Семья как фактор социализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:33, доклад

Описание работы

C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.
Таким образом, личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ПО СКД.docx

— 62.36 Кб (Скачать)

Введение

 

              C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.

Таким образом, личность формируется  в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных  отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение  к окружающим и к самому себе. Находясь в системе коллективных и межличностных отношений, в  процессе совместной деятельности, ребенок  утверждает себя как личность среди  других людей.

Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными  способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.

С самого рождения человек  попадает в общество. Первым окружающим ребенка миром, начальной единицей общества является – семья, где и  происходит закладывание основ личности. Семья становится главным социальным фактором, влияющим на становление  личности.

Ребенок видит семью в  качестве окружающих его близких  людей папы и мамы, бабушки и  дедушки, братьев и сестер. В зависимости  от состава семьи, от отношений в  семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит  на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения  в семье влияют также на то, как  человек в дальнейшем будет строить  свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень  важно в какой семье воспитывается  ребенок: в благополучной или неблагополучной.

Итак, человек рождается  духовно благодаря общению с  окружающими людьми. Какую же громадную  ответственность налагает это на семью! Как ко многому обязывает! Какой тончайший процесс постоянно  идет рядом.

Семья является самой важной частицей общественной жизни. В ней  сосредотачиваются все общественные процессы и проблемы: экономический  кризис, политические конфликты и  неудачные программы общественных реформ. Воздействие родителей на развитие ребёнка начинается сравнительно рано, когда податливость к восприятию образцов и ценностей высокая. На ее воздействие сказываются многочисленные факторы, влияние которых семья может ослаблять либо вообще исключать.  
Современный человек должен быть не только подготовленным к культурной жизни, но и быть ее участником, к чему готовит его семья. Особенно существенным в социальном формировании человека выступает раннее детство, школьный возраст. Именно в этот период формируются основы культуры будущего гражданина. Данный факт диктует необходимость специального изучения семьи ребенка школьного возраста, а также ее воспитательной деятельности в области формирования и развития культурных ценностей.  
Семья является носителем культурных ценностей общества и народа. Она культивирует семейные традиции, передает систему ценностей молодому поколению, удовлетворяет его культурные потребности, формирует отношение к трем основным ценностям любой культуры к "истине, благу и красоте". Зачастую от нее во многом зависит будет ли ее воспитанник придерживаться их в жизни. На семью возлагается, таким образом, огромная ответственность за то, какой образ мира, человека и общественной жизни, какое отношение к "истине, благу и красоте" формирует она у своих детей.

1.1. Семья как фактор  социализации

 

В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Происходящие в России социальный и экономический  кризисы заметно ухудшили демографическую  ситуацию. Семья, традиционно очень  уважаемый в нашей стране социальный институт, в значительной мере утратила свою ценность.

Однако сейчас важность семьи  постепенно возрастает: осознается ее роль в развитии подрастающего поколения  – ведь именно в семье у ребенка  формируются модели будущей жизни, поэтому очень многое зависит  от родителей и других близких.

Над проблемой семейного  воспитания работали многие ученые. Актуальна  проблема семьи и для государства, общества, школы. На государственном  уровне для помощи семье создаются  различные программы, например, национальный проект «Российская семья» по поддержке  семьи, материнства и детства, 2008 год объявлен «Годом семьи» в России. Говоря о помощи общества, можно  привести в пример различные социальные организации и общественные объединения, такие как служба социальной защиты, служба психологической помощи, муниципальные  центры работы с детьми и т.д.

Взаимодействие школы  и семьи в настоящее время  остается нерешенной проблемой, т.к. не всегда школа взаимодействует с  семьей в вопросах воспитания ребенка. Это весьма большая проблема, ведь учеба и школьная жизнь продолжаются обычно не менее 8-9 лет, и все это  время осуществляется влияние школы  на ребенка. Это влияние, несомненно, должно быть в сочетании с воспитанием  в семье. Поэтому так сильна потребность  в объединении усилий школы и  семьи для развития детей.

Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и способности во многом зависят от того, в каких  условиях протекает их формирование в детстве и юношеские годы. Выделяются три фактора, влияющие на развитие человека: наследственность, среда и воспитание. Развитие –  это происходящие в человеке последовательные и закономерные изменения в психике  и его биологической природе, оно в большей мере зависит  от наследственности. В данной же работе используется термин «формирование» - изменения в развитии личности человека или отдельных его качеств, которые  происходят под влиянием определенных факторов. Формировать значит организовывать всю жизнедеятельность человека, осуществлять воспитание и обучение, воздействовать на него так, чтобы развить  то или иное качество.

Факторы, влияющие на формирование личности делятся на три группы: макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы. К макрофакторам относятся космос, планету, страну, общество и государство. Во вторую группу входят мезофакторы: тип поселения (село, город), этнокультурные и исторические условия. Среди микрофакторов выделяют семью, школу и ближайшее окружение ребенка. Несмотря на использование термина «микро» – это наиболее значимый фактор для формирования личности.

Со стороны семьи и  школы на ребенка оказывается  целенаправленное воздействие –  воспитание. Понятие «воспитание» имеет два основных значения: широкое (социальное) и узкое (педагогическое). В широком социальном смысле воспитание понимается как социальное явление, функция общества, которая заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. На это направлены усилия всего социального устройства общества: семьи, детского сада, школы, средств массовой информации, церкви и т. д. Воспитание в педагогическом смысле – это специально организуемый и управляемый процесс, содействующий развитию личности.

В данной работе рассматривается  семейное воспитание. Семья выступает  и в качестве социальной ячейки общества и, в то же время, как важнейший  фактор формирования личности.

Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе  и кровном родстве, члены которой  связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной ответственностью. Этот древнейший институт человеческого  общества прошел сложный путь развития: от родоплеменных форм общежития, до современных форм семейных отношений.

Семья - сложная  многофункциональная система, она  выполняет ряд взаимосвязанных  функций. Функция семьи – это  способ проявления активности, жизнедеятельности  ее членов. К функциям следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную, или психологическую, репродуктивную, воспитательную. Социолог А.Г.Харчев считает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода1. Но роль семьи не сводится к роли «биологической» фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости.

Человек приобретает  ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и  становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья  с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать  черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка2. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.

Для каждого человека семья  выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют  и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном  и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это  позволяет человеку быть более стойким  к условиям современной неспокойной  жизни. Сущность и содержание экономической  функции состоит в ведении  не только общего хозяйства, но и в  экономической поддержке детей  и других членов семьи в период их нетрудоспособности.

 

ОСОБЕННОСТИ И ФУНКЦИИ  СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

 

Функции семьи и их взаимосвязь

 

Основное назначение семьи  – удовлетворение общественных, групповых  и индивидуальных потребностей. Являясь  социальной ячейкой общества, семья  удовлетворяет ряд его важнейших  потребностей, в том числе и  в воспроизводстве населения.. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость.

Репродуктивная  функция семьи состоит в воспроизводстве  жизни, то есть в рождении детей, продолжении  человеческого рода. Эта функция  включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует  не только в количественном, но и  в качественном воспроизводстве  населения. Это, прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением «воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий»1.

В последние годы эта функция  привлекает всеобщее внимание. Сколько  современной семье иметь детей? На эту тему возникают дискуссии  на страницах газет, журналов. Их ведут  социологи, демографы, психологи. Почему этот вопрос стал таким актуальным?

Причин здесь много. Они  непросты и взаимосвязаны. Рассмотрим только некоторые из них. Раньше в  нашей стране был повсеместно  распространен тип многодетной  семьи, в настоящее время сложилась  другая картина. Более половины всех семей имеют одного ребенка или вообще не имеют детей, значительно уменьшилось количество семей, имеющих двоих или троих детей.

Среди причин возникновения  такой ситуации дeмoгpaфы называют распространение городского образа жизни. В этом есть доля истины. Полвека назад в нашей стране восемь семей из десяти были сельскими. Теперь в городах живет две трети населения страны. Немало сельских семей ведут городской образ жизни. Производственная занятость женщины, рост культуры людей, взрыв потребностей – это тоже относят к числу указанных выше причин. И это правильно. Возросли запросы людей, их требовательность друг к другу. Изменились взаимоотношения в семье: они стали более сложными и тонкими психологически, в их основе на первом месте – нравственные нормы, а не экономическая зависимость, как было раньше. Меняется и отношение к детям. Имея весьма скромный прожиточный минимум и более чем скромные жилищные условия, многие родители ограничиваются одним ребенком. Двумя и тем более тремя детьми обзаводятся крайне редко. Но зато своего единственного ребенка стараются хорошо одеть, стремятся дать ему хорошее и разностороннее образование.

Однако часть  социологов и демографов главную  причину падения рождаемости  видят в другом. Раньше наблюдалась высокая детская смертность. Она компенсировалась высокой рождаемостью. Родители этого, конечно, не осознавали. К смерти ребенка иногда относились как к вполне естественному явлению: «Бог дал – бог взял. Бог еще даст...» Для воспроизводства численности родителей надо было иметь 5-7 детей, а теперь достаточно 2-3. Значит, вслед за резким снижением детской смертности сократилась и рождаемость. Теперь возможно заранее планировать столько детей, сколько по силам вырастить и воспитать: у родителей есть уверенность, что, не один ребенок из четверых, как раньше, а по меньшей мере девять из десяти доживут до свадьбы2. Такое планирование многие родители фактически уже осуществляют.

Нетрудно заметить, что  все указанные причины переплетаются, взаимодополняются, смыкаются в единый комплекс, который и привел к снижению рождаемости.

Вместе со снижением рождаемости  изменяется и структура семей. Они  в основном состоят из двух поколений: родителей и детей. В настоящее  время семей, которые объединяют три-четыре поколения; очень мало. Оба  эти явления закономерны и  не должны вызывать беспокойства. Однако рождаемость стала уже ниже уровня, в котором заинтересовано общество. Демографы считают, что для простого воспроизводства населения семье  мало иметь двоих детей. Ведь не каждый мужчина становится отцом, не каждая женщина – матерью. Подсчитано, что  население, состоящее из двyxдeтных семей, примерно через тридцать лет теряет третью часть своей численности. Для простого воспроизводства населения нашей страны необходимо, чтобы половина семей имела по трое детей, а остальные по двое. Однако общество заинтересовано в том, чтобы численность населения возрастала, а не только воспроизводилась. Значит, трехдетных семей должно быть больше половины. Но намерения молодых родителей намного скромнее. Это серьезное противоречие может быть преодолено совместными усилиями общества, семьи и личности. Тут необходимы взаимодополняемые экономические, юридические, педагогические и психологические меры.

Заложенный от природы  инстинкт продолжения рода преобразуется  у человека в потребность иметь  детей, растить и воспитывать  их. Без удовлетворения этой потребности  человек, как правило, не чувствует  себя счастливым. И это не случайно. Если супружество пробуждает в людях  новые силы И новые чувства, то появление детей .преображает супругов. В них пробуждается родительская любовь и развивается целая гамма связанных с нею чувств, которые только и могут появиться с рождением детей: у женщины – материнство, у мужчины – отцовство.

Информация о работе Семья как фактор социализации