Самоактуализация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:20, реферат

Описание работы

Человеческая цивилизация постоянно развивается и совершенствуется. Но это развитие не было бы возможным без развития и самосовершенствования каждой личности, каждого индивидуума по отдельности. Общество развивается и прогрессирует с огромной скоростью. Основными опорами этого развития являются личности, наиболее широко раскрывшие свои способности и потенциалы, воплотившие их в жизнь во благо себе и окружающим. Абрахам Маслоу называл такие личности самоактуализирующимися. Самоактуализация по Маслоу – это «полное применение талантов, способностей, потенциалов и т. д.» Это постоянный процесс, при котором способности индивида применяются полностью, творчески и радостно. Также существуют некоторые аспекты, характеризующие этот процесс. Это интеллект, «самость», эмоциональный и волевой аспекты, тело, социальные отношения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Предпосылки возникновения концепции самоактуализации……………......3
2.Основные теории самоактуализации……………………………………….....5
3.Психологические аспекты самоактуализации……………………………….11
4.Аспекты самоактуализации…………………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

самоактуализация личности.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

9. Общественный интерес. Даже когда самоактуализирующиеся люди обеспокоены, опечалены, а то и разгневаны недостатками рода человеческого, их, тем не менее, роднит с ним глубокое чувство близости. Следовательно, у них есть искреннее желание помочь своим «смертным» собратьям улучшить себя. Это стремление выражается чувством сострадания, симпатии и любви ко всему человечеству.

10. Глубокие межличностные отношения. Самоактуализирующиеся люди стремятся к более глубоким и тесным личным взаимоотношениям, чем «обычные» люди. Чаще всего те, с кем они связаны, более здоровы и близки к самоактуализации, чем средний человек.

11. Демократичный характер. Самоактуализирующиеся личности, по Маслоу, самые «демократичные» люди. У них нет предубеждений, и поэтому они уважают других людей, независимо от того к какому классу, расе, религии, полу те принадлежат, каков их возраст, профессия и прочие показатели статуса.

12. Разграничение средств и целей. В повседневной жизни самоактуализирующиеся личности более определенны, последовательны и тверды, чем обычные люди в отношении того, что правильно и что ошибочно, хорошо и плохо.

13. Философское чувство юмора. Другой примечательной характеристикой самоактуализирующихся людей является их явное предпочтение философского, доброжелательного юмора.

14. Креативность. Маслоу обнаружил, что все без исключения самоактуализирующиеся люди обладают способностью к творчеству. Однако творческий потенциал его испытуемых проявлял себя не так, как у выдающихся талантов в поэзии, искусстве, музыке или науке. Маслоу говорил скорее о такой же естественной и спонтанной креативности, которая присуща неиспорченным детям.

15. Сопротивление окультуриванию. И наконец, самоактуализирующиеся люди находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя в то же время определенную внутреннюю независимость от нее. 

4. Аспекты самоактуализации.

Интеллект.

Маслоу  подчеркивает необходимость холистического мышления, обращающего внимание на отношения и целое более, чем на отдельные части. Он обнаружил, что "пик-переживания" часто являются поразительными примерами мышления, прорывающегося через дихотомию, в которых мы обычно воспринимаем реальность. В таких случаях часто рассказывают о переживании прошлого, настоящего и будущего в единстве, видения жизни и смерти как частей единого процесса, осознавания добра и зла в единстве.

Холистическое мышление свойственно также творческим мыслителям, преодолевающим прошлое  и выходящим за пределы условных категорий ради исследования возможных новых отношений. Это требует свободы, открытости и способности иметь дело с неопределенным и неоднозначным.

Такая неопределенность, которая может  пугать одних, для других составляет сущность радости творческого решения проблемы.

Самость.

Маслоу  определяет самость как внутреннюю природу или сердцевину индивидуума - его собственные вкусы, ценности и цели. Понимание собственной  внутренней природы и действование в соответствии с ней существенно для актуализации самости.

"Самоактуализирующиеся  люди, достигшие высшего уровня  зрелости, здоровья и свершений,  могут столь многому научить  нас, что иногда просто кажется,  что это люди другой породы".

Маслоу  подходит к пониманию самости  посредством изучения чех индивидуумов, которые живут в наибольшем согласии с собственной природой, которые представляют собой лучшие примеры самовыражения и самоактуализации. Вместе с тем Маслоу не обсуждает специально самость как специфическую структуру в личности.

Воля.

Воля  – витальный ингридиент в длительном процессе самоактуализации. Маслоу показывает, что самоактуализирующиеся индивидуумы работают длительно и напряженно, чтобы достигнуть избранной цели.

«Если вы намеренно собираетесь быть меньшим, чем вы можете быть, я предупреждаю вас, что вы будете несчастны всю оставшуюся жизнь».

«Самоактуализация означает работу, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет делать. Стать второсортным врачом – не путь для самоактуализации. Человек хочет быть первоклассным или на столько хорошим врачом, насколько это для него возможно». В силу своей веры в здоровье и добро в человеческой природе, Маслоу не ставил перед волей задачи преодоления неприемлемых инстинктов и импульсов. По Маслоу, здоровый индивидуум сравнительно свободен от внутреннего конфликта, кроме разве что необходимости преодоления дурных привычек. Воля нужна для того, чтобы развивать способности и достигать трудных, требующих длительной работы целей.

Эмоции.

Маслоу  подчеркивает важность позитивных эмоций для самоактуализации. Он полагает необходимым исследовать такие состояния, как счастье, невозмутимость, радость, смех, игры и пр. Он полагает, что отрицательные эмоции, напряжения и конфликты истощают энергию и препятствуют эффективному функционированию.

Тело.

Маслоу  не описывает детально роли тела в  процессе самоактуализации. Он полагает, что когда физиологические потребности удовлетворяются, индивидуум освобождается для потребностей, находящихся более высоко в иерархии. Однако он пишет, что необходимо, чтобы телу отдавалось должное, «аскетизм, самоотречение, произвольное отрицание требований организма, по крайней мере на западе создает задержку роста, калечит организм; даже на востоке это приносит самоактуализацию лишь немногим исключительно сильным индивидуумам».

Маслоу  отмечает важность интенсивной стимуляции физических чувств в «пик - переживаниях», которые часто вызываются природной красотой, искусством или сексуальным опытом. Он указывает что обучение танцам, искусству, и другим физическим средствам выражения – важное дополнение традиционного, когнитивно ориентированного образования и что физические и чувственно ориентированные учебные предметы требуют активного влечения учащихся, что может быть включено во все формы образования.

Социальные  отношения.

По Маслоу, любовь и уважение – фундаментальные потребности, существенные для каждого и предшествующие самоактуализации в иерархии потребностей. Маслоу часто с сожалением отмечает, что большинство учебников психологии даже не упоминают слово «любовь», как будто психологи считают любовь чем-то нереальным, что должно быть сведено к другим понятиям, вроде проекции или сексуального подкрепления.

«Фактически люди добры если только удовлетворяются  их фундаментальные желания (привязанность  и безопасность)… Дайте людям  привязанность и безопасность, и они, в свою очередь, ответят привязанностью и предоставлением обеспеченности в своих чувствах».

Терапевт.

По Маслоу, психотерапия эффективна прежде всего  потому, что она предполагает интимные и доверительные отношения между  людьми.

Маслоу  рассматривает психотерапию как  способ удовлетворения фундаментальных  потребностей в любви и уважении, которые фрустрированны практически  у всех, кто обращается за психологической  помощью. Он утверждает, что теплые человеческие отношения могут оказать в значительной степени такую же поддержку, как та, которую предоставляет психотерапия.

Хороший психотерапевт должен с любовью  и заботой относиться к сущности тех, с кем он работает. Маслоу уазывает, что те кто стремиться манипулятивно  изменять других, обнаруживают отсутствие как раз этих качеств. 

Заключение.

Данное  теоретическое исследование показало, что проблема самоактуализирующегося или идеального человека на протяжении многих лет интересовала различных  исследователей и философов.

1. Конфуций считал, что для правильного формирования личности необходимо «…преодоление себя и возвращение к благопристойности».

2. Говоря о необходимости самосовершенствования человека, его души, Кант подчеркивал: «Развивай свои душевные и телесные силы так, чтобы они были пригодны для всяких целей, которые могут появиться, не зная при этом, какие из них станут твоими». Так же эта проблема звучала в трудах таких ученых и философов как Ницше, Толстой, Соловьев.

3. В понимании Абрахама Маслоу идеальный человек – это самоактуализирующаяся личность, то есть личность, постоянно развивающаяся и самосовершенствующаяся.

4. Самоактуализация – это постоянный процесс, в котором присутствуют немаловажные стороны. Это, например, роль тела и социальных отношений, это и эмоциональная и волевая стороны, так же это роль интеллекта и внутренней природы человека.

5. Важной стороной данной работы явился сравнительный анализ понятий самоактуализации и интеллигентности. Несмотря на то, что интеллигентность – это чисто русское понятие, а самоактуализация более подходит для описания процесса развития европейской личности, выяснилось, что у этих понятий есть не только различия, но и общие черты.

Так же из исследования Маслоу видно, что огромный вклад в историю внесли именно те личности, которых можно отнести к самоактуализированным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы 

  1. Маклаков А.Г.Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003
  2. Маслоу А. Самоактуализация.// Психология личности. Тексты. - М., 1982 г.
  3. Рубенштейн С.П. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999
  4. http://www.it-med.ru/library/s/lichnost.htm
  5. http://hpsy.ru/public/x1129.htm

Информация о работе Самоактуализация личности