Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 16:20, реферат
Человеческая цивилизация постоянно развивается и совершенствуется. Но это развитие не было бы возможным без развития и самосовершенствования каждой личности, каждого индивидуума по отдельности. Общество развивается и прогрессирует с огромной скоростью. Основными опорами этого развития являются личности, наиболее широко раскрывшие свои способности и потенциалы, воплотившие их в жизнь во благо себе и окружающим. Абрахам Маслоу называл такие личности самоактуализирующимися. Самоактуализация по Маслоу – это «полное применение талантов, способностей, потенциалов и т. д.» Это постоянный процесс, при котором способности индивида применяются полностью, творчески и радостно. Также существуют некоторые аспекты, характеризующие этот процесс. Это интеллект, «самость», эмоциональный и волевой аспекты, тело, социальные отношения.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Предпосылки возникновения концепции самоактуализации……………......3
2.Основные теории самоактуализации……………………………………….....5
3.Психологические аспекты самоактуализации……………………………….11
4.Аспекты самоактуализации…………………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Предпосылки возникновения концепции самоактуализации……………......3
2.Основные теории
самоактуализации……………………………………
3.Психологические
аспекты самоактуализации……………………………….
4.Аспекты
самоактуализации……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение.
Человеческая
цивилизация постоянно
Каждая из этих сторон – неотъемлемая часть длительного процесса самосовершенствования. Изучение и анализ этих аспектов поможет людям наиболее приблизиться к самоактуализации.
В наше
время эта проблема как никогда
актуальна, так как, каждому человеку
необходимо определиться с целями,
процесс достижения которых приведет
к саморазвитию и самосовершенствованию.
1. Предпосылки возникновения концепции самоактуализации.
Самоактуализированный
человек - это некий идеал, и достичь
его можно различными путями, которые
менялись с течением времени. Однако
и сам образ, характеристики идеального
человека в разные периоды истории в трудах
различных философов и психологов постоянно
менялись. В данном разделе предполагается
рассмотреть эволюцию представлений об
идеальном человеке, образ которого создавался
с момента появления человечества, однако
первые наиболее полные, обобщенные концепции
идеального человека появились еще в Древнем
Китае и продолжали развиваться в трудах
многих ученых в дальнейшем.
1. Конфуций, один из представителей Древневосточной философии, воздерживался от суждений о сверхъестественном, полагая мироуправляющей силой божественно-натуралистическое «безмолвное» Небо (Тянь). Человек не создает сам себя и не действует по своим желаниям. Благородный человек познает свою судьбу, свое небесное предопределение. Философия Конфуция фаталистична.
Человеческую природу Конфуций считал этически нейтральной. Поэтому для формирования личности необходимо «преодоление себя и возвращение к благопристойности».
2. Основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант. Говоря о необходимости самосовершенствования человека, его души, Кант подчеркивает: «Развивай свои душевные и телесные силы так, чтобы они были пригодны для всяких целей, которые могут появиться, не зная при этом, какие из них станут твоими».
3. В представлении Фридриха Ницше, немецкого философа, идеальный человек – «сверхчеловек». Этот образ воплощает его критику морали. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль, предполагая послушание, терпение, совестливость: все это размягчает и расслабляет волю человека. Образ «сверхчеловека» - это культ «сильной личности», одержимой жаждой власти. По Ницше все критерии морали носят чисто произвольный характер, а все формы человеческого поведения маскируют «волю к власти». Ницше характеризовал «волю к власти» как определяющий стимул поступков человека. Главная тенденция в воззрениях этого мыслителя состояла в совершенствовании культуры человека, в улучшении самого типа человеческой личности.
4. Вся философская система Владимира Соловьева основывается на определенном понимании человека.
«Вообще человек, - пишет философ, - есть некоторое соединение Божества с материальною природою, что предполагает в человеке три составных элемента: божественный, материальный и связующий оба, собственно человеческий… Причем собственно человеческое начало есть разум, т. е. отношение двух других».
Ярчайшая особенность человека по Соловьеву заключается в неспособности удовлетвориться раз и навсегда заданными границами. Человек хочет превзойти данное и стремиться усовершенствовать земной мир и самого себя.
5. По Толстому, идеала человек может достигнуть путем религиозного самосовершенствования. Этику религиозного самосовершенствования он связывал с отказом от какой либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с проповедью всеобщей любви.
6. В трактовке Абрахама Маслоу идеальный человек – это самоактуализированная личность. Интеллектуальными предшественниками его исследований по этой проблеме были психоанализ, социальная антропология и гештальтпсихология.
Психоанализ. В 50-е годы, когда клиническая психология была еще сравнительно новой областью, Маслоу считал психоанализ наилучшей системой для исследования психопатологии, а также лучшей из доступных форм психотерапии. Однако он понял, что психоаналитическая система недостаточна для роли общей психологии, приемлемой для всего человеческого мышления и поведения.
«Психоанализ представляет человека каким то ущербным существом, из которого тут и там выпирают его слабости и недостатки, без которых его описание было бы не полным…Практически вся деятельность, которой может гордиться человек и в которой заключается смысл, богатство и ценность его жизни, - все это или опускается Фрейдом, или переводится при его анализе в разряд патологического».
Теория психоанализа очень повлияла на жизнь Маслоу и его взгляды. Сложное описание Фрейдом невротических и абнормальных аспектов человеческого поведения натолкнуло Маслоу на мысль о создании научно обоснованной психологии, которая могла бы полностью охватить все особенности человеческого поведения. Разработанный Маслоу анализ личности увлек его самого и продемонстрировал наличие существенной разницы между интеллектуальным знанием и конкретным, хорошо организованным экспериментом.
Социальная антропология. Во время учения в Висконсине Маслоу серьезно интересовался работой социальных антрапологов, таких как Малиновский, Мид, Бенедикт и Линтон. В Нью-Йорке он мог заниматься с ведущими фигурами в области культуры и личности, занимавшимися приминением психоаналитических теорий к анализу поведения в других культурах. Кроме того на Маслоу произвела большое впечатление книга Самнера «Пути народов», где анализируется то, как большая часть человеческого поведения определяется культурными паттернами и предписаниями. Впечатление было столь сильным, что Маслоу решил посвятить себя этой области исследования.
Маслоу также серьезно изучал гештальтпсихологию. Он искренне восхищался Максом Вертхаймером, работа которого о продуктивном мышлении близка собственным исследованиям Маслоу о познании и творчестве. Для Маслоу как гештальт-психолога существенным элементом в творческом мышлении и в решении задач является способность воспринимать целое и мыслить с точки зрения паттерна целого, а не изолированных частей.
Не менее значительное влияние на мышление Маслоу оказала работа Курта Гольдштейна, нейропсихолога, подчеркивавшего, что организм - это единое целое, и то, что происходит в любой части, затрагивает весь организм. Работа Маслоу по самоактуализации была до некоторой степени вдохновлена Гольдштейном, который первым использовал сам термин.
Ему Маслоу
посвятил книгу «К психологии бытия».
В предисловии он писал: «Если
выразить в одной фразе, что значит
для меня гуманистическая психология,
то я бы сказал, что это - интеграция
Гольдштейна (и гештальтпсихологии)
с Фрейдом (и различными психодинамическими
психологиями), под эгидой научного духа
моих учителей в Висконсинском Университете».
2. Основные теории самоактуализации.
(Обзор зарубежной психологии)
Концепция самоактуализации Абрахама Г. Маслоу.
В своей книге «Дальние пределы человеческой психики» Маслоу говорит: «У меня никогда и в мыслях не было заняться исследованием самоактуализации, и первый мой интерес к этой проблеме не носил исследовательского характера». [4, с. 53] Все началось с попыток молодого интеллектуала понять двух своих учителей, которых он любил до обожания, которыми восхищался и которые были прекрасными людьми. Маслоу пытался понять, почему эти два человека, Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер, так отличались от большинства других людей. У Маслоу было такое впечатление, что они не только отличаются от других людей, но что они - нечто большее, чем люди. Его исследование началось как преднаучная или ненаучная деятельность. Он стал делать записи в своем дневнике о Максе Вертхаймере и Рут Бенедикте. По ходу того, как он пытался понять их, размышлять о них и вести о них записи в своем дневнике, в один прекрасный миг понял, что эти два образа можно обобщить, как определенный тип людей, а не два несравнимых индивида. Это было стимулом для дальнейшей работы.
Это не было исследованием вообще. Маслоу делал свои обобщения на основе выбранного им самим определенного типа людей.
Люди, которых
он выбрал для своего исследования,
были уже пожилыми, прожившими большую
часть своей жизни и
Маслоу выбирал образцы для своего первого исследования по двум критериям. Во-первых, это были люди, относительно свободные от невроза и других значительных личностных проблем. Во-вторых, это были люди, наилучшим возможным образом использовавшие свои таланты, способности и другие данные.
Группа состояла из восемнадцати индивидуумов: девяти современников и девяти исторических личностей - Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонор Рузвельт, Джейн Адаме, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозы.
Большинство исследований в области самоактуализации исходят из предложенной Маслоу иерархической модели человеческих потребностей. Согласно Маслоу существует пять уровней человеческих потребностей:
1. физиологические потребности;
2. потребности безопасности и защиты;
3. потребности принадлежности и любви;
4. потребности самоуважения;
5. потребности самоактуализации, или потребности личного совершенствования.
В основе этой схемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью, прежде чем другая, расположенная выше потребность, проявится и станет действующей. Потребности самоактуализации выступают на передний план лишь тогда, когда удовлетворены все остальные потребности.
Маслоу в своей книге «Дальние пределы человеческой психики» описывает восемь путей, которыми индивидуум может самоактуализироваться, восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации.