Роль социальной поддержки людей преклонного возраста в период кризиса государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить и проанализировать негативные и позитивные стороны в социальной политике государства по обеспечению людей преклонного возраста.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать социально-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Раскрыть сущность социальной работы с людьми преклонного возраста.
Проанализировать направления социальной политики государства по обслуживанию людей пожилого возраста.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛЮДЕЙ ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность социальной работы с людьми преклонного возраста………….7
1.2. Задачи и содержание социальной работы с людьми преклонного возраста……………………………………………………………….…………..13
Выводы по первому раздела…………………………………………………….17
РАЗДЕЛ 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЛЮДЕЙ ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА
2.1. Социально – психологический климат в государстве в период кризиса………………………………………………………………...………… 19 2.1. Особенности социальной работы с людьми преклонного возраста в период кризиса государства…………………………………………………….22
Выводы по второму разделу…………………………………………….………28
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ………………………………………………….…………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…...…………………………..33

Работа содержит 1 файл

курсовая 3 курс .doc

— 170.50 Кб (Скачать)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ

АВТОНОМНОЙ  РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

АРМЯНСКИЙ ФИЛИАЛ РВУЗ

«КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра гуманитарных наук 
 
 
 
 

Курсовая  работа

РОЛЬ  СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ  ЛЮДЕЙ ПРЕКЛОННОГО  ВОЗРАСТА В ПЕРИОД КРИЗИСА ГОСУДАРСТВА 
 
 

Исполнитель                                                             студентка 3 курса    

                                                                      дневной формы обучения 

                                                                             31 группы

                                                    специальность:    

                                                                 «Социальна педагогика» 

                                                                 Подольской Яны 

                                                                 Григорьевны 

Научный руководитель                                     ассистент кафедры

                                                                  гуманитарных наук

                                                                  Лаута Н.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Армянск - 2009

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3

РАЗДЕЛ  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛЮДЕЙ ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА

1.1. Сущность социальной работы с людьми преклонного возраста………….7

1.2. Задачи и содержание социальной работы с людьми преклонного возраста……………………………………………………………….…………..13

Выводы  по первому раздела…………………………………………………….17

РАЗДЕЛ 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА  В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЛЮДЕЙ ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА

2.1. Социально – психологический климат в государстве в период кризиса………………………………………………………………...………… 19 2.1. Особенности социальной работы с людьми преклонного возраста в период кризиса государства…………………………………………………….22

Выводы  по второму разделу…………………………………………….………28

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ………………………………………………….…………..31

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…...…………………………..33

 

ВВЕДЕНИЕ 

Актуальность  исследования.     На современном этапе развития общества очень актуальной является проблема поддержки людей преклонного возраста, по причине того, что они являются наименее защищенной категорией населения. Особенно в период кризиса государства, который охватил всю планету важно не забывать о пожилых людях,  разрабатывая программы по их социальной защите, поддержке и обеспечению.

     Проблема  старения представляет собой новый социальный феномен ХХ-ХХI в.в., особенно последних его десятилетий. Старость становится длительным и значимым этапом индивидуального развития, индикатором направлений изменения социальных процессов макроструктурного уровня, концептуализирует основы социальной политики. Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к новым условиям, требует необходимости выработки особых подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми. 
      Согласно классификации ООН государство считается молодым, если доля пожилых составляет 4% , а старым – если эта доля составляет 7%. Увеличивается нагрузка на трудоспособное население, вынужденное содержать все более возрастающее  число нетрудоспособных граждан, так в развитых странах на одного жителя старше 65 лет приходится 4 – 5 работающих.

      Поэтому ООН в 1991 году приняла  Принципы Организации Объединенных  Наций  в отношении пожилых людей, в 1992 году – практическую стратегию «Глобальные цели по проблемам старения на период  до 2001 года», в 1999 год ООН объявила  Международным годом пожилых людей [3, с. 195].

      В развитии современной социальной  науки о старости выделяются следующие направления:

  • изучение старения  как процесса, в биологическом  и психологическом измерении;
  • проблемы  социоэкономического статуса и социальных ролей людей пожилого возраста;
  • историко-культурологический анализ различных представлений о старости, характерных для разных народов.

Представление о старости как финальном этапе  жизни не остается неизменным. Меняется возрастной порог старости. В 1962 г. сипозиум геронтологов утвердил возрастные градации: 40-60 – средний возраст; 60-75 пожилой; 75-90 старческий; свыше 90 – долгожители. 
Цивилизация обеспечила среднюю ожидаемую продолжительность жизни – 70 лет, просто немыслимую в доисторическое время, когда она составляла лишь 35 лет.

       Проблемами старения занимается  геронтология, рассматривающая старение  с биологической, психологической  и социальной точек зрения.     Преобладающее большинство старых людей нуждается в самом широком спектре услуг и помощи, оказываемой им посторонними людьми, будь то члены семьи, соседи, медицинские, социальные или благотворительные организации. В основной своей массе семьи неспособны взять на себя все заботы о старых и беспомощных родственниках. Вся тяжесть по уходу за старыми людьми ляжет в первую очередь на плечи государственных социальных служб, а также на органы здравоохранения [6, с. 78].

     Проблемы социальной работы со  старыми людьми в настоящее  время находятся в центре внимания  многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых и старых людей.

     По мнению социальных геронтологов  западных стран, главная задача  социальной работы состоит в  том, чтобы связать индивида, семью  или общину с внешними и внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для исправления, улучшения или сохранения определенной ситуации.

     Все более важное место в  деятельности социальных служб  будет занимать обучение профессионалов, выполняющих программы оказания социальных услуг населению старших возрастов. Именно в этом, по убеждению          В.Д. Шапиро, и состоит истинное понимание и приложение социальной геронтологии. [8, с. 103].

Проблемами  старения общества занимались такие  геронтологи как Альенеревич В., Бурльеф Ф., Бреев Б., рассматривая старение с биологической, психологической и социальной точек зрения.

Аспектам  социального обслуживания пожилых  людей посвящены исследования Гордина В., Дементьева Н., Панова А., Устинова Э.

     Теоретические аспекты старения раскрываются в трудах И.Г. Зайнышева, Е.И Холостовой, А.А. Чернецкой. В этих работах рассматриваются проблемы старости и положение пожилого человека в обществе, анализируются основные направления социальной деятельности с лицами "старшего поколения", технологии социальной работы с пожилыми людьми, приводится нормативно-законодательная база по исследуемой проблеме, описывается опыт учреждений социального обслуживания населения в различных регионах России и за рубежом, инструментарий работы с пожилыми людьми по обеспечению их социальной защиты.

     Исторические  аспекты рассматриваются в трудах Фирсова М.В. и Мельникова В.П. В  работах этих ученых рассмотрены  важнейшие этапы становления  социальной работы в России и за рубежом с древнейших времен до наших дней, обобщен опыт развития социальной работы.

  Практические аспекты освещаются в трудах И.Г. Беленькой, В.С. Кукушкиной, Р.С. Яцемирской. Они рассматривают основные понятия о старости, медицинские проблемы пожилого возраста, рассматривается феномен одиночества, адаптация к старости, а также обобщается опыт деятельности домов престарелых и инвалидов, психоневрологических домов-интернатов и других территориальных органов и центров социальной защиты пожилых и старых людей.

     Анализ  опубликованных социально-педагогических трудов и других литературных источников и исследований свидетельствует о том, что обеспечение более благоприятных условий для пожилых людей является основной целью устойчивого социального развития общества. Учитывая социальную значимость проблемы социальной поддержки людей преклонного возраста, определена тема исследования: «Роль социальной поддержки людей преклонного возраста в период кризиса государства».

Цель  исследования – изучить и проанализировать негативные и позитивные стороны в социальной политике государства по обеспечению людей преклонного возраста.

Задачи  исследования:

  1. Изучить и проанализировать социально-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Раскрыть сущность социальной работы с людьми преклонного возраста.
  3. Проанализировать направления социальной политики государства по обслуживанию людей пожилого возраста.

Объект  исследования –  процесс социального поддержки  людей преклонного возраста.

Предмет исследования –  роль социальной поддержки людей преклонного возраста.

Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что материалы могут использоваться социальными работниками территориальных центров, домов-интернатов для престарелых учреждений социального обеспечения для социальной  поддержки людей преклонного возраста и формирования конструктивного отношения к старости. 

 

РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНО –  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ПОДДЕРЖКА ЛЮДЕЙ  ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА. 

1.1.Сущность  социальной работы  с людьми преклонного  возраста. 

     С позиций психоанализа, детство - это период, когда человек начинает свое существование и ведет такой образ жизни, при котором внешнее и внутреннее, “Я” и “МИР” едины, взаимно переплетены в живой целостности. В зрелом возрасте эти полюса разделяются, сформировавшееся сознание позволяет различать свою индивидуальность и мир, дух и плотские побуждения. В постоянном  метании между собственным “Я” и внешним миром появляется опасность уйти от своей сути и быть проглоченным этим миром, которому ты отдаешь себя как жертву.

    На третьем этапе, т.е. в преклонном  возрасте, у человека появляется шанс, вновь приобрести потерянную гармонию [22, с. 206].

     Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально - бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.

    В организации социальной работы с пожилыми людьми необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в целом, но и каждого человека в отдельности, их нужды, потребности, биологические и социальные возможности, определенные региональные и другие особенности жизнедеятельности.

    Следует отметить, что к проблеме  старости и ее определения,  ученые и практики подходили  и подходят с разных точек  зрения биологической, физиологической,  психологической, функциональной, хронологической, социологической и др.  А отсюда и специфика решения проблем общественного и социального положения, роли и места в семье, в организации социального обеспечения и обслуживания, социальной реабилитации, социального попечительства над пожилыми людьми и т. д.

Информация о работе Роль социальной поддержки людей преклонного возраста в период кризиса государства