Роль обучения в развитии личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:01, реферат

Описание работы

Правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики. Каждая концепция обучения, которой руководствуется педагог, психолог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития. Точно так же каждая концепция психического развития, которой придерживается психолог (сознает он это или нет), заключает в себе и определенную теорию обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………
3

1.
Проблема обучения и развития………………………………...
4

2.
Структура процесса обучения………………………………….
11

3.
Характеристика процессов обучения………………………….
12

4.
Принципы обучения……………………………………………
14

Заключение………………………………………………………
16

Список использованных источников………………………….
17

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.docx

— 31.68 Кб (Скачать)

Между образованием и воспитанием  существует двусторонняя связь: от обучения к воспитанию и от воспитания к  обучению. Процесс воспитания при  правильной организации тотчас же оказывает  благотворное влияние на ход  обучения , так как воспитание дисциплинированности и многих других качеств создает  условия для более активного  и успешного  обучения.

Собственно говоря, без  должной воспитанности учеников эффективный процесс обучения просто невозможен. Вот почему процесс обучения закономерно предполагает единство образовательной и воспитательной функций. Речь идет о единстве, а  не о параллельном, независимом их осуществлении. Единство воспитательной и образовательной функций  обучения  проявляются в том, что методы  обучения  выступают в  роли  отдельных элементов методов воспитания, а сами методы воспитания - в  роли  методов стимулирования учения.

Обучение и воспитание способствуют развитию личности. В  таком случае, казалось бы, нет необходимости  говорить еще и о развивающем  обучении . Но жизнь показывает, что  обучение осуществляет развивающую  функцию обучения более эффективно, если имеет специальную развивающую  направленность и включает учащихся в такие виды деятельности, которые  развивают у них сенсорные  восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, мотивационную  сферы.

В работах, посвященных проблеме развивающего обучения, выдвигались  разнообразные принципы и пути ее решения. Наиболее известными являются положения о том, что для интенсивного  развития  мышления в процессе  обучения  необходимо обеспечить преподавание на высоком уровне трудности, в быстром  темпе обеспечить осознание учащимися  своих учебных действий.

Вместе с тем развитие нельзя свести к формированию только мышления. Как было указано выше, оно должно охватить все сферы  личности. И поэтому современная  дидактика ищет пути расширения развивающего влияния обучения.

Все три функции обучения нельзя представлять себе как три  параллельно осуществляемые, неперекрещивающиеся  линии в потоке влияний учебного процесса. Все они находятся в  сложно переплетающихся связях: одна предшествует другой, является ее причиной, другая является ее следствием, но и  одновременно и условием активации  первопричины. Две из них - образовательная  и воспитательная - являются в единстве основой третьей, развивающей функции. Последняя, в свою очередь, интенсифицирует  предыдущие. Вот почему к взаимосвязи  этих функций надо подходить, учитывая диалектический характер их единства.

2. Структура процесса обучения

При рассмотрении структуры  процесса обучения необходимо выявить  его строение, основные компоненты и связи между ними. Обучение является разновидностью учебной деятельности, которая носит двусторонний характер. Оно обязательно предполагает взаимодействие (учебно-материальное, морально-психологическое  и эстетическое) преподавателя и  обучаемых. При первом, самом широком, рассмотрении процесс обучения состоит  из двух взаимосвязанных процессов - преподавания и учения.

Преподавание –  это  деятельность учителя по организации  усвоения учеником содержания образования  и по руководству  этим  усвоением. Задача учителя состоит не в передаче «готового» знания, а в организации  активной познавательной деятельности ребенка.

Деятельность ученика  – учение –  это  организованная учителем активная познавательная деятельность ученика, направленная на овладение  содержанием образования и обеспечивающая самоуправление  процессом  учения.

Немов Р.С. в  структуре   обучения  выделяет следующие компоненты:

а) целевой: основная цель обучения –  это  развитие ученика;

б) содержательный: «чему  учить», определяется спецификой предмета, возрастом учащихся, программой;

в) мотивационный: мотивы педагога, лежащие в основе его деятельности, педагог формирует мотивационную  сферу учащихся;

г) исполнительный: методы, способы, приемы, формы  обучения ;

д) результативный.

Процесс учения вместе с  тем не является механической суммой процессов преподавания и учения. Это качественно новое, суть которого отражает дидактическое взаимодействие в его разнообразных формах. Целостность  этого процесса кроется в общности целей преподавания и учения, в  невозможности существования преподавания без учения как такового. В процессе обучения функционируют не только процессы познавательного характера, но и общения преподавателя и обучаемых.

Однозначные информационные воздействия по-разному преломляются во внутреннем мире учеников. Общение  в процессе обучения оказывает исключительно  сильное влияние на мотивацию  учения, на формирование положительного отношения к учебе, на создание благоприятных  морально-психологических условий  для активного учения. Увлеченное отношение преподавателя к своему предмету, четкость, организованность в работе, такт в отношениях с  учениками, своевременное оказание им помощи в учебе, объективность  в оценивании успехов и выдержка в сложных ситуациях - все это  чрезвычайно сильно влияет на процесс  усвоения. В результате умелое общение  значительно повышает воспитательный эффект обучения.

Если педагоги концентрируют  внимание только на управлении учебной  деятельностью, но не обеспечивают при  этом правильного стиля общения, то результат влияний может оказаться  недостаточным. Неэффективными могут  оказаться усилия и в том случае, если обеспечено благоприятное общение, но не организована учебная деятельность. Вот почему при раскрытии сущности обучения нужно видеть единство познания и общения.

 

3. Характеристика процессов обучения

Целевой компонент обучения представляет собой осознание педагогами и принятие учениками целей и  задач обучения. Цель изучения социально  детерминирована, она складывается из:

- мотивированности, т.е. личной заинтересованности преподавателя в том, чтобы учащиеся как можно лучше усваивали учебный материал; глубина мотивированности оценивается по вовлеченности в учебный  процесс  самых значимых жизненных мотивов преподавателя, составляющих основу его личности;

- развитость структуры обучения: наличие в арсенале преподавателя разнообразных действий, с помощью которых он может осуществлять свои функции, передавая учащимся знания, развивая их умственно и нравственно;

- гибкость обучения: умение сочетать и использовать разные методы и приемы обучения, легко и быстро переходя от одного к другому.           (Немов Р.С.).

Стимулирующе - мотивационный  компонент предполагает, что педагог  будет осуществлять меры по стимулированию у учащихся интереса, потребности  в решении поставленных задач. Причем стимулирование должно порождать внутренний процесс возникновения у обучаемых  положительных мотивов учения. В  единстве стимулирования и мотивации  заключен смысл стимулирующее - мотивационного компонента.

Содержание обучения определяется учебным планом, государственными учебными программами и учебным материалом по данному предмету.

Поскольку структура любого процесса - это не только входящие в  него компоненты, а также целостные  свойства процесса, то все компоненты учебного процесса надо рассматривать  в закономерной зависимости. Цель  обучения определяет его содержание. Цель и содержание  обучения  требуют  определенных методов обучения, средств  и форм стимулирования и организации  обучения . По ходу  обучения  необходим  текущий контроль и регулирование  процесса, приближение его к оптимальному варианту. Наконец, все компоненты процесса  обучения  в своей совокупности обеспечивают определенный результат. Исключительно важно иметь в  виду, что все компоненты процесса  обучения  расположены в определенной логике, вытекающей из закономерной обусловленности  их друг другом.

 

 

 

 

 

4. Принципы  обучения

 Принципы  обучения  — это исходные положения,  определяющие деятельность педагога  и характер познавательной деятельности  учащихся. Принципы  обучения  выражают  определенные закономерности  обучения .

Незнание принципов или  их неумелое применение тормозит успешность  обучения , затрудняет усвоение знаний, формирование качеств  личности  ребенка.

Совокупность принципов  позволяет характеризовать весь учебный процесс, все стороны  деятельности учителя и познавательной деятельности детей.

Учебный процесс теряет смысл, если его содержание будет недоступным  для усвоения. Отсюда вытекает принцип  доступности учебного материала.

Чувственные образы, представления  детей об окружающем мире являются необходимыми компонентами всякого  обучения . Эта сторона учебного процесса привела к обоснованию  принципа наглядности.

Знания должны быть осознаны детьми, а для этого необходима высокая познавательная активность. В противном случае материал быстро забывается. Отсюда необходимость принципа сознательности и активности учения детей.

Знания, умения и навыки должны быть прочными, чтобы обеспечить высокое  общее  развитие . Принцип прочности  обучения  раскрывает эту сторону  развития  детей.

Индивидуальный подход повышает эффективность  обучения , что давно  замечено в практической деятельности учителей. Эта особенность педагогического  процесса нашла отражение в принципе индивидуализации  развития  детей.

Известный педагог и психолог Л. В. Занков предложил применительно  к начальному этапу усвоения детьми учебного материала четыре принципа: высокий уровень трудности, ведущая  роль  теоретических знаний, быстрый  темп усвоения материала, осознание детьми результатов учения. Эти принципы представляют собой дальнейшую, более глубокую разработку названных выше принципов.

Основная задача педагогов  и психологов - выявление условий, которые обеспечивали бы максимальное и всестороннее  развитие  способности  всех детей. Наряду с этим необходимо выявить учащихся, которые обнаруживают глубокий интерес, склонности и способности  в определенных областях, и создать  им условия для дальнейшего  развития . Выполнить эту задачу могут различные  формы дифференцированного  обучения .

В процессе  обучения  и под влиянием  обучения  складывается  личность  ученика. Это касается не только таких личностных проявлений, как мировоззрение, интересы, способности, влияние  обучения  на которые  очевидно, но и нравственного облика, эмоционально-волевых качеств, характера  личности . Правильное  обучение  всегда означает духовный рост. В этом смысле обучение воспитывает человека, и дает право говорить о воспитывающем  обучении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В ходе обучения человек  приобретает знания и умения выполнять  те или иные виды деятельности, и  это означает прогресс в пределах какой-либо одной стадии его развития. Однако при этом постепенно достигаются  и более крупные новообразования  в психических возможностях человека, знаменующие переход от одной  стадии развития к другой. Предмет  психологии развития связан главным  образом с приобретением человеком, учащимся знаний и умений, а возрастная психология  исследует, при каких  условиях и как осуществляются переходы на новые стадии развития.

Вместе с тем процессы этих двух видов тесно связаны  между собой: учение, обучение непосредственно  влияет на развитие, а уже достигнутый  уровень развития, в свою очередь, существенно меняет протекание процессов  обучения, старшем дошкольном и младшем  школьном возрастах происходят глубокие изменения мышления – осуществляется переход от дологических к собственно логическим его формам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Выготский Л. С. Психология: М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.
  2. Габай Т. В. Педагогическая психология: М.: Академия, 2003. – 240 с.
  3. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: М:, Высшая школа, 2002. 400 с.
  4. Немов Р. С. Психология: Учеб. Пособие: М.: 2002.-Кн.2.- 496 с.
  5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: СПб.: Питер, 2002 - 720 с.

 

 


Информация о работе Роль обучения в развитии личности