Семейные и супружеские конфликты. Феномен «прощения»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:26, реферат

Описание работы

Цель работы: изучение семейных конфликтов, феномена «прощения».
Задачи:
Рассмотреть понятие конфликта;
Изучить семейные конфликты, рассмотреть наиболее распространенные виды семейных конфликтов: конфликты между супругами и родителями и детьми;
Изучить феномен «прощения» в психологии супружеских отношений.

Содержание

Введение………………………………………………………………стр. 3
Глава 1. Понятие конфликта…………………………………………стр. 4-13
Глава 2. Семейные и супружеские конфликты…………………… .стр.13 - 22
2.1 Супружеские конфликты…………………………………………стр. 13 -18
2.2. Конфликты между родителями и детьми…………………….. ..стр. 18 -22
Глава 3. Феномен «прощения»…………………………………….....стр. 22 - 25
Заключение…………………………………………………………….стр. 25
Список литературы…………………………………………………….стр. 26

Работа содержит 1 файл

реферат по психологии семьи.docx

— 55.75 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Псковский государственный педагогический университет  им.С.М.Кирова 
 
 

Кафедра психологии развития и образования 

Семейные  и супружеские  конфликты. Феномен  «прощения»

Реферат по курсу

Психология семьи с элементами психотерапевтического консультирования 
 

                                                               Выполнила студентка V курса

                                                   факультета психологии

                                                           отделения психологии ОЗО

Волкова Виктория Александровна 
 

Псков

2009 

Содержание.

Введение………………………………………………………………стр. 3

Глава 1. Понятие конфликта…………………………………………стр. 4-13

Глава 2. Семейные и супружеские конфликты…………………… .стр.13 - 22

2.1 Супружеские  конфликты…………………………………………стр. 13 -18

2.2. Конфликты  между родителями и детьми…………………….. ..стр. 18 -22

Глава 3. Феномен «прощения»…………………………………….....стр. 22 - 25

Заключение…………………………………………………………….стр. 25

Список литературы…………………………………………………….стр. 26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Семья – это основанное на браке или  кровном родстве объединение  людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

     Ни  одна сфера жизни человека не свободна от конфликтов. Исключением не является и семья. Конфликт — это столкновения, серьезные разногласия, во время  которых человека обуревают неприятные чувства или переживания. 
        Конфликты неизбежны, они появляются при любых жизненных обстоятельствах и сопровождают нас от рождения до самой смерти.

     Актуальность  данной темы связана с ростом  уровня конфликтности в обществе, что связано с кризисным состоянием экономики, финансов, социальной сферы  государства, с ростом социального  отчуждения, ориентацией на культ  потребителя.

     Исследованием данной проблемы занимались такие ученые, как Сысенко В.А., Уиллар-да Ф.Харли, Кратохвил С., Рюриков Ю.,Торохтий В.,Поликарпов  В., Залыгина И., Годкин С., Левкович В.П., Зуськова О.Э. и другие.

      Цель работы: изучение семейных конфликтов, феномена «прощения».

  Задачи:

  1. Рассмотреть понятие конфликта;
  2. Изучить семейные конфликты, рассмотреть наиболее распространенные виды семейных конфликтов: конфликты между супругами и родителями и детьми;
  3. Изучить феномен «прощения» в психологии супружеских отношений.
 
 
 

Глава 1. Понятие конфликта.    

     В связи с семейными размолвками  обычно употребляют три понятия: конфликт, ссора, спор. В словаре  современного русского языка находим следующие толкования этих понятий:

    • Конфликт – серьезное разногласие, столкновение противоположных сторон, мнений, сил;
    • Спор – словесное состязание при обсуждении чего-либо двумя или несколькими  лицами, при котором каждая из сторон отстаивает своё мнение, свою правоту;
    • Ссора – состязание взаимной вражды, размолвка.

            Из этих трех слов только  «ссора» имеет негативное значение  – «вражда», а «спор» и «конфликт» - разногласие, отстаивание своей  позиции.

     В социальной психологии конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение несовместимых по тем или иным причинам целей (или средств их достижения), интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.

     Из  этого определения следует:

    • Конфликт – неотъемлемая часть любой, в том числе и счастливой, семейной жизни, ведь развиваясь и воспитываясь в разных условиях, имея различный жизненный путь, супруги имеют различные мнения, позиции, представления;
    • Конфликты не являются сугубо отрицательными явлениями семейной жизни, он позволяет пояснить позиции и мнения сторон и согласовать их;
    • Количество конфликтов возрастает в адаптационные периоды жизни семьи, так как столкновение с новой семейной ситуацией открывает новые стороны взаимодействия, по которым супруги ещё не выработали новых позиций.

     Таким образом, супружеские конфликты  – не препятствия для счастливой семейной жизни, а необходимое для  неё условие.

     Отрицательную, разрушающую роль в семейной жизни  имеют нерешенные конфликты, невысказанные  недовольства друг другом. Другими  словами, положительным или отрицательным  является не сам конфликт, а способ его разрешения.

     В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. п. Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъектов возможного конфликта и его объект. Однако чтобы конфликт  начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны.     

       Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт  из потенциального переходит в актуальный и далее может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный стабилизирующий или неконструктивный.

     В качестве субъекта взаимодействия в конфликте  может выступать как отдельное лицо (внутриличностный  конфликт.), так и два    или несколько лиц (межличностный конфликт  - это ситуации, возникающие между людьми из-за противоречий в их целях, интересах, представлениях, способах поведения и др.). В зависимости от конфликтной ситуации выделяются межгрупповые, межорганизаионные, классовые, межгосударственные, межнациональные конфликты. 

     Развитие  конфликта  обычно идет в следующей последовательности:  

     а) постепенное усиление участников конфликта  за счет введения все более активных сил, а также за счет накопления опыта  борьбы;

     б) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;

       в) повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта в сторону его ужесточения, вовлечения в  конфликт  новых лиц;

     г) нарастание эмоциональной напряженности,  сопровождающей конфликтные взаимодействия, которая может оказать как мобилизующее, так и дезорганизующее влияние на поведение участников конфликта;

     д) изменение отношения к проблемной ситуации и конфликта в целом.

     Функции конфликта.

     Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную  роль в жизни противоположных, конфликтующих  сторон, от может быть конструктивен  и деструктивен в разные моменты  своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. В конфликтах могут быть заинтересованы не сами оппоненты, а иные силы, провоцирующие  конфликт. Это необходимо учитывать, давая собственную оценку ситуации.

     Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.

     Конструктивные  функции: 

  • Конфликт устраняет полностью или частично противоречия. При разрешении конфликтов в более чем 65%  случаев удается полностью  или частично разрешить противоречия, лежащие в их основе.
  • Конфликт позволяет  более  полно  оценить  индивидуально-психологические особенности людей,  участвующих в нем. Конфликт высвечивает ценностные ориентации человека,  относительную силу его  мотивов,  выявляет  психологическую  устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации.  Он способствует раскрытию не только отрицательных, но и положительных сторон в человеке. Приблизительно в 10-15% конфликтных ситуаций взаимоотношения между  оппонентами после завершения конфликта становятся лучше, чем были до него. 
  • Конфликт  позволяет  ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие,  сопровождаемое  бурными эмоциями, снимает у  человека  эмоциональную  напряженность,   приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций. Одним из финальных ощущений конфликта может быть катарсис, т.е. выход накопившейся энергии, которая давила на человека длительное время.  
  • Конфликт служит источником развития  личности,  межличностных отношений.   При  условии  конструктивного  разрешения конфликт позволяет человеку подняться на новую высоту,  расширить сферу  и  способы взаимодействия с окружающими.  Личность приобретает социальный опыт решения трудных ситуаций.  
  • При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение к нему.  Независимо от результата конфликта это  происходит  в четыре раза  чаще,  чем по отношению к оппоненту, отстаивающему сомнительные цели.  
  • Межличностные  конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.

     Деструктивные функции:

    • Выраженное негативное воздействие большинства  конфликтов на  психическое  состояние участников.  Как правило, после завершения конфликта настроение в целом ухудшается в 31 случае из 100  и практически никогда не улучшается сразу после завершения конфликта.
    • Неблагополучно  развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим  насилием,  травмированием оппонентов.
    • Конфликт  сопровождается  стрессом.  При частых эмоционально напряженных  конфликтах  резко  возрастает  вероятность сердечно-сосудистых заболеваний, а также хронических нарушений функционирования желудочно-кишечного тракта.
    • Конфликт  формирует  негативный  образ другого - "образ врага" - который легко восстанавливается в случае  возникновения даже  незначительных осложнений отношений и нередко приводит к возникновению нового конфликта.
    • Если победа в конфликте одержана с помощью насилия, велика вероятность того,  что впоследствии человек  прибегнет  в подобной ситуации  к  такому  же  способу решения проблемы без достаточных оснований.
    • Поражение  в конфликте отрицательно влияет на Я-концепцию человека.
    • Таково влияние конфликта на непосредственных участников. Но конфликт оказывает воздействие не только на участвующие в нем стороны, но иногда и на макро- и микросреду.

          Можно сделать вывод: хорошего  понемножку. Конфликт должен быть  не слишком частым и умело  управляемым. Только в этом  случае он приносит максимальную  пользу.

       По времени действия конфликты  делятся на кратковременные, длительные, затяжные (тупиковые).

     По  степени управляемости:  управляемые, плохо управляемые, неуправляемые.

     Психологи, изучающие конфликтологию создали 3 теории, концепции социального возникновения конфликтов:

    • Мотивационная (в основе борьба мотивов и интересов);
    • Когнитивная (познавательная); конфликт возникает, когда осознаются причины, ведущие к этой ситуации;
    • Деятельностная (противоречивые проблемы, затрагивающие деятельностную сферу жизни человека);

Информация о работе Семейные и супружеские конфликты. Феномен «прощения»