Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 09:10, курсовая работа
Цель работы: Исследовать особенности развития самосознания у учащихся старшего подросткового возраста.
Объект: Объектом исследования в данной работе выступает самосознание личности.
Предмет: Особенности развития самосознания в старшем подрастковом возрасте.
Задачи:
Рассмотреть категорию «самосознания» в психологической литературе;
Экспериментальным путем выявить соотношение элементов самосознания у старших подростков;
ВВЕДЕНИЕ 3
1.САМОСОЗНАНИЕ И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ 6
1.1 Самосознание личности 6
1.2.Предметность и рефлексивность самосознания 14
2.ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Я – КОНЦЕПЦИИ 21
2.1. Я-концепция как совокупность установок "на себя" 21
3. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ 27
3.1 Организация эксперимента. 27
3.2 Результаты 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Самопознание выступает также в качестве основы для реализации оценочного отношения к самому себе, или самооценки. Различия самопознания и самооценки может быть представлено как несовпадение когнитивно-познавательного и оценочно-ценностного компонентов самосознания. Самопознание может включать в себя самооценку, но оно может констатирующим, вне оценочным4.
Самооценка – это компонент самосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.
Самооценке и ее развитию посвящено много психологических работ. Установлено, что самооценка может быть адекватной (объективной) и неадекватной (заниженной или завышенной). Каждая из них специфическим образом проявляется в жизнедеятельности человека. Завышенная самооценка приводит к формированию таких особенностей личности как самоуверенность, высокомерие, некритичность и т.п. Заниженная формирует робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснительность и т.д. Адекватная самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельности, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей. Самосознание тесно связано с уровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими людьми.
«Образ Я» является результатом самопознания человека и выработки им системы представлений о самом себе. Он определяет отношение индивида к самому себе, выступает основой построения взаимоотношений с другими людьми5.
В психологических исследованиях «Образа Я» выделяют несколько характеристик, подлежащих измерению. Результаты таких измерений составляют комплексную оценку уровня развития самосознания у разных людей или у одного и того же человека на разных этапах его жизненного пути.
Во-первых, это степень когнитивной сложности и дифференцированности, измеряемая числом и характером осознаваемых человеком своих качеств, при этом, чем больше качеств субъект осознает и чем сложнее и обобщеннее сами эти качества, тем выше уровень его самосознания.
Во-вторых, это степень выраженности и конкретный состав «Образа Я», его значимости для индивида. Люди могут различаться и по направленности на свое Я: у одних «Образ Я» в центре сознания, у других на периферии; и по предмету осознания: одни больше озабочены своим физическим Я, другие – социальным, третьи – духовным.
В-третьих, это степень внутренней цельности, последовательности образа Я. Он может отличаться внутренней согласованностью, либо включать в себя противоречивые представления субъекта о самом себе. Противоречивость и непоследовательность образа Я вызывает внутреннюю напряженность, сомнения и колебания.
В-четвертых, это степень устойчивости образа Я во времени. У одних людей представление о себе остается стабильным, у других оно может быть неустойчивым, подверженным колебаниям и изменениям.
В содержании «Образа Я» выделяют следующие составляющие:
«Я» настоящее – то, каким видит себя человек в данный момент, эта составляющая является центром самосознания; «Я» динамическое – то, каким человек планирует стать в будущем, эта составляющая имеет большое значение для самосовершенствования и личностного роста; «Я» идеальное – то, каким человек хочет быть, исходя из моральных норм и ценностей, это внутренний эталон, по которому человек оценивает себя и других; «Я» ретроспективное – представления о себе в прошлом, необходимый компонент для осмысления и оценки своей жизни; Функционально-ролевое «Я» – представление о себе в контексте той или иной социальной роли, необходимо для оценки и коррекции своего поведения в разных ситуациях; Изображаемое «Я» – то, каким человек демонстрирует себя перед другими, это «маска» человека; «Я» социальное – то, каким, по мнению человека, его видят окружающие; «Я» физическое – то, каким человек воспринимает свою внешность. Эта составляющая играет важную роль в межполовых отношениях, особенно важна в подростковом возрасте; «Я» духовное – то, как человек представляет себя со стороны высших духовных ценностей, выступает как духовный центр личности.
Интегральным измерением «Образа Я» выступает:
Самопринятие: благополучное становление человеческой личности и индивидуальности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера, своего места среди других людей;
Самоуважение личности: соотносимо с ценностно-смысловыми установками личности, У. Джемс вывел «формулу самоуважения»: самоуважение = успех/ притязания, чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня самоуважения. В свою очередь успех в деятельности повышает самоуважение человека.
Особую роль в развитии человека, как субъекта труда играет становление профессионального самосознания. С.А. Дружилов рассматривает профессиональное самосознание как процесс и результат осознания себя в профессиональной сфере, целенаправленного регулирования на этой основе своего поведения, деятельности и отношений. В структуру профессионального самосознания по А.К. Марковой входят:
Таким образом, самосознание – процесс осознания себя, своих качеств, потребностей, мотивов; это особый структурный компонент личности, выражающийся в способности выделять самого себя из окружающей действительности как некую реальность. Самосознание имеет социальное происхождение и возникает в ситуациях совместной деятельности. Содержанием самосознания являются всевозможные качества человека, как индивида, субъекта, индивидуальности, таким образом, туда входят черты характера, способности, особенности внешности, поступки и др. Субъективно самосознание переживается как чувство «Я». Наличный уровень развития самосознания личности существенно влияет на процесс формирования профессионального самосознания.
Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности и развернутости. Когда человек воспринимает какую-то группу предметов, то с этим необходимо связано осознание «схемы тела», места, которое занимает его тело в системе других предметов и их пространственных и временных характеристик, осознания отличия сознания этого человека от воспринимаемых им предметов и т.д. Однако все эти факты сознания находятся в данном случае не в его «фокусе», а как бы на его «периферии». Непосредственно сознание человека нацелено на внешние предметы. Тело человека, его сознание, его познавательный процесс не входят непосредственно в круг предметов его сознательного опыта. Самосознание в этом случае выражается как бы «неявным» образом.
Явные формы
самосознания, когда те или иные
феномены сознания становятся предметом
специальной аналитической
Не следует, однако, думать, что образ самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету – реальному человеку и его сознанию. Между ними может существовать разрыв, возможность которого особенно велика как раз на стадии развернутого явного самосознания в виде рефлексии. Однако этот разрыв может быть и в элементарных формах самосознания, самостроительстве, самоопределении личности. Важно подчеркнуть, что самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми и генетически связано с отношением к себе с «точки зрения другого», но и что оно постоянно проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе включения человека в систему межчеловеческих отношений.
На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве, — отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14—15 годам подросток овладевает навыками самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя. («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит, я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит я способный» и т. п.) Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным.
Уровень притязаний — тот уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На уровень притязаний оказывает влияние динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным, заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.
Заниженный уровень притязаний, когда человек выбирает слишком простые, легкие цели (хотя он мог бы достичь значительно более высоких целей), возможен при низкой самооценке (человек не верит в себя, низко оценивает свои способности, возможности, чувствует себя «неполноценным»), но также возможен и при высокой самооценке, когда человек знает, что он умный, способный, но цели выбирает попроще, чтобы «не перетруждаться», «не высовываться», проявляя своеобразную «социальную хитрость». Завышенный уровень притязаний, когда человек ставит перед собой слишком сложные, нереальные цели, объективно может приводить к частым неудачам, к разочарованию, фрустрациям. В юности часто выдвигают завышенные, нереалистические притязания, переоценивают свои способности, а в результате эта беспочвенная самоуверенность часто раздражает окружающих, вызывает конфликты, неудачи, разочарования.
В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.7
На протяжении
всего процесса социализации личность
имеет дело с освоением все
новых и новых видов
Выделение себя из среды, сознание себя как субъекта, автономного от среды (физической среды, социальной среды); осознание своей активности — «Я, управляю собой»;
Осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это может быть и мое качество»);
Моральная оценка себя, наличие рефлексии, осознание своего внутреннего опыта.В структуре самосознания можно выделить:
Осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я» как действующий субъект»);Осознание своих реальных и желаемых качеств «Реальное Я» и «Идеальное Я»); познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);
Эмоциональное, чувственное представление о себе. Таким образом, самосознание включает в себя:
— самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);
— самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).
В целом можно выделить 3 пласта сознания человека:
Отношение к другим людям, осознание этого отношения бывает качественно различным:
Информация о работе Самосознание личности в старшем подрастковом возрасте