Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 14:28, курсовая работа
Цели данного исследования:
- изучить проблемы самоаттестации педагогических работников в психологической литературе;
- выявить эффективные приемы развития педагогического самосознания;
- провести экспериментальную работу по выявлению уровня самосознания.
Процесс осознания учителем самого себя как профессионала базируется на самопознании и осуществляются путем самоконтроля, самодиагностики, осмысления затруднений и самооценки. Именно эти составляющие мы выделяем как компоненты, способствующие развитию способности учителя к самоанализу.
Самоанализ
способствует выявлению учителем причин
профессиональных затруднений с
помощью получения
С вышеизложенных позиций развитие способности к самоанализу профессиональной деятельности можно рассматривать как сложный многофакторный аналитический процесс изучения учителем своего педагогического опыта, основанного на самоконтроле, самодиагностике, осознании затруднений и оценивании дальнейших перспектив самосовершенствования.
Успешность
развития способности учителя к
самоанализу требует
Способность учителя к анализу собственной деятельности формируется в двух формах: предметного сознания и самосознания. Поэтому методическая работа направлена на получение педагогами знаний проведения анализа профессиональной деятельности и обеспечение процесса самопознания.
Формирование
готовности педагога к самоанализу
требует соответствующей
Степень освоения основ анализа собственной деятельности зависит от активной профессиональной позиции учителя. Для ее развития в методической работе необходимо использовать инновационные формы, которые обеспечивают раскрепощение, профессиональное самоутверждение и самовыражение учителя. Важность данного утверждения заключается в том, что в ходе активной работы учителя формируются такие качества, как самостоятельность, логика рассуждения, аналитическое и ассоциативное мышление, которые необходимы для развития способности к самоанализу.
Всестороннее развитие учителя, формирование его отношения к совершенствованию профессиональной деятельности происходит в ходе общения и педагогической практики, которые обеспечивают появления рефлексивного сознания. Это связано с тем, что природа самоанализа основана на отражении образовательной деятельности, благодаря чему можно рассматривать педагога как субъекта, осознающего свои действия, и как объекта, осуществляющего профессиональную деятельность.
Критическая позиция учителя по отношению к собственной деятельности находится в зависимости от его самообразования в сочетании с содержанием работы школьной методической службы. Выработка устойчивой направленности педагогов на самоанализ сопровождается проведением соответствующих тренингов, которые включают в себя работу межпредметных групп по решению профессиональных проблем. Важным аспектом в организации методической работы является проведение консультаций опытными учителями и методистами, а также деятельность творческих групп, научно-практические конференций, круглых столов с обсуждением конкретных задач. Такой подход позволяет видеть конкретные проблемы учителя и на их основе создавать гибкую систему развития способности педагогов к самоанализу.
Вместе с тем предлагаемая модель требует от организаторов разработки критериальной базы. Для этого необходимо определить основные направления педагогической деятельности. Опорными в развитии способности к самоанализу мы определили следующее: проектировочная, методическая, коммуникативная, информационная, оценочная, организаторская, управленческая деятельности.
Далее исследование выстраивается с позиции зависимости развития способности учителя к самоанализу от уровней сформированностей его компонентов. Полнота исследования позволяет оценить развитие способности учителя к анализу собственной деятельности, дать характеристику уровней по степени применения компонентов самоанализа: самоконтроля, самодиагностики, осознания затруднений и самооценки.
Согласно характеристиками и критериям оценки нами выделены следующие уровни сформированности самоанализа учителя: низкий (чувственно-эмоциональный), средний (осознанный), высокий (системно-осознанный) – разработаны показатели их развитости (таблица 1)
Критерии уровней сформированности компонентов самоанализа
|
По интегральному
показателю сформированности компонентов
самоанализа можно определить уровни
развития способности учителя к
анализу собственной
Подводя
итог вышесказанному, можно сделать
вывод, что предлагаемая модель развития
способности к самоанализу в
процессе методической работы обеспечивает
появление у учителя
ГЛАВА 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ УЧИТЕЛЯ В ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Профессиональная
деятельность является одной из основных
форм жизнедеятельности человека. От
того, как человек воспринимает и
оценивает свою работу, свои достижения
в определенной деятельности и себя в
профессиональной ситуации, зависит и
его общее самочувствие, и эффективность
его деятельности. Профессиональное
самосознание
личности является и основным источником
и механизмом профессионального развития
усовершенствования.
Для педагогической
деятельности
проблема профессионального самосознания
приобретает особую актуальность потому,
что результаты деятельности учителя
выражаются, прежде всего, в результате
учебной деятельности учащихся, и способность
учителя анализировать и оценивать свою деятельность и ее результаты, свои
профессионально значимые качества непосредственно
связана с эффективностью педагогического
воздействия. Кроме того, профессиональное
самосознание является личностным регулятором
профессионального саморазвития и самовоспитания
учителя.
«Актуальное Я» является центральным элементом профессионального самосознания учителя, который основывается на трех других, где «Я-ретроспективное» в отношении к «Я-актуальному» дает учителю шкалу собственных достижений или критериев оценки собственного профессионального опыта; «Я-идеальное» является целостной перспективой личности на себя, которая обуславливает саморазвитие личности в профессиональной сфере; «Я-рефлексивное» - социальная перспектива в самосознании учителя или школьной профессиональной среды в личности учителя.
Фундаментальным условием профессионального развития специалистов, работающих с людьми, является осознание этими специалистами необходимости изменения, преобразования своего внутреннего мира и поиска новых возможностей самоосуществления в профессиональном труде, то есть повышение уровня профессионального самосознания.
Богатство,
многосторонность и эмоциональная
насыщенность педагогической деятельности
вынуждают учителя пристально изучать
себя как профессионала. При этом не только
происходит осознание тех или иных профессионально
значимых качеств личности, но и формируется
определенное самоотношение. Кроме того,
учитель испытывает чувство удовлетворенности
или недовольства своим трудом, эмоционально
переживает соответствие «образа Я» идеальному
образу себя как педагога.
2.2 УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ В ТРЕНИНГЕ
Одной из важнейших целей практически любого психологического тренинга является развитие самосознания его участников – об этом уже говорилось выше. При этом речь должна идти не только о самосознании в широком смысле как иском личностном образовании, но и о самосознании в приложении к конкретной профессиональной деятельности, которой занимаются участники группы. Это особенно важно, когда тренинг проводится с коллективом сотрудников одного предприятия или организации и преследует цели, порождаемые проблемами совместной профессиональной деятельности. В основе организации тренинговой работы по развитию самосознания лежат некоторые теоретические положения. Разберем их на примере изучения профессионального педагогического труда.
В предложенной Л. М. Митиной модели профессионального развития учителя движущей силой является процесс саморазвития, понимаемого как внутренняя активность учителя по качественному преобразованию себя самого, самоизменению. Переживание противоречия отраженного Я и Я-действующего побуждает учителя к поиску новых возможностей самоосуществления, к осознанию тех характеристик собственной личности, деятельности, общения, развитие которых будет способствовать разрешению этого противоречия. «Вектором» профессионального развития учителя становится творческое Я, под которым в отличие от эмпирического Я повседневного самосознания понимается тот высший потенциал возможностей, который в перспективе может раскрыть человек.
Иначе
говоря, фундаментальным
Информация о работе Самоаттестация учителя как путь формирования педагогического самосознания