Семинар по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 03:16, лекция

Описание работы

Работа содержит семинар по дисциплине "Психология"

Работа содержит 1 файл

1 семинар. психика.docx

— 128.17 Кб (Скачать)

Психика человека включает в себя, по меньшей мере, три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение  — полноценную деятельность мозга  — взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Можно выделить 3 основные функции  психики:

  • отражение воздействий окружающего мира
  • осознание человеком своего места в окружающем мире
  • регуляция поведения и деятельности

Такая функция психики, как  психическое отражение действительности имеет свои особенности.

Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия.

Во-вторых, при психическом  отражении объективной действительности любое внешнее воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее  сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие, благодаря этой функции психики, может по-разному отражаться разными  людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и  при разных условиях.

В-третьих, психическое отражение  — это правильное, верное отражение  действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого  ни в коей мере не отрицают объективную  возможность правильного отражения  окружающего мира.

Регуляция поведения и  деятельности ещё одна из функций  психики.

Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия  внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние  не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью  человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы  и приемы достижения результатов. Поведение  же при этом выступает как внешняя  форма проявления психики.

Функцией психики также  является осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция  психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к  ним отношение.

С другой стороны, с помощью  психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными  индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя  конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и  находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

Основные функции  психики

Согласно методологии  психологической науки, психика (психическое) выполняет определенные функции: отражения воздействий окружающей действительности, регуляции поведения и деятельности людей, осознания ими своего места в окружающем мире.

1. Отражение воздействий  окружающей действительности. Психическое  отражение действительности имеет  свои особенности:

•   это не мертвое, зеркальное, одноактное отражение, а  процесс, постоянно развивающийся  и совершенствующийся, создающий  и преодолевающий свои противоречия;

•   при психическом  отражении объективной действительности, в ходе которого любое внешнее  воздействие (т. е. воздействие объективной  действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности  психики, через конкретные состояния  человека (поэтому одно и то же внешнее воздействие может по разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях); • психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности (возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).

Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в какой мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира. В реальной жизни человек с помощью психики, отражая воздействия реальной действительности, фиксирует и осмысливает их, формируя в своем сознании реальную картину мира, в соответствии с которой он и действует. Психические же процессы, состояния, образования и свойства людей, обладая определенной гибкостью, позволяют им адаптироваться к складывающимся условиям жизни и деятельности, преобразовывать их в соответствии со своими потребностями и интересами.

2.  Регуляция поведения  и деятельности. Психика, сознание  человека, с одной стороны, отражают  воздействия внешней среды, адаптируются  к ней, а с другой — регулируют  этот процесс, составляя внутреннее  содержание деятельности и поведения.  Последние не могут не опосредоваться  психикой, так как именно человек  с помощью ее осознает мотивы  и потребности, ставит перед  собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы  достижения ее результатов. Поведение  же при этом выступает внешней  формой проявления пси­хики.

3.  Осознание человеком  своего места в окружающем  мире. Эта функция психики, с  одной стороны, обеспечивает правильные  адаптацию и ориентацию человека  в объективном мире, гарантируя  ему эффективное осмысление всех  реалий этого мира и адекватное  к ним от­ношение. С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от Других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях. Правильное осознание человеком своих личностных характеристик в то же время помогает ему приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей в совместной деятельности, поддерживать гармонию в обществе в целом.

В обыденной жизни под  индивидом понимают конкретного  человека, со всеми присущими ему  особенностями.

3.  Человек как личность  рассматривается в контексте  его места в обществе, выполнения  конкретной общественно-полезной  деятельности. При этом он отличается  от других индивидов только  ему присущими индивидуально- и социально-психологическими характеристиками. Понятие личности отражает как психофизиологические, так и духовные (нравственные) характеристики человека, включает его индивидуальный опыт развития и совершенствования.

Сегодня отечественная психология трактует личность как социально-психологическое  образование, которое формируется  благодаря общественной жизни и  деятельности человека. Человек как  общественное существо приобретает  новые (личностные) качества, когда  вступает в отношения с другими  людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность.

4.  Человек как субъект  деятельности. Человек всегда является  субъектом конкретной деятельности, источником познания и преобразования  действительности в ее рамках. Деятельность всегда субъективна.  Условием ее осуществления и  основным продуктом является  человек, который всегда вполне  определенно относится к окружающему  миру. Его сознание обусловлено  структурой самой деятельности, направленной на удовлетворение  потребностей. Сама же деятельность  при этом выступает формой  активности человека, позволяющей  ему совершенствовать окружающий  мир, самого себя, других людей,  отношения с ними.

 Основы функции  психики. Особенности психического  отражения

Этимологически слово "психика" (греч. душа) имеет двойственное значение. Одно значение несет смысловую нагрузку сущности какой-либо вещи. Психика – это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным  копированием мира (как зеркало или  фотоаппарат), оно сопряжено с  поиском, выбором, в психическом  отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение –  это активное отражение мира в  связи с какой-то необходимостью, с потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика – это "субъективный образ объективного мира".

Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические  свойства являются результатом нейрофизиологической деятельности мозга, однако содержат в  себе характеристики внешних объектов, а не внутренних физиологических  процессов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозгу, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теории в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.

Психические явления соотносятся  не с отдельным нейрофизиологическим процессом, а с организованными  совокупностями таких процессов, т.е. психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые  формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически  сложившимися формами деятельности и опыта человечества через собственную  активную деятельность. Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика  формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной  предшествующими поколениями. Таким  образом, психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющих: внешний мир, природу, ее отражение- полноценную деятельность мозга – взаимодействие с людьми, активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

Психическое отражение характеризуется  рядом особенностей:

оно дает возможность правильно  отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;

сам психический образ  формируется в процессе активной деятельности человека;

психическое отражение углубляется  и совершенствуется;

обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

преломляется через индивидуальность человека;

носит опережающий характер.

6. Основные этапы развития  психики

Развитие психики у  животных проходит ряд этапов

Рис. 2. Основные этапы развития психики и форм поведения в  животном мире

На стадии элементарной чувствительности животное реагирует только на отдельные  свойства предметов внешнего мира и  его поведение определяется врожденными  инстинктами (питания, самосохранения, размножения и т. п.). На стадии предметного  восприятия отражение действительности осуществляется в виде целостных  образов предметов и животное способно обучаться, появляются индивидуально  приобретенные навыки поведения.

III стадия интеллекта характеризуется  способностью животного отражать  межпредметные связи, отражать ситуацию в целом, в результате животное способно обходить препятствия, "изобретать" новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.

Психика человека – качественно  более высокий уровень, чем психика  животных (Homo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биолого-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение 40 тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Таким образом, материальная, духовная культура человечества – это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

В процессе исторического  развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки  и функции в высшие психические  функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.


Информация о работе Семинар по "Психологии"