Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 11:45, контрольная работа
цели нашего исследования:
1. Доказать, что с помощью представления себя другим человек осуществляет самопроектирование, планирует собственное развитие.
2. Доказать, что в процессе представления себя другим человек часто реализует потребности и желания, принципиально неосуществимые в реальной жизни.
3. Доказать, что культурные тексты являются источником, из которых черпаются образы других.
4. Доказать, что представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть.
Перечисленные цели обусловили постановку и решение следующих исследовательских задач:
1. Выяснить особенности представления себя другим.
2. Выяснить, какие потребности и желания человек считает принципиально неосуществимыми;
3. Выяснить, какие культурные тексты являются источниками образов других;
4. Последить, насколько изменились представления человека о самом себе в результате представления себя другим.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1 Философско-психологические основания исследования проблемы «Я» и самопознания……………………………………………………………………….5
Глава 2 Роль Другого в самопознании…………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………………………………31
1)
В процессе взаимоотношений с
Другим формируется также "
2)
Другой присутствует в
3) Другой присутствует на уровне сознательного «Я» именно как представление о своем «Я». Когнитивная схема образа «Я» строится по следующим принципам: интериоризация, усвоение оценок других людей; социальное сравнение себя с другим; самоатрибуция. В самопознании компоненты «Я» распадаются на единицы – существительные и прилагательные, образующие самоописания. От их значимости, согласованности, последовательности зависит непротиворечивость образа «Я» в целом. Задачей самопознания является достижение целостного, завершенного образа «Я». «Я» в этом смысле является нарративной структурой. Репрезентации «Я» становятся необходимой предпосылкой самопознания. Для этого «Я» должно быть явлено, а явлено оно может быть только в Другом. При этом «Я» как субъект самопознания выходит за пределы содержания самопознания в область Другого. Важным является не только когнитивный аспект самопознания.
В меняющемся мире проблемы самопознания становятся особенно актуальны. Мы рассмотрели особенности представления себя другим как способ самопознания. Самопознание посредством представления себя другим характеризуется целостностью: на первый план выходит смысл «Я» в его единораздельной и целесообразной структуре, его событие. Внутренние противоречия не мешают, а сосуществуют, понимаясь как этапы некоторого единого процесса становления, экзистенции и компоненты единой и целостной структуры. Целостность обеспечивает познание не только отдельных своих качеств или психических процессов, а целостного «Я». Прошлое, настоящее и будущее понимаются как взаимосвязанные. Поэтому понимается важность не только сиюминутных «Я», но устремленность «Я» в будущее и учет духовной традиции. Истинное «Я» здесь – это онтологический феномен бытия, соответствующий экзистенциальным законам бытия.
При этом подходе человек понимается как незавершенный, до конца не определенный, открытый в свободном акте самопознания, а следовательно достигается подлинность бытия.
Роль Другого в формировании и функционировании человеческого «Я» огромна. Только через Другого возможно понимание себя. Подлинное знание о себе человек получает возможность познать и понять себя только заняв позицию вненаходимости. Поэтому Другой имеет статус гносеологической и онтологической необходимости. В Другом «Я» видит свое отражение. Личность существует только в своем стремлении к Другому, познает себя только через Другого, обретает себя только в Другом. Представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть. В представлении себя другим человек получает возможность увидеть себя не статичным и завершенным, а в развитии, что дает возможность планировать, размечать стратегию своего собственного развития. В фантазиях о себе человек часто реализует потребности и желания неосуществимые в реальной жизни. Герои художественных произведений являются по отношению к читателю являются Другими, поэтому культурные тексты являются источником, из которого черпаются образы других.
Общая гипотеза была сформулирована следующим образом: представление себя другим является одним из способов самопознания.
Полученные в результате экспериментального исследования данные позволяют нам сделать некоторые выводы.
Итак, мы можем сделать вывод, что культурные тексты являются источником, из которого черпаются образы других.
Таким образом, можно сделать вывод, что представление себя другим является одним из способов самопознания. Гипотеза нашего исследования доказана.
Полученные в результате нашего исследования данные позволяют лучше понять особенности самопознания в период взрослости. Полученная нами информация может быть использована в процессе консультирования по возрастным, личностным, экзистенциальным проблемам.