Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:53, реферат
Труд всегда был, есть и будет основной, ведущей деятельностью человека, которая играет решающую роль в формировании его личности и которой он занимается всю свою сознательную жизнь.
Для них характерны не только беспомощность, но прежде всего, эгоистичность, незаинтересованность в общих для всех детей делах.
Итак, из всего сказанного выше становится ясно, что воспитать трудолюбивого ребёнка можно только тогда, когда отношения между членами семьи основаны на любви и уважении, взрослые являются образцом для подражания, а дети вовлекаются в понятные для них и воспитательно-ценные семейные проблемы и приучаются к самостоятельной трудовой деятельности.
Весьма важным является также фактор постоянства и длительности воспитательных воздействий на детей: в идеале дети и взрослые должны трудится вместе (или дети под наблюдением кого-то из старших) систематически на протяжении многих лет совместной жизни и в самых разных условиях. Ситуациях. При этом трудовое нравственное влияние бывает не только целенаправленным (когда, скажем, родители заранее ставят пред собой цель: обучить ребёнка каким-то трудовым навыкам, воспитать интерес к разным видам труда), но и стихийным, т.е. когда оно происходит как бы само по себе. В ходе повседневной жизни. Например, дедушка увлекается разведением рыбок, внуки, наблюдая, как он ухаживает за ними, приобщается к труду и начинает ему помогать. Другой пример. Мама, работающая продавцом, пришла с работы огорчённая: покупателей было очень много, она устала и раздражённо ответила на вопрос одного из них: тот в грубой форме сделал ей замечание, и в результате мама получила выговор от заведующего секцией. Это событие обсуждается в семье. От характера обсуждения зависит и его воспитательный эффект. Плохо, если мама и другие взрослые будут оценивать событие односторонне. Только с позиции матери. И гораздо правильнее они поступят, если придут к выводу: как это ни трудно бывает, в общении с людьми необходимы сдержанность, вежливость, культура поведения, причём это в равной степени относится и к продавцу, и к покупателю.
Как уже сказали, самостоятельная деятельность ребёнка и его повседневные наблюдения (дома, в детском саду и т.д.) за добросовестным трудом людей – обязательные условия трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систематизированные знания о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает.
В детском саду это осуществляется на основе специальной программы: воспитатели старших групп используют все средства
трудового воспитания в комплексе, что оказывается ценным для формирования у детей нравственно-волевых качеств, таких, как эмоционально-осознанное поведение при выполнении порученного дела, желание и способность преодолеть трудности для реализации цели и др. С детьми проводят беседы, организуют экскурсии на предприятия (например, на почту, в библиотеку), учат наблюдать за трудом взрослых (например, работников детского сада, дворников, водителей, строителей во время прогулки с детьми и т.д.). При этом преследуется главная идея, выражаемая в доступной для детей форме: работа всякая нужна, работа всякая важна; и рабочий, и инженер, и хлебороб, и лётчик… должны добросовестно, честно и творчески работать; чем лучше работают люди, тем богаче становится Родина, край, в котором вы живёте, тем лучше жизнь каждой семьи; на заводе, фабрике, стройке и т.д. люди трудятся коллективно, оказывают помощь друг другу.
Родители должны знать об этом аспекте работы воспитателей детского сада и дома придерживаться таких же установок. Иногда родители недооценивают смысл подобной воспитательной работы – и допускают большую ошибку! Главное не в том, чтобы дети поняли и запомнили трудовые процедуры (это им ещё не под силу, да и не нужно); главное, чтобы они поняли цель различных видов трудовой деятельности, её результаты, а также отношение людей, прежде всего самых близких – родителей, бабушки, дедушки, - к работе, как её выполняют. Очень важно. чтобы дети старшего дошкольного возраста вместе со всеми радовались. Если труд кого-либо из членов семьи отмечается наградой или премией. А вот фиксировать внимание детей на негативных моментах (работа не нравится, даже тяготит, начальник не справедлив, с коллегами нет взаимопонимания и пр.) не стоит.
Итак, родителям необходимо помнить: их отношение к работе – важнейший фактор трудового и нравственного воспитания ребёнка.
Проблема воспитания трудолюбия актуальна для всех родителей независимо от того, где они живут: в городе или на селе. Только при этом необходимо помнить, что сельская семья, имея много общего с городской, существенно о неё отличается, и это вполне закономерно, так как при наметившейся тенденции к сближению города и деревни всё-таки на современном этапе развития нашего общества существенные различия между ними сохраняются. Эти различия проявляются на разных уровнях (культура и образование, специфика труда, особенности быта, более значительное влияние традиций) и, естественно,
сказываются на семье, её образе жизни, взаимоотношениях между членами семьи, взглядах на воспитание. В этом есть как положительные, так и отрицательные стороны, поэтому важно сохранять и развивать прогрессивные традиции, характерные как для сельских, так и городских семей.
Общим для городских и сельских семей является понимание многими родителями, воспитанными в традиционных семьях с чёткими нравственными ориентирами, необходимости детского труда как воспитательного средства и значения их собственной трудовой жизни как примера для детей. в таких семьях, как правило, много поколенных, широко используются богатейшие трудовые традиции, выражающие веками складывающееся народное отношение к труду как к делу всех членов семьи. Дети пяти шестилетнего возраста, прежде всего в сельских условиях, издавна помогали взрослым, и обойтись без их помощи семья не могла. Приучаясь к труду с раннего возраста, дети овладевают полезными умениями и навыками, получают определённые знания. Главное же состоит в том, что у них воспитывается уважение к старшим, стремление на деле проявить свою заботу о них. В совместной работе, имеющей общую цель, укрепляется семейная дружба, взаимопомощь. В таких семьях среди детей нет лентяев, белоручек, эгоистов.
У городских и сельских родителей, помимо традиций, есть и общие источники знаний о том, как надо воспитывать трудолюбие, готовить детей к труду, - это радио и телевидение, газеты и журналы. Помогают овладевать педагогическими знаниями и умениями и воспитатели детских садов. Однако в качестве главных источников и городские, и сельские жители называют взгляды, почерпнутые ими у своих родителей, и свой собственный опыт.
Типичным для городских и сельских жителей является следующий факт: чем лучше семья и ответственнее родители, тем серьёзнее относятся они к педагогическим знаниям и умениям, важным для воспитания, тем чаще задумываются о своих недостатках и достижениях в воспитании детей и анализируют работу воспитателей детского сада, отмечая их успехи и справедливо критикуя недоработки.
Мы уже говорили, что нет прямой зависимости между образованием родителей и их педагогическими возможностями, это касается и сельских семей. Хорошо воспитанные дети вырастают в семьях, где родители независимо от того, что они закончили - вуз или
среднюю школу, чувствуют свою ответственность за будущее ребёнка и поддерживают тесные связи с воспитателями детского сада. Таких родителей объединяет стремление узнать как можно больше о ребёнке, особенностях его воспитания, понимание своей роли в подготовке детей к жизни и труду в обществе, умение организовать жизнь детей (быт, игры, труд, занятия) в семье, тем не менее отцы и матери, имеющие среднее и особенно высшее образование, больше внимания уделяют вопросам воспитания (в том числе трудового), стараются понять возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, видят связь между и трудовой деятельностью, строже оценивают себя как воспитателей, интересуются литературой по педагогике. Это относится как к городским, так и к сельским семьям, которых объединяет и одинаковая отдача детей.
В семьях, где трудовому воспитанию уделяется много внимания, дети говорят о работе, в которой участвуют вместе со взрослыми или которую выполняют самостоятельно, так: «Это моя обязанность. Так мама сказала»; «Если я не уберу игрушки, в комнате будет беспорядок, а бабушке нельзя нагибаться и по полу ползать. Папа и мама придут с работы, а у нас порядок»; «Если я телёнка не загоню домой, кто же это сделает?»; «У бабушки свои дела, а я должна кур утром и вечером кормить»; «Я знаю, что надо делать, чтобы помидоры вырастить»; «Мы с Колей трактор мастерили из железок и досок, а потом поехали пахать. Папа пришёл и говорит: «Молодцы, ребята поработали и поиграли, а теперь идите руки мыть: мама ужинать зовёт».
Эти высказывания свидетельствуют: дети понимают, что они помогают взрослым, у них эмоционально – осознанное отношение к значению своей работы для родных. А это происходит потому, что взрослые стремятся передать своим детям необходимые знания, понимают, что у детей этого возраста труд и игра связаны между собой.
Как правило, общими являются и недостатки родителей, живущих в городе и на селе, как воспитателей. Это недооценка родителями необходимости трудового воспитания с детства, и как следствие - старшие дошкольники не приучены трудиться, у них нет постоянных обязанностей (наиболее характерно для семей, где пяти – шестилетний оказывается самым младшим, а просьба, требование сделать что-либо или вообще не мотивируется, или объясняется так: «Надо сделать»).
В чём же состоят основные особенности, а значит, и возможности трудового воспитания детей пяти-шести лет в сельской семье?
Это, прежде всего, специфика содержания детского труда. Сельские жители круглый год выполняют самые разнообразные работы, связанные с землёй, у них более широкий круг хозяйственных забот. Практическая необходимость участия в домашних обязанностях деревенского ребёнка значительно выше, чем городского. Это делает процесс трудового воспитания, следовательно, и нравственного, более естественным, а потому и более результативным.
Сельская семья, в отличие от городской, живёт менее изолированно, замкнуто. В селе, даже большом, люди лучше знают друг друга, более осведомлены о жизни других, в частности о том, как воспитываются дети, как трудятся взрослые члены семьи. Это в общем может положительно сказаться на семейном трудовом воспитании: взрослые члены семьи стремятся быть лучше в глазах сельского общества, кроме того, повышается возможность более активного влияния на семью со стороны общественности.
К сожалению, общественное дошкольное воспитание развито на селе значительно меньше, чем в городе. В результате сельская семья не получает со стороны педагогов детского сада систематической помощи в воспитании, в частности трудовом, что плохо сказывается на подготовке старших дошкольников к трудовой деятельности. последние плохо представляют, как трудятся взрослые. Ничего не знают о городских профессиях. Этим детям мало читают книг, посвящённых различным видам трудовой деятельности. Трудовыми навыками они владеют, но не умеют связно рассказать о смысле, полезности, как своей собственной работы, так и труда взрослых; не приучены они и устанавливать простейшие причинные связи между процессом труда и его результатом. Такие дети обычно мало инициативны: главное, что требуют от них родители, - исполнительность, что само по себе хорошо, но, конечно, недостаточно.
Трудовое воспитание детей в семьях разной структуры
Семьи как городские, так и сельские в зависимости от структуры делятся на:
Информация о работе Роль взрослых в формировании основ культуры труда у детей