Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:30, доклад
Рассматривается состояние умений учащихся вспомогательной школы контролировать правильность формы предметов. Исследование самоконтроля в процессе выполнения изделий. Анализ процесса выполнения трудового задания. Исследование зависимости эффективности самоконтроля учащихся вспомогательной школы от уровня их предварительной ориентировки в трудовом задании.
Прежде всего, эти опыты показали, что в контроле комплексных изделий умственно отсталые школьники больше отличаются от нормальных, чем при контроле предметов простой геометрической формы.
Однако, в этом случае не все характеристики элементов объекта контроля в равной мере затрудняли испытуемых. Те характеристики, которые были отражены в обобщенном опыте умственно отсталых учащихся, использовались ими при контроле изделия значительно успешнее (например, знание и представление о симметричности весов), чем индивидуальные признаки предмета (например, различие между образцом и объектом контроля по величине отдельных деталей). С другой стороны, опыты свидетельствуют о том, что ученики вспомогательной школы в большей мере, чем нормальные, затрудняются в контроле малозаметных признаков комплексного изделия. Например, они часто не замечают отсутствие или неверную установку крепежных изделий (винтов, гаек, шайб).
Проведенные опыты
показали также, что специальная
организация предварительной
Глава IV диссертации посвящена исследованию самоконтроля в процессе выполнения изделий.
Наблюдения за работой учащихся в мастерских, а также опыты предыдущей главы, позволили нам предположить, что основные недостатки умственно отсталых школьников в трудовой деятельности меньше зависят от их отношения к труду и в большей мере определяются способностью школьников выполнять умственные трудовые действия (ориентировка в задании, планирование и контроль своего труда).
Опыты, во время которых испытуемые собирали несложные изделия из конструктора (Этот вид работы позволяет выделить трудности испытуемых, связанные преимущественно с контролем изделия.) показали, что большинство умственно отсталых школьников, как и в эксперименте с контролем готовых изделий, довольно успешно руководствуются в своей работе общим представлением об изделии — образце, т. е. способны более или менее точно выполнить основные контуры изделия, но затрудняются при воспроизведении более дифференцированных признаков предмета.
Наблюдая сборку простых изделий из конструктора, нетрудно было заметить, что, во-первых, умственно отсталые испытуемые отличаются от нормальных главным образом не в конечных результатах труда, а по характеру самого процесса работы и, во-вторых, уровень трудовых умений учащихся одного класса вспомогательной школы может быть существенно различен.
Полученные предварительные выводы свидетельствовали о необходимости исследования структурных особенностей деятельности и выявления зависимости этих особенностей от глубины основного дефекта учащихся - олигофренов.
Анализ процесса
выполнения трудового задания показал,
что по характеру структуры
К первой группе
мы отнесли учащихся, у которых
процесс выполнения задания определенного
уровня трудности с самого начала
осуществлялся в основном правильно,
почти без исправлений и
Для испытуемых второй группы (большинство проверяемых учащихся) характерно наличие относительно большого числа пробных действий и исправлений. В ряде случаев у учеников этой группы в конце работы получался верный (или почти верный) результат, но их первые действия очень часто были далеки от правильных.
У учащихся третьей группы наблюдается меньше исправлений и пробных действий, чем во второй группе. Кроме того, исправления и пробные действия учеников третьей группы чаще всего вынужденные. Они возникают, когда деталь физически не может быть привинчена в том положении, в каком ее пытается установить испытуемый. В этой группе на каждого ученика приходится наибольшее число (окончательно) неисправленных ошибок.
Далее в исследовании было установлено, что в первую группу вошли ученики с относительно высоким уровнем интеллектуального развития, а в третью — наиболее отсталые учащиеся.
Таким образом, опыты показали, что структурные различия в труде учеников определенного класса вспомогательной школы в значительной мере связаны с состоянием их умственного развития. Выясняя механизмы возникновения ошибок школьников в работе над изделием, мы пришли к выводу, что большая часть ошибок умственно отсталых испытуемых объясняется неадекватностью сформированного образа объекта труда. Как уже отмечалось, возможны ошибки и другого характера, когда тот или иной элемент изделия—образца адекватно отражается в памяти школьника, но в нужный момент работы не актуализируется. Однако, в условиях наших опытов, первый случай возникновения ошибки у испытуемых из вспомогательной школы наблюдался гораздо чаще.
Итак, результаты экспериментов показывают, что большинство недостатков самоконтроля умственно отсталых школьников берет свое начало в процессе становления образа объекта труда. Отсюда, нам представляется важным исследование зависимости эффективности самоконтроля учащихся вспомогательной школы от уровня их предварительной ориентировки в трудовом задании.
Этот вопрос рассматривается в V главе нашего исследования.
В психологии известно, что речь служит регулятором произвольной целенаправленной деятельности человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, П.Я Гальперин и другие).
Одна из функций
речи заключается в том, что слово
участвует в процессах
Но, может быть, у школьников - олигофренов получают большее развитие безречевые (первосигнальные) механизмы психики? Например, можно было бы предположить, что предварительная ориентировка в трудовом задании опирается преимущественно на более развитую способность умственно отсталых к непосредственному запечатлению воспринимаемых предметных признаков и это в какой-то мере компенсирует недостаточность их речи.
Проверке этого предположения были посвящены эксперименты, во время которых испытуемые (умственно отсталые и нормальные школьники) выполняли трудовое задание в условиях затрудненного использования речи на этапе предварительной ориентировки.
Опыты показали, что затруднение использования речи в период ориентировки существенно ухудшает показатели работы как в группе нормальных, так и умственно отсталых испытуемых. Однако, по сравнению с работой в обычных условиях, затруднение использования речи значительнее ухудшило результаты работы нормальных школьников и меньше повлияло на результаты умственно отсталых.
В то же время, следует
отметить, что и в этих опытах
качественный уровень выполнения задания
учащимися вспомогательной
Таким образом, результаты эксперимента дают основание полагать, во-первых, что ученики вспомогательной школы меньше используют свою речь в трудовой деятельности, чем нормальные учащиеся и, во-вторых, что развитие первосигнальных механизмов психики умственно отсталых таково, что оно не может существенно компенсировать недостаточность в использовании речи.
В этом эксперименте
испытуемые самостоятельно осуществляли
предварительную ориентировку в
задании, причем экспериментатор не
регулировал соотношение
Но, при выполнении умственно отсталыми учениками элементарных заданий возможна организация предварительной ориентировки, которая в одном случае будет опираться преимущественно на практически-действенные компоненты деятельности, а в другом — на речевые.
Может быть, ориентировка
в задании с опорой на практически-действенные
компоненты деятельности (по-видимому,
более сохраненные у
В проведенном эксперименте мы сравнивали выполнение задания умственно отсталыми школьниками при двух способах ориентировки перед началом работы.
В одном случае испытуемые, наблюдая образец изделия, с помощью экспериментатора выделяли пространственные признаки предмета и обозначали их в речи («речевой» способ ориентировки). Во втором случае они самостоятельно осматривали образец и, прежде чем приступить к работе, разбирали (развинчивали) его на составные части («практический» способ ориентировки). В обоих случаях испытуемые затрачивали на предварительную ориентировку в среднем одинаковое время.
Полученные данные
показывают явное преимущество речевого
(Термины «речевая» и «
Наибольшее преимущество
речевой ориентировки проявилось в
результатах выполнения задания. Количество
ошибок умственно отсталых испытуемых
при речевом способе
Таким образом,
при речевом способе
В то же время, опыты показали, что при речевом способе ориентировки возрастают и потенциальные способности умственно отсталых школьников к самоконтролю.
Так, если испытуемый допускал в нашем эксперименте ошибку в изделии и не замечал ее до конца работы, то ему указывалось, что ошибка есть и нужно постараться ее найти. Это стимулировало контрольную активность испытуемых. Однако, в опытах с практической ориентировкой стимулирование самоконтроля редко приводило к нахождению ошибки (12% случаев). При речевой ориентировке таких случаев было в 3 раза больше (35%).
Выяснив значение речевого способа ориентировки умственно отсталых учащихся в труде, мы переходим к рассмотрению особенностей использования ими речи в процессе формирования предметного образа — основы контрольных действий.
В специальном эксперименте была поставлена задача, выявить, в какой мере правильность выполнения задания зависит от умения школьников осмысливать пространственные отношения между элементами изделия.
К эксперименту привлекались ученики V—VII классов вспомогательной и массовой школы.
В опытах испытуемые должны были запомнить образец изделия — очень несложную аппликацию (два квадрата и две полоски расположенные на прямоугольном листе бумаги) и воспроизвести ее по памяти. После изготовления аппликации она убиралась, а испытуемый должен был дать словесный отчет о том, как он располагал те или иные элементы аппликации. Фиксировался самостоятельный отчет испытуемого и тот, который он мог дать с помощь наводящих вопросов экспериментатора.
При осмыслении взаимного расположения деталей аппликации перед испытуемыми вставала задача различной степени трудности. Так, проще всего определялось положение одного из квадратов, который находился в левом нижнем углу листа. Для определения того, как расположены остальные детали, испытуемым нужно было выделить и запомнить более сложные пространственные отношения.
Полученные данные показывают, что умственно отсталые школьники в целом менее точно, чем нормальные, смогли выполнить аппликацию. Если сложить средние ошибки по всем деталям аппликации, то такая суммарная линейная ошибка по группе умственно отсталых будет в 1,5, а угловая — в 2 раза больше, чем у нормальных испытуемых.
По уровню полноты словесных отчетов учащиеся вспомогательной школы еще больше отстают от нормальных.
Какова зависимость между умением испытуемых дать адекватный словесный отчет и точностью изготовления аппликации?
Прежде всего, было обнаружено, что чем сложнее пространственные отношения, которые нужно определить, тем больше затрудняются ученики вспомогательных школ в словесном отчете и тем большую ошибку они допускают при изготовлении аппликации.
Однако, умственно отсталые школьники затрудняются самостоятельно осмыслить и более простые пространственные отношения, хотя нормальные ученики решают эту задачу очень легко (например, когда квадрат расположен в нижнем левом углу листа).
Информация о работе Самоконтроль умственно отсталых школьников в трудовой деятельности