Самосознание личности в старшем подрастковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 09:10, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Исследовать особенности развития самосознания у учащихся старшего подросткового возраста.
Объект: Объектом исследования в данной работе выступает самосознание личности.
Предмет: Особенности развития самосознания в старшем подрастковом возрасте.
Задачи:
Рассмотреть категорию «самосознания» в психологической литературе;
Экспериментальным путем выявить соотношение элементов самосознания у старших подростков;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.САМОСОЗНАНИЕ И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ 6
1.1 Самосознание личности 6
1.2.Предметность и рефлексивность самосознания 14
2.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Я – КОНЦЕПЦИИ 21
2.1. Я-концепция как совокупность установок "на себя" 21
3. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ 27
3.1 Организация эксперимента. 27
3.2 Результаты 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

Самосознание.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

                                                                             

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы. Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание “я” - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему. А.Г.Спиркин дает следующее определение: самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней.

Самосознание  имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет  ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое”. Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего “я”. Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Однако А.Н.Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему высокого жизненного значения, венчающую психологию личности, расценивал в целом как «нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа». В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или “Я-концепции”.

Цель работы: Исследовать особенности развития самосознания у учащихся старшего подросткового возраста.

       Объект: Объектом исследования в данной работе выступает самосознание личности.

Предмет: Особенности развития самосознания в старшем подрастковом возрасте.

Задачи:

  1. Рассмотреть категорию «самосознания» в психологической литературе;
  2. Экспериментальным путем выявить соотношение элементов самосознания у старших подростков;

Теоретико-методологическая база: Для данной курсовой работы послужили работы таких отечественных авторов как: А.Г.Спиркин, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, С.Л. Рубинштейна.

Методы исследований:

  1. теоретический анализ литературы;
  2. эмпирические методы: психодиагностическое тестирование, эксперимент;
  3. методы обработки эмпирических данных: первичная обработка данных.

Структура работы:

Курсовая работа состоит из: введения, трех глав, выводов  по трем главам, заключения.

 

 

 

 

 

1.САМОСОЗНАНИЕ И УРОВЕНЬ  ПРИТЯЗАНИЙ

1.1 Самосознание личности

Проблеме самосознания посвящено немало исследований в  отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов: В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, А.Г. Спиркина проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте проблемы развития личности. в другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А.А. Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания.

Зарубежная  литература по темам, имеющим отношение  к психологии сознания, также чрезвычайно богата – эти вопросы присутствуют в работах У. Джеймса, К. Роджерса, Р. Бернса и многих других выдающихся ученых.

Сознание является высшим уровнем отражения человеком  действительности, одной из его важнейших  характеристик является – рефлексивная способность, т.е. готовность сознания к познанию явлений окружающего мира и самого себя, в последнем случае мы имеем дело с самосознанием личности.

Самосознание  по С.Л. Рубинштейну – не изначальная  данность, присущая человеку, а продукт развития. При этом развитие у личности самосознания совершается в процессе становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности. Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее; самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, оно включается в этот процесс развития личности.

В развитии личности и ее самосознания существует ряд  ступеней. Сюда включается все, что  делает человека самостоятельным субъектом  общественной и личной жизни: от способности к самообслуживанию до начала трудовой деятельности, делающей его материально независимым. Каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее, изменение взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе. Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это – как и сознание вообще – не пассивно, не зеркально. Представление человека о самом себе, даже о собственных психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже когда он стремится верно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая и то или иное отношение к себе, тесно связано и с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.1

По мере того как человек приобретает жизненный  опыт, перед ним не только открываются  все новые стороны бытия, но и  происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс  ее переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые он разрешает в жизни. Способность, вырабатывающаяся в ходе жизни у некоторых людей, осмыслить жизнь в большом плане и распознать то, что в ней подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших задач, но и определить сами задачи и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, – это нечто, бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний, это драгоценное и редкое свойство – мудрость.

В.С. Мерлин считает, что самосознание – это сложная  психологическая структура, включающая в себя следующие основные компоненты:

  1. Сознание своей тождественности;
  2. Сознание своего собственного «я» как активного, деятельного начала;
  3. Осознание своих психических свойств и качеств;
  4. Систему социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «я» - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения, осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

А.Г. Спиркин  дает следующее определение: «Самосознание  – это осознание и оценка человеком  своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и  интересов, идеалов и мотивов  поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни». А.Г. Спиркин считает, что благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя.2 Самосознание является венцом развития высших психических функций, оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой. Самосознание нередко определяется как «знание самого себя» в отличие от сознания, которое при этом представляется как знание других. Самосознание, таким образом, сближается с рефлексией. Р.А. Сатыбалдиева отмечает, что рефлексия – «это размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни». Не рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире, рефлексия погружает нас в глубину нашей самости. Поскольку человек понимает себя как разумное существо, рефлексия принадлежит его социальной природе, рефлексия не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.

Самосознание  имеет уровневое строение:

  1. На уровне организма – активность субъекта определена системой «организм – среда», самосознание имеет двигательный характер и вызывается потребностями в физическом благополучии организма, формируется самочувствие субъекта. Самочувствие есть биологический аналог самоотношения, отражающий степень удовлетворенности потребностей организма в благополучии, целостности, функциональном состоянии.
  2. На уровне социального индивида активность подчинена потребности человека к общности, в признании его этой общностью. Эта активность регулируется социальными нормами, правилами, обычаями, которые усваиваются индивидом. Жизненная важность для субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотношении, которое есть перенесение внутрь отношения других, принятие другими или отвержении ими.
  3. На уровне личности активность субъекта вызывается, прежде всего, потребностью в самореализации – в труде, спорте, любви и т.д. Реализуется потребность с помощью ориентации на свои собственные способности, возможности, мотивы. Основой самоотношения здесь является потребность в самоактуализации; собственное «Я», собственные черты и качества оцениваются в отношении к мотивам, выражающим потребность в самореализации, и рассматриваются, как ее условие.

Самосознание  как осознание себя может принимать  различные формы и проявляться  как самопознание, самоконтроль, самооценка и «Образ Я».     Самопознание- его сущность составляет нацеленность человека на познание своих физических, душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей.3 Самопознание совершается:

  1. В анализе результатов собственной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотношений с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами;
  2. При осознании отношения других (оценок результатов деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, качеств личности);
  3. В самонаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе поступков и т.п. Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановлении в памяти прошедшего. Самопознание является основой развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, психических состояний, в регуляции их протекания на основе требований и норм деятельности, поведения и общения. Самоконтроль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.

Информация о работе Самосознание личности в старшем подрастковом возрасте