Самопознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 11:45, контрольная работа

Описание работы

цели нашего исследования:
1. Доказать, что с помощью представления себя другим человек осуществляет самопроектирование, планирует собственное развитие.
2. Доказать, что в процессе представления себя другим человек часто реализует потребности и желания, принципиально неосуществимые в реальной жизни.
3. Доказать, что культурные тексты являются источником, из которых черпаются образы других.
4. Доказать, что представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть.
Перечисленные цели обусловили постановку и решение следующих исследовательских задач:
1. Выяснить особенности представления себя другим.
2. Выяснить, какие потребности и желания человек считает принципиально неосуществимыми;
3. Выяснить, какие культурные тексты являются источниками образов других;
4. Последить, насколько изменились представления человека о самом себе в результате представления себя другим.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1 Философско-психологические основания исследования проблемы «Я» и самопознания……………………………………………………………………….5
Глава 2 Роль Другого в самопознании…………………………………………20
Заключение………………………………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………………………………31

Работа содержит 1 файл

контроша.docx

— 65.89 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1 Философско-психологические основания исследования проблемы «Я» и самопознания……………………………………………………………………….5

Глава 2 Роль Другого в самопознании…………………………………………20

Заключение………………………………………………………………………..28

Список  используемой литературы………………………………………………31 
 

 

Введение 

     В последние 20 лет в России произошли  серьезные социальные трансформации. Изменился политический строй, система  экономики, социальная структура общества. Подобные перемены всегда сопровождаются сменой общественных идеалов и ценностей. Изменился и идеал человека. К  современной личности предъявляются  новые требования. Поэтому человек  должен выяснить собственные возможности  и способности, чтобы лучше адаптироваться к меняющимся условиям. Сегодня ситуация меняется особенно быстро в связи  с возросшим темпом жизни, человек  должен открывать в себе все новые  и новые способности и возможности. Поэтому сегодня проблема самопознания особенно актуальна.

     Становление и развитие экзистенциальной психологии привело к пониманию того, что  необходимо говорить не об урывочном  познании человеком отдельных качеств  и свойств, а о целостном познании самого себя, учитывающем всю полноту  духовной жизни. Специфика изучения проблемы «Я», самопознания, познания конкретного человека с учетом всех его особенностей заключается в  том, что оно охватывает широкий  спектр разноплановых вопросов. Поэтому  единой теории «Я» и самопознания пока нет. Однако проводятся многочисленные исследования. Мы предприняли попытку  изучения самопознания с помощью  представления себя другим как одного из возможных способов самопознания. Это и определило выбор темы нашего исследования.

     Гипотезы  нашего исследования были сформулированы следующим образом:

     Общая: представление себя другим является одним из способов самопознания.

     Частные:

  1. С помощью представления себя другим человек осуществляет самопроектирование, планирует собственное развитие.
  2. В процессе представления себя другим человек часто реализует потребности и желания, принципиально неосуществимые в реальной жизни.
  3. Культурные тексты являются источником, из которых черпаются образы других
  4. Представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть – он расширяет самоописание.

     Проверка  сформулированных гипотез определила цели нашего исследования:

    1. Доказать, что с помощью представления себя другим человек осуществляет самопроектирование, планирует собственное развитие.
    2. Доказать, что в процессе представления себя другим человек часто реализует потребности и желания, принципиально неосуществимые в реальной жизни.
    3. Доказать, что культурные тексты являются источником, из которых черпаются образы других.
    4. Доказать, что представляя себя другим, человек лучше представляет каков он есть.

     Перечисленные цели обусловили постановку и решение  следующих исследовательских задач:

      1. Выяснить особенности представления себя другим.
      2. Выяснить, какие потребности и желания человек считает принципиально неосуществимыми;
      3. Выяснить, какие культурные тексты являются источниками образов других;
      4. Последить, насколько изменились представления человека о самом себе в результате представления себя другим.

     Объектом  нашего исследования являются особенности  самопознания, а предметом – представление  себя другим как способ самопознания.

     Методологической  основой нашего исследования являются взгляды М.М. Бахтина, Л.С. Выготского, Ж.-П. Сартра, Дж. Бьюдженталя, Л. Бинсвангера и других.

     Организация экспериментального исследования. Всего  в основном эксперименте приняло участие 40 человек в возрасте от 21 до 51 года. Выбор испытуемых обусловлен задачей представить возрастную группу в анализе особенностей представления себя другим.

     Основным  методом исследования являлся эксперимент. В исследовании нами был использован  блок методик, состоящий из стандартной  методики исследования личности FPI и авторские методики, разработанные нами для конкретных целей исследования. К разработке методик мы привлекли экспертов – 43 человека.

     Новизна нашего исследования заключается в  рассмотрении особенностей представления  себя другим как способа самопознания. Кросс-культурная парадигма М.М. Бахтина еще не лежала в основе психологического исследования. Для этого мы совместно с Сапоговой Е.Е. разработали специальные методики.

     Практическая  значимость состоит в предложенном комплексе методик, который может применяться практическим психологом для диагностики особенностей представления себя другим.

 

Глава 1 Философско-психологические  основания исследования проблемы «Я» и самопознания

 

     Проблема  человеческого «Я» - один из самых  главных аспектов вопроса о сущности человека. Она охватывает многие вопросы: родовую специфику человека, его отличие от животных; онтологическое тождество личности, сохранение и изменение на протяжении жизни; феномен самосознания и его отношение к сознанию; мотивацию поступков человека, правомерность его выборов; познаваемость «Я», истинность этого познания. Многие философы, такие как Р. Декарт, Д. Юм, Фихте, И. Кант, Н.О. Лосский и др. объявили человека единственным предметом познания. В каждом направлении (рационализм, сенсуализм, экзистенциализм, герменевтика и т.д.) принимается тезис об исключительности и неповторимости человека. И действительно, у человека есть необычные свойства (т.е. те, которые отличают его от других существ): у него особая телесность, он сложно организован как биологический вид, он мыслит, он чувствует, он ощущает, он отражает в своем сознании многообразие мира, он, наконец, творит культуру. Человек сложен и неисчерпаем. При этом каждое свойство претендует на исключительность. В этом и проблема – каждое исключительное свойство не раскрывает специфики человека.

     Своеобразие человека отчетливо проявляется  в четырех сферах

  1. Как природное существо человек подчиняется законам физики, химии, биологии. Уже на этом уровне он выделяется особенностью строения органов и систем, протеканием химических процессов.
  2. Как ментальное существо человек способен к познанию через чувства, восприятие, представление, мышление, он способен оперировать различными логико-математическими конструктами, понятиями.
  3. Как существо, владеющее языком, человек выражает себя в речи, письме, высказывании.
  4. В качестве предметно-деятельностного существа человек выступает субъектом действий и поступков. (Это человек: Антология./ Под ред. Гуревича П.С.. М: Высшая школа, 1995)

     Эти сферы самостоятельны и в тоже время взаимосвязаны. Человек несводим к какому либо одному из измерений. С сфере нашей темы для нас наиболее интересной представляется способность человека к познанию самого себя. Здесь необходимо поставить вопрос о том что и как человек познает, когда мы говорим о самопознании. Очевидно, что познать человек пытается некую свою внутреннюю сущность, нечто важное и существенное, что можно обозначить как «Я»

     Проблема  человеческого «Я» подразумевает  два разных вопроса: 1) «Что такое  «Я»?», какова вообще природа «Я», идентичности, самосознания и т. д. 2) «Кто я?», каков смысл моего конкретного бытия. Вопросы эти взаимосвязаны.

     Из  воззрений на природу «Я» для  нас наиболее важны три идеи. Во-первых, понятие «Я» обозначает самотождественность лица, его единство и отличие от всех других людей и объектов, его идентичность; во-вторых, его субъектность, активно-деятельное начало; в-третьих, нечто глубоко интимно-приватное, что проявляется в свойствах и поступках человека, но никогда не сводится к ним и потому не может быть познано извне: как писал М. М. Бахтин, «чужие сознания нельзя созерцать, анализировать, определять как объекты, как вещи,- с ними можно только диалогически общаться» (М. Бахтин. Проблемы поэтики Достоевского. М. "Советский писатель". 1963, стр. 92.). Вместе с выделением специфики «Я» решается вопрос о самопознании. Однако, эти воззрения формировались не сразу.

     Вопрос  о природе, о специфике «Я»  и об особенностях самопознания был  поставлен давно.(Канке В.А. Философская антропология. М: Логос, 2003). Еще Гераклит призывал человека: «Познай самого себя». Это является свидетельством проявления интереса человека к самопознанию, однако, пока не ясно что именно и как нужно познавать. Философы древности использовали нерасчлененные понятия «Я», «человек», «душа». Человек был частью всеобщего мирозданья. Платону принадлежит идея индивидуальной души, благодаря которой человек стал самостоятельной ценностью. (Сочинения Платона М: 1983) Это подтолкнуло философов того времени переключить внимание с общих вопросов бытия на человека. Например, Плотин написал девять книг о душе.(Рассел Б. История западной философии. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002). Он выделил Единое как подлинный первоисточник, которое существует посредством Ума. Ум - первообраз всех вещей. Эмонация ума приводит к Мировой Душе, которая пронизывает все живые существа. Ему приходится разделить душу на три фазы, правда переходящие одна в другую: душа, созерцающая божество, размышляющая душа и животная. Только созерцающая и размышляющая душа и есть «Я». Правда, «Я» связано с телом, следовательно есть в «Я» и животная часть, но то, что в ней происходит не касается «Я». Таким образом, понятие «Я» устанавливается раз и навсегда в идеалистическом смысле. Кроме того, душа стала служить основой учения о бытии.

     Как можно увидеть, взгляды античных философов на природу человека синкретичны. Хотя очевидно стремление человека к  самопознанию, но в человеческом «Я»  нет загадки, тайны, а следовательно, в самопознании нет проблемы. Человек целостен, нет субъекта без Космоса и Космоса без субъекта. Человек познает себя целиком и полностью, потому что нет внутреннего человека, нет внутреннего мира, нет «Я», человек полностью выражен во вне. Поэтому дальнейшая философская мысль пошла по пути выделения объекта самопознания.

     В средневековье человек отделяется от космоса, от Бога. Августин Аврелий считал душу орудием, которое правит телом. .(Рассел Б. История западной философии. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002). Душа – центр человека, его «Я». В тоже время все знания заложены в душе, которая живет и движется в Боге. Основанием истинности этого знания становится служит внутренний опыт: душа поворачивается к себе, чтобы постичь собственную деятельность. Значит, самопознание становится мерой истины. Итак, стала понятным необходимость самопознания. Был выделен и объект – душа, «Я». Но человек еще не стал самостоятельным предметом самопознания. Познание человеком своего «Я» было возможно только в соотнесении с Богом. Самопознание находится в тени стремления познать Бога. Но «Я» становится точкой опоры в познании Бога и человека как «образа и подобия Бога», душа стала основой учения о познании.

     В эпоху Возрождения в поле внимания вновь попадает сам человек. Даже больше, он становится центром внимания философов, художников и пр. Постулируется  творческая сущность человека, а следовательно весь мир понимается в проекции на человека. Это можно рассмотреть как начало становления субъектности человека. Однако, эта субъектность чисто внешняя, интерес ко внешним проявлениям почти полностью вытесняет интерес к внутренней сущности «Я». Но это собственно и не столь важно, так как «Я» сводится к телесности: «в красивом теле красивый дух». Поэтому изучая тело, человек изучает себя.

     Эту идиллию нарушил Р. Декарт, разделив душу и тело на две самостоятельные  субстанции.(Декарт Р. Начала философии. М:1977) «Я» перестало видеться во внешних проявления. Для Р. Декарта специфика человеческого «Я» в том, что «Я мыслю, следовательно, существую», а также сомневаюсь, понимаю, убеждаюсь, переживаю и т.д. Следовательно, необходимо познавать «Я» как мыслящую сущность: мысли о сознании это то же, что и мысли о «Я». Понять свое «Я» можно путем интроспекции. Интроспекция становится способом самопознания. Надо отметить, что познание человеком себя осуществляется с помощью мышления. Человек постоянно ищет себя, пытается себя познать и этот поиск сам по себе и есть подтверждением подлинности «Я» человека. Однако, признание «Я» как мыслящей сущности нарушило единство «Я», т.к. у человека меняются мысли, меняются состояния сознания, человек развивается. При этом он все же сохраняет единство, непрерывность своего «Я». Идею «Я», непрерывности «Я» Декарт и его последователи считали врожденной, а рациональную интуицию объявили методом самопознания.

Информация о работе Самопознание