2. Аристократизм.
A. С самого раннего
возраста берите ребенка с
собой в музеи, на выставки,
в театр, на концерты классической
музыки, на просмотр красивых
кинофильмов.
Б. Старайтесь, чтобы
в вашем доме звучала красивая,
хорошая музыка, читайте вслух
красивые стихи, смотрите вместе
с ним красивые фильмы.
B. Читайте с детьми
книги, дающие представление об
аристократах.
Г. Обучайте детей
правилам этикета.
Д. Прекрасное средство
заполнения уровня аристократизма
- обучение старинным танцам.
Е. Старайтесь приучать
ребенка к аккуратности, отсутствию
небрежности во внешнем виде.
Ж. Семейные ритуалы
и традиции - еще один способ
заполнения у ребенка аристократизма.
3. Старайтесь разговаривать
с детьми красиво, где-то даже
величественно. Введите в обиход
такие обращения, как "сударь",
"сударыня", "барышня". Обучайте
детей красивой речи.
3. Эстетизм-артистизм.
A. Чтобы у ваших детей
этот уровень отражения был
заполнен, желательно обучать их
рисовать, петь, танцевать, играть
на музыкальных инструментах, сочинять
стихи, лепить и т.п.
Б. Устраивайте дома
свои маленькие театральные представления.
B. Маленьким детям можно
читать сказки в ролях. Позднее
их можно привлекать к разыгрыванию
в ролях той или иной сказки.
4. Абстрактно-образное мышление.
Для развития абстрактно-образного
мышления у детей можно порекомендовать
те же способы, которые были перечислены
выше, когда шла речь о заполнении
уровней отражения родителями. Кроме
того, можно использовать многие из
развивающих игр.
5. Интуиция.
А. Игры типа "Угадай..."
Например:
Угадай, сколько спичек
в коробке (предварительно положить
в коробку несколько спичек, вначале
лучше не больше десяти)?
Угадай, сколько монеток
у меня в кармане?
Угадай, под какой чашечкой
"Киндер-сюрприз" (предварительно
положить его под одну из
двух-трех чашек)?
Угадай, какого цвета
бумагу я положил в конверт?
Угадай, где я спрятал
игрушку?
Угадай, что мы сегодня
будем есть?
Угадай, кто к нам
звонит по телефону?
Б. Гармонизация работы
полушарий мозга. За интуицию
"отвечает" правое полушарие,
которое, обычно у большинства
людей задействовано в меньшей
степени, чем левое. Помочь
гармонизации полушарий мозга
могут Асинхронная гимнастика
и Гимнастика для гармонизации
деятельности полушарий мозга.
6. Альтруизм.
A. Для заполнения этого
уровня особенно важен личный
пример родителей. Поскольку проявлений
альтруизма в современной жизни
не очень много, то и научиться
этому у кого-то другого гораздо
сложнее, чем, скажем, социальной
ориентации или эстетизму-артистизму.
Один из основных законов детской
психологии, названный законом Жане,
- в процессе развития ребенок
начинает применять те же формы
поведения, которые другие первоначально
применяли по отношению к нему.
Чтобы воспитать ребенка добрым и щедрым,
взрослые должны быть добрыми и щедрыми
по отношению к нему. Например, у австралийских
аборигенов дети, редко получая отказ
у взрослых, сами не привыкли отказывать
окружающими в их просьбах.
Б. Поощряйте ребенка
в тех случаях, когда он без
всякой корысти помогает другим
людям.
B. Старайтесь не критиковать
ребенка, когда он делает что-либо
для другого.
Г. Хорошо, если в
доме есть какой-нибудь представитель
животного мира, за которым ребенок
ухаживает (естественно, по собственному
желанию).
3)Основные свойства
психического отражения.
Еще в глубокой древности
было обнаружено, что наряду с миром
вещественным, предметным, внешним, объективным
существуют явления невещественные,
внутренние, субъективные — человеческие
чувства, желания, воспоминания и т.д.
Каждый человек наделен психической жизнью.
Психика определяется,
как свойство высокоорганизованной
материи отражать объективную
реальность и на основе формируемого
при этом психического образа
целесообразно регулировать деятельность
субъекта и его поведение. Из
данного определения следует,
что основными функциями психики
являются тесно взаимосвязанные
между собой отражение объективной
реальности и регуляция индивидуального
поведения и деятельности.
Отражение выражает
в себе способность материальных
объектов в процессе взаимодействия
воспроизводить в своих изменениях
особенности и черты воздействующих
на них объектов. Форма отражения
зависит от формы существования
материи. В природе можно выделить
три основных формы отражения.
Низшему уровню организации жизни
соответствует физическая форма
отражения, характерная для взаимодействия
объектов неживой природы. Более
высокому уровню соответствует физиологическая
форма отражения. Следующий уровень приобретает
форму наиболее сложного и развитого психического
отражения со специфической для человеческой
психики наивысшей ступенью отражения
— сознанием. Сознание интегрирует многообразные
явления человеческой реальности в подлинно
целостный способ бытия, делает человека
Человеком.
Сознательность психической
жизни человека заключается в
его способности отделить в своём
представлении себя, собственное
«Я» от жизненного окружения, сделать
свой внутренний мир, субъективность предметом
осмысления, понимания, а главное
– предметом практического преобразования.
Эта способность человеческой психики
называется самосознанием, и именно
она определяет границу, разделяющую
животный и человеческий способы бытия.
Психическое отражение
не зеркально и не пассивно
– это активный процесс, связанный
с поиском и выбором способов
действий, адекватных складывающимся
условиям. Особенностью психического
отражения является субъективность,
т.е. опосредованность прошлым
опытом человека и его индивидуальностью.
Это выражается, прежде всего в том,
что мы видим один мир, но он предстаёт
для каждого из нас по-разному. В то же
время психическое отражение даёт возможность
строить «внутреннюю картину мира», адекватную
объективной реальности, в связи с чем
необходимо отметить и такое его свойство,
как объективность. Только благодаря правильному
отражению возможно познание человеком
окружающего мира. Критерием правильности
является практическая деятельность,
в которой психическое отражение постоянно
углубляется, совершенствуется и развивается.
Важной особенностью психического отражения
является, наконец, его опережающий характер:
оно делает возможным предвосхищение
в деятельности и поведении человека,
что позволяет принимать решения с определённым
временно-пространственным опережением
в отношении будущего.
Благодаря регуляции
поведения и деятельности человек
не только адекватно отражает
окружающий объективный мир, но
имеет возможность преобразовать
этот мир в процессе целенаправленной
деятельности. Адекватность движений
и действий человека условиям,
орудиям и предмету деятельности
возможна только в том случае,
если они правильно отражаются
субъектом. Идея регулирующей
роли психического отражения
была сформулирована ещё И.М.Сеченовым,
отмечавшим, что ощущения и восприятие
являются не только пусковыми сигналами,
но и своеобразными «образцами», в соответствии
с которыми производится регулирование
движений. Психика представляет собой
сложную систему, её элементы иерархически
организованы и изменчивы. Как любая система,
психика характеризуется собственной
структурой, динамикой функционирования,
определённой организацией.
4) Каковы представления
о структуре психического ?
Многие исследователи
акцентируют внимание на системности,
целостности и нерасчленённости
психики как её фундаментальном
свойстве. Всё многообразие психических
явлений в психологии принято
разделять на психические процессы,
психические состояния и психические
свойства. Эти формы тесно связаны
между собой. Их выделение определено
методической необходимостью систематизировать
изучение такого сложного объекта,
как психическая жизнь человека.
Таким образом, выделенные категории
представляют собой скорее структуру
знаний о психике, чем структуру
самой психики.
Понятие «психический
процесс» подчёркивает процессуальный
(динамический) характер изучаемого
явления. К основным психическим
процессам относятся когнитивные,
мотивационные и эмоциональные.
Когнитивные процессы обеспечивают
отражение мира и преобразование
информации. Ощущение и восприятие
делают возможным отражение реальности
при непосредственном воздействии
сигналов на органы чувств и представляют
собой уровень чувственного познания
окружающего мира. Ощущение связано
с отражением отдельных свойств
объективного мира, в результате восприятия
формируется целостный образ
окружающего мира во всей его полноте
и разнообразии. Образы восприятия
часто называют первичными образами.
Результатом запечатления, воспроизведения
или преобразования первичных образов
являются вторичные образы, представляющие
собой продукт рационального познания
объективного мира, которое обеспечивается
такими психическими процессами, как память,
воображение, мышление. Наиболее опосредованным
и обобщённым процессом познания является
мышление, в результате которого человек
получает субъективно новое знание, которое
нельзя вывести из непосредственного
опыта.
Процессы мотивации и
воли обеспечивают психическую регуляцию
деятельности человека, побуждая, направляя
и контролируя эту деятельность.
Основным компонентом мотивационного
процесса является возникновение потребности,
субъективно переживаемой как состояние
нужды в чем-либо, желания, страсти,
стремления. Поиск предмета, удовлетворяющего
потребность, приводит к актуализации
мотива, который представляет собой
образ предмета удовлетворения потребности,
основанный на прошлом опыте субъекта.
На основе мотива происходят целеполагание
и принятие решений.
Эмоциональные процессы отражают
пристрастность и субъективную оценку
человеком окружающего мира, себя
и результатов деятельности. Они
проявляются в форме субъективных
переживаний и всегда непосредственно
связаны с мотивацией.
Психические состояния
характеризуют статический момент
индивидуальной психики, подчеркивая
относительное постоянство психического
явления во времени. По уровню
динамичности они занимают промежуточную
позицию между процессами и
свойствами. Подобно психическим процессам
психические состояния можно разделить
на когнитивные (сомнение и т.д.), мотивационно-волевые
(уверенность и т.д.) и эмоциональные (счастье
и т.д.). Кроме того, в отдельную категорию
выделяют функциональные состояния человека,
характеризующие готовность к эффективному
выполнению деятельности. Функциональные
состояния могут быть оптимальными и неоптимальными,
острыми и хроническими, комфортными и
дискомфортными. К ним относят различные
состояния работоспособности, утомления,
монотонии, психологического стресса,
экстремальные состояния.
Психические свойства
— это наиболее устойчивые
психические явления, закрепленные
в структуре личности и определяющие
постоянные способы взаимодействия
человека с миром. К основным
группам психических свойств
личности относят темперамент,
характер и способности. Психические
свойства относительно неизменны
во времени, хотя и могут
изменяться в ходе жизни под
влиянием средовых и биологических
факторов, опыта. Темперамент является
наиболее общей динамической
характеристикой индивида, которая
проявляется в сфере общей
активности человека и его
эмоциональности. Свойства характера
определяют типичный для данного
человека способ поведения в
жизненных ситуациях, систему
отношений к себе и окружающим
людям. Способностями называют
индивидуально-психологические особенности
индивида, определяющие успешное
выполнение деятельности, развивающиеся
и проявляющиеся в деятельности.
Психические процессы, состояния
и свойства представляют собой
неразрывное неделимое единство,
образуя целостность психической
жизни человека. Категорией, интегрирующей
все психические проявления и
факты в сложную, но единую
систему, является «личность».
5)Формы проявления
психического?
С точки зрения влияния
на деятельность и поведение человека
выделяют две взаимосвязанные регулятивные
функции психики: побуждения (потребностно-мотивационная
сфера психики) и исполнения (знания, умения,
навыки, привычки, способности человека).
К числу других функций психики человека
относятся: функция отражения, формирования
образа, функция смыслообразования и понимания,
функция отношения, целеполагания, накопления
опыта, самопознания.
Психическое имеет двоякую
форму существования. Первая, объективная,
форма существования психического выражается
в жизни и деятельности: это первичная
форма его существования. Вторая, субъективная,
форма существования психического – это
рефлексия, интроспекция, самосознание,
отражение психического в самом себе:
это вторичная, генетически более поздняя
форма, проявляющаяся у человека.
Психическая реальность
устроена сложно, но ее условно
можно разделить на: экзопсихику
(часть психики человека, отражающая внешнюю
по отношению к организму реальность),
эндопсихику (часть психической реальности,
отражающая состояние организма человека)
и интропсихика (часть психики, которая
включает мысли, волевые усилия, фантазии,
сны).
6) Основные функции
психики?