Сеченов «Pефлексы головного мозга»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:58, монография

Описание работы

За границей Сеченов подготовил докторскую диссертацию «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения», которую успешно защитил в 1860 году в Медико-хирургической академии в Петербурге. В том же году возглавил кафедру физиологии этой академии, где вскоре организовал физиологическую лабораторию — одну из первых в России. За курс лекций «О животном электричестве» в Медико-хирургической академии удостоен Демидовской премии Петербургской АН.

Работа содержит 1 файл

конспект сеченов 1.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Память зрительную и чисто осязательную можно назвать пространственною.

Слуховую же и мышечную - памятью времени.

Читатель помнит в самом деле, что понятия пространства и времени, поскольку в основе их лежат реальные представления, суть дробные части конкретных зрительно-осязательных и мышечно-слуховых ощущений.

Память зрительную и чисто осязательную можно назвать  пространственною.

Слуховую же и мышечную - памятью времени.

Читатель помнит в самом деле, что понятия пространства и времени, поскольку в основе их лежат реальные представления, суть дробные части конкретных зрительно-осязательных и мышечно-слуховых ощущений.

Память зрительную и чисто осязательную можно назвать  пространственною.

Слуховую же и мышечную - памятью времени.

Читатель помнит в самом деле, что понятия пространства и времени, поскольку в основе их лежат реальные представления, суть дробные части конкретных зрительно-осязательных и мышечно-слуховых ощущений.

Память зрительную и чисто осязательную можно назвать  пространственною.

Слуховую же и мышечную - памятью времени.

Читатель помнит в самом деле, что понятия пространства и времени, поскольку в основе их лежат реальные представления, суть дробные части конкретных зрительно-осязательных и мышечно-слуховых ощущений.

Память зрительную и чисто осязательную можно назвать пространственною.

Слуховую же и мышечную - памятью времени.

Читатель помнит в самом деле, что понятия пространства и времени, поскольку в основе их лежат реальные представления, суть дробные части конкретных зрительно-осязательных и мышечно-слуховых ощущений.

Со стороны процесса в нервных аппаратах в сущности все равно - видеть перед собою действительно человека или вспоминать о нем (то же возбуждение центральных нервных аппаратов).

Стало быть, и  все сознательные движения, вытекающие из этих актов, движения, называемые обыкновенно произвольными, суть в строгом смысле отраженные.

Таким образом, вопрос, лежит ли в основе произвольного  движения раздражение чувствующего нерва, решен утвердительно. Вместе с этим стало уже понятно, отчего в произвольных движениях это чувствующее возбуждение часто вовсе незаметно,.по крайней мере неопределимо.

1. Очень часто,  если не всегда, к ясной по  содержанию ассоциации, например  к зрительно-слуховой, примешивается  темная мышечная, обонятельная или  какая другая. По резкости первой, вторая или вовсе не замечается, или очень слабо. Тем не менее она существует, и достаточно притти ей на миг в сознание, чтобы вслед за тем выступило и зрительно-слуховое сочетание.

2. К ряду логически  связанных представлении ассоциируется не имеющее к ним ни малейшего отношения. В таком случае человеку кажется странным выводить ряд мыслей, появившихся его голове, из этого представления; а между тем оно-то и было толчком к этим мыслям.

3. Ряд сочетанных  представлений длится иногда  в сознании очень долго. Выше было сказано, что идеальные пределы его - просыпание утром и засыпание ночью. В таких случаях человеку очень трудно припомнить, что именно вызвало в нем данный ряд мыслей.

Как бы то ни было, а в большинстве случаев и  при внимательности человека к самому себе внешнее влияние, вызвавшее данный ряд представлений, всегда может быть подмечено.  

Во всех случаях, где сознательные психические акты остаются бэз всякого внешнего выражения (торможение невольного движения волей), явления эти сохраняют тем не менее природу рефлексов. Принимая в самом деле в этих случаях за основу уничтожения данного движения деятельность мышц-антагонистов, концом его является чисто мышечное движение; при другом же объяснении конец рефлекса есть акт, вполне эквивалентный возбуждению мышечного аппарата, т. е. двигательного нерва и его мышцы (нерв оказывает парализующее действие на мышцу - она остается в покое).

      Пример  торможения - мысль выражается словом (мне не надо в отличает от ребенка  звонить в колокольчик, чтоб сформулировать что он звенит: ассоциирование представлений приводит к торможению рефлекса) 

Произвольные  рефлексы с удлиненным концом - страсти - желания - томительное ощущение вытекает из особенной, до сих пор необъяснимой организации нервных аппаратов, по которой недостаточность упражнения их выражается всегда тоскливыми ощущениями.  

Первоначалъная  причина всякого  поступка лежит всегда во внешнем чувственном  возбуждении, потому что без него никакая  мысль невозможна.

В ряду психических  рефлексов много есть таких, где происходит задержание последнего члена их - движения - выбор между концами рефлекса. 

Произвольное  удлинение конца - страсть. Отсюда следует, что процесс развития страсти подчиняется тем же законам, как, например, развитие представлении из ощущений. Толчок - инстинктивное стремление к чувственному наслаждению, средства - частота повторения его, или, что все равно, психического рефлекса.

Но вот и  разница между обоими актами. При  частоте повторения рефлекса в одном  и том же направлении психическая сторона его (ощущение, представление и пр.), независимо от примешанного к ней страстного элемента, становится яснее и яснее (путем ассоциации и анализа); наоборот, страстность во многих случая исчезает - нерву надоедает одно и то же движение.

Сильная страсть (восторг, экстаз) как и страх оказывает парализующее воздействие. 

Любовь  к женщине: Сперва мальчик любит образ, идеальный, выдуманный. Потом встречает женщину более менее похожую и ассоциирует свой страстный идеал с реальным образом.Это и есть так называемая платоническая любовь. В ней половой характер чрезвычайно бледен на том основании, что рядом с яркими, следовательно страстными, зрительными и слуховыми ощущениями лежат не определившиеся, еще темные половые желания. После того как у них начинаются половые отношения страсть сперва вспыхивает, а потом угасает на основании закона, по которому яркость страсти поддерживается лишь изменчивостью страстного образа. Человек, раз переживший осе эти натуральные фазы полной любви, едва ли может любить страстно во второй раз. Повторные страсти -признак неудовлетворенности предшествовавшими. 

Желание - есть страстная сторона  мысли.

Желание (страсть - желаю лечь)/ хотение (целесообразный поступок - хочу сидеть - лежать на паре неприлично) Если есть причина хотеть, хотение всегда победит желание.

Поведение человека всегда обусловлено  какими-то причинами - бесстрастное хотение, каким бы независимым от внешних явлений оно ни казалось, в сущности столько же зависит от них, как любое ощущение.  Первая причина всякого человеческого действия лежит вне его. 

Минусы  исследования:

  • Рассматривает только внешнюю сторону рефлексов, а не их сущность: нейроны, центры - все так туманно...
  • Мало что сказано о том, с какими особенностями рождается ребенок.
  • В основу памяти и явлений воспроизведения психических образований положена также гипотеза о скрытом состоянии нервного возбуждения (недоказанность типо недостаток)
  • Недоучет психологии.

Информация о работе Сеченов «Pефлексы головного мозга»