Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 12:41, реферат
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Решение данного вопроса и будет являться целью данной работы.
Введение…………………………………………………..3
Глава 1. Роль семьи в развитии личности.
Цели воспитания. Задачи семьи…………………….5
Глава 2. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей
2.1 Классификация типов семейных
отношений……………………………………8
2.2 Классификация стилей воспитания…….10
2.3 Влияние типа воспитания на поведение
ребенка, формирование его личностных
особенностей………………………………..11
Глава 3. Ошибки семейного воспитания
3.1 Воспитание и потребность в
эмоциональном контакте………………….15
3.2 Воспитание и потребность смысла
жизни…………………………………....…….15
3.3 Воспитание и потребность
достижения……………………………..……16
3.4 Воспитание как реализация определенной
системы…………………………………….…17
3.5 Воспитание как формирование
определенных качеств…………………..…17
Глава 4. Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье……………………………20
Заключение……………………………………………….23
Библиография……………………………………………25
В
этом примере нарушение
Как видно из приведенных примеров, предоставление ребенку той или иной меры независимости, более короткая или длинная дистанция, определяются теми мотивами, которые «осмысливают» воспитание.
Казалось,
что, если единственным или
основным мотивом воспитания
является потребность
Глава 4
Основы
формирования гармоничных
взаимоотношений
в семье
При
оценке любой человеческой
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком, так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.
Связь
воспитания с другими видами
деятельности, подчинение воспитания
тем или иным мотивам, а так
же место воспитания в
Главное в воспитании
Именно
поэтому будущим родителям,
Для
достижения воспитательных целей в
семье родители обращаются к разнообразным
средствам воздействия: поощряют и
наказывают ребенка, стремятся стать
для него образцом. В результате
разумного применения поощрений
развитие детей как личности можно
ускорить, сделать более успешным, чем
при использовании запретов и наказаний.
Если все же возникает нужда в наказаниях,
то для усиления воспитательного эффекта
наказания по возможности должны следовать
непосредственно за заслуживающим их
проступком. Наказание должно быть справедливым,
но не жестоким. Очень суровое наказание
может вызвать у ребенка страх или озлобленность.
Наказание более эффективно в том случае,
если проступок, за который он наказан,
разумно ему объяснен. Любое физическое
воздействие формирует у ребенка убеждение,
что он тоже сможет действовать силой,
когда его что-то не устроит.
Очень
важную роль в воспитании ребенка
играют диалог с ним и принятие
его как полноценной, полноправной
личности.
Диалог. Как строить воспитывающий диалог? Каковы его психологические характеристики? Главное в установлении диалога - это совместное устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении совместных действий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне естественно при различиях опыта. Однако первостепенное значение имеет сам факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребенок, даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее создателем и творцом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу.
Наиболее
существенная характеристика
Достичь этого в повседневном семейном общении с ребенком весьма трудно. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого - это позиция «над» ребенком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью - ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Вопреки этому родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства.
Равенство
позиций означает признание
Требование равенства позиций в диалоге опирается на тот неоспоримый факт, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей. Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу за ребенком, родители в значительной степени изменяются в своих психических качествах, их внутренний душевный мир заметно трансформируется.
По
этому поводу обращаясь к
Равенство
позиций отнюдь не означает, что
родителям, строя диалог, нужно
снизойти до ребенка, нет, им
предстоит подняться до
Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.
Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем изменения, в особенности его душевного строя - все это создает основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте.
Принятие. Помимо диалога для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!», «Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!».
Всем будущим и нынешним родителям следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание, каким бы справедливым по сути оно ни было, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истиной родительской любви, формула принятия - это не «люблю, потому что ты - хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой есть».
Но
если хвалить ребенка за то,
что есть, он остановится в
своем развитии, как же хвалить,
если знаешь сколько у него
недостатков? Во-первых, воспитывает
ребенка ни одно только
Контакт
с ребенком на основе принятия
становится наиболее
Оценку не личности ребенка, а его действий и поступков важно осуществлять, меняя их авторство. Действительно, если назвать своего ребенка недотепой, лентяем или грязнулей, трудно ожидать, что он искренне согласится с вами, и уж вряд ли это заставит изменить его свое поведение. А вот если обсуждению подвергся тот или иной поступок при полном признании личности ребенка и утверждении любви к нему, гораздо легче сделать так, что сам ребенок оценит свое поведение и сделает правильные выводы. Он может ошибиться и в следующий раз или по слабости воли пойти по более легкому пути, но рано или поздно «высота будет взята», а ваш контакт с ребенком от этого никак не пострадает, наоборот, радость от достижения победы станет вашей общей радостью.
Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие дает возможность проникновения в мир глубоко личностных переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца». Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность - таковы эмоции истинно любящих своего ребенка, принимающих родителей.
Таким
образом, для того, чтобы максимизировать
положительные и свести к минимуму
отрицательное влияние семьи
на воспитание ребенка необходимо
помнить внутрисемейные психологические
факторы, имеющие воспитательное значение:
Информация о работе Семейные отношения и формирование личности ребенка