Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 08:53, курсовая работа
Цель исследования – изучить и проанализировать негативные и позитивные стороны в социальной политике государства по обеспечению людей преклонного возраста.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать социально-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Раскрыть сущность социальной работы с людьми преклонного возраста.
Проанализировать направления социальной политики государства по обслуживанию людей пожилого возраста.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛЮДЕЙ ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность социальной работы с людьми преклонного возраста………….7
1.2. Задачи и содержание социальной работы с людьми преклонного возраста……………………………………………………………….…………..13
Выводы по первому раздела…………………………………………………….17
РАЗДЕЛ 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЛЮДЕЙ ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА
2.1. Социально – психологический климат в государстве в период кризиса………………………………………………………………...………… 19 2.1. Особенности социальной работы с людьми преклонного возраста в период кризиса государства…………………………………………………….22
Выводы по второму разделу…………………………………………….………28
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ………………………………………………….…………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…...…………………………..33
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АРМЯНСКИЙ ФИЛИАЛ РВУЗ
«КРЫМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
гуманитарных наук
Курсовая работа
РОЛЬ
СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ
ЛЮДЕЙ ПРЕКЛОННОГО
ВОЗРАСТА В ПЕРИОД КРИЗИСА
ГОСУДАРСТВА
Исполнитель студентка 3 курса
31 группы
Научный
руководитель
Армянск - 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛЮДЕЙ ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА
1.1. Сущность социальной работы с людьми преклонного возраста………….7
1.2. Задачи
и содержание социальной работы с людьми
преклонного возраста…………………………………………………………
Выводы
по первому раздела………………………………………
РАЗДЕЛ 2. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЛЮДЕЙ ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА
2.1. Социально
– психологический климат в государстве
в период кризиса……………………………………………………………
Выводы
по второму разделу………………………………………
ОБЩИЕ
ВЫВОДЫ………………………………………………….…………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…...…………………………..33
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества очень актуальной является проблема поддержки людей преклонного возраста, по причине того, что они являются наименее защищенной категорией населения. Особенно в период кризиса государства, который охватил всю планету важно не забывать о пожилых людях, разрабатывая программы по их социальной защите, поддержке и обеспечению.
Проблема
старения представляет собой новый социальный
феномен ХХ-ХХI в.в., особенно последних
его десятилетий. Старость становится
длительным и значимым этапом индивидуального
развития, индикатором направлений изменения
социальных процессов макроструктурного
уровня, концептуализирует основы социальной
политики. Изменение
социального статуса человека в старости,
вызванное, прежде всего, прекращением
или ограничением трудовой деятельности,
изменениями ценностных ориентиров, самого
образа жизни и общения, возникновением
затруднений в социально-бытовой, психологической
адаптации к новым условиям, требует необходимости
выработки особых подходов, форм и методов
социальной работы с пожилыми людьми.
Согласно классификации ООН государство
считается молодым, если доля пожилых
составляет 4% , а старым – если эта доля
составляет 7%. Увеличивается нагрузка
на трудоспособное население, вынужденное
содержать все более возрастающее
число нетрудоспособных граждан, так в
развитых странах на одного жителя старше
65 лет приходится 4 – 5 работающих.
Поэтому ООН в 1991 году приняла
Принципы Организации
В развитии современной
Представление
о старости как финальном этапе
жизни не остается неизменным. Меняется
возрастной порог старости. В 1962 г. сипозиум
геронтологов утвердил возрастные градации:
40-60 – средний возраст; 60-75 пожилой; 75-90
старческий; свыше 90 – долгожители.
Цивилизация обеспечила среднюю ожидаемую
продолжительность жизни – 70 лет, просто
немыслимую в доисторическое время, когда
она составляла лишь 35 лет.
Проблемами старения
Проблемы социальной работы со
старыми людьми в настоящее
время находятся в центре
По мнению социальных
Все более важное место в
деятельности социальных служб
будет занимать обучение
Проблемами
старения общества занимались такие
геронтологи как Альенеревич В.
Аспектам социального обслуживания пожилых людей посвящены исследования Гордина В., Дементьева Н., Панова А., Устинова Э.
Теоретические аспекты старения раскрываются в трудах И.Г. Зайнышева, Е.И Холостовой, А.А. Чернецкой. В этих работах рассматриваются проблемы старости и положение пожилого человека в обществе, анализируются основные направления социальной деятельности с лицами "старшего поколения", технологии социальной работы с пожилыми людьми, приводится нормативно-законодательная база по исследуемой проблеме, описывается опыт учреждений социального обслуживания населения в различных регионах России и за рубежом, инструментарий работы с пожилыми людьми по обеспечению их социальной защиты.
Исторические
аспекты рассматриваются в
Практические аспекты освещаются в трудах И.Г. Беленькой, В.С. Кукушкиной, Р.С. Яцемирской. Они рассматривают основные понятия о старости, медицинские проблемы пожилого возраста, рассматривается феномен одиночества, адаптация к старости, а также обобщается опыт деятельности домов престарелых и инвалидов, психоневрологических домов-интернатов и других территориальных органов и центров социальной защиты пожилых и старых людей.
Анализ опубликованных социально-педагогических трудов и других литературных источников и исследований свидетельствует о том, что обеспечение более благоприятных условий для пожилых людей является основной целью устойчивого социального развития общества. Учитывая социальную значимость проблемы социальной поддержки людей преклонного возраста, определена тема исследования: «Роль социальной поддержки людей преклонного возраста в период кризиса государства».
Цель исследования – изучить и проанализировать негативные и позитивные стороны в социальной политике государства по обеспечению людей преклонного возраста.
Задачи исследования:
Объект исследования – процесс социального поддержки людей преклонного возраста.
Предмет исследования – роль социальной поддержки людей преклонного возраста.
Практическая
значимость курсовой работы состоит
в том, что материалы могут использоваться
социальными работниками территориальных
центров, домов-интернатов для престарелых
учреждений социального обеспечения для
социальной поддержки людей преклонного
возраста и формирования конструктивного
отношения к старости.
РАЗДЕЛ
1. СОЦИАЛЬНО –
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
ПОДДЕРЖКА ЛЮДЕЙ
ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА.
1.1.Сущность
социальной работы
с людьми преклонного
возраста.
С позиций психоанализа, детство - это период, когда человек начинает свое существование и ведет такой образ жизни, при котором внешнее и внутреннее, “Я” и “МИР” едины, взаимно переплетены в живой целостности. В зрелом возрасте эти полюса разделяются, сформировавшееся сознание позволяет различать свою индивидуальность и мир, дух и плотские побуждения. В постоянном метании между собственным “Я” и внешним миром появляется опасность уйти от своей сути и быть проглоченным этим миром, которому ты отдаешь себя как жертву.
На третьем этапе, т.е. в
Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего, прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально - бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.
В организации социальной работы с пожилыми людьми необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в целом, но и каждого человека в отдельности, их нужды, потребности, биологические и социальные возможности, определенные региональные и другие особенности жизнедеятельности.
Следует отметить, что к проблеме
старости и ее определения,
ученые и практики подходили
и подходят с разных точек
зрения биологической,