Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:53, реферат
Труд всегда был, есть и будет основной, ведущей деятельностью человека, которая играет решающую роль в формировании его личности и которой он занимается всю свою сознательную жизнь.
11
Структура семьи в определённой степени влияет на воспитание детей, их подготовку к трудовой деятельности. Некоторые семейные структуры усложняют процесс воспитания. Например, в семье многопоколенной с одним ребёнком нередко возникают затруднения в воспитании у него коллективизма, трудолюбия, дисциплинированности: ведь на одного маленького приходится четверо взрослых! Ребёнку не с кем себя сравнивать, и нередко его балуют, потакают его капризам, оберегают от труда. На такого дошкольника благотворно влияет детский сад, особенно если между родителями и воспитателями устанавливается взаимопонимание в том, что касается необходимости и способов трудового воспитания.
В семьях с двумя детьми и особенно в многодетных есть объективные условия для правильного воспитания. Разновозрастный состав детей позволяет родителям лучше организовать их труд. Сделать его более разнообразным. В таких семьях старших и младших детей объединяют для выполнения поручений и обязанностей, учитывая индивидуальные интересы детей и возрастные особенности. Родители имеют возможность проконтролировать выполнение работы, поручив это старшим детям, а также систематически организовывать коллективный семейный труд: в большой семье забот и работы больше, чем в маленькой. Ребёнок пяти-шести лет в этих семьях может оказаться в роли младшего, который трудится вместе со старшим братом или сестрой, а может и сам быть «руководителем» маленького, это развивает в нём чувство ответственности, стремление самому лучше работать и т.п. Конечно, далеко не во всякой многодетной семье трудовое воспитание даёт хорошие результаты, важно, чтобы родители были авторитетом, образцом для подражания и умели организовать трудовую деятельность своих детей.
В
многопоколенной семье
большую роль в трудовом
воспитании играют бабушки
и дедушки, как работающие
на производстве так
и пенсионеры. Выполняя
значительную часть
домашней работы, они
приобщают к ней внуков,
развивают любовь к
труду. Их воспитание
подчас бывает более
эффективным, так как
бабушки и дедушки, беззаветно
любящие внуков, мудрее,
терпеливее, опытнее
молодых родителей.
К сожалению, иногда
любовь представителей
старшего
поколения к внукам оборачивается негативной стороной: жалея детей, бабушки и дедушки оберегают их от труда, сами выполняют обязанности внуков.
Естественно, что в полной семье для трудового воспитания условия более благоприятные, чем в неполной. Но решающим фактором воспитания у детей трудолюбия является не структура семьи, а нравственная позиция взрослых, прежде всего родителей, их личные и общественные интересы, убеждения и потребности, их педагогическая культура – весь уклад, основанный на взаимной любви и уважении всех членов семьи.
Рассмотрим более подробно особенности трудового воспитания в неполных семьях.
Неполная семья – это, как известно, семья, в которой детей (ребёнка) воспитывает один из родителей, чаще мать. Именно на неё падают все тяготы и радости общения с детьми и их воспитания.
В чём же состоит особое значение труда ребёнка, живущего в неполной семье? В том, что труд, помимо всего остального, может помочь матери и ребёнку стать ближе, больше общаться друг с другом. Женщина, оставшаяся без супруга (явление наиболее распространённое), должна чётко знать цель и способы приобщения своего ребёнка к трудовой деятельности, развивать в нём активность, самостоятельность, советоваться по поводу домашних дел(что купить, какой подарок выбрать для бабушки, может быть смастерить что-нибудь своими руками и т.д.)
Как ни тяжело на душе, надо стремиться создать дома жизнерадостную, деловую обстановку. Благоприятная, эмоциональная атмосфера исключительно важна для воспитания дошкольников, растущих в неполной семье, в том числе при организации совместного труда, который, если он систематичен, а не случаен, создаёт прекрасные условия для общения между матерью и ребёнком. Это очень важно, так как у матери, одной воспитывающей ребёнка, времени для содержательного общения с ним ещё меньше, чем у взрослых, живущих в полной семье. ведь вся ответственность и все заботы о ребёнке, а также вся домашняя работа ложатся именно на неё.
Общение
может иметь самое
разное содержание,
что важно для
формирования личности
ребёнка. Во время
работы в саду или
при уходе за животными
мать учит ребёнка
наблюдательности, любви
к природе,
даёт начальные знания о ней. Кроме того, в процессе выполнения домашней работы мать, приучая ребёнка к труду, может с ним поговорить на самые различные темы. Мама и дочка, готовясь к приходу гостей, занимаются кулинарией. Мама, показывая, как надо лепить пирожки, вспоминает своё детство, какие-то смешные случаи, рассказывает, как она сама маленькой девочкой помогала родным, расспрашивает дочь о детском саде, хвалит её за старательную работу. Убирая вместе квартиру, мать и дочь делятся друг с другом, какие песни они любят и почему.
Таким образом, совместный труд и общение в процессе выполнения работы оказывается эффективным средством воспитания и обучения дошкольников, у которых появляется привычка, потребность общаться с мамой, делиться с ней своими радостями и печалями. Помните, что позже, в школьном возрасте, такая потребность уже может не появиться.
Для некоторых матерей из неполных семей характерны крайности в воспитании, объяснимые душевными страданиями, а также большими, чем у других, физическими и психологическими нагрузками. Такие матери балуют ребёнка, разрешая ему всё, чрезмерно опекают его, также поступают и многие бабушки и дедушки.
Общение с детьми отца, ушедшего из семьи, должно быть разумным с точки зрения его участия в воспитании. Неправы те отцы, которые задаривают сына или дочь игрушками, книгами, да ещё дорогостоящими, чего не может позволить себе мать. Конечно, можно о нужно порадовать ребёнка подарком, но не следует все встречи сводить только к этому. Отец должен продумать (а бывшая жена помочь в этом), как сделать встречи с ребёнком содержательными, интересными.
Например, отец, навещая сына (а мальчикам пяти-шести лет особенно недостаёт общения с отцом) замечает, что течёт кран или покосилась полочка, где лежат книги. Он, привлекая ребёнка к труду, устраняет неполадки. Или по просьбе сына отец участвует в субботнике, организованном в детском саду для родителей и детей старшего дошкольного возраста (естественно, что мысль пригласить папу на субботник высказывается мамой или воспитателем).
Не всегда муж и жена умеют достичь взаимопонимания и взаимодействия в вопросах воспитания ребёнка. Но к этому, безусловно, следует стремиться ради детей, ради создания наиболее благоприятных условий для формирования личности ребёнка.
Велика ответственность матери, отца, других взрослых членов семьи, как перед подрастающим человеком, так и перед государством за его правильное воспитание, за подготовку ребёнка к жизни, труду. В семье ребёнок познаёт самого себя и окружающий мир, здесь вырабатывается его отношение к людям, здесь он формируется как личность.
Усилия каждого члена семьи, его вклад в решение этой задачи (родителей в первую очередь) активизируют и положительное влияние объективно существующих факторов, присущих семье, как воспитательной ячейке общества, таких как любовь родителей к детям, постоянство и длительность влияния взрослых на ребёнка в самых разных жизненных ситуациях, трудовая атмосфера, важность естественным образом включать ребёнка в трудовую деятельность семьи.
Роль
семьи во всестороннем,
а значит, и трудовом
воспитании дошкольников,
в формировании у
них трудолюбия значительно
повышается благодаря
систематической
помощи детского сада.
Информация о работе Роль взрослых в формировании основ культуры труда у детей