Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 08:53, курсовая работа
Цель исследования – изучить и проанализировать негативные и позитивные стороны в социальной политике государства по обеспечению людей преклонного возраста.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать социально-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Раскрыть сущность социальной работы с людьми преклонного возраста.
Проанализировать направления социальной политики государства по обслуживанию людей пожилого возраста.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛЮДЕЙ ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность социальной работы с людьми преклонного возраста………….7
1.2. Задачи и содержание социальной работы с людьми преклонного возраста……………………………………………………………….…………..13
Выводы по первому раздела…………………………………………………….17
РАЗДЕЛ 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЛЮДЕЙ ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА
2.1. Социально – психологический климат в государстве в период кризиса………………………………………………………………...………… 19 2.1. Особенности социальной работы с людьми преклонного возраста в период кризиса государства…………………………………………………….22
Выводы по второму разделу…………………………………………….………28
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ………………………………………………….…………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…...…………………………..33
Процесс старения отдельных
В соответствии с классификацией Всемирной организации Здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет — к старому, а 90 лет и старше — к долгожителям.
Как известно, пожилыми людьми обычно считают людей, вышедших на
пенсию. Однако это мерило не может быть универсальным, так как пенсионный возраст в разных странах различен. Вместе с тем, женщины, как правило, уходят на пенсию раньше мужчин. Так, в нашей стране, они имеют право получать пенсию по старости с 55 лет, тогда как мужчины — с 60 лет. Тем не менее, в подавляющем большинстве стран мира к пожилым людям относят граждан в возрасте 60 лет и старше [7, с. 54].
Для социального работника
Пожилые — это очень разные люди. Среди них есть здоровые и больные; проживающие в семьях и одинокие; довольные уходом на пенсию и жизнью и несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоактивные домоседы и жизнерадостные, оптимистически настроенные люди, занимающиеся спортом, ведущие активный образ жизни и т.д.
Поэтому для того, чтобы успешно
работать с пожилыми людьми, социальному
работнику нужно знать их
адаптацию к изменениям окружающей среды.
Гизе выделяет три типа
Кон выделяет следующие типы старости:
Кон также выделяет и отрицательные типы развития: агрессивные ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующих всех кроме себя, терроризирующих окружающих бесконечными претензиями; разочарованные в себе и собственной жизни, постоянно обвиняющие себя, становясь глубоко несчастными [22, с. 216 - 217].
С переходом в категорию
С возрастом изменяется
Уход в прошлое типичен лишь
для глубоких стариков, остальные
больше думают и говорят о
будущем. В сознании пожилого
человека ближайшее будущее
Старость приносит с собой
и изменение привычных
жизнедеятельности.
Вторая особенность определяется своеобразным ощущением времени. Во-первых, пожилой человек всегда живет в настоящем. Его прошлое также присутствует в настоящем — отсюда запасливость, бережливость, осторожность пожилых людей. Они как бы консервируются в сиюминутности, причем такому сохранению подвергается и духовный мир, его ценности. Во-вторых, движение времени в пожилом возрасте замедляется и становится более плавным [13, с. 87].
Главная драма пожилого человека (если не считать инвалидность, тяжелую болезнь, или нищету, или бесприютность) драма невостребованности — нереализуемый потенциал, ощущение или опасение собственной ненужности. Больше того, потенциал пожилого человека чаще всего внешне не соответствует (или соответствует очень мало) менталитету новых поколений. Но у них всех есть общая основа, куда более значимая, чем расхождения, — общечеловеческие ценности.
В целом, невостребованность пожилого человека входит в противоречие с
общественной сущностью человека. Значит, надо ее подкрепить, в том числе
социально. В частности, средствами социальной работы, в доступных ей сферах, чтобы по возможности смягчить ситуацию [15, с. 97].
Сущность социальной работы с лицами пожилого возраста — социальная реабилитация, такая реабилитация — это восстановление в привычных
обязанностей, функций, видов деятельности, характере отношений с людьми.
Главное для социального работника это превращение пожилого человека из объекта (клиента) социальной работы в ее субъекта. Преодоление, смягчение драмы не востребованности происходит на основе собственного житейского в том числе, профессионального, семейного опыта. Важно не только давать человеку, но и помочь ему продолжать отдавать себя, сохраняя тем самым устойчивость, гарантию определенной стабильности, ощущение доброй перспективы, оптимистическую и реализуемую надежду на то, что и в новых обстоятельствах человек остается востребованным.
Необходимо помнить, что пожилые люди — это наиболее социально уязвимая часть населения. Их доход обычно значительно ниже среднего, а потребности, особенно в медицинском обслуживании, диетическом питании, благоустроенном жилье значительно выше. Очень часто пожилые люди живут отдельно от семей, и поэтому им бывает не под силу справиться со своими недомоганиями и одиночеством. И если раньше основная ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты населения [2, с. 89].
1.2.
Задачи и содержание
социальной работы с
людьми преклонного
возраста
Исходя из обобщенной системы принципиальных положений о содержании деятельности социального работника, нужно определить круг основных задач, возлагаемых на работников социальной сферы, в процессе непосредственного общения с людьми. Это, прежде всего: оказывать помощь индивидам и группам, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них; помогать людям справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корреционного воздействия; защищать беспомощных в соответствии с законом, прибегая к использованию власти; способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной защиты; использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей. Если рассмотреть в контексте с задачами социальной работы, круг основных обязанностей, которые должен выполнять социальный работник как профессионал, то в основном это выглядит следующим образом:
-распознавать и преодолевать в отношениях с людьми враждебность;
-содействовать предоставлению социальной заботы престарелым;
-наблюдать и понимать поведение и отношения между людьми;
-общаться вербально и письменно;
-организовывать и вести беседу при различных обстоятельствах;
-вести переговоры, выступать по радио и т.д. [16, с. 224].
Для выполнения
многоплановой деятельности социальный
работник должен быть готов выступать
в разных качествах, выполнять множество
ролей, связанных с социальной защитой
и поддержкой людей преклонного возраста.
По мнению Тиэра и Макфитерса, социальный работник должен выполнять роли:
— адвоката;
— корректировщика поведения;
— учителя;
— консультанта;
— менеджера по информации;
— администратора.
Хотя этот перечень далеко не полон, он дает некоторое представление о разнообразии ролей социального работника и широком поле его деятельности [21, с. 65].
Рассматриваемые задачи социальной работы, роли, функции и обязанности социального работника не исчерпывают всей его деятельности, но они позволяют проследить и выявить главную, стержневую идею, как бы объединяющую все остальные слагаемые трудной и крайне необходимой ныне профессии социального
работника, а именно умение, желание идти к людям, находить формы общения с ними, чтобы помочь им.
Общение выступает как одна из главных ролей социального работника. При этом общение происходит на разных уровнях: социальный работник как представитель государства, оказывающий помощь членам общества; социальный работник-группа, и наконец, социальный работник и клиент. Последнее наиболее значимо, так как, в конечном счете, самым главным является конкретный человек.
Поэтому овладение
навыками общения считается очень
важным и значимым при подготовке социальных
работников.
К ним относятся:
Умение активизировать усилия подопечных по решению собственных проблем.
Социальная защита пожилых людей в современных социально-экономических условиях осуществляется по двум основным направлениям — социальное обеспечение и социальная помощь. В соответствии с действующим законодательством социальное обеспечение престарелых граждан направлено на защиту материального положения, оказание денежной и натуральной помощи, укрепление системы социального обслуживания пожилых людей [9, с. 87 - 88].