Самоконтроль умственно отсталых школьников в трудовой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:30, доклад

Описание работы

Рассматривается состояние умений учащихся вспомогательной школы контролировать правильность формы предметов. Исследование самоконтроля в процессе выполнения изделий. Анализ процесса выполнения трудового задания. Исследование зависимости эффективности самоконтроля учащихся вспомогательной школы от уровня их предварительной ориентировки в трудовом задании.

Работа содержит 1 файл

Самоконтроль труд. обуч..doc

— 91.50 Кб (Скачать)

В этом случае умственно  отсталые дают правильный, но не полный словесный отчет (например, только «в углу»). Но опыты показали, что неумение испытуемых дать адекватный словесный  отчет не мешает им относительно точно располагать деталь, когда ее пространственная характеристика несложна.

Если же пространственное расположение детали определить сложнее (например, полоска расположена по диагонали прямоугольного листа, на равном расстоянии от углов), то умственно отсталые школьники не только не могут дать пространственную характеристику детали, но и ошибаются при исполнении на значительно большую величину, чем нормальные учащиеся (в 1,5—2 раза).

Очевидно, что  механизм непосредственного запечатления, при восприятии относительно сложных пространственных отношений, «не справляется» с задачей формирования предметного образа, давая лишь приближенное отражение.

В главе VI рассматриваются вопросы обучения самоконтролю умственно отсталых школьников. Экспериментальный раздел исследования позволяет, как нам думается, обосновать некоторые методические рекомендации учителям по труду вспомогательных школ.

Прежде всего, необходимо отметить важность изучаемой  проблемы для методики и организации  трудовой подготовки учащихся.

Так, создание на занятиях по труду условий, которые  бы сокращали число ошибочных  действий умственно отсталых школьников можно рассматривать не только в  профессиональном плане (в целях  быстрейшего овладения трудовыми  операциями), не только в плане развития практического интеллекта школьников, но и в плане формирования положительных мотивов трудовой деятельности.

Практика показывает, что мотивы труда учащихся зависят  как от внешних, по отношению к  трудовой деятельности, обстоятельств (назначение изделия, оценка учителя и т. п.), так и от того, насколько успешно происходит сам процесс труда.

Частые ошибки учащихся, исправления ранее сделанного, частые обращения к учителю за помощью и т. д. создают отрицательные  мотивы деятельности. С другой стороны, труд без задержек, срывов и перенапряжения работающего обычно приносит ему моральное удовлетворение, создает положительное отношение к выполняемому заданию.

Таким образом, практический аспект проблемы развития самоконтроля безусловно важен.

Однако, анализ сложившейся школьной практики показывает, что обучение труду в большинстве вспомогательных школ пока еще недостаточно учитывает необходимость преодоления специфичных для учащихся недостатков трудовой деятельности.

Выполненные нами эксперименты и наблюдения в учебных мастерских вспомогательных школ приводят к мысли о том, что при обучении умственно отсталых труду наиболее важным является не столько организация непосредственной работы школьников над изделием, сколько подготовка к этому — процесс «изготовления предмета в уме».

Вместе с тем  практика показывает, что методика и организация подготовки умственно  отсталых школьников к работе над  изделием требуют от учителя по труду  определенных знаний по этому вопросу, а также более высокого уровня педагогического мастерства в целом. Прежде всего, следует указать на важность тех моментов занятий по труду, которые включают обсуждение предстоящего задания, анализ изделия, оценку и словесный отчет учащихся о состоянии работы.

Проводя анализ образца изделия, учителю необходимо отдавать себе отчет в том, что различные элементы изделия по-разному усваиваются школьниками и потому требуют разных способов инструктирования. Больше всего затрудняют умственно отсталых индивидуальные признаки предмета-образца и сравнительно легко они усваивают некоторые обобщенные признаки предметов (типа общих представлений о простых геометрических формах).

Наши наблюдения на уроках труда показали, что действия самоконтроля большею частью актуально  не осознаются учениками вспомогательной  школы.

Учащиеся субъективно  не относят самоконтроль к непосредственным условиям достижения цели (к таким  условиям они относят только исполнительные действия).

В этом случае самоконтроль, исключая инструментальные контрольно-измерительные  операции, не выступает в качестве самостоятельной деятельности и осуществляется в виде «свернутых» действий. Последнее обстоятельство затрудняет обучение самоконтролю. Однако, существует ряд методических приемов, которые позволяют приучить школьников специально обращать внимание на свои контрольные действия и учитывать их при планировании работы.

В то же время, эксперименты показывают, что повышение контрольной  активности школьников, воспитание у  них направленности сознания на контроль своей работы хотя и являются необходимыми элементами трудового обучения, но они недостаточны для повышения эффективности самоконтроля умственно отсталых. Здесь не менее важны приемы обучения, которые бы воспитывали умение школьников ориентироваться в задании по труду, запоминать изделие-образец (или то, что его заменяет), в процессе работы опираться на предварительно сформированный образ объекта труда.

Одна из существенных причин, затрудняющих учащихся вспомогательной  школы при формировании образа объекта  труда, связана с недостаточностью их речи. Опытами установлено, что при запоминании изделия-образца умственно отсталые школьники в целом меньше, чем нормальные, используют свою речь. Но, и в тех случаях, когда их практические действия регулируются речью, они часто допускают ошибки, обусловленные неадекватным применением слов.

Есть основания  предполагать, что развитие речи умственно  отсталых, которое происходит в основном на общеобразовательных уроках вне  связи с практической общеполезной деятельностью, недостаточно решает задачу развития регулирующей функции речи в трудовой деятельности.

Очевидно, эта  задача должна решаться главным образом  на уроках трудового обучения в непосредственной связи с рабочим процессом  в учебных мастерских.

При этом очень  важным являются «подготовительные  занятия», которые непосредственно предшествуют работе школьников над изделием (Содержание подготовительных занятий нами изложены в методическом пособии «Особенности проф. обучения во вспомогательной школе», 1966.) , а также обучение школьников умению давать словесный отчет в ходе работы и по ее окончании.

По  теме диссертации  опубликованы следующие  работы:

1. О формировании  навыков самоконтроля в труде  умственно отсталых школьников. Сб. «Специальная школа», вып. 3, «Просвещение», 1965.

2. Качественная  оценка трудовых навыков учащихся вспомогательных школ. Сб. «Методы изучения аномальных детей», Изд-во «Просвещение», М., 1965.

3 Особенности  профессионального обучения во  вспомогательной школе, Изд-во  «Просвещение», М., 1966.

4. Сравнение  способов ориентировки умственно  отсталых школьников в трудовом задании. Сб. «Специальная школа», вып. 4, Изд-во «Просвещение», 1967.

5 Особенности  самоконтроля умственно отсталых  школьников при выполнении трудовых  заданий. «Пятая научная сессия  по дефектологии», Тезисы докладов, «Просвещение», М., 1967.

Информация о работе Самоконтроль умственно отсталых школьников в трудовой деятельности