Роль взрослых в формировании основ культуры труда у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:53, реферат

Описание работы

Труд всегда был, есть и будет основной, ведущей деятельностью человека, которая играет решающую роль в формировании его личности и которой он занимается всю свою сознательную жизнь.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 40.87 Кб (Скачать)

                                 11

    • Многодетные (от трёх и более детей);
    • Неполные.

     Структура семьи в определённой степени влияет на воспитание детей, их подготовку к трудовой деятельности. Некоторые семейные структуры усложняют процесс воспитания. Например, в семье многопоколенной с одним ребёнком нередко возникают затруднения в воспитании у него коллективизма, трудолюбия, дисциплинированности: ведь на одного маленького приходится четверо взрослых! Ребёнку не с кем себя сравнивать, и нередко его балуют, потакают его капризам, оберегают от труда. На такого дошкольника благотворно влияет детский сад, особенно если между родителями и воспитателями устанавливается взаимопонимание в том, что касается необходимости и способов трудового воспитания.

     В семьях с двумя  детьми и особенно в многодетных  есть объективные  условия для правильного  воспитания. Разновозрастный состав детей позволяет родителям лучше организовать их труд. Сделать его более разнообразным. В таких семьях старших и младших детей объединяют для выполнения поручений и обязанностей, учитывая индивидуальные интересы детей и возрастные особенности. Родители имеют возможность проконтролировать выполнение работы, поручив это старшим детям, а также систематически организовывать коллективный семейный труд: в большой семье забот и работы больше, чем в маленькой. Ребёнок пяти-шести лет в этих семьях может оказаться в роли младшего, который трудится вместе со старшим братом или сестрой, а может и сам быть «руководителем» маленького, это развивает в нём чувство ответственности, стремление самому лучше работать и т.п. Конечно, далеко не во всякой многодетной семье трудовое воспитание даёт хорошие результаты, важно, чтобы родители были авторитетом, образцом для подражания и умели организовать трудовую деятельность своих детей.

     В многопоколенной семье большую роль в трудовом воспитании играют бабушки и дедушки, как работающие на производстве так и пенсионеры. Выполняя значительную часть домашней работы, они приобщают к ней внуков, развивают любовь к труду. Их воспитание подчас бывает более эффективным, так как бабушки и дедушки, беззаветно любящие внуков, мудрее, терпеливее, опытнее молодых родителей. К сожалению, иногда любовь представителей старшего  

                                                   12

поколения к внукам оборачивается  негативной стороной: жалея детей, бабушки  и дедушки оберегают  их от труда, сами выполняют  обязанности внуков.

      Естественно, что в полной семье  для трудового  воспитания условия  более благоприятные, чем в неполной. Но решающим фактором воспитания у детей трудолюбия является не структура семьи, а нравственная позиция взрослых, прежде всего родителей, их личные и общественные интересы, убеждения и потребности, их педагогическая культура – весь уклад, основанный на взаимной любви и уважении всех членов семьи.

      Рассмотрим  более подробно особенности  трудового воспитания в неполных семьях.

      Неполная  семья – это, как  известно, семья, в  которой детей (ребёнка) воспитывает один из родителей, чаще мать. Именно на неё падают все тяготы и радости  общения с детьми и их воспитания.

     В чём же состоит  особое значение труда  ребёнка, живущего в  неполной семье? В  том, что труд, помимо всего остального, может помочь матери и ребёнку стать  ближе, больше общаться друг с другом. Женщина, оставшаяся без супруга (явление  наиболее распространённое), должна чётко знать  цель и способы  приобщения своего ребёнка  к трудовой деятельности, развивать в нём  активность, самостоятельность, советоваться по поводу домашних дел(что купить, какой подарок выбрать для бабушки, может быть смастерить что-нибудь своими руками и т.д.)

     Как ни тяжело на душе, надо стремиться создать  дома жизнерадостную, деловую обстановку. Благоприятная, эмоциональная атмосфера исключительно важна для воспитания дошкольников, растущих в неполной семье, в том числе при организации совместного труда, который, если он систематичен, а не случаен, создаёт прекрасные условия для общения между матерью и ребёнком. Это очень важно, так как у матери, одной воспитывающей ребёнка, времени для содержательного общения с ним ещё меньше, чем у взрослых, живущих в полной семье. ведь вся ответственность и все заботы о ребёнке, а также вся домашняя работа ложатся именно на неё.

     Общение может иметь самое  разное содержание, что важно для  формирования личности ребёнка. Во время  работы в саду или  при уходе за животными  мать учит ребёнка  наблюдательности, любви  к природе,  

                                                      13

даёт  начальные знания о ней. Кроме того, в процессе выполнения домашней работы мать, приучая ребёнка  к труду, может  с ним поговорить на самые различные  темы. Мама и дочка, готовясь к приходу  гостей, занимаются кулинарией. Мама, показывая, как надо лепить пирожки, вспоминает своё детство, какие-то смешные  случаи, рассказывает, как она сама маленькой  девочкой помогала родным, расспрашивает дочь о детском саде, хвалит её за старательную работу. Убирая вместе квартиру, мать и дочь делятся друг с другом, какие песни они любят и почему.

      Таким образом, совместный труд и общение  в процессе выполнения работы оказывается  эффективным средством  воспитания и обучения дошкольников, у которых  появляется привычка, потребность общаться с мамой, делиться с ней своими радостями  и печалями. Помните, что позже, в школьном возрасте, такая потребность  уже может не появиться.

      Для некоторых матерей  из неполных семей  характерны крайности  в воспитании, объяснимые душевными страданиями, а также большими, чем у других, физическими  и психологическими нагрузками. Такие  матери балуют ребёнка, разрешая ему всё, чрезмерно опекают  его, также поступают  и многие бабушки  и дедушки.

      Общение с детьми отца, ушедшего из семьи, должно быть разумным с точки  зрения его участия  в воспитании. Неправы  те отцы, которые  задаривают сына или  дочь игрушками, книгами, да ещё дорогостоящими, чего не может позволить  себе мать. Конечно, можно о нужно  порадовать ребёнка подарком, но не следует все встречи сводить только к этому. Отец должен продумать (а бывшая жена помочь в этом), как сделать встречи с ребёнком содержательными, интересными.

      Например, отец, навещая сына (а  мальчикам пяти-шести  лет особенно недостаёт  общения с отцом) замечает, что течёт кран или покосилась полочка, где лежат книги. Он, привлекая ребёнка к труду, устраняет неполадки. Или по просьбе сына отец участвует в субботнике, организованном в детском саду для родителей и детей старшего дошкольного возраста (естественно, что мысль пригласить папу на субботник высказывается мамой или воспитателем).

      Не  всегда муж и жена умеют достичь  взаимопонимания  и взаимодействия в вопросах воспитания ребёнка. Но к этому, безусловно, следует  стремиться ради детей, ради создания наиболее благоприятных условий  для формирования личности ребёнка.

                                        14

      Велика  ответственность  матери, отца, других взрослых членов семьи, как перед подрастающим человеком, так и  перед государством за его правильное воспитание, за подготовку ребёнка к жизни, труду. В семье  ребёнок познаёт  самого себя и окружающий мир, здесь вырабатывается его отношение  к людям, здесь  он формируется как  личность.

      Усилия  каждого члена  семьи, его вклад  в решение этой задачи (родителей  в первую очередь) активизируют и положительное  влияние объективно существующих факторов, присущих семье, как воспитательной ячейке общества, таких как любовь родителей к детям, постоянство и длительность влияния взрослых на ребёнка в самых разных жизненных ситуациях, трудовая атмосфера, важность естественным образом включать ребёнка в трудовую деятельность семьи.

      Роль  семьи во всестороннем, а значит, и трудовом воспитании дошкольников, в формировании у  них трудолюбия значительно  повышается благодаря  систематической  помощи детского сада. 
 
 

        
 
 
 

Информация о работе Роль взрослых в формировании основ культуры труда у детей