Роль социальной поддержки людей преклонного возраста в период кризиса государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить и проанализировать негативные и позитивные стороны в социальной политике государства по обеспечению людей преклонного возраста.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать социально-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Раскрыть сущность социальной работы с людьми преклонного возраста.
Проанализировать направления социальной политики государства по обслуживанию людей пожилого возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛЮДЕЙ ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность социальной работы с людьми преклонного возраста………….7
1.2. Задачи и содержание социальной работы с людьми преклонного возраста……………………………………………………………….…………..13
Выводы по первому раздела…………………………………………………….17
РАЗДЕЛ 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЛЮДЕЙ ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА
2.1. Социально – психологический климат в государстве в период кризиса………………………………………………………………...………… 19 2.1. Особенности социальной работы с людьми преклонного возраста в период кризиса государства…………………………………………………….22
Выводы по второму разделу…………………………………………….………28
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ………………………………………………….…………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…...…………………………..33

Работа содержит 1 файл

курсовая 3 курс .doc

— 170.50 Кб (Скачать)

    Процесс старения отдельных групп  населения и индивидов происходит  далеко неодинаково. Таким образом,  характеризуя категорию пожилых  людей как социальную или вернее, как социально-демографическую,  необходимо принимать во внимание  возрастные особенности внутри самой группы людей.

    В соответствии с классификацией Всемирной организации Здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет — к старому, а 90 лет и старше — к долгожителям.

   Как известно, пожилыми людьми обычно считают людей, вышедших на

пенсию. Однако это мерило не может быть универсальным, так как пенсионный возраст в разных странах различен. Вместе с тем, женщины, как правило, уходят на пенсию раньше мужчин. Так, в  нашей стране, они имеют право получать пенсию по старости с 55 лет, тогда как мужчины — с 60 лет. Тем не менее, в подавляющем большинстве стран мира к пожилым людям относят граждан в возрасте 60 лет и старше [7, с. 54].

    Для социального работника чрезвычайно  важное значение имеет также целый ряд факторов социального и психологического характера, связанных с образом и уровнем жизни пожилых людей, положением в семье, возможностью и желанием трудиться, состоянием здоровья, социально-бытовыми условиями и др.

     Пожилые — это очень разные люди. Среди них есть здоровые и больные; проживающие в семьях и одинокие; довольные уходом на пенсию и жизнью и несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоактивные домоседы и жизнерадостные, оптимистически настроенные люди, занимающиеся спортом, ведущие активный образ жизни и т.д.

    Поэтому для того, чтобы успешно  работать с пожилыми людьми, социальному  работнику нужно знать их социально-экономическое  положение, особенности характера,  материальные и духовные потребности,  состояние здоровья, быть хорошо осведомленным о достижениях науки и практики в этом направлении. Изменение социального статуса человека в старости, как показывает практика, прежде всего, негативно сказывается на его моральном и материальном положении, отрицательно влияет на психическое состояние, снижает его сопротивляемость к заболеваниям и

адаптацию к изменениям окружающей среды.

     Гизе выделяет три типа пожилых  людей и старости: это старик  – негативист, отрицающий у себя признаки старости; старик – экстравертированный, признающий наступление старости, наблюдая за изменениями в обществе; интровертный тип,  остро переживающий процесс старения, погружается в воспоминания о прошлом, малоподвижен [5, с.262].

     Кон выделяет следующие типы  старости:

  1. Активная творческая старость. Пожилые продолжают участвовать в общественной жизни, в воспитании молодежи.
  2. Пожилые люди занимаются тем, на что у них раньше не было времени: самообразованием, отдыхом, развлечениями.
  3. Люди, отдающие все силы семье. Но удовлетворенность жизнью у этих людей ниже, чем у представителей первых двух групп.
  4. Люди, смыслом жизни для которых является забота о собственном здоровье. С этим связанны различные формы активности, но вместе с этим проявляется склонность к преувеличению мнимых и действительных болезней.

Кон также выделяет и отрицательные типы развития: агрессивные ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующих всех кроме себя, терроризирующих окружающих бесконечными претензиями; разочарованные в себе и собственной жизни, постоянно обвиняющие себя, становясь глубоко несчастными [22, с. 216 - 217].

    С переходом в категорию пожилых  людей, пенсионеров, зачастую  коренным образом изменяется  не только взаимоотношения человека  и общества, но и такие ценностные  ориентиры, как смысл жизни, счастье, добро и зло и др. Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, круг общения.

    С возрастом изменяется ценностная  иерархия самооценок. Пожилые люди  уделяют меньше внимания своей  внешности, зато больше — внутреннему  и физическому состоянию. Меняется временная перспектива пожилых людей.

    Уход в прошлое типичен лишь  для глубоких стариков, остальные  больше думают и говорят о  будущем. В сознании пожилого  человека ближайшее будущее начинает  преобладать над отдаленным, короче  становятся жизненные личные перспективы. Ближе к старости время кажется быстротекущим, но менее заполненным различными событиями. При этом люди, активно участвующие в жизни, уделяют больше внимания будущему, а пассивные прошлому. Первые, поэтому, более оптимистичны и больше верят в будущее [10, с.242].

    Старость приносит с собой  и изменение привычных жизненных  стандартов, и болезни, и тяжелые  душевные переживания. Пожилые  люди оказываются на обочине  жизни. Речь идет не только  и не столько о материальных трудностях, сколько о трудностях психологического характера. Уход на пенсию, потеря близких и друзей, болезни, сужение круга общения и сфер деятельности — все это ведет к обеднению жизни, уходу из нее положительных эмоций, чувству одиночества и ненужности. С ростом продолжительности жизни и снижением рождаемости значительную часть населения составляют люди пожилого возраста и, следовательно, есть необходимость специальной организации помощи пожилому человеку. Как правило, жизнь пожилого человека не богата разнообразными событиями. Однако эти события заполняют собой все его индивидуальное пространство и время. Так, приход врача — это событие, которое может заполнить весь день. Поход в магазин тоже событие, к которому предшествует тщательная подготовка. Иными словами, происходит гипертрофированность, "растягивание" событий. Событие, которое воспринимается молодыми как незначительный эпизод, для старого человека становится делом целого дня. Помимо "растянутости" событий наполненность жизни может осуществляться путем гипертрофированности какой-либо одной сферы

жизнедеятельности.

   Вторая особенность определяется своеобразным ощущением времени. Во-первых, пожилой человек всегда живет в настоящем. Его прошлое также присутствует в настоящем — отсюда запасливость, бережливость, осторожность пожилых людей. Они как бы консервируются в сиюминутности, причем такому сохранению подвергается и духовный мир, его ценности. Во-вторых, движение времени в пожилом возрасте замедляется и становится более плавным [13, с. 87].

  Главная драма пожилого человека (если не считать инвалидность, тяжелую болезнь, или нищету, или бесприютность) драма невостребованности — нереализуемый потенциал, ощущение или опасение собственной ненужности. Больше того, потенциал пожилого человека чаще всего внешне не соответствует (или соответствует очень мало) менталитету новых поколений. Но у них всех есть общая основа, куда более значимая, чем расхождения, — общечеловеческие ценности.

    В целом, невостребованность пожилого человека входит в противоречие с

общественной  сущностью человека. Значит, надо ее подкрепить, в том числе

социально. В частности, средствами социальной работы, в доступных ей сферах, чтобы  по возможности смягчить ситуацию [15, с. 97].

    Сущность социальной работы с лицами пожилого возраста — социальная реабилитация, такая реабилитация — это восстановление в привычных

обязанностей, функций, видов деятельности, характере отношений с людьми.

Главное для социального работника это  превращение пожилого человека из объекта (клиента) социальной работы в ее субъекта. Преодоление, смягчение драмы не востребованности происходит на основе собственного житейского в том числе, профессионального, семейного опыта. Важно не только давать человеку, но и помочь ему продолжать отдавать себя, сохраняя тем самым устойчивость, гарантию определенной стабильности, ощущение доброй перспективы, оптимистическую и реализуемую надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается востребованным.

    Необходимо помнить, что пожилые люди — это наиболее социально уязвимая часть населения. Их доход обычно значительно ниже среднего, а потребности, особенно в медицинском обслуживании, диетическом питании, благоустроенном жилье значительно выше. Очень часто пожилые люди живут отдельно от семей, и поэтому им бывает не под силу справиться со своими недомоганиями и одиночеством. И если раньше основная ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты населения [2, с. 89].

 

1.2. Задачи и содержание социальной работы с людьми преклонного возраста 

   Исходя из обобщенной системы принципиальных положений о содержании деятельности социального работника, нужно  определить круг основных задач, возлагаемых на работников социальной сферы, в процессе непосредственного общения с людьми. Это, прежде всего: оказывать помощь индивидам и группам, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них; помогать людям справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корреционного воздействия; защищать беспомощных в соответствии с законом, прибегая к использованию власти; способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной защиты; использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей. Если рассмотреть в контексте с задачами социальной работы, круг основных обязанностей, которые должен выполнять социальный работник как профессионал, то в основном это выглядит следующим образом:

-распознавать и преодолевать в отношениях с людьми враждебность;

-содействовать предоставлению социальной заботы престарелым;

-наблюдать  и понимать поведение и отношения между людьми;

-общаться вербально и письменно;

-организовывать и вести беседу при различных обстоятельствах;

-вести переговоры, выступать по радио и т.д. [16, с. 224].

Для выполнения  многоплановой деятельности социальный работник должен быть готов выступать  в разных качествах, выполнять множество ролей, связанных с социальной защитой и поддержкой людей преклонного возраста.  

     По мнению Тиэра и Макфитерса, социальный работник должен выполнять роли:

— адвоката;

— корректировщика поведения;

— учителя;

— консультанта;

— менеджера по информации;

— администратора.

    Хотя этот перечень далеко не полон, он дает некоторое представление о разнообразии ролей социального работника и широком поле его деятельности [21, с. 65].

    Рассматриваемые задачи социальной работы, роли, функции и обязанности социального работника не исчерпывают всей его деятельности, но они позволяют проследить и выявить главную, стержневую идею, как бы объединяющую все остальные слагаемые трудной и крайне необходимой ныне профессии социального

работника, а именно умение, желание идти к людям, находить формы общения с ними, чтобы помочь им.

   Общение выступает как одна из главных ролей социального работника. При этом общение происходит на разных уровнях: социальный работник как представитель государства, оказывающий помощь членам общества; социальный работник-группа, и наконец, социальный работник и клиент. Последнее наиболее значимо, так как, в конечном счете, самым главным является конкретный человек.

Поэтому овладение  навыками общения считается очень важным и значимым при подготовке социальных работников.  

К ним относятся:

  • Умение выслушать других с пониманием и целенаправленно.
  • Умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для анализа и оценки ситуации.
  • Умение создать и развивать отношения.
  • Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы.
  • Умение добиться доверия подопечных.
  • Умение обсуждать острые проблемы в позитивном эмоциональном настрое.
  • Умение вести исследования или интерпретировать выводы.
  • Умение посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами.
  • Умение налаживать меж институциональные связи.
  • Умение интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в соответствующих службах, институтах.

Умение активизировать усилия подопечных по решению собственных  проблем.

     Социальная защита пожилых людей в современных социально-экономических условиях осуществляется по двум основным направлениям — социальное обеспечение и социальная помощь. В соответствии с действующим законодательством социальное обеспечение престарелых граждан направлено на защиту материального положения, оказание денежной и натуральной помощи, укрепление системы социального обслуживания пожилых людей [9, с. 87 - 88].

Информация о работе Роль социальной поддержки людей преклонного возраста в период кризиса государства