Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 09:10, курсовая работа
Цель работы: Исследовать особенности развития самосознания у учащихся старшего подросткового возраста.
Объект: Объектом исследования в данной работе выступает самосознание личности.
Предмет: Особенности развития самосознания в старшем подрастковом возрасте.
Задачи:
Рассмотреть категорию «самосознания» в психологической литературе;
Экспериментальным путем выявить соотношение элементов самосознания у старших подростков;
ВВЕДЕНИЕ 3
1.САМОСОЗНАНИЕ И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ 6
1.1 Самосознание личности 6
1.2.Предметность и рефлексивность самосознания 14
2.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Я – КОНЦЕПЦИИ 21
2.1. Я-концепция как совокупность установок "на себя" 21
3. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ 27
3.1 Организация эксперимента. 27
3.2 Результаты 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Актуальность темы. Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание “я” - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему. А.Г.Спиркин дает следующее определение: самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней.
Самосознание
имеет своим предметом
Однако А.Н.Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему высокого жизненного значения, венчающую психологию личности, расценивал в целом как «нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа». В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или “Я-концепции”.
Цель работы: Исследовать особенности развития самосознания у учащихся старшего подросткового возраста.
Объект: Объектом исследования в данной работе выступает самосознание личности.
Предмет: Особенности развития самосознания в старшем подрастковом возрасте.
Задачи:
Теоретико-методологическая база: Для данной курсовой работы послужили работы таких отечественных авторов как: А.Г.Спиркин, А.Н.Леонтьев, В.С.Мерлин, С.Л. Рубинштейна.
Методы исследований:
Структура работы:
Курсовая работа состоит из: введения, трех глав, выводов по трем главам, заключения.
Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов: В работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, А.Г. Спиркина проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте проблемы развития личности. в другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А.А. Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания.
Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата – эти вопросы присутствуют в работах У. Джеймса, К. Роджерса, Р. Бернса и многих других выдающихся ученых.
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, одной из его важнейших характеристик является – рефлексивная способность, т.е. готовность сознания к познанию явлений окружающего мира и самого себя, в последнем случае мы имеем дело с самосознанием личности.
Самосознание по С.Л. Рубинштейну – не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. При этом развитие у личности самосознания совершается в процессе становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности. Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее; самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, оно включается в этот процесс развития личности.
В развитии личности и ее самосознания существует ряд ступеней. Сюда включается все, что делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни: от способности к самообслуживанию до начала трудовой деятельности, делающей его материально независимым. Каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее, изменение взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе. Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это – как и сознание вообще – не пассивно, не зеркально. Представление человека о самом себе, даже о собственных психических свойствах и качествах, далеко не всегда адекватно их отражает; мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже когда он стремится верно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда объективно отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самосознание человека не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая и то или иное отношение к себе, тесно связано и с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.1
По мере того
как человек приобретает
В.С. Мерлин считает, что самосознание – это сложная психологическая структура, включающая в себя следующие основные компоненты:
Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «я» - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения, осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
А.Г. Спиркин дает следующее определение: «Самосознание – это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни». А.Г. Спиркин считает, что благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя.2 Самосознание является венцом развития высших психических функций, оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой. Самосознание нередко определяется как «знание самого себя» в отличие от сознания, которое при этом представляется как знание других. Самосознание, таким образом, сближается с рефлексией. Р.А. Сатыбалдиева отмечает, что рефлексия – «это размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни». Не рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире, рефлексия погружает нас в глубину нашей самости. Поскольку человек понимает себя как разумное существо, рефлексия принадлежит его социальной природе, рефлексия не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.
Самосознание имеет уровневое строение:
Самосознание как осознание себя может принимать различные формы и проявляться как самопознание, самоконтроль, самооценка и «Образ Я». Самопознание- его сущность составляет нацеленность человека на познание своих физических, душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей.3 Самопознание совершается:
Информация о работе Самосознание личности в старшем подрастковом возрасте