Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 16:14, курсовая работа
В каждом социуме, в соответствии с их нормами и правилами существует понятие
семьи, семейных или брачных отношений. Рано или поздно за ухаживаниями
молодого человека, следуют более сложные личностные отношения, которые
приводят к созданию семьи. Этот новый виток в жизни каждого человека, влечет
за собой множество изменений и в нем самом и в окружающих его людях. Молодой
человек станет отцом, его родители дедушкой и бабушкой. Появятся новые роли,
новые паттерны поведения.
Введение................................3
1. Основные теоретические аспекты семейных отношений...........5
1.1. Понятие брака и брачных отношений................5
1.2. Ресурсы и перспективы брачных отношений.............7
2. Готовность и подготовка студентов к созданию семьи...........9
2.1. Подготовка к семейной жизни...................9
2.2. Устойчивость семейных отношений................14
2.3. Правовые нормы брачно-семейных отношений............19
3. Исследование...........................22
Заключение.............................24
Список литературы.........................25
сексуальных потребностей одного или обоих супругов. Они могут иметь различную
основу: пониженная сексуальность одного из супругов, несовпадение циклов и
ритмов возникновения сексуального желания; безграмотность супругов в вопросах
психогигиены брачной жизни; мужская импотенция или женская фригидность;
различные болезни супругов; сильная хроническая и нервная переутомленность
одного из супругов и т.д.
3. Психические напряжения,
депрессии, конфликты, ссоры,
источником
положительных эмоциях; отсутствие ласки, нежности, заботы, внимания и
понимания. Психологическое отчуждение супругов.
4. Конфликты, ссоры, размолвки на почве пристрастия одного из супругов к
спиртным напиткам, азартным играм и другим гипертрофированным потребностям,
приводящим к неэкономным и неэффективным, а порой и бесполезным затратам
денежных средств семьи.
5. Финансовые разногласия,
возникающие на основе
одного из супругов. Вопросы взаимного бюджета, содержания семьи, вклада
каждого из партнеров в материальное обеспечение семьи.
6. Конфликты, размолвки
на почве удовлетворения
питании, одежде, на почве
благоустройства домашнего
личные нужды каждого из супругов.
7. Конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаимо-поддержки, в
кооперации и сотрудничестве, связанные с разделением труда в семье, ведением
домашнего хозяйства, уходом за детьми.
8. Конфликты, размолвки,
ссоры на почве разных
проведении отдыха и досуга, различных “хобби” и увлечений.
Разумеется, эта классификация не охватывает всего многообразия супружеских
конфликтов, но дает возможность систематизировать основные из них.
Использование категории “потребность” в создании теории супружеской
конфликтности целесообразно во многих отношениях. Как известно, от анализа
потребностей легко перейти к мотивам и интересам, отрицательным и
положительным эмоциям. А отсюда уже прямой путь к анализу всех видов неврозов
и депрессивных состояний, источником которых могут быть семейные неурядицы.
Большая группа конфликтов возникает на основе неудовлетворенного чувства
собственного достоинства, значимости, ценности нашего “Я”. Любой человек
сильно переживает, когда ущемляется его личное достоинство, когда он лишается
уважения, когда к нему относятся без должного почтения.
Если один из супругов чувствует себя ущемленным, то это порождает целый ряд
отрицательных чувств против
другого супруга и в
неудовлетворенную потребность в положительных чувствах, неудовлетворенность в
ласке, нежности, заботе. Психическое отчуждение между супругами начинается с
пониженной оценки, с критических замечаний относительно личности партнера.
Таким образом, нарушается душевная гармония, устойчивость психической жизни,
ощущение своей полезности и ценности для другого человека. Все эти
обстоятельства приводят к тому, что в браке и семье человек не может
утвердить самого себя. В собственной семье он чувствует психический
дискомфорт. У него исчезает чувство поддержки, солидарности, защищенности.
Теория конфликтности, которая имеет в своей основе неудовлетворенные
потребности супругов, дополняется системой взглядов на то, что другая большая
группа конфликтов возникает на почве разделения труда, рассогласования в
системе взаимных прав и обязанностей в семье. В основе этой группы конфликтов
лежит теория ролей, интенсивно разрабатываемая в современной социальной
социологии. Правда, эта группа конфликтов без особого труда может быть
объединена с первой, так как разделение труда между супругами можно
рассматривать не только как конфликт разного понимания мужем и женой своих
взаимных прав и обязанностей, т.е. как конфликт ролей, но и как
рассогласование потребностей супругов во взаимопомощи, сотрудничестве,
кооперации и психической поддержке. Следовательно, конфликт ролей можно
рассматривать как конфликт особой специфической потребности. Это дополнение
очень важно, так как если исходить из теории ролей, то оказываются все же
непонятными многие аспекты супружеской дисгармонии.
Итак, за мотивами разводов стоят те или иные неудовлетворенные потребности
супругов или по крайней мере одного из них. Это положение дает возможность
по-новому взглянуть на проблему дестабилизации брачной жизни. Развод
свидетельствует о том , что в развитии данного брака наступила особая фаза,
что между супругами образовалась дисгармония при удовлетворении каких-то
потребностей Более того, один из супругов блокирует или делает невозможным
удовлетворение совместных потребностей.
Человеческие взаимоотношения всегда состоят из взаимного влияния,
столкновения характеров, интересов, потребностей, стремления навязать другому
свои взгляды, суждения и оценки.
Исход конфликтной ситуации часто зависит от того, в каком психическом
состоянии находятся супруги, поэтому во взаимоотношениях с близкими членами
семьи мы часто бываем субъективны. Следовательно, чувство неудовлетворенности
браком также субъективно и зависит от того, насколько человек удовлетворен,
например, своим трудом, заработком, жильем, сферой обслуживания и т.д.
Итак, можно сказать, что
удовлетворенность или
зависит от многих слагаемых, в которых самому человеку порою очень трудно
разобраться.
2.3. Правовые
нормы брачно-семейных
Среди многих аспектов проблемы формирования готовности молодежи к
семейной жизни важнейшим является правильное понимание социальной
роли семьи и брака в современном обществе, наличие гражданского
правового сознания. В данное время отмечается значительное ослабление
регулирующего воздействия ранее установленных в обществе и закрепленных в
общественном сознании норм и стандартов поведения в семье. Связано
это в первую очередь с тем, что в современных условиях исчезли
некоторые важные функции, игравшие существенную роль в
традиционной семье. Значительно изменились и функциональные роли,
типичные для мужчины-супруга и женщины-жены, имевшие место в
прошлом. Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в
основном средством
общении. Наряду с нравственным регулированием брачно-семейных отношений
существует и правовое регулирование этих отношений, которое фиксирует и
закрепляет их социальную сущность путем определения основных гражданских прав
и обязанностей членов семьи друг перед другом и перед обществом.
С точки зрения формирования личности, существенным моментом психологической
готовности индивида к вступлению в брак является его готовность не только к
реализации потребности в близости с человеком другого пола, но и к осознанию
значения своих действий, первым делом в системе правовых норм, регулирующих
брачно-семейные отношения. Между тем исследования показали, что только у 55%
учащихся старших классов и ПТУ сложилось положительное отношение к праву как
к личной ценности. При этом у 61% из них оно носит устойчивый и
сознательный характер, обеспечивающий регуляцию их поведения. У 39% этих
учащихся положительное
отношение к праву неустойчиво,
Регулятивная функция права опосредуется у них сугубо эгоистической
мотивацией, основанной на эмоциональном переживании конкретной
ситуации. У 45% старшеклассников и учащихся ПТУ положительное отношение к
праву не сформировано. В том числе у 36% юношей и девушек обнаружено
устойчиво отрицательное
отношение к праву как
личности. По мере взросления представление о праве как необходимой ценности
для личности не только не увеличивается, а часто уменьшается. 83% учащихся
получают информацию о праве от учителей, бесед, организуемых в школе, при
чтении книг, просмотре телепередач и кинофильмов. При обсуждении правовых
вопросов в семьях, в беседах с близкими они получают часто негативное
отношение к праву в пользу других видов социальных норм. Среди норм,
противоречащих правовой регламентации, первое место занимают те, которые
якобы защищают их индивидуальную неприкосновенность. На втором месте
оказываются житейские нормы, неверно трактующие принципы коллективной
солидарности. Третье место занимают нормы, выражающие правила ложного
товарищества. При определенных условиях частные (по отношению к обществу)
нормы микросоциальной среды осознаются индивидом как общепринятые нормами
практической морали, подменяя нормы права и общественной морали.
Чтобы попробовать определить готовность студентов к браку, мы провели опрос
на данную тему (см. приложение).
Среди 60 опрошенных, представлены студенты социально-психологического
факультета Кемеровского государственного университета (две группы).
По результату опроса положительно относящихся к браку, в процентном
соотношении, составляет 80% от числа всех респондентов. Остальные 20% пока
не задумывались об этом. Хорошим результатом является то, что отрицательно
относящихся к браку, среди опрошенных, не было по этому поводу можно сделать
ряд выводов.
Среди опрощенных 96,6% считают, что самый приемлемый возраст для вступления в
брак 20-30 лет, и всего лишь незначительная часть (3,3%) считают от 30 и
старше. Положительно то, что никто не ответил в возрасте от 16-20лет. Значит,
большинство считает, что брак в раннем возрасте неприемлем.
На вопрос об отношении
к браку с разными
следующим образом: 46,6% опрошенных ответили, что это их не интересует. Но
19,9% ответили, что для них это не главное, но родители против. Остальные
опрошенные (а именно 33,2%) затруднились ответить. Причина, как я считаю, в
том, что многие еще не определились и не разговаривали с родителями на эту
тему.
Очень интересный ответ мы получили на 12 вопрос: «Когда вы встретили свою
первую любовь». 66% ответили, что в школе, но лично нас огорчил ответ, 23,3%
опрошенных, еще не встретил. У незначительной части, первая любовь
встретилась в институте, и у 13,3% в детском саду. Это говорит о том, что
время в школе прошло недаром.
На вопрос как относитесь
к браку с разными
из опрошенных студентов русской национальности ответили, что это их не
интересует; 16,6%- для меня это не имеет значения, но родители против; 16,6%
затруднились ответить. Из числа опрошенных татарской национальности 13,3%
ответили, что не интересует; 3,3% проблема с родителями; 16,6% затруднились
ответить. Процентное соотношение опрошенных: 60% русские, 36,6% татары, 3,3%
другая национальность.
Для большинства опрошенных парней социальное положение девушки их не
интересует, так ответили 33,3%, но вот девушки к этому вопросу относятся по-
другому, социальное положение не интересует всего лишь 10% из числа
опрошенных девушек. 26,6% девушек ответили, что может это и лучше, но вообще
нет, а вот 13,3 % девушек ответили, что для них имеет значение социальное
положение парней; в отличие от парней, из них так ответили 6,6%.
На вопрос состоите ли вы в браке, лишь семь человек ответили положительно.
Заключение
Трудности молодой семьи - это комплекс психологических, социологических,
экономических, юридических проблем. Выбор жизненного пути, приобретение
профессии, повышение квалификации, поиск любимой работы и пр. - все это общая
направленность современной молодежи.
Когда мы говорим о психологической зрелости человека, то так или иначе,
подразумеваем при этом его умение и готовность преодолевать те или иные
трудности, без которых немыслима жизнь вообще и семейная жизнь в частности.
Умение преодолевать жизненные трудности - важный показатель психологической и
социальной зрелости человека. Возмужание как психологический процесс- это
постоянное приобретение жизненного опыта и знаний о реальных человеческих
взаимоотношениях.
Волевые качества, без сомнения, являются решающими в ряде жизненных
ситуациях, особенно в семейной жизни. Молодым супругам порой требуются
большое самообладание, выдержка, терпение как по отношению друг к другу, так
и к ребенку. Известно, что материальные средства молодой семьи весьма
скромны. Единственный выход из создавшегося положения - готовность и умение
ограничить собственные потребности, временно отказаться от желаний, привычек,
«хобби» и др.
1. Александров И.Ф. Семья как первичная ячейка и как субъект права//
Актуальные проблемы поведения. №3, 2003.
2. Гребонников И.В., Кованько Л.В. М., 1986, 271с.