Семейные и супружеские конфликты. Феномен «прощения»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:26, реферат

Описание работы

Цель работы: изучение семейных конфликтов, феномена «прощения».
Задачи:
Рассмотреть понятие конфликта;
Изучить семейные конфликты, рассмотреть наиболее распространенные виды семейных конфликтов: конфликты между супругами и родителями и детьми;
Изучить феномен «прощения» в психологии супружеских отношений.

Содержание

Введение………………………………………………………………стр. 3
Глава 1. Понятие конфликта…………………………………………стр. 4-13
Глава 2. Семейные и супружеские конфликты…………………… .стр.13 - 22
2.1 Супружеские конфликты…………………………………………стр. 13 -18
2.2. Конфликты между родителями и детьми…………………….. ..стр. 18 -22
Глава 3. Феномен «прощения»…………………………………….....стр. 22 - 25
Заключение…………………………………………………………….стр. 25
Список литературы…………………………………………………….стр. 26

Работа содержит 1 файл

реферат по психологии семьи.docx

— 55.75 Кб (Скачать)

           Перечень факторов конфликтности  семьи был бы неполным, если  не назвать макрофакторы, т.  е.  изменения,  происходящие  в  современном  обществе,  а именно:  рост  социального  отчуждения;  ориентация  на  культ  потребления; девальвация моральных ценностей, в том числе традиционных норм  сексуального поведения;   изменение   традиционного    положения    женщины    в    семье (противоположными полюсами этого изменения являются  полная  экономическая самостоятельность  женщины  и  синдром  домохозяйки);  кризисное   состояние экономики, финансов, социальной сферы государства.

           Исследования психологов показывают, что в 80—85% семей есть конфликты. Оставшиеся  15—20%  фиксируют  наличие  «ссор»  по  различным  поводам   (В. Поликарпов, И. Залыгина).  В зависимости от  частоты,  глубины и остроты конфликтов  выделяют  кризисные,  конфликтные,  проблемные  и  невротические семьи (В. Торохтий).

           Кризисная семья.  Противостояние  интересов  и  потребностей  супругов носит острый характер и захватывает важные  сферы  жизнедеятельности  семьи. Супруги занимают непримиримые и даже враждебные позиции по отношению друг  к другу, не соглашаясь ни на какие уступки. К кризисным брачным  союзам  можно отнести все те, которые или распадаются, или находятся на грани распада.

           Конфликтная семья. Между супругами  имеются постоянные  сферы,  где   их интересы сталкиваются,  порождая  сильные  и  продолжительные  отрицательные эмоциональные состояния. Однако  брак  может  сохраняться  благодаря  другим факторам, а также уступкам и компромиссным решениям конфликтов.

           Проблемная  семья.  Для  нее   характерно   длительное   существование трудностей, способных нанести ощутимый удар  стабильности  брака.  Например, отсутствие жилья, продолжительная болезнь  одного  из  супругов,  отсутствие средств на содержание семьи, осуждение на длительный срок за преступление  и ряд других проблем. В  таких  семьях  вероятно  обострение  взаимоотношений, появление психических расстройств у одного или обоих супругов.

           Невротическая семья. Здесь   основную  роль  играют  не  наследственные нарушения в  психике  супругов,  а  накопление  воздействия  психологических трудностей,  с  которыми  встречается  семья  на  своем  жизненном  пути.  У супругов отмечается повышенная  тревожность,  расстройство  сна,  эмоции  по любому поводу, повышенная агрессивность и т.д.

           Конфликтное поведение супругов  может проявляться в скрытой  и  открытой формах.  Показателями   скрытого     конфликта   являются:   демонстративное молчание;  резкий  жест  или  взгляд,   говорящий   о   несогласии;   бойкот взаимодействия в какой-то сфере семейной жизни;  подчеркнутая  холодность  в отношениях. 

           Открытый   конфликт проявляется чаще через открытый разговор  в

подчеркнуто    корректной    форме;    взаимные    словесные    оскорбления;

демонстративные действия (хлопанье дверью, битье  посуды,  стучание  кулаком по столу), оскорбление физическими действиями и др. 
 

     2.2 Конфликты во взаимодействии  родителей и детей.

     Данная  разновидность конфликтов — одна  из  самых  распространенных  в повседневной жизни. Однако она в  определенной  степени  обойдена  вниманием специалистов  —  психологов  и  педагогов.  Мы  не  рассматриваем   проблему конфликта  поколений,  которая  намного  шире  и   активно   разрабатывается социологами. Из более чем 700  психолого-педагогических  работ  по  проблеме конфликта вряд ли наберется с десяток-другой публикаций,  в  центре  которых стояла бы проблема конфликтов между родителями и детьми. Она,  как  правило, изучается в контексте более обширных исследований;  семейных  отношений  (В. Шуман), возрастных кризисов (И.  Кон),  влияния  супружеских  конфликтов  на развитие детей (А. Ушатиков, А. Спиваковская) и др. Однако невозможно  найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми.  Даже в благополучных семьях  в  более  чем  30%  случаев  отмечаются  конфликтные взаимоотношения  (с  точки  зрения  подростка)  с  обоими   родителями   (И. Горьковая).

           Почему же возникают конфликты  между родителями и детьми?  Кроме  общих причин,   продуцирующих   конфликтность   взаимоотношений   людей,   которые рассмотрены   выше,   выделяют   психологические   факторы   конфликтов   во взаимодействии родителей и детей.

        1. Тип внутрисемейных отношений.  Выделяют  гармоничный  и   дисгармоничный типы семейных  отношений.  В  гармоничной  семье  устанавливается  подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей  каждого  члена семьи, формировании  семейного  «Мы»,  способности  членов  семьи  разрешать противоречия.

           Дисгармония семьи — это   негативный  характер  супружеских   отношений, выражающийся    в    конфликтном    взаимодействии     супругов.     Уровень психологического напряжения в такой  семье  имеет  тенденцию  к  нарастанию, приводя  к  невротическим  реакциям   ее   членов,   возникновению   чувства постоянного беспокойства у детей.

       2.  Деструктивность  семейного   воспитания.  Выделяют   следующие   черты деструктивных типов воспитания:

     • разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

     • противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

     • опека и запреты во многих сферах жизни детей;

     •повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений,

        3. Возрастные кризисы детей рассматриваются   как  факторы  их  повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет  собой  переходный  период  от одного этапа  детского  развития  к  другому.  В  критические  периоды  дети  становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают  в конфликты  с  окружающими,  особенно   с   родителями.   У   них   возникает отрицательное отношение к  ранее  выполнявшимся  требованиям,  доходящее  до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

     • кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

     • кризис «трех лет» (переход от раннего  детства  к  дошкольному  возрасту);

     • кризис б—7 лет (переход от дошкольного  к младшему школьному возрасту);

     • кризис полового созревания (переход  от младшего школьного к  подростковому возрасту — 12—14 лет);

     • подростковый кризис 15-17 лет (Д. Эльконин).

       4.  Личностный   фактор.   Среду   личностных   особенностей   родителей, способствующих  их  конфликтам  с  детьми,  выделяют  консервативный  способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и  вредным  привычкам (употребление алкоголя и т.д.),  авторитарность  суждений,  ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей  детей  называют  такие,  как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование  рекомендаций родителей,  а  также  непослушание,   упрямство,   эгоизм   и   эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п.  Таким  образом,  рассматриваемые  конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

       Выделяют следующий типы отношений  родителей и детей:

     • оптимальный тип отношений родителей  и детей;

     • потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы  детей,  а дети делятся с ними своими мыслями;

     •  скорее  родители  вникают  в  заботы  детей,  чем  дети  делятся  с  ними (возникает обоюдное недовольство);

     • скорее дети испытывают желание делиться с родителями,  чем  те  вникают  в заботы, интересы и занятия детей;

     • поведение, жизненные устремления  детей вызывают в семье конфликты,  и  при этом скорее правы родители;

     • поведение, жизненные устремления  детей вызывают в семье конфликты,  и  при этом скорее правы дети;

     • родители не вникают  в  интересы  детей,  а  дети  не  испытывают  желания

     делиться  с  ними  (противоречия  не  замечались  родителями  и  переросли  в конфликты, взаимное отчуждение— С. Годник).

           Наиболее часто конфликты у  родителей возникают с детьми  подросткового возраста.  Психологи  выделяют  следующие  типы  конфликтов   подростков   с родителями:  конфликт  неустойчивости  родительского  отношения  (постоянная смена критериев оценки ребенка);  конфликт  сверхзаботы  (излишняя  опека  и сверхожидания);    конфликт    неуважения    прав    на    самостоятельность (тотальность указаний   и   контроля);   конфликт   отцовского   авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

           Обычно ребёнок на притязания  и конфликтные действия родителей  отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

     • реакция оппозиции (демонстративные  действия негативного характера);

     • реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

     •  реакция  изоляции  (стремление  избежать   нежелательных   контактов   с  родителями, сокрытие информации и действий).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Феномен «прощения».

     Накопление  обид в супружеских отношениях является огромной проблемой, изменяющей жизнь  семьи в худшую сторону. Это отражается в общении, в качествах характера  членов семьи, тяготит их, проявляется  в депрессивных состояниях, недоверии  друг к другу и тревожности. Решение  этой проблемы очень важно для  психологии семейных отношений.

     Прощая, человек принимает решение:

  • отказаться от негативных мыслей, эмоций, поведенческих проявлений в отношении обидчика,
  • поощрять положительные мысли, эмоции и проявления поведения в отношении этого обидчика.

     В этом смысле прощение и принятие его  представляет собой положительный  психологический опыт, способствует гармонизации супружества.

     Р. Энрайт перечисляет несколько признаков, определяющих контекст межличностных отношений, в котором прощение оказывается уместным:

     1. Прощение следует за неоправданным  личным ущемлением со стороны  другого человека. Ущерб должен  быть причинен тому, кто прощает,  и не должен превышать границы  нашего стандартного представления  о справедливости.

     2. Обида должна быть объективной  реальностью. Некоторые считают,  что все события — нейтральны, и мы просто негативно интерпретируем  некоторые из них. Но существует такая вещь, как объективное нарушение принципов морали в человеческих взаимоотношениях.

     3. Прощение определяется чувством  справедливости. Чтобы осуществить  прощение на практике, обиженный  должен обладать чувством справедливости для оценки того, имела ли место обида. Получается, что прощение и справедливость не являются взаимодополняющими понятиями.

     4. Обидчик не обязательно действует  намеренно.

     5. Не всегда совершенно ясно, кто  обидчик, а кто — пострадавший. Часто отношения развиваются  так, что люди ранят друг  друга. Например, жена в меру  своей занятости уделяет мало  внимания мужу, а потом узнает  о его измене. В этом случае  вина на обоих, и в прощении  нуждаются оба.

     Данные  размышления получили ряд возражений против такого психологического понимания  прощения:

    • Прощение есть проявление слабости. Когда человек прощает, это значит, что он не в силах отстоять свое право на справедливое решение проблемы, возникающей в межличностных отношениях.
    • Прощение — противоположность справедливости. Простив, человек лишается возможности добиваться справедливости, и, что еще хуже, справедливость увековечивается. Например, жена, простившая рукоприкладство мужу, рискует снова оказаться жертвой.
    • Прощение — проявление стремления к превосходству. Прощающий использует свое «милосердие» для того, чтобы возвысить себя над тем, кого он прощает. Это может перерасти в некий шантаж, когда «милосердный» будет напоминать обидчику, что тот «в долгу» перед его великодушием.

Информация о работе Семейные и супружеские конфликты. Феномен «прощения»