Семейные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

В каждом социуме, в соответствии с их нормами и правилами существует понятие
семьи, семейных или брачных отношений. Рано или поздно за ухаживаниями
молодого человека, следуют более сложные личностные отношения, которые
приводят к созданию семьи. Этот новый виток в жизни каждого человека, влечет
за собой множество изменений и в нем самом и в окружающих его людях. Молодой
человек станет отцом, его родители дедушкой и бабушкой. Появятся новые роли,
новые паттерны поведения.

Содержание

Введение................................3
1. Основные теоретические аспекты семейных отношений...........5
1.1. Понятие брака и брачных отношений................5
1.2. Ресурсы и перспективы брачных отношений.............7
2. Готовность и подготовка студентов к созданию семьи...........9
2.1. Подготовка к семейной жизни...................9
2.2. Устойчивость семейных отношений................14
2.3. Правовые нормы брачно-семейных отношений............19
3. Исследование...........................22
Заключение.............................24
Список литературы.........................25

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 40.28 Кб (Скачать)

отношениями, общностью быта и взаимной                   ответственностью,

социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в

физическом и духовном  воспроизводстве населения и трудовых ресурсах. И

понимать, что историческая конкретность семьи заключается  в том, что она

меняется со временем, приспосабливаясь к изменяющимся общественным отношениям

(хотя и является при  этом одним из                   наиболее устойчивых

общественных институтов); что о системе                   взаимоотношений

упоминается постольку, поскольку  в семье их                   довольно много;

что малой группой семью  можно назвать в связи с  тем, что она вполне попадает

под определение этого  исходного для любого общества элемента социума,

отличаясь, правда, характером объединения (очень личным). Социальная

необходимость в семье  действительно есть, ибо, исчезни  она, само

существование человечества оказалось бы под угрозой. И   именно потому ни в

одном обществе семья не была “личным делом”, ибо любое общество вправе

ожидать от семьи выполнения определенных функций, и, прежде всего  двух

важнейших, тесно взаимосвязанных: воспитательной и репродуктивной.

Остановимся на функции воспитательной. Сущность ее достаточно ясна, ибо

именно через семью  наши дети входят в общество. В семье  ребенок совершает

свои первые шаги в осмыслении окружающего  мира. В семье ему  вручается

эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтобы передать ее

своим детям и тем самым  будущему. В семье закладывается  фундамент идейного,

эстетического, нравственного, философского опыта ребенка, его  представления о

добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и                   плохом и т.

п.; основы умственного, морального и физического                  облика

будущего гражданина современного общества. Почему                   именно в

семье? Да потому, что за всю  свою историю человечество так и  не создало - и,

наверное, никогда не создаст - лучшего института воспитания. Специальные

исследования психологов и педагогов убедительно доказали: ни

одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что  дает нормальная

семейная атмосфера, общение  ребенка с отцом и                   матерью.

Дети, выросшие в этих учреждениях (как, впрочем, и те, хотя и меньше, кто в

ранние годы лишился отца или матери и воспитывался в неполной семье), обычно

отстают в чем-то от своих  сверстников, растущих в полноценной  семье, и они

значительно труднее находят  свое место в жизни. А раз так, нужно постоянно

помнить, что мы воспитываем  не только ребенка,  но гражданина и  человека.

Теперь обратимся ко второй из важнейших функций семьи - репродуктивной.

Главное здесь - воспроизводство  в детях численности родителей. Естественно,

что только в семье это  воспроизводство может осуществляться  полноценно. В

масштабе общества для простого (даже расширенного) воспроизводства населения

(т.е. чтобы нас не  стало меньше) необходимо, чтобы  на каждые двое лиц

противоположного пола приходилось  не меньше двух детей. С учетом же того, что

далеко не все женщины  и мужчины вступают в брак и  обзаводятся семьей, весьма

желательно, чтобы большинство  семей у нас были трехдетными. Однако, к

сожалению, пока лишь некоторые  семьи выполняют эту “общественную  нагрузку”.

Подготовка  к браку  должна быть комплексной в своей  основе, так

как она призвана решить целый  ряд очень важных задач. Необходимо

повысить ответственность  молодежи перед брачной и семейной жизнью,

постоянно обращая внимание на социальную престижность отцовства  и

материнства, ориентируя   женщин   на  брак,  семью,  детей. Одновременно

с этим необходимо повысить психологическую готовность молодежи к

браку, дать молодежи, вступающей в брак, емкие, концентрированные

знания: по гигиене ухода  за ребенком, психологии детского возраста, детской

педагогике, психогигиене сексуальной  жизни, осветить основные проблемы

психологических взаимоотношений  между  супругами и т.д. Следует  усилить и

антиалкогольную пропаганду среди молодежи, постоянно обращая  внимание на

опасность, которая может  возникнуть и отразиться на потомстве, если супруги

употребляют алкогольные  напитки, курят. Естественно, следует  постоянно

обращать внимание молодых  супругов на пагубное влияние на психическое

здоровье детей семейных конфликтов и ссор, учитывая, что  семейные конфликты

часто являются источником неврозов и других нервно-психических расстройств

самих супругов. В комплексной  программе подготовки  молодежи к браку нельзя

оставить без внимания и такие вопросы, как наиболее рациональное ведение

домашнего хозяйства, эффективное  и  экономное распределение бюджета  семьи. С

точки зрения целей и задач  демографической политики и полноценного воспитания

будущих поколений необходимо ориентировать молодежь на рождение в семье не

одного, а двоих-троих детей. Следует обратить внимание на то обстоятельство,

что в наши дни наметились значительные «ножницы» между физиологическим и

социальным созреванием  молодежи. За последние полвека половое  созревание

вследствие акселерации  наступает в среднем на два  года раньше (у девочек

около 13 лет, а у мальчиков  около 15 лет). Одновременно с этим усложнился

процесс социализации, т.е. передачи молодежи всего многообразного

культурного, воспитательного, производственного и научно-технического опыта.

Социальная зрелость, экономическая  самостоятельность молодежи в условиях

урбанизации и стремительного научно-технического               прогресса

наступают значительно позже, порою затягиваются до 20—25               лет.

Поэтому ценность брака, семьи, детей в системе общекультурных

ценностей человека формируется  достаточно поздно. Подлинный смысл

и значение указанных ценностей  открываются человеку тогда, когда  он

приобретает достаточный  жизненный, опыт, начинает задумываться над смыслом

своего личного бытия. Кроме того, по-видимому, существуют определенные этапы

формирования жизненных  ценностей у молодежи: на первом плане стоят вопросы

выбора жизненного пути, призвания, профессии, обретения гражданской

самостоятельности и т.д.

Подготовка к браку  означает формирование определенного  нравственного

комплекса чувств, свойств  характера, готовность личности принять  на себя

новые обязанности по отношению  к своему  брачному партнеру и  будущим детям.

Понимание долга, своих обязанностей, как и прав других людей по отношению  к

ним самим, является очень  важным для устойчивости  брака. Нравственный долг в

семейных отношениях означает и ответственность за поведение другого супруга,

за воспитание детей, уважение достоинств брачного партнера, признание

принципа равенства в  человеческих отношениях. Вступление в брак требует

существенного изменения  образа жизни  молодых людей, который вытекает из

необходимости координировать, согласовывать ритм своей жизни  с ритмом жизни

другого человека. Совместная жизнь требует постоянного согласования действий

партнеров, от чего зависит  крепость брачных уз. Подготовленность к браку есть

подготовленность к межчеловеческому общению и сотрудничеству, что  в свою

очередь предполагает высокую  нравственную культуру. Умение приспособиться к

привычкам, чертам               характера другого человека, понимание  его

душевных движений и               состояний — важнейший показатель

подготовленности человека к браку.

Итак, нравственно-психологическая  подготовленность к браку

означает восприятие человеком  целого комплекса требований,

обязанностей, социальных стандартов поведения, которыми

регулируется семейная жизнь. Разумеется, нравственно-психологическая

подготовленность юношей и девушек к  браку должна являться частью общего

воспитания человека. Когда  мы говорим о подготовке молодежи к браку, то,

прежде всего, следует  определить, какие бытовые навыки и умения, какие знания

необходимы человеку для того, чтобы он мог успешно организовать свою жизнь.

              2.2.          Устойчивость  семейно-брачных отношений             

Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к

семейной жизни, где готовность к браку понимается как система  социально-

психологических установок  личности, определяющая эмоционально положительное

отношение к семейному  образу жизни.

Особое значение готовность к браку приобретает на современном  этапе развития

общества, когда число  браков «де-факто» увеличивается по сравнению с числом

заключенных браков. Здесь  наблюдаются особенности социальных установок и

мотивов, которые сформировались у молодежи относительно недавно  под

воздействием изменившихся социальных условий и норм.

Тем не менее, исследование ценностных ориентаций учащейся молодежи  на

протяжении последних четырех лет показывает, что семья остается основной

ценностью для молодежи. При  этом рассматривается как семья  родителей, в

которую они входят, так и их собственная будущая семья. Существенное место в

представлении молодежи о будущей семье занимают ролевые ожидания, где

наблюдается смещение ролей  или отказ от их распределения. В  последнее время

(1997-1998 гг.) характерно выдвижение  женщины на ведущую роль в  семье. С

другой стороны, отсутствует  реальное представление о том, в  каких сферах муж

и жена могут проявить свое главенство.

При создании идеального образа семьи и, прежде всего своей собственной, в

качестве основных ценностей  называются взаимопонимание, любовь, гармония в

отношениях, успешный секс и наличие детей. При этом, существует большой круг

социальных и психологических  факторов, которые вызывают сомнение в

возможности успешного создания и функционирования  семьи, например,

супружеские конфликты.

Исследование супружеских  конфликтов, как и самих супружеских  взаимоотношений,

весьма затруднено, так  как это область сугубо личной и интимной жизни

человека. В этом смысле брак и семья – “закрытые” малые  группы, в которые

посторонним лицам, как говориться, “вход воспрещен”. Естественно, что  при

исследовании супружеских взаимоотношений испытывается большой дефицит

информации о том, что  происходит в отношениях между супругами  при

возникновении тех или иных конфликтных ситуациях.

Как только схлынут первые восторги и упоение “медового” месяца, а иногда и

раньше, молодые супруги  начинают замечать, что брак “изнутри”  воспринимается

по-иному, чем представлялось. Молодожены вступают в первый, и  не

единственный, кризисный  период брака. Выделяется несколько  таких периодов,

или спадов, в отношениях, которые не все преодолевают:

-                          первые дни после брака;

-                          примерно через два-три месяца  супружеской жизни;

-                          после полугода совместной жизни;

-                          после первой годовщины брака;

-                          после рождения первого ребенка;

-                          в интервале трех – пяти  лет;

-                          после семи – восьми лет  супружества;

-                          при 12-летнем семейном стаже;

-                          через 20 – 25 лет семейной жизни.

Кризисный период можно рассматривать  как болезнь семьи, которая не всегда

заканчивается разводом.

Не вдаваясь в анализ причин спадов, следует помнить, что они, во-первых, в

чем-то закономерны, а во-вторых, не вечны – имеют не такую уж большую

продолжительность и преодолеваются при соответствующей подготовленности и

внутреннем настрое.

У супругов может быть все, но если у них нет постоянного  притока

положительных эмоций и уверенности  в том, что брачный партнер  всегда готов

поддержать его во всем, оказать ему содействие и помощь в преодолении

возникающих затруднений (даже тем, что нисколько не сомневается, что они

будут преодолены), у них  нет главного – удовлетворенности  самим браком,

семейными отношениями, самим  супругом. А без такой удовлетворенности (если

все же брак не распадается) нет активной жизнедеятельности, жизненного

тонуса, высокой работоспособности, творческой активности.

Как известно, брак заключается  для взаимного удовлетворения самых

разнообразных потребностей. Частичное и полное неудовлетворение тех или иных

потребностей одного или  обоих супругов ведет к ссорам, а затем и к

хроническим конфликтам, разрушая устойчивость брака. Конфликты на почве

неудовлетворенных потребностей и легли в основу предлагаемой классификации.

1. Конфликты, размолвки,  возникающие на основе неудовлетворенной  потребности

в ценности и значимости своего “Я”, нарушения чувства достоинства  со стороны

другого партнера, его пренебрежительное, неуважительное отношение.

2. Конфликты,  размолвки,  психические  напряжения на  базе неудовлетворенных

Информация о работе Семейные отношения