Роль обучения в развитии личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:01, реферат

Описание работы

Правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики. Каждая концепция обучения, которой руководствуется педагог, психолог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития. Точно так же каждая концепция психического развития, которой придерживается психолог (сознает он это или нет), заключает в себе и определенную теорию обучения.

Содержание

Введение…………………………………………………………
3

1.
Проблема обучения и развития………………………………...
4

2.
Структура процесса обучения………………………………….
11

3.
Характеристика процессов обучения………………………….
12

4.
Принципы обучения……………………………………………
14

Заключение………………………………………………………
16

Список использованных источников………………………….
17

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ РОЛЬ ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.docx

— 31.68 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ЧитГУ)

Институт переподготовки и повышения квалификации

Кафедра психологии

 

 

Реферат

 

по дисциплине: ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАТСНАЯ ПСХОЛОГИЯ

 

тема: Роль обучения в развитии личности

 

 

 

 

 

                                 Выполнил ст. гр. ПСЛ 10-01

                                          Веренич Е.И.

Проверил:

                    ______________

 

 

 

Чита  2012 г.

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………

3

1.

Проблема обучения и развития………………………………...

4

2.

Структура процесса обучения………………………………….

11

3.

Характеристика процессов  обучения………………………….

12

4.

Принципы  обучения……………………………………………

14

 

Заключение……………………………………………………

16

 

Список использованных источников………………………….

17


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Обучение и развитие личности не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в сложном взаимоотношении.

Обучение только тогда  эффективно, когда оно идет впереди  развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии. Обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития. Где зона ближайшего развития — уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности.

Правильное решение вопроса  о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики. Каждая концепция обучения, которой руководствуется педагог, психолог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития. Точно так же каждая концепция психического развития, которой придерживается психолог (сознает он это или нет), заключает в себе и определенную теорию  обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Проблема обучения и развития

Для формирования и развития каждого психологического и поведенческого свойства индивида есть свой специфический  период, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и  воспитание детей. Он называется сензитивным  периодом развития данного свойства.

Сензитивный период [лат. sēnsus — чувство, ощущение] — период онтогенетического  развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью  к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения  и знаний.

Процесс индивидуального  развития каждого ребенка происходит в определенных условиях, в окружении  конкретных предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений  между ними. Все это вместе взятое составляет условия психологического развития ребенка. От них зависят  его индивидуальные особенности, использование  и превращение в соответствующие  способности тех или иных задатков, имеющихся с рождения, качественное своеобразие и сочетание психологических  и поведенческих свойств, приобретаемых  в процессе развития.

Одни и те же дети, движущие силы развития которых одинаковы, в  разных условиях, вероятно, будут психологически и поведенчески развиваться по-разному. Это касается скорости их развития и уровня достижений. Чем более  благоприятны условия для развития ребенка, тем большего он может достичь  за один и тот же период времени.

Особую роль в понимании  законов возрастного развития детей  играют понятия ведущего вида деятельности и ведущего типа общения. С представлениями  о психологическом развитии детей  также связано понятие возраста. В психологии сложилось два представления  о возрасте: физический возраст и  психологический возраст. Первый характеризует  время жизни ребенка в годах, прошедших с момента его рождения, а второй указывает на достигнутый  к этому времени уровень психологического развития. Анализ возрастных и когнитивных особенностей детей показывает, что в каждом возрасте обучение детей имеет свои особенности и по необходимости должно строиться по-разному с учетом этих особенностей. Задача психологии развития состоит в том, чтобы выработать научно обоснованные рекомендации по учету возрастных особенностей детей при определении целей, содержания и методов обучения с расчетом на то, чтобы обеспечить максимально быстрое продвижение детей разного возраста в психологическом развитии.

Есть две различные  точки зрения на процесс развития ребенка в целом. Согласно одной  из них этот процесс непрерывен, согласно другой – дискретен. Первая допускает, что развитие идет, не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь, поэтому  каких-либо четких границ, отделяющих один этап развития от другого, не существует. Согласно второй точке зрения развитие идет неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь, и это дает основание для выделения  стадий или этапов в развитии, качественно  отличающихся друг от друга.

Один из важнейших вопросов психологической теории учебной  деятельности, а также обсуждаемых  в ней процессов научения, обучения и учения состоит в выяснении  того, в какой мере все это вместе взятое влияет на психологическое и  поведенческое развитие человека. Исторически  сложились различные точки зрения по данному вопросу:

- Развитие полностью определяется научением, практически не зависит от имеющихся задатков, ни от созревания организма;

- Развитие совершенно не зависит от научения и определяется в основном только задатками, естественным созреванием организма и его возможностями;

- Развитие зависит от научения, но, кроме него, определяется также и естественным созреванием организма.

Рубинштейн писал о  тесной связи развития и обучения. Он отвергал идею о том, что ребенок  сначала развивается, а затем  воспитывается и обучается. Он считал, что ребенок развивается обучаясь и обучается, развиваясь.

На развитие человека влияют два основных фактора: биологический (наследственность, конституция, задатки) и социальная среда. Основой психического развития служит качественное изменение  социальной ситуации или деятельности субъекта. Для каждого этапа развития человека характерна своя логика развития, смена логики осуществляется при  переходе с этапа на этап, обучение ведет за собой развитие.

Выготский впервые определил  этапы умственного развития:

- уровень актуального развития – уровень, на котором ребенок находится в настоящий момент, который подразумевает выполнение определенной деятельности самостоятельно без помощи взрослых;

- зона ближайшего развития – возможность самостоятельного выполнения действий при помощи взрослых.

В процессе развития Выготский  выделяет: усвоение, присвоение, воспроизведение. Ученики Выготского разработали  две системы развивающего обучения. В основу легла теория зоны ближайшего развития  - теория о том, что обучение внутренне необходимый и всеобщий момент развития, хорошо только забегающее вперед обучение.

Давыдов в своем труде  «Проблемы развивающего обучения»  исходил из того, что традиционное начальное обучение культивировало в младших школьниках основы эмпирического  сознания и мышления или наглядно-образного  и конкретного мышления. Школа  Эльконина и Давыдова сделала  основной акцент на развитии теоретического (абстрактного) мышления.

При этом авторы признавали, что эмпирические обобщения и  возникающие на их основе представления  играют в жизни ребенка большую  роль. Эмпирическое сознание и мышление, развивались, опираясь при этом на сравнение  и формальное обобщение. Они позволяют  упорядочить окружающий предметный мир и ориентироваться в нем. В основе теоретического сознания и  мышления лежит содержательное обобщение. Человек, анализируя некоторую развивающую систему предметов, может обнаружить ее всеобщие основания (принцип решения математических задач). Теоретическое мышление состоит в том, чтобы создавать содержательные обобщения той или иной системы, а затем строить эту систему, выбирая возможности ее всеобщего основания.

В процессе обучения можно  выделить как минимум содержательную (чему учить), процессуальную (как обучать), мотивационную (как активизировать деятельность учащихся) и организационную (как структурировать деятельность преподавателя и учащихся) стороны. Каждой из этих сторон соответствует  ряд концепций.

Так, первой стороне соответствуют  концепции содержательного обобщения, генерализации учебного материала, интеграции учебных предметов, укрупнения дидактических единиц и др.

Процессуальной стороне - концепции программированного, проблемного, интерактивного обучения и др.

Мотивационной - концепции  мотивационного обеспечения учебного процесса, формирования познавательных интересов и пр.

Организационной - идеи гуманистической  педагогики, концепции педагогики сотрудничества, “погружения” в учебный предмет (М.П. Щетинин), концентрированного обучения и др. Все эти концепции в  свою очередь обеспечиваются технологиями. Например, концепции проблемного  обучения соответствуют такие его  технологии: проблемно-диалоговое обучение; проблемно-задачное; проблемно-алгоритмическое; проблемно-контекстное; проблемно-модельное; проблемно-модульное; проблемно-компьютерное обучение.

К средствам обучения относят  наглядные пособия, технические  средства обучения, дидактические материалы  и т.п. В последнее время существенно  изменились средства обучения. В связи  с появлением персональных компьютеров  возник новый вид процесса проблемного  обучения - проблемно-компьютерное обучение. Появление нового элемента (компьютера) в педагогической системе во многом может изменить ее функции и позволяет достичь нового педагогического эффекта.

Важнейшей задачей современного образования является создание условий  для саморазвития учащегося как  субъекта.

Современная наука подчеркивает, что задачи учебного процесса нельзя сводить лишь к формированию знаний, умений и навыков. Он призван комплексно влиять на личность, несмотря на то, что  образовательная функция является особенно специфичной для этого  процесса. Заметим, что грани между  образованием, воспитанием и развитием  в их узком смысле относительны и  некоторые аспекты их взаимно  пересекаются. Например, в понятие  “образование” часто включают усвоение не только фактических и теоретических  знаний, специальных умений, но и  формирование общеучебных умений и  навыков. В то же время интеллектуальные умения и навыки, входящие в общеучебные, часто относят к развитию личности.

Термины “образование”, “воспитание” и “ развитие ” употребляютсятакже и в более широком смысле. Тогда  воспитание (в широком смысле) включает в себя  обучение, образование  и воспитание (в узком смысле). Само образование в широком смысле предполагает уже не только формирование личностных качеств, но мировоззрения  и нравственности  личности.

Условное выделение образовательной, воспитательной и развивающей функций  полезно для практической деятельности преподавателей при планировании задач  обучения  на занятиях.

Образовательная функция (в  ее узком смысле) предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных  знаний и умений. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину  мира.

Специальные умения и навыки включают в себя только специфические  для конкретной отрасли науки. Например, по физике и химии это решение  задач, проведение лабораторных опытов, осуществление исследовательских  работ. Кроме специальных умений и навыков в процессе образования учащиеся овладевают общеучебными умениями и навыками, которые имеют отношение ко всем предметам, например, навыками работы с книгой, справочниками, навыками чтения и письма, рациональной организации домашнего труда.

Одновременно с образовательной  функцией, процесс  обучения  реализует  и воспитательную функцию. При этом у обучаемых формируется мировоззрение; нравственные, трудовые, эстетические, этические представления и взгляды; убеждения; способы соответствующего поведения и деятельности в обществе; система идеалов и ценностей, отношений к  личности.

Воспитательная функция  органически вытекает из самого содержания и методов  обучения , но вместе с  тем она осуществляется и посредством  специальной организации общения  преподавателя с обучаемым. Объективно  обучение не может не воспитывать  определенных взглядов, отношений, качеств  личности . Ведь формирование качеств  личности невозможно без усвоения ею определенных нравственных и других понятий, требований, норм. Суть воспитывающей  функции  обучения  состоит в  том, что она придает этому  объективно возможному процессу определенную целенаправленность и общественную значимость.

Информация о работе Роль обучения в развитии личности