детей, воспитания
приемных детей. Отметим, что развитие
репродуктивной медицины в значительной
степени способствует решению указанных
выше проблем.
- Последняя тенденция,
не столь явно выраженная пока
еще в российском обществе, но
все более и более набирающая
силу, - это явление так называемых
«двухкарьерных» семей, т.е. семей, где
оба супруга, а не только муж, как в традиционной
семье, ставят перед собой задачи профессиональной
карьеры, роста и самореализации. В двухкарьерных
семьях особое значение приобретает вопрос
о распределении ролей и власти в семье,
вопрос о лидерстве, демократизме и взаимозаменяемости
в распределении семейных ролей, общности
семейных и личностных ценностей, наличии
ресурсов поддержки семьи в решении ряда
вопросов – воспитания детей, реализации
хозяйственно-бытовой функции семьи и
пр.
Наряду с объективно существующими
тенденциями развития семьи, отражающими
необходимость пересмотра роли женщины
в современном обществе, учета
вклада в совокупную общественную практику,
демографических изменений и
прогрессивного развития культурных норм
и ценностей в отношении личности
и общения, существует мифологизация
семьи и процессов ее развития. «Мифы о
семье” содержащиеся в общественном сознании,
искажают и нeaдeкватно интерпретируют
происходящие изменения в семье как социо-культурном
институте, приводят к обесцениванию семьи
и, в силу этого, представляют известную
помеху сознания и функционирования гармоничной
семьи. Наиболее распространенными мифами:
обусловленными временной дестабилизацией
семьи являются миф "крушения семьи
как социального института", миф "вырождения
настоящих мужчин" (Обозова А.Н., 1984)
и миф "маскулинизации женщин".
1. ”Семья изжила себя
как социальный институт» - миф
о крушении семьи основан на
фактах постепенной передачи
семьей своих функций другим
социальным институтам и возрастающей
эффективности реализации функций
семьи каждым из супругов в
отдельности, независимо друг
от друга. Действительно, хозяйственно-бытовая
функция теперь может с успехом осуществляться
самостоятельно каждым из супругов, воспитательная
функция реализуется матерями (или реже
отцами) с помощью системы общественного
воспитания, а, если повезет, то и с реальным
участием прародителей, исчезло табу на
свободные сексуальные отношения и супруг
или супруга перестают быть единственным
сексуальным партнером друг для друга,
общение реализуется, в кругу коллег по
профессии и единомышленников и даже репродуктивная
функция может быть с успехом реализована
и в отсутствии супруга путем искусственного
зачатия или привлечения “матери”-донора.
Кажется, нет ни одной функции семьи, которая
не могла бы быть реализована, в отсутствие
супружеского союза с другими партнерами.
Возрастание числа разводов, рост лиц
зрелого возраста, не вступающих в брак,
дает основания сторонникам теории крушения
семьи строить мрачные прогнозы об исчезновении
семьи как социального института. В противовес
семье предлагаются другие формы. отношений
между партнерами – так называемый «свободный
союз» - гражданский брак, или вариант
“воскресного папы". Однако, за последние
годы наметился явный, безусловно, положительный
сдвиг в пользу выбора семьи как оптимальной
формы партнерского союза с целью обеспечения
необходимых условий личностного роста
и саморазвития. Ценность семьи возрастает,
рейтинг семьи растет.
Два последующих мифа питаются
из одного источника, тесно связаны
между собой, взаимно дополняя друг
друга. «Настоящие мужчины перевелись»,
- утверждают представительницы прекрасной
половины человечества. «Женщины уже
больше не женщины, это скорее мужчины
в юбках – ни нежности, ни терпимости,
ни заботы", - вторят им представители
сильного пола. Подтверждением этому
расхожему мнению становится и создание
нового образа моды в одежде, прическе,
поведении, образе жизни, привычках
и пристрастиях: образа unisех, принципиально
не делающего различии между мужчинами
и женщинами, юношами и девушками. Причиной
рождения мифов о стирании граней между
представителями полов является неадекватное
противопоставление маскулинности и феминности
вплоть до их прямой противоположности.
В действительности же "чисто феминных"
или чисто маскулинных" типов личности
не существует. Личность андрогинна –
сочетая в различных пропорциях феминные
и маскулинные качества. Современная женщина,
раздвигая границы традиционно отведенного
ей социального пространства и утверждая
себя в новых социальных ролях, заставляет
общество пересмотреть прежнюю систему
представлений о "предназначении и
уделе" женщин.
Мифы об упадке и крушении
семьи отражают неспособность определенных
слоев общества увидеть за негативными
внешними симптомами изменения жизни
семьи сущность происходящих изменений
– формирования качественно новых
отношений в рамках института
семьи, обусловленных изменением места
и роли женщины в производстве
и обществе, отношений, основанных на
уважении права каждого из супругов
на индивидуацию и полную личностную самореализацию
в профессиональной и общественной жизни.
Развитие семьи переживает на данном историческом
этапе кризис, разрешение которого обусловит
рождение нового типа семьи, отличительными
особенностями которой станут новая функционально-иерархическая
структура и новый тип отношений между
супругами.
Современная семья в различных
вариантах своей жизнедеятельности
обнаруживает негативную симптоматику
кризиса, послужившую основанием для
создания мифа о "крахе" семьи. Примерами
таких «отклонений» в функционировании
семьи, не выходящими, тем не менее,
за пределы социальной "нормы"
существования" семьи как семейною
института, являются следующие наблюдаемые
явления. В достаточно большом числе
случаев семейного бюджета как
такового не существует, супруги осуществляют
свои расходы врозь, соответственно
доходам каждого члена семьи.
Общего “семейного кошелька " нет, хотя
финансовая помощь более обеспеченного
супруга менее обеспеченному практикуется
точно также, как практикуется целевое
выделение денег на воспитание ребенка.
Еще один пример – "отложенное"' на
неопределенное время родительство или
семья без детей, где важнейшая функция
семьи оказывается невостребованной супругами.
Наконец, примером "нестандартного”
поведения семьи, отвергающего важнейшую
семейную функцию – сексуально-эротическую,
может быть так называемая «открытая»
семья. "Открытая'' семья, т.е. семья с
неопределенными размытыми границами
семейной системы, это семья, в которой
отсутствуют ограничения на внебрачные
сексуальные связи, где есть признанные
супругами любовники и любовницы. Очевидно,
что в этом случае супружеская измена
носит ординарный характер, и потому внебрачные
связи как таковые супругами изменой не
считаются и не являются в такой семье
ни причиной развода, ни поводом для семейных
конфликтов Развитие репродуктологии
позволяет супругам в отдельности успешно
решать и другую традиционно важную функцию
семьи – функцию продолжения рода. Все
эти факты приводят к выводу о том. Что,
если из функций семьи ”вычесть” все
перечисленные функции, то основу жизнедеятельности
семьи составят функция эмоциональной
поддержки и принятия, а также функция
воспитания детей, конечно, при условии
наличия их в семье, Именно эти две функции
определят, по всей вероятности специфику
семьи ближайшегоo будущего.
Семья как социально-культурный
институт
Исторически семья по своей
сути была и остается начальной структурной
единицей общества и одновременно традиционно
ведущим социально-культурным институтом.
Она представляет собой первичный
социально-культурный коллектив детей
и взрослых, естественную среду их
духовного развития.
Прямо или косвенно центр
тяжести социально-культурной деятельности
затрагивает весь общественный функционал
семьи, в структурную архитектонику
которого входят такие функции, как
репродуктивная и экономическая, воспитательная
и хозяйственно-бытовая. В общественной
социально-культурной практике не могут
игнорироваться многие другие ролевые
функции семьи: эмоциональная, сексуальная,
рекреативная и досуговая. Социально-культурная
среда дает возможность каждой из семей
проявить свой социальный статус, осуществить
первичный социальный контроль, всегда
оставаться центром духовного общения,
формирования полезных взаимодействий.
Многие духовные и эстетические
нормы и ценности переносятся
на семейно-бытовую среду, на создание
благоприятной морально-психологической
обстановки в ближайшем окружении
каждого ребенка, подростка, взрослого.
Это приводит к улучшению общей
досуговой ситуации, снижению правонарушений,
насыщению содержания досуга новыми, нетрадиционными
формами, сближению семей, установлению
более тесных дружеских отношений в социуме.
Семейному досугу свойственно отсутствие
жестких стандартов, норм, регламентации,
свобода выбора видов и способов досуговой
деятельности. Социально-культурная деятельность
позволяет раскрыть и освоить огромный
духовный, воспитательный потенциал, заложенный
в самой природе семейной общности.
Семья занимает важнейшее
место в социальных связях человека.
История развития общества - это
история развития семьи и как
социального института, который
эволюционирует и претерпевает существенные
изменения вместе с обществом. Сегодня
семья - ведущий социально-культурный
институт, призванный быть действенным
инструментом гуманизации, консолидации
общества, социализации личности, преодоления
межнациональных конфликтов, достижения
гражданского согласия. В процессе социально-культурной
деятельности нельзя не учитывать многообразие
типов современной семьи: полные и неполные,
многодетные, одно-, двухдетные, бездетные;
молодые и «патриархальные» (включающие
несколько поколений); неблагополучные
(«трудные»), нездоровые, маргинальные
семьи; асоциальные семьи; межнациональные
и моноэтнические. Для каждого типа семьи
существуют определенные критерии выявления
и отбора.
Перед обществом стоит
актуальная задача: полноценно включить
семью в воспитательно-образовательную
систему. В последние десятилетия
оказались ослабленными семейно-бытовые
отношения, семья лишилась исторически
сложившегося фундамента в духовном,
нравственном воспитании детей. Зачастую
дети оторваны от семейных забот, от трудовых
и нравственных традиций семьи, что
приводит к потере духовной близости
между детьми и родителями, усугубляет
последствия тяжелых социально-бытовых
условий. Были утрачены идеи народной
педагогики. Идеи добра, гуманизма, почтительного
отношения к старшему поколению,
бережного отношения к памяти
предков заменялись педагогикой
мероприятий для детей, но без
семьи, без жителей социума. Развлекательно-образовательная
система воспитания не всегда способствовала
включению в жизнь общества. Семья
оказалась отстраненной от участия
в воспитательном процессе, организованном
социально-культурными институтами.
Микросреда, община, которая веками
была главной социальной воспитывающей
силой, и сегодня недостаточно влияет
на развитие детей. В связи с этим
теряются такие общечеловеческие ценности,
как гордость, честь, достоинство, добро,
сострадание, целомудрие, патриотизм,
взаимопомощь между соседями и др.
Встает проблема возвращения семье
изначального предназначения - быть духовным
наставником и воспитателем детей.