Самосознание личности в старшем подрастковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Исследовать особенности развития самосознания у учащихся старшего подросткового возраста.
Объект: Объектом исследования в данной работе выступает самосознание личности.
Предмет: Особенности развития самосознания в старшем подрастковом возрасте.
Задачи:
Рассмотреть категорию «самосознания» в психологической литературе;
Экспериментальным путем выявить соотношение элементов самосознания у старших подростков;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.САМОСОЗНАНИЕ И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ 6
1.1 Самосознание личности 6
1.2.Предметность и рефлексивность самосознания 14
2.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Я – КОНЦЕПЦИИ 21
2.1. Я-концепция как совокупность установок "на себя" 21
3. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ 27
3.1 Организация эксперимента. 27
3.2 Результаты 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

Самосознание.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

 

 3. ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШЕЙ ПОДРАСТКОВОЙ ГРУППЫ

3.1 Организация эксперимента.

 

   Цель работы: 

  Эмпирическими исследованиями определить особенности самосознания учащихся старшего подросткового возраста.

Задачи:

  1. определить когнитивный, эмоционально – аффективный и оценочно – волевой компоненты образа «Я»;
  2. определить половозрастные особенности самосознания подростков.

База исследования: Учащиеся 8 классов школы-гимназии № 60 города Алматы. В исследовании принимали участие, как девушки, так и юноши.

В практической части я использовала проективные методики, которые позволили получить необходимую информацию об испытуемых, замотивировать на творческую деятельность.

Для выявления  когнитивного элемента самосознания, я использовала методику №1 - «Определение познавательного элемента самосознания школьников при помощи десяти утверждений»

Ход исследования: В течение 10-15 минут испытуемый должен написать на листе бумаги десять определений  самого себя, то есть ответить на вопрос «Кто Я?» Экспериментатор: отвечайте так, как будто вы отвечаете самому себе, а не кому-то другому. Располагайте ответы в том порядке, в каком они приходят вам в голову, не заботясь о логичности или важности. Нельзя приводить примеры: я – человек, школьник, я – усталый и т.п.

Методика№2 –  Рисуночный тест «Я образ» позволил выявить особенности аффективно – эмоционального компонента самосознания школьников.

Ход исследования: перед испытуемым кладут лист бумаги.

Инструкция: нарисуйте себя в виде какого-либо образа и придумайте для него название. На вопросы испытуемых отвечать не рекомендуется. Экспериментатор: рисуйте что угодно, лишь бы это отражало ваш «Я образ». Результаты теста представлены в таблице №3.

И, наконец, чтобы  выявить особенности оценочно –  волевого элемента самосознания школьника, я проводила методику «Дембо – Рубинштейна» (методика самооценки).

Инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. Вам предлагается четыре таких линии. Они обозначают: здоровье, ум, характер, счастье. Вы оцениваете себя по двум параметрам: Я – реальное (*) и Я – идеальное (-).

Большая часть  испытуемых с интересом выполняли предложенные им задания. Были и те ребята, которые полностью отказывались от работы и занимались своим делом. Учитывая возрастные и психологические особенности подростков (юношей) дальнейшая работа с такими ребятами не проводилась. Как объясняет классный руководитель, с подобным видом работы ребята сталкиваются не в первый раз, не каждый ученик готов к самораскрытию в далеко не психологической обстановке.

3.2 Результаты

Результаты  методики №1 «Определение познавательного  элемента самосознания при помощи 10 утверждений». Выявление когнитивного элемента самосознания школьников .

Чтобы увидеть, как в сознании представлены компоненты «Я сознания», я вычислила среднее  арифметическое – показатель ценности выбора того или иного качества. В данном случае, самыми высокими показателями равными 0,83;0,61;0,55;0,50;0,44- являются коэффициенты, отражающие принадлежность к семье, полу, социальной группе, к категории «учащийся», «человек», к любимому занятию. Это говорит о том, что большая часть испытуемых относит себя к представителям женского, мужского пола (0,83;15/18 человек), той или иной социальной группы, считая этот факт очень значимым и необходимым, способствующим самореализации через взаимодействие с близкими, друзьями. Принадлежность к семье (0,50; 9/18), связь с семьей – осознание себя как части, ячейки семьи – очень важный показатель, отражающий наличие   объективных    суждений по данному аспекту. Принадлежность к категории «учащийся», «человек» (0,55,0,50) говорит о том, что большинство юношей считают себя достаточно взрослыми, самостоятельными людьми, что они являются учащимися именно «своей» школы, «своего» класса, причем заявляют об этом в первую очередь и с большим чувством гордости.

Принадлежность  к любимому занятию (0,44): спорт, компьютер, техника, музыка и т.д. может судить о наличии целенаправленности, замотивированности по отношению к какому-либо виду деятельности, о наличии смысла и желания саморазвиваться.Принадлежность к будущему, местности, природе, миру, творчеству, к другому человеку, также очень важные показатели, их коэффициент не превышает 0,16;0,11, но они есть и подтверждают наличие еще более глубоких и глобальных ценностей, осознание себя не как чего-то обособленного от этого мира, а в многообразном отношении с ним. Подростки (юноши) все чаще задумываются о своих потенциях и перспективах, воспринимая свое сегодняшнее «Я» как залог будущего.

Что касается иерархии качеств, то их список многообразен. Доминирующими  качествами являются: общительный, смелый, сильный, добрый, красивый симпатичный, переменчивый, веселый, целеустремленный. Количество других повторяющихся качеств незначительно, но их многообразие и оригинальность могут уже судить о многом. Испытуемые самостоятельны в своих суждениях и умеют выделить то или иное качество из конкретных видов своего поведения и деятельности, строя его на основе самопознания. Надо заметить, что многие ребята фиксировали не только положительные, но и отрицательные качества, честно признаваясь себе и не боясь других. Это исключает эффект социальной желательности и подтверждает развитие рефлексии у старшеклассников, осознание своей неповторимости, непохожести на других.

Результаты  методики №2 -  Рисуночный тест «Я образ».

Выявление аффективно – эмоционального компонента самосознания подростков.

Эмоционально  – аффективный компонент самосознания включает в себя 23 психологических  характеристики испытуемых. Показатель ценности выбора того или иного параметра  также выявлялся с помощью  вычисления среднего арифметического. В итоге мы видим ряд наиболее часто встречающихся психологических особенностей: положительное отношение к себе, тревожность, агрессивность, демонстративность, импульсивность, неуверенность в себе, страх, противоречивое отношение к себе.

Что касается первого  показателя, коэффициент которого самый высокий, то здесь можно отметить следующее: большинство юношей относятся к себе с высоким уважением, одобряют свои поступки, чувствуют себя достойными людьми. Имеются и те испытуемые, у которых завышенное самоуважение, повышенное чувство собственного достоинства, но их число незначительно. Высокий коэффициент страха, тревожности, неуверенности в себе связан в большей степени с неумелостью в социальных отношениях, выбором профессии, неудовлетворенностью во внешности.

Преобладание  таких характеристик как импульсивность, демонстративность для подростков (юношей) также характерно. Желание выделиться, показать, проявить себя, импульсивность, как склонность к совершению необдуманных случайных поступков, - все это психологические особенности данного возраста. Сюда же можно отнести агрессивность защитного характера, которая вызывает ощущение угрозы со стороны окружающих.

Что касается других показателей, то выделяются еще и  такие, как негативизм, самоконтроль, экстраверсия, эмоциональная лабильность, антисоциальная направленность, интроверсия, высокий уровень притязаний. Противоположные характеристики отражают индивидуально – психологичеческие особенности личности, некоторые из них могут быть ситуативными. К примеру, негативизм связан с отношением к исследованию и проявился на начальном этапе работы.       Антисоциальная символика указывает на противоречивое отношение к себе, неосознанность того или иного качества, действия. Экстраверсия, интроверсия опять-таки указывают на принадлежность к социальной группе или уход от нее. Высокий уровень притязаний может судить о проработанности целеполагания, самоконтроле, стремлении к высоким достижениям, умении ставить перед собой границы, рамки и верно идти по выбранному пути.

Выделяют еще  и такие характеристики как: астения, гиперактивность, ригидность, самоконтроль, низкая активность, высокая сопротивляемость стрессу, отрицательное отношение к себе. Для испытуемых это менее значимые аспекты, но наличие их признается. Большая часть характеристик проявилась ситуативно и связана с влиянием того или иного фактора.

И, наконец, что  касается результатов оценочно –  волевого компонента самосознания подростков (юношей), то для лучшей интерпретации  результатов, я использовала процентные показатели, то есть вычисляла с помощью пропорции.

Результаты  методики «Дембо – Рубинштейна».

Выявление оценочно - волевого компонента самосознания подростков. Мы можем наблюдать то, что для большинства испытуемых характерна средняя адекватная самооценка. Учащиеся вполне реально оценивают свои действия, поступки; отрицают наличие субъективных суждений при оценивании себя и своих сил. Средняя адекватная самооценка с тенденцией к завышенной и средняя адекватная с тенденцией к заниженной также имеет место их показатели равны 16,6% и 11,1 соответственно. Такая самооценка также вполне реальна. Это указывает на то, что юноши не переоценивают себя и, в то же время, достаточно критичны по отношению к себе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Результаты  проведенного практического исследования дают возможность сделать выводы о некоторых особенностях, присущих самосознанию учащихся старшего подросткового возраста.

Если говорить, в общем, обо всех компонентах самосознания, то следует отметить, что большая часть школьников относит себя к представителям женского, мужского пола, той или иной социальной группе, считая этот факт очень значимым и необходимым, способствующим самореализации через взаимодействие с близкими, друзьями. Принадлежность к семье, связь с семьей – осознание себя как части, ячейки семьи – очень важный показатель, отражающий наличие   объективных    суждений по данному аспекту.

Принадлежность  к категории «учащийся», «человек»  говорит о том, что большинство  юношей считают себя достаточно взрослыми, самостоятельными людьми, что они  являются учащимися именно «своей» школы, «своего» класса, причем заявляют об этом в первую очередь и с большим чувством гордости.

Принадлежность  к любимому занятию: спорт, компьютер, техника, музыка и т.д. может судить о наличии целенаправленности, замотивированности по отношению к какому-либо виду деятельности, о наличии смысла и желания саморазвиваться.

Принадлежность  к будущему, местности, природе, миру, творчеству, к другому человеку, подтверждают наличие еще более  глубоких и глобальных ценностей, осознание  себя не как чего-то обособленного от этого мира, а в многообразном отношении с ним. Подростки (юноши) все чаще задумываются о своих потенциях и перспективах, воспринимая свое сегодняшнее «Я» как залог будущего. Доминирующими качествами являются: общительный, смелый, сильный, добрый, красивый симпатичный, переменчивый, веселый, целеустремленный. Испытуемые самостоятельны в своих суждениях и умеют выделить то или иное качество из конкретных видов своего поведения и деятельности, строя его на основе самопознания. Большинство юношей относятся к себе с высоким уважением, одобряют свои поступки, чувствуют себя достойными людьми. Имеются и те испытуемые, у которых завышенное самоуважение, повышенное чувство собственного достоинства. Желание выделиться, показать, проявить себя, импульсивность, как склонность к совершению необдуманных случайных поступков, - все это психологические особенности данного возраста. Сюда же можно отнести агрессивность защитного характера, которая вызывает ощущение угрозы со стороны окружающих.

Антисоциальная  символика указывает на противоречивое отношение к себе, неосознанность того или иного качества, действия. Экстраверсия, интроверсия опять-таки указывают на принадлежность к социальной группе или уход от нее. Высокий уровень притязаний говорит о проработанности целеполагания, самоконтроле, стремлении к высоким достижениям, умении ставить перед собой границы, рамки и верно идти по выбранному пути. Старшеклассники вполне реально оценивают свои действия, поступки; отрицают наличие субъективных суждений при оценивании себя и своих сил.    Средняя адекватная самооценка с тенденцией к завышенной и средняя адекватная с тенденцией к заниженной указывает на то, что юноши не переоценивают себя и, в то же время, достаточно критичны по отношению к себе.

Все изложенное выше позволяет сделать вывод: подростковый, ранний юношеский возраст характеризуется периодом сознательного «Я», то есть относительно развитым самосознанием. Тем самым, данные практического исследования позволили подтвердить выдвинутую гипотезу.

Следует также отметить, что выбранная тема стала для меня еще более актуальной, поскольку именно она позволила увидеть все своеобразие личности, создав свою общую внутреннюю картину мира и, что самое главное, открыла для меня новый способ познания и развития!

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1.    Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. – М.,2010.с. 484.
  2.    Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М.; Психология: Учеб. Для студ. сред, пед, учеб, заведений; 2-е изд., стереотип.-М.: Издат. Центр «Академия», 2002.с. 464.
  3.   Леонтьев А. Н.  Деятельность. Сознание. Личность. – М.: МГУ, 2003.с 352.
  4. Налимов В. В. Спонтанность сознания. – М., 2005.с.166.
  5. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. (Новосибирск): Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. с. 128.
  6. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М., 2000. с. 357.
  7.   Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 2000.

с. 424

9) Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М., 2008. с. 216

10) Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Политиздат, 2009. - 592с.

11) Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. Издательство «Феникс», 2011 г. – 736с.

12) Чеснокова И. И.  Проблема самосознания в психологии.  – М., 2007. с.144.

Информация о работе Самосознание личности в старшем подрастковом возрасте