Сеченов «Pефлексы головного мозга»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:58, монография

Описание работы

За границей Сеченов подготовил докторскую диссертацию «Материалы для будущей физиологии алкогольного опьянения», которую успешно защитил в 1860 году в Медико-хирургической академии в Петербурге. В том же году возглавил кафедру физиологии этой академии, где вскоре организовал физиологическую лабораторию — одну из первых в России. За курс лекций «О животном электричестве» в Медико-хирургической академии удостоен Демидовской премии Петербургской АН.

Работа содержит 1 файл

конспект сеченов 1.doc

— 129.50 Кб (Скачать)

Отражательный элемент представляет лишь сочетание первичного чувствующего и движущего волокон посредством двух нервных клеток; следовательно, деятельность этого элемента может распространяться лишь на то количество мышечных фибр, которые связаны с данным двигательным волокном. Анатомия же показывает, что в тело животного и человека нет такой мышцы, которая снабжалась бы вся одним нервным волокном; стало быть, уже для деятельности одной мышцы необходима совокупная деятельность нескольких отражательных элементов. Каким же образом происходит это сочетание? 

Нервные клетки связываются между собой и  не все со всеми связываются, а  собираются в группы. Все тело животного можно разделить, например, на четыре главные отражательные группы: головную—кожу и мышцы головы с их нервной связью, туловищную — кожу и мышцы туловища с их нервной связью, группу верхних конечностей и такую же группу нижних. Каждая из этих групп, будучи отделена от прочих (путем отрезывания головы и перерезок спинного мозга), может действовать самостоятельно, но в то же время она связана со всеми остальными в определенном направлении.

Очень важное значение для нервной деятельности имеет факт частого повторения ее в одном и том же направлении.

Вот главнейшие внешние характеристики невольных движений:

1) Движение происходит  быстро вслед за чувственным раздражением.

2) И то и  другое по продолжительности  более или менее соответствуют  друг другу.

3) Невольные  движения всегда целесообразны.  Посредством их животное или  старается удержать чувственное  возбуждение, если оно приятно,  или, напротив, старается удалиться от раздражения, или, наконец, устранить раздражителя от своего тела, если он действует сильно. В некоторых из них целесообразность доведена до такой степени, что движение перестает казаться наблюдателю автоматичным и начинает принимать характер разумного (обезглавленная лягушка по столу ползет,а по воде плывет, чешет брюхо, раздраженное кислотой, ближайшей лапой, если ее отрезать - дальней, хоть это и неудобно). 

Иногда невольные движения не только не уступают в кажущемся характере разумности сознательным движениям (т. е. движениям, происходящим при полном сознании), но даже превосходят их в этом отношении (лунатики точнее ходят, пьяные точнее правят лошадью). Дело все в том, что невольные движения менее сложны и, следовательно, их целесообразность, так сказать, непосредственнее.

Pезюме главы:

1) В основе всякого  невольного движения  лежит более или  менее ясное возбуждение  чувствующего нерва.

2) Чувственное возбуждение,  производящее отраженное  движение, может вызывать  вместе с тем и определенные сознаваемые ощущения; но последнего может и не быть.

3) В чистом рефлексе, без примеси психического  элемента, отношение  между силою возбуждения  и напряженностью  движения остается  для данного условия  постоянным.

4) В случае психического осложнения рефлекса отношение это подвергается колебаниям то в ту, то в другую сторону.

5) Отраженное движение  следует всегда  быстро вслед за  чувственным возбуждением.

6) И то и другое  по продолжительности  более или менее  соответствуют друг другу, особенно если рефлекс не осложнен психическим элементом.

7) Все отраженные  движения целесообразны  с точки зрения  сохранения целости  существования.

8) Развитые до сих  пор характеры  невольного движения  равно приложимы  и к самым простым,  и к самым сложным рефлексам, и к движению отрывистому, длящемуся секунды, и к целому ряду преемственных рефлексов.

9) Возможность частого  повторения рефлекса  в одном и том  же направлении  обусловливается  или присутствием  в теле определенного  механизма, уже  готового при рождении человека (механизм чихания, кашля и пр.), или она приобретается изучением (ходьба) — актом, в котором принимает участие рассуждающая способность.

10) В случае, если  нормальная ощущающая  способность притуплена  в сфере одного  или нескольких, или всех вообще чувств (зрения, слуха, обоняния и пр.), то все движения, происходящие в сфере этих именно чувств, будут ли они по происхождению изученные или нет, связывается ли с ними психическое представление или нет,— будут во всяком случае, по механизму своего происхождения, относиться к рефлексам.

11) Механизм же этот  дан чувствующими  и двигательными  нервами с клетками  в мозговых центрах,  служащими этим  нервам началами, и с отростками  этих клеток в  головной мозг, по  которым идет из  последнего влияние  на отраженное движение, то усиливающее, то ослабляющее его.

12) Деятельность этого  механизма и есть  рефлекс.

13) Машина пускается  в ход возбуждением  чувствующего нерва.

14) Стало быть, все  невольные движения  машинообразны по  происхождению.

Все перечисленные характеры невольных движений нужно держать в голове, чтобы не потеряться в сложном и страшно запутанном мире произвольных движений, о которых будет теперь речь.  

Глава 2 

    Произвольные  движения (цель совместить идеальное - воля, убеждение  и машинность)

1) Произвольная деятельность человека дробится на рефлексы, которые начинаются чувственным возбуждением, продолжаются определенным психическим актом и кончаются мышечным движением.

2) Что для  данных внешних и внутренних  условий акта, т. е. среды действия  и физиологического состояния человека, одно и то же чувственное возбуждение роковым образом вызывает остальные два момента цельного явления, всегда в одном и том же направлении. 

Физиология указывает  в самом деле, что для произвольных движений нет ни особенных двигательных нервов, ни особенных мышц. Те же нервы и мышцы, деятельностью которых обусловливается чисто невольное движение действуют и в самом произвольном. 

Пример какой-нибудь внешней деятельности человека с идеально сильной волей, действующего во имя какого-нибудь высокого нравственного принципа и отдающего себе ясный отчет в каждом шаге.

1) В основе  движений этого человека не  лежит ощутимого чувственного  возбуждения (эти люди не уклоняются  от выбранного пути никакими  ужасающими силами внешней природы и заглушают в себе голос всех естественных инстинктов).

2) Движения такого  человека определяются лишь самыми  высокими психическими мотивами, самыми отвлеченными представлениями,  например мыслью о благе человеческого  рода, любовью к родине и проч.

3) Колебание внешней деятельности вниз до совершенного бесстрастия лежит в воле человека; усиление же движений - только до известной степени. Энтузиазм, например, с его внешними последствиями не подлежит воле (первая половина этого положения вытекает преимущественно из самосознания, т. е. человеку так чувствуется).

4) Время наступления  внешнего акта, если психический  мотив его не осложнен страстностью, лежит в воле человека (и это  положение вытекает преимущественно  из самосознания).

5) Продолжительность  внешнего движения, опять до известной степени, подчинена воле (по самосознанию), предел ей кладет большее или меньшее утомление нервов и мышц. Высшая страстность психического мотива всегда доводит внешнюю деятельность до возможных, лежащих в организации мышц и нервов, пределов.

6) В высшей  степени произвольные движения  идут часто наперекор чувству  самосохранения. Они целесообразны  лишь с точки зрения обусловливающего  их психического мотива.

7) Группированием  отдельных произвольных движений  в ряды управляет воля (по самосознанию). Условие здесь опять - отсутствие страстности в психическом мотиве.

8) Произвольное  движение есть всегда сознательное. 

Ряд процессов в в истории развития осложненного зрительного представления (умение смотреть непроизвольное, но не врожденное)

1-й рефлекс:

Световое впечатление 

Неясное световое ощущение

Движение мышц, управляющих глазом и приспособлением  его к расстояниям

2-й рефлекс:

Действие света  продолжается

Ясное ощущение

Движение в  руках и ногах

При этом рука встречается  с видимым предметом.

Отсюда:

3-й рефлекс

Осязательное  впечатление и - Осязательное ощущение, вследствие которого движение в руке, схватывание тела.

Так же и со слухом (зрительно-слуховая ассоциация).

Путем совершенно непроизвольного изучения последовательных рефлексов во всех сферах чувств у ребенка является тьма более или менее полных представлений о предметах - элементарных конкретных знаний. Последние в цельном рефлексе занимают совершенно то же место, как ощущение страха в невольном движении; соответствуют, следовательно, деятельности центрального элемента отражательного аппарат.

Дальнейший шаг  в развитии ребенка представляют продукты анализа конкретных впечатлений  в пространстве и времени (можно видеть одновременно целлое и часть- нос человека и его всего - глаз способен видеть каждую, так сказать, отдельную точку предмета из целого образа. Это достигается неравномерным распределением зрительных сфер по поверхности сетчатой оболочки: около точки пересечения последней с зрительною осью сферы эти стоят непосредственно друг подле друга; с удалением же от нее промежутки между сферами становятся больше и больше. Ясно после этого, что точки предмета, изображения которых падают на сетчатую оболочку в месте пересечения последней зрительною осью, должны быть ощущаемы яснее прочих. Это есть, как читатель уже знает, условие для зрительного внимания.). Движение определяется, в самом деле, путем двигающегося тела и временем прохождения этого пути. Последнего-то элемента и недостает чисто зрительному представлению от движущихся предметов. То же и с осязанием - Я давлю мундштуком себе на губы и получаю ощущение кольца; давлю- на кожу шеи, спины, чувствую прикосновение тела, но формы его не разберу - в первом случае ощущение кольца конкретное получается лишь потому, что я ощущаю, так сказать, отдельно многие точки, лежащие в окружности кольца, во втором же случае мундштук покрывает, может быть, одну или две сферы (на шее), на спине же не покрывает и одной, стало быть, из всех точек кольца я могу ощущать только одну или две, а по ним формы круга не выстроишь. Анализирующая способность слуха* заключается, как известно, в том, что ухо может из данного одновременно сочетания музыкальных тонов выделять каждый тон поодиночке. Другими словами, ухо ощущает сочетание звуков конкретно и может разлагать это сочетание на составные музыкальные тоны.

.

Явно, следовательно, что ребенок относится к внешним влияниям не пассивно. Притом не трудно понять, что стремления его к внешнему миру суть явления инстинктивные, невольные, и в случае если они удовлетворяются, т. е. вызывают какое-нибудь движение в ребенке, носят вполне характер рефлекса.

ри свойственной ребенку инстинктивной слуховой и зрительной подражательности у  него развиваются путем повторения рефлекса в одном и том же направлении  деятельности сочетанных в определенные группы мышц. Через это речь ребенка получает выразительность, и вообще все внешние движения его тела принимают определенную осмысленную физиономию. Вот в общих чертах результат анализа мышечных ощущений.

В заключение повторяю еще раз: части конкретных представлений из всех сфер чувств могут ассоциироваться между собою и с цельными представлениями совершенно так же (т. е. путем привычного рефлекса), как сочетаются последние. Читатель догадается, что чрез это существовавшее уже число психических актов увеличивается во многие-многие тысячи раз. В акте зрения ассоциированы, например, всегда чистo зрительные (чисто объективные) ощущения с мышечными (чисто субъективные).

При анализе  ассоциированных ощущений человек  встречается впервые сам с собой. Отделением в деле ощущения всего субъективного кладется начало самоощущению, самосознанию. Ребенок учится отличать свою руку, голос и т.п. от других благодаря субъективным ощущениям.

Память - нервный аппарат после каждого нового на него влияния изменяется все более и более и изменение это задерживается им от всякого предыдущего влияния до всякого последующего более или менее долго. На нервном уровне - как бы коротко ни было световое возбуждение зрительного нерва, оно всегда оставляет по себе ощутимый след, длящийся в форме действительного ощущения более или менее долго, смотря по продолжительности и силе действительного возбуждения. И замечательно, что глаз взрослого человека совершенствуется при упражнении несравненно быстрее, чем теряет приобретенное, когда упражнение прекратить. Выучивается в часы, а не забывает дни. И в этих фактах видна, следовательно, способность зрительного аппарата сохранять ощущение в скрытой форме. от частоты повторения реального ощущения или рефлекса ощущение делается яснее, а через это и самое сохранение его нервным аппаратом в скрытом состоянии становится прочнее. Память как свойство чувствующих аппаратов действительно заключается в разобранной последовательной изменяемости нерва за действием внешнего раздражения.

Информация о работе Сеченов «Pефлексы головного мозга»