Роль взрослых в формировании основ культуры труда у детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:53, реферат

Описание работы

Труд всегда был, есть и будет основной, ведущей деятельностью человека, которая играет решающую роль в формировании его личности и которой он занимается всю свою сознательную жизнь.

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 40.87 Кб (Скачать)
Реферат
Роль взрослых в формировании основ культуры труда  у детей
 
 
 
 
 
 

 

                                                            1

     Труд  всегда был, есть и  будет основной, ведущей  деятельностью человека, которая играет решающую роль в формировании его личности и  которой он занимается всю свою сознательную жизнь.

     Главное отличие труда  от других видов деятельности – его направленность на создание материальных и духовных ценностей. Следует заметить, что создаваемые  человеком ценности прямо или косвенно направлены на удовлетворение его личных потребностей. Направленность труда на удовлетворение потребностей делает его обязательной для человека. Следовательно, обязательный труд – объективная необходимость. Чтобы жить, надо трудиться: создавать продукты, удовлетворяющие материальные и духовные потребности.

     Взрослый  человек понимает назначение труда, осознаёт его необходимость, может предвидеть результат, заставить  себя трудиться. А  ребёнок-дошкольник?

     Трудовая  деятельность в дошкольном возрасте находиться в стадии зарождения и проявляется, прежде всего, как продуктивная подражательная деятельность. Возникновение трудовой деятельности часто происходит в связи с игрой или в процессе её. Как показывают психолого-педагогические исследования, дошкольники затрудняются самостоятельно обозначить цель труда и наметить трудовые задачи. Из-за отсутствия опыта трудно предвидеть результат. Подражая взрослым, они способны выполнять только простые действия, их больше интересует процесс, чем результат труда. Дошкольники не могут заставить себя выполнять работу, которая им не нравится. Желание трудиться у них быстро исчезает с появлением трудностей, так как у них недостаточно развита воля.

     Таким образом, привлекать дошкольников к труду  можно только при  наличии у них  желания. Усилия взрослого  должны быть направлены на воспитание позитивных желаний и расширение мотивационной сферы  трудовой деятельности.

     Все прогрессивные педагоги и психологи считают  необходимым привлекать детей к труду, ведь основы положительного отношения к нему – как к своему, так и к труду взрослых – закладывается в детстве. Именно в этот период ребята получают первые знания о труде, осваивают элементарные трудовые навыки и умения.

     Главная роль в формировании основ культуры труда  у детей принадлежит  взрослым. В совместном с взрослым труде (с

                                                      2

воспитателем, няней, родителями, бабушкой) инициатор и основной исполнитель трудового  задания – взрослый, а ребёнок или несколько детей – его помощники. Совместная деятельность – начальная форма вовлечения детей в труд. Психолого-педагогические исследования показывают, что такое содружество взрослого и детей доступно для дошкольников. В совместном труде ребёнок выполняет работу, которая ему нравится, и может завершить её на любом этапе. Этот труд не содержит особых трудностей, но участники воспринимают его как настоящую работу, особенно когда взрослый подчёркивает значимость их участия: «Без тебя я никогда так быстро не справился бы с работой», «Как легко работать, когда вы мне помогаете».

     В чём преимущество совместного труда? Прежде всего, в том, что дети могут  принимать в нём  участие, не имея сформированных навыков и умений. Это особенно важно  для дошкольников, так как трудовая деятельность у них  ещё только зарождается. Подражая взрослому, они не только овладевают новыми действиями, но и учатся планировать, контролировать, договариваться, доводить начатое  дело до конца. Поэтому  совместный труд используется в младшем и  среднем дошкольном возрасте. Хотя его  применение возможно и в старшем  возрасте. Особенно когда дети встречаются с новыми, неизвестными им трудовыми процессами, инструментами.

     Преимущество  совместного труда  также состоит  в том, что воспитатель  регулирует трудовую нагрузку. При появлении  первых признаков  утомления, усталости  воспитатель может  без ущемления  детского самолюбия  переключить ребёнка  на другую операцию, взять на себя выполнение непосильной для  него работы.

     Но  главное преимущество совместного труда  заключается в возможности детей общаться с взрослым. В дошкольном возрасте данный вид общения более значим, чем общение со сверстниками. Они предпочитают трудиться с воспитателем, так как достижения результата для них более очевидно, когда они работают с ним.

     Взрослый  может организовать труд по-разному. В  одном случае в  основу организации  может быть положено подражание. Известно, что подражательность присуща дошкольникам. На её основе ребёнок развивается, усваивает общественно-исторический опыт, овладевает всеми видами деятельности. Учитывая эту особенность, взрослому достаточно в присутствии детей без каких-либо словесных пояснений приступить к работе, к которой он хотел бы их привлечь. Можно

                                                    3

рассчитывать, что потребность  в подражании вызовет  у детей желание  поработать с Вами.

     В другом случае взрослый берёт инициативу в свои руки. Наметив содержание какой-либо работы, он предполагает детям принять в ней участие: «Кто хочет со мной постирать кукольное бельё?» Как правило, найдутся желающие. А если нет, то нужно попробовать другой вариант.

     Совместная  деятельность часто  строится на положительном отношении ребёнка к предмету труда. В этом случае взрослый предлагает работу не всем детям, а конкретно ребёнку, который проявляет к нему симпатию, интерес. Этот вариант больше всего подходит при выращивании растений, уходе за животными. «Серёжа, помоги мне почистить клетку у канарейки – одной это сделать очень трудно», - обращается взрослый к ребёнку, хорошо зная его расположение к этому существу и рассчитывая, что он не откажется.

     Возможна  организация совместного  труда на основе интереса детей к его процессу и результату: «Кто хочет крутить ручку у швейной машинки – помочь мне шить куклам простыни?», «Кто хочет резать бумагу?», «Кто хочет собирать упавшие яблоки в саду? Мы их потом съедим».

     Совместная  деятельность может  быть связана с игровыми интересами детей: «Кто хочет делать вертушки для игр с ветром?», «Давайте вымоем пол, чтобы вы могли, играя в моряков, «плавать» по чистому полу». Дети обычно с радостью соглашаются. Так как им всегда хочется играть. Могут быть и другие варианты активизации мотивационной сферы детей.

     При распределении операций в совместном труде  взрослый учитывает  не только желания, но и возможности  детей. «Я буду затачивать карандаши, а ты раскладывай их по коробкам», «Я буду прибивать гвоздь, а ты крепче держи дощечку», - договаривается воспитатель, зная, что точить карандаши или прибивать гвозди дети не смогут. Организация работы осуществляется по типу труда рядом, когда взрослый и дети выполняют одинаковые трудовые действия, или по типу общего совместного труда, когда взрослый выполняет одна трудовые действия, а дети другие. Совместный с взрослыми труд может протекать не только с одним, но и с несколькими детьми. Однако надо помнить, что чем больше детей, тем труднее осуществить индивидуальное общение. Поэтому более разнообразным по содержанию,  

                                                         4

а отсюда и более  интересным для ребёнка  будет совместный труд с матерью  или отцом.

     Одна  из основных функций  семьи – воспитание детей. В воспитательных воздействиях взрослых должны исключаться  авторитарность, давление на ребёнка, лишение  его самостоятельности, инициативы. Наоборот, гуманный характер педагогического  руководства со стороны  взрослых, не исключающий, конечно, требовательности, определённой регламентации  деятельности, поведения  ребёнка, непременно предусматривает  и разумную для  него свободу.

     Авторитет взрослых основывается на любви и уважении к ним ребёнка, что создаёт благоприятную  для семейного  воспитания обстановку. Вызывает у детей  стремление прислушаться к советам, просьбам старших, охотно их выполнять.

     Важнейшим в процессе формирования личности является воспитание трудолюбия. В этом плане трудно переоценить такой именно стиль воспитания в семье, такой фактор, как личный пример родителей и других взрослых членов семьи, которые честно трудятся. А также сообща выполняют многочисленные домашние обязанности.

     Сила  семейного воздействия  на ребёнка объясняется  рядом факторов, важнейший  – глубоко эмоциональный, интимный характер отношений, основанных на родственных  чувствах и взаимной любви всех членов семьи. Особенно благоприятная атмосфера для развития у ребёнка доброты, сострадания, заботливости, коллективизма создаётся в семьях, для которых характерны чёткие нравственные установки и преемственность поколений.

     Любовь  к ребёнку к  матери и отцу, бабушке  и дедушке, братьям  и сёстрам побуждает  его подражать  им, брать с них  пример, и если все  члены семьи труженики. То и ребёнок с  раннего детства  начинает стремиться к трудовой деятельности.

     Родственные чувства, которые объединяют членов семьи, взаимопомощь, бескорыстная забота друг о друге – это необходимые, но далеко не единственные условия нравственного развития ребёнка, его трудового воспитания.

     Трудно  переоценить роль наиболее близких  ребёнку людей  как образцов для подражания, склонность к которому – одна из типичных черт ребёнка дошкольного возраста.  

                                                 5

     Пагубное  влияние оказывают  на ребёнка изо  дня в день повторяющиеся  ситуации, свидетельствующие  о негативном отношении  к труду взрослых членов семьи. («Это хозяйство мне осточертело!» - твердит мать. «Зачем выкладываться на работе при такой зарплате?» - повторяет отец.) Ещё страшнее, когда дети становятся свидетелями нечестности взрослых, их стяжательства, заботы лишь о своём, личном, подчас за счёт государственного. Тогда с раннего детства у ребёнка начинается раздвоение личности: в детском саду, в школе он получает одни установки, в том числе и связанные с отношением к труду, а в семье иные, иногда прямо противоположные. В результате чаще всего в отношении ребёнка к трудовой деятельности начинает доминировать потребительское отношение.

     Трудовое  воспитание должно строиться, прежде всего, на положительных  примерах и фактах, ярких и убеждающих. Они необходимы всем людям независимо от возраста и в первую очередь дошкольникам, чей жизненный опыт невелик, а впечатлительность, эмоциональность, внушаемость высоки. Поэтому столь важно, чтобы каждый взрослый член семьи воспитывал у себя лучшие человеческие качества, был предан семье, честен во всём, справедлив, стремился быть терпимым к мнению другого, чтобы в семье укреплялись взаимопонимание и взаимоуважение.

     Дети  – члены семьи, и они должны быть, разумеется, в соответствии с их возрастными  особенностями, причастны  к её жизни, к труду  и отдыху, к повседневному  общению. И от детей, тем более когда их возраст приближается к пяти-шести годам, требуется определённая отдача. Они могут помогать в работе по дому и хозяйству, в уходе за огородом, садом, домашними животными. Их можно и нужно привлекать к обсуждению некоторых важных для семьи вопросов: как украсить, благоустроить квартиру (что хотят купить, смастерить), о ком из членов семьи и как надо позаботиться, куда поехать вместе отдыхать. Вовлечение ребёнка в домашние заботы способствует воспитанию его как члена семейного коллектива. Подобную активную позицию надо формировать уже в дошкольном детстве. Ребёнок, привыкший к содержательному и уважительному общению в семье, будет тянуться к ней и в подростковом возрасте, не отстранится от неё, несмотря на появившиеся к тому времени новые интересы и более широкий круг товарищей. Детей, которые в семье являются лишь объектами заботы со стороны взрослых, легко отличить среди воспитанников детского сада.

                                                  6

Информация о работе Роль взрослых в формировании основ культуры труда у детей