Роль эмоций регуляции деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование роли эмоций
Задачи работы:
Изучить характеристику эмоций
Рассмотреть функции эмоций
Выявить процессы управления эмоциями
Рассмотреть роль эмоций на деятельность человека

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Эмоции как особый класс психических процессов…….…………….5
Общая характеристика эмоций и их виды……………………………….5
Эмоциональные процессы и управление эмоциями………………...….17
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………19
Глава 2. Эмоциональная регуляция деятельности……………………...……..21
2.1. Взаимосвязь эмоций и деятельности………………………………………21
2.2.Роль эмоций на деятельность человека…………………………………….23
Вывод по 2 главе………………………………………………………………...34
Заключение………………………………………………………………………35
Список литературы………………………………………………………………38

Работа содержит 1 файл

32700-0Роль эмоций в регуляции деятельности.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

     Аналогичную точку зрения развил К.Ланге в  своей "сосудодвигательной теории" эмоций. Эмоции-аффекты, по Ланге, определяются состоянием иннервации и шириной сосудов, которые задействованы при этих эмоциях.

     Анализируя, например, грусть, Ланге говорит: "Устраните  усталость и вялость мускулов, пусть кровь прильет к коже и мозгу, появится легкость в членах, и от грусти ничего не останется". Для Ланге, таким образом, эмоция – это осознание происходящих в организме сосудодвигательных (вазомоторных) изменений и их последствий. Теория Ланге, таким образом, принципиально однородна с теорией Джемса. Поэтому обычно их объединяют и говорят о теории эмоций Джемса-Ланге. Но Джемс, не сужая так, как Ланге, физиологические основы эмоций, вместе с тем значительно более четко поставил основной вопрос о периферической или центральной обусловленности эмоций. Вокруг этой проблемы сосредоточилась в дальнейшем экспериментальная работа.

     Теория  Джемса-Ланге правильно отмечала существенную роль, которую играют в эмоциях органические изменения  периферического характера. Действительно, без вегетативных, висцеральных реакций нет эмоций. Они являются не только внешним выражением эмоций, но и существенным их компонентом. Если выключить все периферические органические изменения, которые обычно имеют место при страхе, то останется скорее мысль об опасности, чем чувство страха; в этом Джемс прав. Но теория Джемса-Ланге совершенно ошибочно свела эмоции исключительно к периферическим реакциям и в связи с этим превратила сознательные процессы центрального характера лишь во вторичный, следующий за эмоцией, но не включенный в нее определяющий ее акт. Современная физиология показала, что эмоции не сводимы к одним лишь периферическим реакциям. В эмоциональных процессах участвуют в теснейшем взаимодействии как периферические, так и центральные факторы. Психология не может этого не учитывать.  

Вывод по 2 главе. 

     Эмоции  регулируют психическую активность не специфично, а через соответствующие  общие психические состояния, влияя  на протекание всех психических процессов.

     Особенностью  эмоций является, их интегрированность, возникая при соответствующих эмоциогенных воздействиях, эмоции захватывают весь организм, объединяют все его функции в соответствующий генерализованный стереотипный поведенческий акт.

     Эмоции  возникают в ответ на ключевые для удовлетворения определенной потребности  особенности предметов. Отдельные биологически значимые свойства предметов и ситуаций вызывают эмоциональный тон ощущений. Они сигнализируют о встрече организма с искомым или опасным свойством предметов. Эмоции и чувства это субъективное отношение к предметам и явлениям, возникающее в результате отражения их непосредственной связи с актуализированными потребностями.

     Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны они или положительные, или отрицательные (потому что предметы либо удовлетворяют, либо не удовлетворяют соответствующие потребности). Эмоции побуждают к стереотипным формам поведения. Однако особенности человеческих эмоций определяются общим законом психического развития человека высшие образования, высшие психические функции, формируясь на основе низших функций, перестраивают их. Эмоциональнооценочная деятельность человека неразрывно связана с его понятийнооценочной сферой. И эта сфера сама влияет на эмоциональное состояние человека.  

Заключение. 

     Проблема  эмоций в современной психологии разработана существенно меньше, чем другие сферы психологического знания. Несмотря на то, что эмоции всегда пользовались самым пристальным вниманием, интерес к ним стал гаснуть по мере того, как стали накапливаться неудачи в процессе поиска достаточно валидных и эффективных средств для их объективного изучения. Поэтому нерешенных вопросов психологии эмоций значительно больше, чем решенных и разработанных. Существующие теории эмоций в основном касаются отдельных аспектов проблемы и объясняют далеко не все, что касается эмоций.

     А.Н. Леонтьев справедливо полагал, что  основная трудность при изучении эмоциональных явлений заключается  в том, что эмоции рассматриваются  без достаточно четкой дифференциации их на различные подклассы, которые  отличаются друг от друга не только генетически, но и функционально. К тому же термины «аффект», «эмоция», «чувство» часто используются как тождественные, что не добавляет ясности концепциям. Нередко за чувства принимаются самооценка, нравственные качества, ощущения.

     Психология  эмоций принципиально отличается от других психологических проблем и, прежде всего, отличием эмоциональных явлений от когнитивных. И, хотя общепризнано, что любое психическое явление выполняет две основные функции - отражения и регуляции, необходимо отметить, что эмоциональные явления осуществляют их иначе, чем когнитивные процессы. Эмоции - более древняя форма отражения, чем более осознанные и опосредованные речью познавательные процессы. Тесная связь эмоций с потребностями и сферой бессознательного, субъективность, полярность и многообразие проявлений - важнейшие качества, составляющие специфику эмоций, существенно отличающие ее от других психических процессов. При этом эмоциональные и познавательные процессы тесно взаимодействуют, но они не тождественны.

     Также очень важным и до конца не решенным остается вопрос классификации эмоций. Каждый автор предлагает свои, далеко не исчерпывающие понятия эмоциональных явлений, критерии для основания классификации эмоций. В качестве критериев (параметров эмоций) выступают: характер потребностей (витальные, базальные, небазальные); уровень эмоций (простые, сложные); их знак (положительные, отрицательные); их связь с модальностью ощущений и восприятий; их связь с опытом (врожденные, приобретенные); степень осознанности эмоций (осознанные, неосознанные); отношение к состоянию активации (активизирующие, успокаивающие); их объект (направленность на себя или вовне); их интенсивность (сильные, слабые); длительность (кратковременные, длительные); их отношение к деятельности (ведущие, не ведущие) и т.д. Тем не менее, на сегодняшний день выработаны общие подходы к пониманию и определению эмоций. Также общепринятыми являются следующие функции эмоций: отражательно-оценочная, переключающая, подкрепляющая, компенсаторная (замещающая), побудительная, дезорганизующая, предвосхищающая, эвристическая, экспрессивная, функция «аварийного» разрешения ситуации, функция синтезирующей основы образа, целостности отражения, функция активации и мобилизации организма.

     Доказано, что эмоции влияют на восприятие, память, мышление, поведение человека. Установлено, что эмоции лежат в основе социальных связей и являются немаловажными составляющими темперамента и личности. Никто не оспаривает необходимость исследования эмоций, их функций в различных возрастных группах для понимания полноценного развития личности, а также для диагностики и лечения психических нарушений. Многочисленные исследования, направленные на изучение влияния эмоций на физическое самочувствие человека, показали, что позитивные эмоции таят в себе целительные силы широкого спектра не только в плане здоровья, но и в смысле повышения эффективности интеллектуальной, трудовой, творческой деятельности. В то время как негативные эмоции в определенных условиях не только подрывают физическое и душевное здоровье, но и самым пагубным образом влияют на личностное развитие, межличностные отношения и взаимодействия с другими людьми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 

  1. Аболин  Л.М. Эмоциональная устойчивость и  пути ее повышения // Вопросы психологии. - 1989. - № 4
  2. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. - Рига, 1984.
  3. Бровина Л.В., Сергеева Т.А. Хрестоматия по психологии.- М.: Флинта, 2008, 240 с
  4. В.Вилюнас. Психология эмоций.- М., Просвещение, 2008, 250с
  5. Волынкина Г.Ю., Суворов Н.Ф. Нейрофизиологическая структура эмоциональных состояний человека. - Л., 1981.
  6. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч. Т. 4. - М., 1984. - С. 90-318.
  7. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. - М., 1966.
  8. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1987.
  9. Годфруа Ж., Что такое психология: В 2 т. Т 1, 2. - М.: Мир, 1992.
  10. Дарвин Ч. «Выражение эмоций у человека и животных», Москва, изд-во Просвещение, 1977
  11. Запорожец А.В. Роль Л.С. Выготского в разработке проблемы эмоций // Научное творчество Л.С. Выготского и современная психология. - М.: Педагогика, 1981. - С. 57-63.
  12. Злобин А.Т. К классификации эмоций // Вопросы психологии. - 1991. - № 4. - С. 96-99.
  13. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000.
  14. Изюмова С.А., Аминов Н.А. О физиологической природе связей между эмоциональной устойчивостью и свойствами нервной системы // Вопросы психологии. - 1978.- № 5 . - С . 128-133.
  15. Леонтьев А.Н. «Эмоциональные процессы», Москва, изд-во МГУ, 1984
  16. Мироненко В.В., Петровский А.В. Хрестоматия по психологии.- М.: Просвещение, 1987, с 150
  17. Р.С. Немов. Учебное пособие для педагогических институтов и училищ. Москва. «Просвещение». 1990 г.
  18. Психология. Словарь/ под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп.- М., Политиздат, 1990.
  19. Путляева Л.В. О функциях эмоций в мыслительных процессах // Вопросы психологии. - 1979. - С. 28.
  20. Раппопорт С.X. Искусство и эмоции. - М., 1972.
  21. Рейковский Я. «Экспериментальная психология эмоций», Москва, изд-во Прогресс, 1979
  22. Рубинштейн С. Л. «Различные виды эмоциональных переживаний», Москва, изд-во МГУ, 1984
  23. Симонов П.В. Эмоции и воспитание (вопросы воспитания в свете информационной теории эмоций) // Вопросы философии. - 1981. - № 5. - С. 39-48.

Интернет - источники:

24) www.psychology.ru;

25) www. flogiston.ru;

26) psychology-online.net;

27)www.ido.rudn.ru;

Информация о работе Роль эмоций регуляции деятельности