Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:01, реферат
Правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики. Каждая концепция обучения, которой руководствуется педагог, психолог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития. Точно так же каждая концепция психического развития, которой придерживается психолог (сознает он это или нет), заключает в себе и определенную теорию обучения.
Введение…………………………………………………………
3
1.
Проблема обучения и развития………………………………...
4
2.
Структура процесса обучения………………………………….
11
3.
Характеристика процессов обучения………………………….
12
4.
Принципы обучения……………………………………………
14
Заключение………………………………………………………
16
Список использованных источников………………………….
17
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
(ЧитГУ)
Институт переподготовки и повышения квалификации
Кафедра психологии
Реферат
по дисциплине: ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАТСНАЯ ПСХОЛОГИЯ
тема: Роль обучения в развитии личности
Выполнил ст. гр. ПСЛ 10-01
Проверил:
______________
Чита 2012 г.
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 | |
1. |
Проблема обучения и развития………………………………... |
4 |
2. |
Структура процесса обучения…………………………………. |
11 |
3. |
Характеристика процессов обучения…………………………. |
12 |
4. |
Принципы обучения…………………………………………… |
14 |
Заключение…………………………………………………… |
16 | |
Список использованных источников…………………………. |
17 |
Введение
Обучение и развитие личности не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в сложном взаимоотношении.
Обучение только тогда эффективно, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии. Обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития. Где зона ближайшего развития — уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности.
Правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но и для педагогики. Каждая концепция обучения, которой руководствуется педагог, психолог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития. Точно так же каждая концепция психического развития, которой придерживается психолог (сознает он это или нет), заключает в себе и определенную теорию обучения.
1. Проблема обучения и развития
Для формирования и развития каждого психологического и поведенческого свойства индивида есть свой специфический период, когда разумнее всего начинать и активно вести обучение и воспитание детей. Он называется сензитивным периодом развития данного свойства.
Сензитивный период [лат. sēnsus — чувство, ощущение] — период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний.
Процесс индивидуального
развития каждого ребенка происходит
в определенных условиях, в окружении
конкретных предметов материальной
и духовной культуры, людей и отношений
между ними. Все это вместе взятое
составляет условия психологического
развития ребенка. От них зависят
его индивидуальные особенности, использование
и превращение в
Одни и те же дети, движущие силы развития которых одинаковы, в разных условиях, вероятно, будут психологически и поведенчески развиваться по-разному. Это касается скорости их развития и уровня достижений. Чем более благоприятны условия для развития ребенка, тем большего он может достичь за один и тот же период времени.
Особую роль в понимании
законов возрастного развития детей
играют понятия ведущего вида деятельности
и ведущего типа общения. С представлениями
о психологическом развитии детей
также связано понятие
Есть две различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом. Согласно одной из них этот процесс непрерывен, согласно другой – дискретен. Первая допускает, что развитие идет, не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь, поэтому каких-либо четких границ, отделяющих один этап развития от другого, не существует. Согласно второй точке зрения развитие идет неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь, и это дает основание для выделения стадий или этапов в развитии, качественно отличающихся друг от друга.
Один из важнейших вопросов
психологической теории учебной
деятельности, а также обсуждаемых
в ней процессов научения, обучения
и учения состоит в выяснении
того, в какой мере все это вместе
взятое влияет на психологическое и
поведенческое развитие человека. Исторически
сложились различные точки
- Развитие полностью определяется научением, практически не зависит от имеющихся задатков, ни от созревания организма;
- Развитие совершенно не зависит от научения и определяется в основном только задатками, естественным созреванием организма и его возможностями;
- Развитие зависит от научения, но, кроме него, определяется также и естественным созреванием организма.
Рубинштейн писал о тесной связи развития и обучения. Он отвергал идею о том, что ребенок сначала развивается, а затем воспитывается и обучается. Он считал, что ребенок развивается обучаясь и обучается, развиваясь.
На развитие человека влияют два основных фактора: биологический (наследственность, конституция, задатки) и социальная среда. Основой психического развития служит качественное изменение социальной ситуации или деятельности субъекта. Для каждого этапа развития человека характерна своя логика развития, смена логики осуществляется при переходе с этапа на этап, обучение ведет за собой развитие.
Выготский впервые определил этапы умственного развития:
- уровень актуального развития – уровень, на котором ребенок находится в настоящий момент, который подразумевает выполнение определенной деятельности самостоятельно без помощи взрослых;
- зона ближайшего развития – возможность самостоятельного выполнения действий при помощи взрослых.
В процессе развития Выготский
выделяет: усвоение, присвоение, воспроизведение.
Ученики Выготского разработали
две системы развивающего обучения.
В основу легла теория зоны ближайшего
развития - теория о том, что обучение
внутренне необходимый и
Давыдов в своем труде «Проблемы развивающего обучения» исходил из того, что традиционное начальное обучение культивировало в младших школьниках основы эмпирического сознания и мышления или наглядно-образного и конкретного мышления. Школа Эльконина и Давыдова сделала основной акцент на развитии теоретического (абстрактного) мышления.
При этом авторы признавали, что эмпирические обобщения и возникающие на их основе представления играют в жизни ребенка большую роль. Эмпирическое сознание и мышление, развивались, опираясь при этом на сравнение и формальное обобщение. Они позволяют упорядочить окружающий предметный мир и ориентироваться в нем. В основе теоретического сознания и мышления лежит содержательное обобщение. Человек, анализируя некоторую развивающую систему предметов, может обнаружить ее всеобщие основания (принцип решения математических задач). Теоретическое мышление состоит в том, чтобы создавать содержательные обобщения той или иной системы, а затем строить эту систему, выбирая возможности ее всеобщего основания.
В процессе обучения можно
выделить как минимум содержательную
(чему учить), процессуальную (как обучать),
мотивационную (как активизировать
деятельность учащихся) и организационную
(как структурировать
Так, первой стороне соответствуют
концепции содержательного
Процессуальной стороне - концепции программированного, проблемного, интерактивного обучения и др.
Мотивационной - концепции мотивационного обеспечения учебного процесса, формирования познавательных интересов и пр.
Организационной - идеи гуманистической педагогики, концепции педагогики сотрудничества, “погружения” в учебный предмет (М.П. Щетинин), концентрированного обучения и др. Все эти концепции в свою очередь обеспечиваются технологиями. Например, концепции проблемного обучения соответствуют такие его технологии: проблемно-диалоговое обучение; проблемно-задачное; проблемно-алгоритмическое; проблемно-контекстное; проблемно-модельное; проблемно-модульное; проблемно-компьютерное обучение.
К средствам обучения относят наглядные пособия, технические средства обучения, дидактические материалы и т.п. В последнее время существенно изменились средства обучения. В связи с появлением персональных компьютеров возник новый вид процесса проблемного обучения - проблемно-компьютерное обучение. Появление нового элемента (компьютера) в педагогической системе во многом может изменить ее функции и позволяет достичь нового педагогического эффекта.
Важнейшей задачей современного образования является создание условий для саморазвития учащегося как субъекта.
Современная наука подчеркивает,
что задачи учебного процесса нельзя
сводить лишь к формированию знаний,
умений и навыков. Он призван комплексно
влиять на личность, несмотря на то, что
образовательная функция
Термины “образование”, “воспитание” и “ развитие ” употребляютсятакже и в более широком смысле. Тогда воспитание (в широком смысле) включает в себя обучение, образование и воспитание (в узком смысле). Само образование в широком смысле предполагает уже не только формирование личностных качеств, но мировоззрения и нравственности личности.
Условное выделение
Образовательная функция (в ее узком смысле) предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных знаний и умений. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира.
Специальные умения и навыки
включают в себя только специфические
для конкретной отрасли науки. Например,
по физике и химии это решение
задач, проведение лабораторных опытов,
осуществление
Одновременно с
Воспитательная функция
органически вытекает из самого содержания
и методов обучения , но вместе с
тем она осуществляется и посредством
специальной организации