Рисуночная терапия как средство снижения агрессии младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:57, дипломная работа

Описание работы

Изучение и профилактику негативных явления в поведении людей в любом обществе можно отнести к проблеме первостепенной важности. Особую значимость эта проблема приобретает в государствах, находящихся в состоянии социально-экономического кризиса. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка , сложившаяся в настоящее время в нашем обществе порождает повышенную тревожность, духовную опустошенность детей , влекущие за собой жестокость и агрессивность. В связи с этим в последнее время вызывают озабоченность рост числа нарушений поведения у детей, начиная с младшего школьного возраста: побегов из дома, воровства, намеренной лживости, прогулов школы, актов вандализма, разрушений чужой собственности, нападений на людей, случаев физического и сексуального насилия, жестокости по отношению к людям или животным, суицидального поведения.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы рисуночной терапии как средства снижения уровня агрессии младших школьников
Психолого-педагогические исследования применения метода рисуночной терапии в коррекционной работе с младшими школьниками
Причины возникновения агрессии , особенности ее проявления у детей младшего школьного возраста
Рисуночная терапия как средство снижения уровня агрессии младших школьников
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по исследованию эффективности рисуночной терапии как средства снижения уровня агрессии младших школьников
2.1. Выявление уровня агрессии младших школьников
2.2. Опытно-экспериментальная работа по снижению уровня агрессии младших школьников посредством рисуночной терапии
2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы
Заключение
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 35.35 Кб (Скачать)

В свете теории социального  научения, предложенной Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое  социальное поведение, которое усваивается  и поддерживается в основном точно  так же, как и многие другие формы  социального поведения. Теория социального  научения рассматривает агрессию как  социальное поведение, включающее в  себя действия, «за которыми стоят  сложные навыки, требующие всестороннего  научения». Например, чтобы осуществить  агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие  движения при физическом контакте будут  болезненными для жертвы, а также  нужно понимать, какие именно слова  или действия причиняют страдания  объектам агрессии. Поскольку эти  знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия – это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность  – относительно устойчивая черта  личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение  другого, как враждебное. В силу своей  устойчивости и вхождения в структуру  личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

Агрессивное поведение-одна из форм реагирования на различные  неблагоприятные в физическом и  психическом отношении жизненные  ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т.д. Психологически агрессивное  поведение выступает одним из  способов решения проблем, связанных  с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой  и ростом чувства собственной  ценности, самооценки, уровня притязаний, с сохранением и усилением  контроля над существенным для субъекта окружением.

Согласно многочисленным исследованиям, сейчас проявления детской  агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения  поведения, с которыми приходится иметь  дело взрослым – родителям и специалистам ( воспитателям, психологам, психотерапевтам). Сюда относятся вспышки раздражительности, непослушание, избыточная активность, драчливость, жестокость. У подавляющего большинства детей наблюдается  прямая и косвенная вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий, до прямых оскорблений и угроз. У  многих детей отмечаются случаи смешанной  физической агрессии-как косвенной (разрушение чужих игрушек, порча  одежды сверстника, лежачей возле  его постели и пр.), так и  прямой (дети бьют сверстников кулаком  по голове или лицу, кусаются, плюются  и т.п.). Такое агрессивное поведение  всегда инициативно, активно, а иногда и опасно для окружающих, и потому требует грамотной коррекции.

Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:

стремление привлечь к  себе внимание сверстников, стремление получить желанный результат, стремление быть главным, защита и месть , желание  ущемить достоинство другого  с целью подчеркнуть свое превосходство.

У детей, как и у взрослых, существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность  и враждебная деструктивность. Первая – механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к  адаптации. Она побуждает ребенка  к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов  и служит для развития познания и  способности положиться на себя.

Вторая – не просто злобное  и враждебное поведение, но и желание  причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения  обычно бывают конфликты, становление  агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в  раннем возрасте и стараются управлять  ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: ее простейшим выражением являются реакции  ярости и гнева. Генетически агрессивность  связана с y-хромосомами: ученые установили, что она особенно присуща мальчикам, имеющим при некоторых генетических аберрациях такую дополнительную хромосому.

Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение  детей, обычно выделяют: недостаточное  развитие интеллекта и коммуникативных  навыков, сниженный уровень саморегуляции, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения  в отношениях со сверстниками. Следует  подчеркнуть, что в большинстве  случаев агрессивное поведение  наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания  своего превосходства, когда агрессия используется как средство достижения определенной цели. И максимальное удовлетворение дети получают при получении  желанного результата-будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка, - после чего агрессивные действия прекращаются.

И.А.Фурманов делит агрессивное  поведение детей на две формы: 1) Социализированная. Дети обычно не имеют  психологических нарушений, у них  низкий моральный и волевой уровень  регуляции поведения, нравственная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Они обычно используют агрессию для привлечения  внимания, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции ( кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи). Такое  поведение направлено на получение  эмоционального отклика от других или  отражает стремление к контактам  с сверстниками. Добившись внимания партнеров, они успокаиваются и  прекращают свои вызывающие действия.

у этих детей агрессивные  акты мимолетны, обусловлены обстоятельствами и не отличаются особой жестокостью. Агрессия носит непроизвольный, непосредственный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными, а выпады против сверстников – готовностью  сотрудничать с ними. Ребята обычно используют физическую агрессию (прямую или косвенную), поступки отличаются ситуативностью, наиболее яркие эмоции наблюдаются в момент самих действий и быстро угасают. Такие младщие школьники имеют весьма невысокий статус в группе сверстников- их не замечают, не принимают всерьез либо избегают. Наиболее яркая характеристика, которую им дают сверстники: « во все вмешиваются, кричат, бегают, все портят и всем мешают». Поведение похоже на проявления гиперкинетического синдрома, только более целенаправленно и агрессивно.

2) Несоциализированная.

Дети обычно страдают какими-нибудь психическими расстройствами  (эпилепсия, шизофрения, органические поражения  головного мозга) с негативными  эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут  возникать спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются высокая тревожность, эмоциональное напряжения, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это чаще всего проявляется прямой вербальной и физической агрессией. Эти ребята не пытаются искать сотрудничества со сверстниками, часто сами не могут внятно объяснить причины своих поступков. Обычно агрессивными действиями они либо просто разряжают накопившееся эмоциональное напряжение, либо получают удовольствие от причинения неприятностей другим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типология агрессивного поведения.

Агрессивность условно можно  разделить на разные категории.

По направленности на объект разделяют

на внешнюю (гетеро), характеризующуюся  открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц  (прямая агрессия) либо на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение (смещенная агрессия).

Ребенок набрасывается с  кулаками на своего обидчика или «срывает злость» на окружающих, издевается над животными, портит вещи обидчика и пр.;

внутреннюю (ауто), характеризующуюся  выражением обвинений или требований, адресованных самому себе. Ребенок  мучается «угрызением совести», занимается самонаказанием, а иногда и самоистязанием(грызет ногти, кусает, царапает, бьет себя по голове и т.д.)

По способу выражения  существуют

произвольная, возникающая  из желания, намеренная воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с  кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить;

непроизвольная, представляющая собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева  или ярости, когда действие неподконтрольно  субъекту и протекает по типу аффекта. Наиболее иллюстративной в данном случае может быть детская истерика, когда  ребенок бросает в обидчика все, что подвернется под руку, всех оскорбляет .

По конечной цели выделяют

Инструментальную(конструктивную), когда действия имеют позитивную ориентацию и направлены на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется при этом лишь в качестве средства(здесь рассматривают индивидуальную инструментально-своекорыстную и  бескорыстную, а также социально  мотивированную инструментальную-асоциальную  и просоциальную агрессию). Например, врач, который делает операцию больному с целью спасти его жизнь, причиняет ему совершенно определенную физическую боль и душевные страдания;

враждебную( деструктивную), когда в действиях прослеживается стремление к насилию, а их целью является нанесение вреда другому человеку. Большинство преступлений против жизни, чести, достоинства, прав и имущества других людей можно отнести к этой категории агрессии.

По форме выражения  различают

физическую агрессию – предпочтительное использование физической силы против другого лица ( драка, толчки, подножки и пр.);

вербальную агрессию – выражение негативных чувства как через форму (крик, визг)  или через содержание ( оскорбления, ругань, сплетни, распускание слухов) словесных ответов;

косвенную агрессию-действия, направленные окольным путем на другое лицо, хоть как-то связанное с обидчиком ) например, когда несправедливо наказанный учителем школьник бьет учительского любимчика) или ни на кого не направленные;

негативизм – оппозиционная  форма поведения, направленная против авторитета или руководства; это  поведение может нарастать от пассивного сопротивления ( часто детское  упрямство, «неразговаривание») до активной борьбы против установившихся обычаев  и законов (забастовки, митинги). [23c.]furmanov

 

Физическая агрессия (нападение) – это использование физической силы против другого лица.

Физическая агрессивность  проявляется у детей достаточно часто. Ребенок может разъяриться, осыпать ударами того, кто находится  рядом, нападать на детей младше себя или даже на взрослых. Обычно больше всего досаждает родителям то, что дети в семье ссорятся и  дерутся. Желание драться, ровно  как щипаться или кусаться исподтишка, - это далеко не всегда признак ненормальности ребенка.


Информация о работе Рисуночная терапия как средство снижения агрессии младших школьников