Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 12:41, реферат
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Решение данного вопроса и будет являться целью данной работы.
Введение…………………………………………………..3
Глава 1. Роль семьи в развитии личности.
Цели воспитания. Задачи семьи…………………….5
Глава 2. Типы семейных взаимоотношений и их роль в формировании характера детей
2.1 Классификация типов семейных
отношений……………………………………8
2.2 Классификация стилей воспитания…….10
2.3 Влияние типа воспитания на поведение
ребенка, формирование его личностных
особенностей………………………………..11
Глава 3. Ошибки семейного воспитания
3.1 Воспитание и потребность в
эмоциональном контакте………………….15
3.2 Воспитание и потребность смысла
жизни…………………………………....…….15
3.3 Воспитание и потребность
достижения……………………………..……16
3.4 Воспитание как реализация определенной
системы…………………………………….…17
3.5 Воспитание как формирование
определенных качеств…………………..…17
Глава 4. Основы формирования гармоничных взаимоотношений в семье……………………………20
Заключение……………………………………………….23
Библиография……………………………………………25
Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности ребенка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями психологического контакта между детьми и родителями в семье.
Контакт
никогда не может возникнуть
сам собой, его нужно строить
даже с младенцем. Когда
Глава 2
Типы
семейных взаимоотношений
и их роль в формировании
характера детей
2.1
Классификация типов
семейных отношений
В каждой
семье объективно складывается определенная,
далеко не всегда осознанная ее членами
система воспитания. Здесь имеется в виду
и понимание целей воспитания, и формулировка
его задач, и более или менее целенаправленное
применение методов и приемов воспитания,
учет того, что можно и чего нельзя допустить
в отношении ребенка. Могут быть выделены
4 наиболее общие тактики воспитания в
семье и отвечающие им 4 типа семейных
взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой
и результатом их возникновения: диктат,
опека, «невмешательство»
и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Родители,
разумеется, могут и должны предъявлять
требования к своему ребенку, исходя
из целей воспитания, норм морали, конкретных
ситуаций, в которых необходимо принимать
педагогически и нравственно оправданные
решения. Однако те из них, которые предпочитают
всем видам воздействия приказ и насилие,
желают утвердить собственное превосходство
на ощущении зависимости другого, более
слабого существа, сталкиваются с сопротивлением
ребенка, который отвечает на нажим, принуждение,
угрозы своими контрмерами: лицемерием,
обманом, вспышками грубости, а иногда
откровенной ненавистью. Но даже если
сопротивление оказывается сломленным,
вместе с ним оказываются сломленными
и многие ценные качества личности: самостоятельность,
чувство собственного достоинства, инициативность,
вера в себя и в свои возможности. Безоглядная
авторитарность родителей, игнорирование
интересов и мнений ребенка, подавление,
принуждение, а, в случае сопротивления
ребенка порой еще и эмоциональное или
физическое насилие над ним, издевательство,
систематическое лишение его права голоса
при решении вопросов, к нему относящихся,
- все это гарантия серьезных неудач формирование
его личности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.
По данным
психологических наблюдений именно
эта категория подростков дает наибольшее
число срывов в переходном возрасте. Как
раз эти дети, которым казалось бы не на
что жаловаться, начинают восставать против
чрезмерной родительской опеки. Если диктат
предполагает насилие, приказ, жесткий
авторитаризм, то опека – заботу, ограждение
от трудностей. Однако результат во многом
совпадает: у детей отсутствует самостоятельность,
инициатива, они так или иначе отстранены
от решения вопросов, лично их касающихся,
а тем более общих проблем семьи.
Система
межличностных отношений в
Сотрудничество
как тип взаимоотношений в семье предполагает
опосредованность межличностных отношений
в семье общими целями и задачами совместной
деятельности, ее организацией и высокими
нравственными ценностями. Именно в этой
ситуации преодолевается эгоистический
индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим
типом взаимоотношений является сотрудничество,
где родители общаются в детьми на равных,
где каждый может обратиться к другому
с вопросом или просьбой и получить помощь
обретает особое качество, становится
группой высокого уровня развития – коллективом.
2.2
Классификация стилей
воспитания
Большое
значение в становлении самооценки
имеет стиль семейного
Психологами выделяется 3 стиля семейного воспитания:
- демократический
- авторитарный
- попустительский
При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль «согласия».
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль «подавления».
При попустительском
стиле ребенок предоставляется
самому себе
Демократичные
родители ценят в поведении полростка
и самостоятельность, и дисциплинированность.
Они сами предоставляют ему право быть
самостоятельным в каких-то областях своей
жизни; не ущемляя его прав, одновременно
требуют выполнения обязанностей. Контроль,
основанный на теплых чувствах и разумной
заботе, обычно не слишком раздражает
подростка; он часто прислушивается к
объяснениям, почему не стоит делать одного
и стоит сделать другое. Формирование
взрослости при таких отношениях проходит
без особых переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.
Ситуация
осложняется, если высокая требовательность
и контроль сочетаются с эмоционально
холодным, отвергающим отношению
к ребенку. Здесь неизбежна полная
потеря контакта. Еще более тяжелый
случай – равнодушные и жестокие родители.
Дети из таких семей редко относятся к
людям с доверием, испытывают трудности
в общении, часто сами жестоки, хотя имеют
сильную потребность в любви.
Сочетание
безразличного родительского
отношения с отсутствием
контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный
вариант семейных отношений. Подросткам
позволяется делать все, что им вздумается,
их делами никто не интересуется. Поведение
становится неконтролируемым. А подростки,
как бы они иногда не бунтовали, нуждаются
в родителях как в опоре, они должны видеть
образец взрослого, ответственного поведения,
на который можно было бы ориентироваться.
Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.
Трудности
возникают и при высоких
Зависимость отношений от чувств родителей к ребенку и
особенности контроля
за его поведением
Свобода
( предоставление
устранившийся
безразличный
Враждебность Любовь
требовательный, покровительствующий,
нетерпимый, чрезмерно оберегающий
суровый, властный
2.3
Влияние типа воспитания
на поведение ребенка,
формирование его личностных
особенностей
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.
Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. (Не говорите ребенку, что он некрасив, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
Адекватное представление – здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Редко дарятся подарки за поступки. Не используются крайние жесткие наказания.
В семьях, где растут дети с высокой , но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.
Школьная успеваемость
Информация о работе Семейные отношения и формирование личности ребенка